Разработка урока: Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Аношина Анна Валерьевна

Разработка урока: Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_tvorchestvu_v.t._shalamova.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: литература

Курс 1

Семестр 2

Тема: Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова.

Количество часов на данное занятие: 2

Мотивация

Особое внимание в современных литературных исследованиях уделяется исследованию художественного мира русских писателей ХХ века. Литературный процесс этого времени отразил новую фазу общественно-исторического развития, с которой связана переоценка всех ценностей, трагические «смыслоутраты» и «богоутраты», связанные, в том числе, с появлением тоталитарных государств, фашистских и сталинских концлагерей, в которых гибли миллионы людей. Варлам Тихонович Шаламов в лагерях и тюрьмах провел около 20 лет и трагические «смыслоутраты» испытал на собственном «отрицательном» опыте. В своих произведениях он создал уникальную модель осмысления действительности, в которой нашли отражение кризис культурного и общественного сознания и собственное трагическое мироощущение.

Цель:

-- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Задачи:

  • познакомить с трагической судьбой Варлама Тихоновича Шаламова;
  • выявить особенности «новой прозы» "Колымских рассказов"; выявить художественные способы и приемы отображения Шаламовым своего «отрицательного опыта» пребывания в сталинских лагерях;
  • развивать навыки литературоведческого анализа;
  • формировать гражданскую позицию обучающихся.

Слово учителя

30 октября Всероссийский День памяти жертв политических репрессий. Напоминание нам о трагических страницах нашей истории.

Лучшие люди страны - учёные и писатели, инженеры и дипломаты, художники и военные - пребывали за колючей проволокой. Тех, кто пострадал за свои убеждения, называли политзаключёнными.

Система тюрем, следственных изоляторов, и лагерей опутала всю страну. ГУЛАГ стал символом произвола и насилия.

Страшно звучат слова наркома Ежова о том, что население страны делится на три категории: заключённые, подследственные и подозреваемые.

Всего с 1930 по 1953 год в бараках лагерей и колоний побывало 18 млн. человек. Каждый пятый из них - политзаключённый. Расстреляно 786 тысяч человек.

Жертвами массового насилия стали десятки миллионов наших сограждан, и затронуло оно в той или иной степени практически всех. От государственного террора в нашей стране пострадало множество литераторов:

  • Борис Пильняк 28 октября 1937 года арестован у себя на даче в Переделкино и 21 апреля 1938 года расстрелян.
  • Исаак Бабель 16 мая 1939 года был арестован на даче в Переделкино и 27 января 1940 года был расстрелян.
  • Осип Мандельштам дважды отбывал срок в ссылке по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности. В официальной справке, полученной вдовой поэта, сказано, что он скончался 27 декабря 1938 года в дальневосточном лагере.
  • Борис Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии.
  • Муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон и дочь Ариадна были арестованы.
  • В 1935 году был арестован единственный сын Анны Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв.

Имя В.Т.Шаламова занимает в этом перечне особое место. Впервые арестованный в 1929 году по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания В.И.Ленина (это было знаменитое письмо XII съезду партии), молодой писатель провёл в лагерях Западного Урала около трёх лет. В 1937 году его арестовали вновь и отправили на Колыму. На его судьбу выпало почти 20 лет тюрьмы, лагерей, ссылки, одиночество и забытость в последние годы жизни, проведённые в доме для престарелых и психиатрической больнице.

Трагедия Варлама Шаламова отнюдь не была уникальной. Такова реальность страны с тоталитарным режимом: через лагеря в нашей стране прошли миллионы безвинных. Известно, что труд заключённых в 30-е гг. интенсивно использовался для освоения дальневосточных  и северных окраин СССР. Малонаселённость и суровая природа этих мест создавали идеальные условия для изоляции больших масс людей. В энциклопедии «История России и её ближайших соседей», изданной в 2000 году, зафиксировано: «Самыми страшными лагерями были колымские. В лагерях люди умирали, прежде всего, от голода и связанных с ним болезней. На Колыме ещё в 1928 году нашли месторождение золота, а позднее и других полезных ископаемых. Осваивать ледяную пустыню заключённым приходилось буквально с нуля, оплачивая тысячами и тысячами жизней строительство городов и посёлков в вечной мерзлоте».

Шаламов, предвидя, что его проза вызовет много вопросов, что она будет сложна для восприятия, написал ряд теоретических работ («О прозе», 1965; «Новая проза», 1971), в которых объяснял, в чём состоит её своеобразие, его размышления о том, как надо писать о лагере.

Выступление учащегося

Свои «Колымские рассказы» Шаламов обозначил как «новую прозу», имея ввиду как их идейно-концептуальную, так и чисто эстетическую новизну.

Шаламов считал, что сама тема, необычная и сложная, диктует писателю определённые художественные принципы. Прежде всего «новая проза» должна раскрывать жизненно важную тему. Сквозная тема «Колымских рассказов» - лагерь, как школа зла, поскольку в нём человека пропускают через мясорубку и освобождают от всего слишком человеческого. Лагерь – отмена всякого земного человеческого порядка, это «преисподняя», растлевающая человека. Шаламов понимает, что нравственные и физические силы человека не безграничны. Он пытается разобраться в психологии «доходяг» (лагерный жаргонизм), людей, дошедших до предела физических и психических возможностей, и не могущих отвечать за свои поступки. Людей, которые живут лишь элементарными животными инстинктами, с помутившимся сознанием, с атрофированной волей. Примечательно, что «ГУЛАГ рассматривается в шаламовских рассказах как точная социально-психологическая модель тоталитарного, а отчасти и любого общества» [Громов 1989: 12].

Новое содержание должно было обрести и новую форму. Шаламов считал, что он вёл «успешную и сознательную борьбу с тем, что называется жанром рассказа» [Шаламов 1989: 58]. Для «новой прозы» не является обязательным развитие сюжета и развитие характера, индивидуализация речи героев, так как единственный вид индивидуализации – это своеобразие авторского лица. Это подтверждает и сам автор в письме к И.П.Сиротинской, публикатору его книг: «В моих рассказах нет сюжета, нет так называемых характеров. Каждый писатель отражает время познанием собственной души» [Шаламов 1989: 62]. Шаламов подробно описывает структуру этой прозы. Тема: судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями. Герои: люди без биографии, без прошлого и без будущего. Действие: сюжетная законченность. Стиль: короткая, фраза; чистота тона, отсечение всего лишнего, полутонов (как у Гогена). Повествование эпически спокойное, нет нагнетания чувственности, авторский комментарий лаконичен и беспристрастен.

Один из главных принципов заключается в том, что «новая проза» «может быть создана только людьми, знающими свой материал в совершенстве. Есть вещи в человеческой жизни, прикосновение к которым художника должно быть особенно бережным, поскольку любая неосторожность вымысла, искусственность способны легко обернуться кощунством, своего рода равнодушным соглядатайством. Шаламов отрицает принцип «туризма», то есть принцип «над жизнью» или «вовне». В противоположность вымыслу писатель выдвигает принцип документальности. С дотошностью этнографа описывает В.Шаламов уклад лагерной жизни, в его рассказах очень велик удельный вес деталей и подробностей бытового обустройства. Но при всей конкретности и «физиологической» точности описаний перед читателем высокохудожественная проза. Это искусство, в котором неразъёмно сплавлены  факты и вымысел, «уникальная конкретика жизни и обобщение»

Одним из основополагающих принципов «новой прозы» является лаконизм. Огромная смысловая, а главное, огромная нагрузка чувства не дают развиться скороговорке, пустяку. «Важно воскресить чувство» [Шаламов 1996: 430]. По сути, В.Шаламов отрицает «литературу». Краткость, простота, ясность изложения в «новой прозе» - по его мнению, это тоже преодоление «всего… что может быть названо «литературой» [Шаламов 1996: 430]. В «Колымских рассказах» отсутствуют пространные описания, цифровой материал, выводы, они далеки от публицистичности.

Необходимо отметить ещё одну яркую особенность шаламовской «новой прозы» Особая роль в ней принадлежит деталям, создающим подтекст. Их новизна, верность факту и чувству, точность заставляют поверить в рассказ не как в информацию, а как в открытую сердечную рану. Но роль их не только в этом. По формулировке Шаламова, это «деталь-символ, деталь-знак, переводящая весь рассказ в иной план, дающая «подтекст», служащий воле автора, важный элемент художественного решения, художественного метода» [Шаламов 1996: 430].Как отмечает Е. Михайлик, «Колымские рассказы» всегда значат больше того, «что сообщают». Многоплановость, многосмысленность является формой их художественного существования.

Для «Колымских рассказов» характерна композиционная целостность. Сюжет одного рассказа перерастает в другой, связаны также и циклы рассказов. Такая композиция помогает осмыслить причины, приведшие к трагедии, и логику превращения классического «ближнего» в жалкое существо с изуродованной психикой.

Как справедливо отмечает И.Сухих, «личной, внутренней темой Шаламова становится не тюрьма, не лагерь вообще, а Колыма с ее опытом грандиозного, небывалого, невиданного истребления человека и подавления человеческого. «Колымские рассказы» — это изображение новых психологических закономерностей в поведении человека, людей в новых условиях. Остаются ли они людьми?

Тема воскресения, обретение заново душевной оболочки одна из ключевых у Шаламова (см. рассказ «Сентенция», где герой внезапно вспоминает заглавное слово и это оказывается символом его возрождения к жизни). Душа возникает как новая кожа на обмороженных руках (см. рассказ «Перчатка»).

Перечислим коротко основные художественные принципы прозы Шаламова, сохраняя по возможности его формулировки:

  • в основе «новой прозы» - лагерная тема – основной, главный вопрос наших дней»;
  • главная задача «новой прозы» - показать новые психологические закономерности, новое в поведении человека, который низведён до уровня животного, иными словами, писатель должен показать, как лагерная жизнь разрушает привычные нравственные и культурные механизмы, когда человек приближается к состоянию близкому к состоянию «за-человечности»;
  • герои «новой прозы» - мученики, не бывшие, не умевшие и не ставшие героями», «здесь взяты люди без биографии, без прошлого и без будущего, взяты в момент их настоящего – звериного или человеческого?»;
  • на первый план выдвигается принцип документальности. «Всё, что выходит за документ, уже не является реализмом, а является ложью», но в то же время это должно быть высокохудожественное произведение;
  •  «новой проза» требует лаконизма, она должна быть простой и ясной;
  •  важным элементом художественного решения являются детали – символы, создающие подтекст, часто они несут повышенную смысловую и идейную нагрузку;
  • «новая проза» ориентирована на композиционную целостность рассказов, составляющих содержание сборника: «в сборнике можно заменить или переставить лишь немногие рассказы».

Просмотр презентации «Детали-символы в «Колымских рассказах» В.Т. Шаламова».

Исследовательская работа в группах

1 группа – рассказ « Причал ада»

2 группа - рассказ «Заклинатель змей»

3 группа - рассказ «Почерк»

4 группа - рассказ «Выходной день»

5 группа – рассказ «Сухим пайком»

6 группа – рассказ «Воскрешение лиственницы»

Задание:

  1. Подготовить краткий пересказ произведения
  2. Найти отражение в рассказе следующих принципов «новой прозы»:
  • «герои «новой прозы» - мученики, не бывшие, не умевшие и не ставшие героями», «здесь взяты люди без биографии»
  •  «лагерная жизнь разрушает привычные нравственные и культурные механизмы»
  •  «Всё, что выходит за документ, уже не является реализмом, а является ложью»
  • Приведите примеры, иллюстрирующие лаконизм «новой прозы»

  1. Найти в тексте детали-символы, раскрывающие основную идею произведения?

Вывод:

Характерные для прозы Шаламова бытовая, историческая и психологическая достоверность, и яркие художественные детали-символы позволяют создать своеобразный художественный образ мира – колымский «антимир».

Вопросы по теме занятия:

  1. Где и когда родился Шаламов? Что можно сказать о его семье?
  2. Где учился В.Шаламов?
  3. Когда В.Шаламов был арестован и за что?
  4. Каков был приговор?
  5. Когда и где отбывал наказание Шаламов?
  6. Когда Шаламов был вновь арестован? Какова причина?
  7. Почему ему продлили срок в 1943 году?
  8. Когда Шаламов освобождается из лагеря? А когда возвращается в Москву?
  9. В каком году начинает работать над "Колымскими рассказами"?
  10. Назовите основные принципы «новой прозы» Шаламова.
  11. Какие вопросы ставит автор в своих рассказах?
  12. Какие из рассказов Шаламова произвели на вас наибольшее впечатление, почему?

Выставление оценок, комментирование

Заключительное слово учителя

В «Колымских рассказах» реализуется универсальная модель мира, впервые заявившая себя в мифе: человек ничтожен перед лицом высших, чаще злых, сил, но в этом бездуховном несвободном мире, «принизанном «смертными ветрами», злу противопоставляется мир вечно живой культуры.

Рефлексия

Что вы уже  знали по данной теме? Что узнали нового? Что вам особенно запомнилось на уроке?

Домашнее задание

Написать эссе: «Два взгляда на лагерную тему: А.И. Солженицын и В.Т. Шаламов»


Литература

  1.  Есипов В. В. Варлам Шаламов и его современники. — Вологда: Книжное наследие, 2007. — 270 с. ISBN 978-5-86402-213-9
  2. Сиротинская И. П. Мой друг Варлам Шаламов. — М., 2006.
  3. К столетию со дня рождения Варлама Шаламова Содержание конференции (Москва, 2007)
  4. Шкловский Е. А. Варлам Шаламов. — М.: Знание, 1991. — 64 с. ISBN 5-07-002084-6
  5. Есипов В. В. Шаламов. — М.:Молодая гвардия, 2012. — 346[6] с.:ил.— (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып.1374). ISBN 978-5-235-03528-7
  6. Дмитрий Нич. Варлам Шаламов в свидетельствах современников. Сборник. — Личное издание. Издание третье, дополненное. PDF, 2012. — С. 568.
  7. Журавина Л. В. У времени на дне: Эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова: Монография. — 3-е изд., стереотип. М.: Флинта, Наука, 2013. — 232 с.,
  8. Русские писатели, ХХ век. Библиографический словарь: в 2 ч. / Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998.


Приложение

Инструкция для студентов

Как написать эссе.

Уважаемые студенты!

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Оно может быть написано в любом стиле, Это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

На первом плане эссе — личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения.

Эссе (с французского еssai «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

Стиль эссе отличается:

  • образностью
  • афористичностью
  • парадоксальностью

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

  • привлекает многочисленные примеры
  • проводит параллели
  • подбирает аналогии
  • использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

  • метафоры
  • аллегорические и притчевые образы
  • символы
  • сравнения

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

  • непредсказуемые выводы
  • неожиданные повороты
  • интересные сцепления

Желаю успехов!


Оценивание эссе 

Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:

Критерий

Требования к студенту

Знание и понимание теоретического материала.

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме;

Построение суждений

- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

Оформление работы

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»...

Разработка урока "Стихотворение в прозе"

Презентация, которая знакомит с историей создания стихотворения в прозе...

Разработка урока "Художественная культура католического мира" 6 класс

Методическая разработка урока по всеобщей истории для 6 класса, к ней прилагается презентация и рабочий лист...

Методическая разработка урока литературы «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»».

Описание разработкиЦели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н. А. Некрасов; показать демок...

Технологическая карта "Художественное своеобразие прозы А.П. Чехова на примере рассказа «Дама с собачкой»"

Конспект урока на тему:"Художественное своеобразие прозы А.П. Чехова на примере рассказа «Дама с собачкой»"...