Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Иконникова Ирина Михайловна

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9-го класса  разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев / М.: «Русское слово», 2009 года,  учебника  « Литература. 9 класс. Автор-составитель: Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. -  Москва ,«Русское слово», 2010 г., который соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы.

На изучение литературы в 9-ом классе отведено 102 часа (3 часа в неделю).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc72 КБ
Microsoft Office document icon ktp_l9.doc253 КБ
Microsoft Office document icon tp_l9.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9-го класса  разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев / М.: «Русское слово», 2009 года,  учебника  « Литература. 9 класс. Автор-составитель: Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. -  Москва ,«Русское слово», 2010 г., который соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы.

На изучение литературы в 9-ом классе отведено 102 часа (3 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на  текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умения оценивать и анализировать художественные произведения.

 

 

Цели и задачи обучения:

  • воспитание духовно развитой личности;
  • формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Важнейшими умениями в 9 классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  • выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

 

Содержание программы

9 класс

102 ч.

Введение (1ч.)

Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно- исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления 18-19 и 20 веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

Древнерусская  литература (5ч. +1ч.)

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности. Проблема авторства «Слова». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово» и традиции билинного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова».

 

Литература XVIII века (11ч. + 1ч.)

Основные тенденции развития русской литературы в 18 веке. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д.Кантемира и В.К.Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова. Расцвет отечественной драматургии (А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин).

Д.И.Фонвизин. «Сатиры смелый властелин». Комедия «Недоросль» (обобщение изученного в 7-ом классе), её идейное содержание, композиция. Поблематика. Идеал честного человека в комедии.

Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия». Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Опорные понятия:  теория «трёх штилей», классицизм и сентиментализм как литературное направление.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады, рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе 18 века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

 

Литература русского романтизма первой четверти XIX века (3ч.)

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, Е.А.Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русском и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

 

Русская литература первой половины XIX века (37ч. + 9ч.)

А.С. Грибоедов

Жизненный путь и литературная судьба А.С.Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала 19 столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У.Шекспира и Ж.Б.Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А.Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»)

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С.Грибоедова , сценическая история комедии «Горе от ума».

 

А.С.Пушкин

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви  и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.) : « К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд», «Осень», «Стансы», «К…», «Я вас любил», «Бесы», «Я памятник воздвиг себе  нерукотворный». Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повести Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии,  мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина – художника; христианские мотивы в творчестве  писателя. «Чувства добрые» как центральные лейтмотивы пушкинской поэтики, критерии оценки литературных и жизненных явлений. «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской  хандры и её преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины  жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г.Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментирования, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С.Пушкина и поэта Дж.Г.Байрона; образы В.А.Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине»

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С.Пушкина.

 

М.Ю. Лермонтов

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики ( назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон», «Я жить хочу..»,  «Смерть поэта», «Поэт», «И скучно, и грустно», «Молитва», «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его  герой. Индивидуализм Печорина его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г.Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю.Лермонтова. «Герой нашего  времени» в театре и кино.

 

Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Поэма «Мёртвы души» как вершина произведения художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мёртвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин: история сюжета «Мёртвых душ»; образ скупца в поэме Н.В.Гоголя и мировой

литератере.

Межпредметные связи: поэма «Мёртвые души» в иллюстрациях художников (А.Агнин, П.Боклевский, Кукрыниксы).

 

Литературный процесс  второй половины XIX века

(Обзор с обобщением изученного)

(10ч.)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 –х годов. Расцвет социально-психологическойпрозы(произведения И.А.Гончарова и  И.С.Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина («История одного  города»)

Лирическая ситуация 50-80-х годов 19 века (поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета).

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия.

 

Литература XXвека

(Обзор с обобщением изученного)

(22ч. + 3ч.)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А Куприн). Драма М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины 20 века (проза М.Шолохова, А.Толстого, М.Булгакова).

Литературный процесс 50-80 –х годов (проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына, поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого).

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (произведения В.Астафьева, В.Распутина, Л.Петрушевский, В.Пелевина и др., лирика И.Бродского, О.Седаковой и др.).

Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.

Рекомендации для летнего чтения

 

Литература и средства обучения

I. Основная литература

1. «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор- составитель Г.С.Меркин / Москва, «Русское слово», 2009 г.

2.Учебник «Литература 9 класс» ( автор - Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А., в двух частях/ Издательство    «Русское   слово», Москва, 2014г.

II. Дополнительная литература

1. Витинова И.Е. «Поурочные разработки по литературе. 9 класс»/ Издательство «Вако», Москва, 2012 г.

2. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»/ Издательство « Айрис-пресс»,2010 г.

3. Золотарёва И.В., Егорова Н.В..«Поурочные разработки по литературе. 9 класс»/ Издательство «Вако»,                        Москва. 2012 г.

4. Крутецкая В.А. « Литература в таблицах и схемах. 9 класс»/ Издательство «Литера», Санкт-Петербург, 2010             г.

5. Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2010г.

 



Предварительный просмотр:

Календарно - тематический план                      Литература      9 класс

Программа Г.С.Меркина

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

102 ч.

Из них

Дата проведения занятия

РР

13 Час.

Сочинение

 8 Час.

Внеклассное чтение

11

Час.

1 четверть (27ч., из них 4 р/р, 1вн. чтение)

I

Введение

1

1.

Литература как искусство слова.

Роль литературы в духовной жизни человека.

1

II

Древнерусская литература

5

2.

Древнерусская литература. Обзор.

1

3.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

4.

 «Слово…» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение. Идея «Слова…».

1

5.

Образы «Слова…». Образ автора.  Художественные особенности «Слова…».

1

6.

Р.р. Обучение сочинению.

1

1

1

III

Литература XVIII века

12

7

Литература XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве.

1

8

М.В. Ломоносов – реформатор русского  языка, стихосложения, ученый, поэт.

1

9.

«Ода на день восшествия…» - произведение русского классицизма: тематика, композиция.

1

10.

Г.Р. Державин – поэт и гражданин. Тематика стихотворений.

1

11.

Семинар. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р.Державина для дальнейшего развития поэтического слова.

1

12.

Д.И.Фонвизин. «Сатиры смелый властелин». Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция.

1

13.

Идеал честного человека в комедии «Недоросль».

1

14.

Р.р. Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки». Тема воспитания и образования в комедии.

1

1

15.

Вн.чтение Д.И.Фонвизин «Бригадир».

1

1

16.

Жизненный подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Жанровое своеобразие.

1

17.

Сентиментализм. Н.М.Карамзин – писатель, критик, историк.  Повесть «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма.

1

18.

Итоговый урок по разделу «Русская  литература XVIII века». Зачёт.

1

IV.

Литература русского романтизма первой четверти XIX века

3

19.

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти ХІХ века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности.

1

20.

Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова,  В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева.

1

21.

Творчество Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

1

V.

Русская литература первой половины XIX века

46

А.С.Грибоедов

7

22.

Вн.чтение

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. (По книге Ю.Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара».)

1

1

23.

Творческая история комедии «Горе от ума».  Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

1

24.

Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала ХІХ столетия.

1

25.

Чацкий и Молчалин в комедии.

Р.р. Сравнительная характеристика героев.

1

1

26.

Особенности создания характеров и специфика языка   комедии «Горе от ума».

1

27.

Р.р. И.А.Гончаров о комедии «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). Обучение конспектированию.

1

1

2 четверть (24 часа, из них 3 р/р, 2 вн.чтение)

28.

Р.р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

1

1

А.С.Пушкин

18

29.

Вн.чтение

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. (По книге Ю.Тынянова «Пушкин»)

1

1

30.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики.

1

31

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.

1

32.

Лирика любви:  «На холмах Грузии..», «К*», «Я вас любил…» и др.

1

33.

Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина.

1

34.

Романтическая   поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика.

1

35.

Вн.чтение

А.С. Пушкин.  «Повести  Белкина», их реализм.  (Общая характеристика)

1

1

36.

Вн.чтение

А.С. Пушкин. «Маленькие трагедии»

1

1

37.

Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров.

1

38.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. История создания, нравственно-философская проблематика, композиция.

1

39.

Автор и его герой в образной системе романа.

1

40.

Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пёстрых глав».

1

41.

Онегин и Ленский.

1

42.

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

1

43.

Картины жизни русского дворянства в романе.

1

44.

В.Г.Белинский о романе.

 Р.р. Конспектирование статьи

В.Г. Белинского.

1

1

45.

Р.р. Сочинение по творчеству

А.С. Пушкина.

1

1

1

46.

 Вн.чтение

Английский романтизм. Страницы биографии Байрона. Лирика поэта – отражение настроений эпохи. Тема разочарования и одиночества в «Паломничестве Чайльд Гарольда» Байрона.

1

1

М.Ю.Лермонтов.

12

47.

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова.

1

48.

Темы и мотивы лермонтовской  лирики. Тема  назначение поэта и поэзии.

1

49.

Свобода и одиночество в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

50.

Судьба поэта и его поколения, патриотические  мотивы лирики

М.Ю. Лермонтова.

1

51.

Вн.чтение. М.Ю.Лермонтов. «Княгиня Лиговская».

1

1

3 четверть (30 часов, из них 3р/р, 2 вн.чтение)

52

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» как  первый русский философский  роман в прозе. Своеобразие композиции, система образов.

1

53.

Автор и его герой в романе «герой нашего времени».

1

54.

Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

1

55.

«История души человеческой» как главный объект повествования в романе. Мастерство психологической обрисовки характеров.

1

56.

Роман «Герой нашего времени» в оценке русской критики.

1

57

Р.р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1

1

58.

Вн.чтение.

Произведения современных авторов о подростках. Т.Крюкова «Костя + Ника».

1

1

Н.В.Гоголь

9

59.

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя.

1

60.

Поэма «Мёртвые души» как вершинное произведение художника: творческая история создания, особенности жанра и композиции.

1

61.

Типические образы помещиков, мастерство Гоголя в изображении характеров.

1

62.

Образ Плюшкина в поэме.

1

63.

Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме.

1

64.

Фигура автора и роль лирических отступлений.

1

65.

Значение «вставной» «Повести о капитане Копейкине».

1

66

Р.р. Сочинение по поэме  Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

1

1

1

67.

Вн.чтение

М.Булгаков. «Похождения Чичикова».

1

1

VI.

Литературный процесс  второй половины XIX века

10

68.

«Золотые» и «серебряные» нити русской литературы. Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890-х годов.

1

69.

Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова – Щедрина.

1

70.

Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова – Щедрина. Сказки.

1

71.

Лирическая ситуация 50-80- годов ХІХ века (поэзия Ф.И. Тютчева, А.А.Фета).

1

72.

Эмоциональное богатство поэзии Н.А. Некрасова.

1

73.

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра. Пьеса «Бедность не порок»

1

74.

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

 

1

75.

Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Тип петербургского мечтателя.

1

76.

Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков.

Рассказы «Палата №6», «Мужики», «В овраге».

1

77.

Нравственные и философские уроки русской классики ХІХ столетия. Зачетная работа по литературе 19 века.

1

VII.

Литература XX века

25

78.

Своеобразие русской прозы рубежа веков

(М.Горький, И. Бунин, А. Куприн).

1

79.

Драма М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

1

80.

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи.

1

81.

А.Блока. В поэтической мастерской поэта.

Р.р. Анализ лирического произведения

1

1

4 четверть (21 час, из них 3р/р, 2 вн.чтение)

82.

С.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике поэта.

1

83.

В.В. Маяковский. Лирика. Новаторство поэта.

1

84.

М.И. Цветаева. Судьба и творчество.

1

85.

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество.

1

86.

Лирика Б.Пастернака. Философские мотивы.

1

87.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству поэтов Серебряного века.

1

1

1

88.

Своеобразие отечественного романа первой половины ХХ века (проза М.Шолохова, А.Толстого, А.Твардовского, М. Булгакова). Обзор.

1

89.

М. Булгаков «Собачье сердце». Ориентация на духовные, очистительные  ценности России.

1

90.

М.Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека».

1

91.

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы в рассказе.

1

92.

Литературный процесс 50-80-х годов.  Обзор.

1

93.

В.Распутин. «Прощание с Матерой». Тема исторической памяти.

1

94.

Вн.чтение

В.П. Астафьев. «Пастух и пастушка».

1

1

95.

Литературный процесс 50-80-х годов (поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б. Окуджавы, В.Высоцкого).

1

96.

Новейшая русская проза  80-90-х годов (произведения В.Астафьева, В.Распутина, Л.Петрушевской, В.Пелевина).

1

97.

Новейшая русская поэзия  80-90-х годов (лирика И.Бродского, О.Седаковой).

1

98.

Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

99.

Р.р. Сочинение по русской литературе XX века.

1

1

1

100.

Р.р. Написание сочинения  по русской литературе XX века.

1

1

1

101.

Вн. чтение

 Проза последних десятилетий. (А.Лиханов. «Никто»/ В.Распутин. «В ту же землю» / А.Афанасьев. «Грешная женщина».)

1

1

102.

Рекомендации для летнего чтения.

1

  Итого

102

13

8

11



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по дисциплине «Литература»       9 класс

Программа Г.С.Меркина

Всего часов – 102  Внеклассное чтение -  7 час.  Развитие речи – 13 час. Сочинения -8

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, (102 час.)

Из них

РР

13час.

Сочинения

8 час.

Внеклассное чтение

7 час.

I

Введение

1

II

 Древнерусская литература

5

1

1

III

Литература XVIII века

12

1

1

IV

Литература русского романтизма первой четверти XIX века

3

V

Русская литература первой половины XIX века

46

А.С.Грибоедов

7

3

1

А.С.Пушкин

18

2

1

1

М.Ю.Лермонтов

12

1

1

2

Н.В.Гоголь

9

1

1

1

VI

Литературный процесс  второй половины XIX века

10

VII

Литературы 20 века

25

4

3

2

М.Горький

2

А.А.Блок

1

С.А.Есенин

1

В.В.Маяковский

1

А.А.Ахматова

1

М.И.Цветаева

1

Б.Л.Пастернак

1

М.М.Булгаков

1

М.А.Шолохов

1

А.И.Солженицын

1

В.Г.Распутин

1

В.П.Астафьев

1

Литературный процесс 50-80-х годов

1

Новейшая русская проза  80-90-х годов

1

Новейшая русская поэзия  80-90-х годов

1

 Итого

102

13

8

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....