"Суровые будни войны" 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Зверева Любовь Николаевна

Урок по повести В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon surovye_budni_voyny.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Суровые будни войны

(Урок по повести В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда»)

11 класс

Зверева Л.Н., методист, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия №528

Цель урока: показать суровые будни человека на войне

Задачи урока

Обучающая: продолжить учить работе с текстом с целью постижения его глубины;

Воспитательная: способствовать развитию интереса к истории своей страны  и уважительному отношению к людям, пережившим войну.

Развивающая: развивать логику мышления, умение обобщать, делать выводы.

Оформление урока: ИКТ

                                           ХОД УРОКА

СЛАЙД 1: «Без опыта прошедшей войны я не мыслю себя и даже думаю, что без  этого опыта я теперь не могла бы писать»

                                                    О.Берггольц

Учитель: Под этими словами известной поэтессы мог бы подписаться каждый из писателей фронтового поколения. В 40-е годы в литературе о Великой Отечественной войне сильнее всего был выражен героико-патриотический аспект. Призывно звучала песня «Священная война», «Науку ненависти» проповедовал М.А.Шолохов. «Народ бессмертен,»- утверждал В.Гроссман. Осмысление войны как величайшей трагедии пришло в конце 50-х  – начале 60-х годов. Личный фронтовой опыт писателей, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, подсказывал им делать упор на описании трудностей жизни на войне. Они считали их преодоление подвигом не меньшим, чем совершенный при исключительных обстоятельствах поступок. Одним из таких писателей был и Виктор Платонович Некрасов.

Презентация  о В.П.Некрасове (ученик)

Учитель: Повесть «В окопах Сталинграда» стоит у истоков основного направления в художественной литературе о войне – так называемой «окопной прозы», опередив других писателей на целое десятилетие.

СЛАЙД 2   «Само появление повести казалось в те дни невероятным, неправдоподобным. Литературная общественность растерялась. Книга о войне, о Сталинграде, написанная не профессионалом, а рядовым офицером. Ни слова о партии, ни строчки о Сталине… Не влезало ни в какие ворота.»

                                                В.П. Некрасов

Учитель: Однако книга была замечена Сталиным и удостоена Сталинской премии. За несколько лет ее тираж достиг миллионов экземпляров, и она была переведена на 36 языков. Чем же был вызван всеобщий интерес к повести? Об этом хорошо сказал один из первых ее рецензентов – писатель Андрей Платонов.

СЛАЙД 3  Повесть В.Некрасова «приближается к истине действительности, и слова ее проверены человеческим сердцем, пережившим войну».

                                                                Андрей Платонов

СЛАЙД 4  «Окопы» трудно пересказать. Как дневник. Но именно дневниковое чистосердечие (это случилось сегодня, а что будет завтра – неизвестно, доживем – увидим)  сообщало повести жизненную правдивость, не позволяющую хоть раз усомниться в происходящем».

                                                      В.Кардин

Учитель: Соответствует ли это суждение вашему впечатлению о повести? Интересна ли она вам? Чем?

    (Учащиеся отвечают)

Учитель: Как бы вы объяснили сюжетную «неорганизованность» начальных глав?

 (Сюжетная  «неорганизованность» начальных глав – лишь отражение фронтовой неорганизованности. Чем ближе Сталинград, сталинградские бои, тем  концентрированнее действие повести)

Учитель: Какова характерная примета повести?

(Сжатое время; Керженцев не раз удивляется, что в минуты он переживает года)

Учитель: Читая повесть, сталкиваешься с различными суждениями и мнениями. Люди разные и по-разному пришли на фронт, но каждого волнует вопрос: почему  случилось так, что с начала войны армия  только отступает, оставляя родную землю, стыдясь взглянуть остающимся в глаз. Какой ответ на этот вопрос вы нашли в тексте?

(«На других мы с вами полагались. Стояли во время первомайских парадов на тротуаре. Ручки в брючки, и смотрели на проходящие танки, на самолеты, на шагающих бойцов в шеренгах. Ах, как здорово, ах, какая мощь! Вот и все, о чем мы тогда думали. Ведь правда? А о том, что и нам когда-то придется шагать, и не по асфальту, а по пыльной дороге, с мешком за плечами, что от нас будет зависеть жизнь – ну не сотен, а хотя бы десятков людей… разве думали мы тогда об этом?»

Учитель: Что характерно для описания войны В.Некрасовым?  Аргументируйте свой ответ. (Реализация домашнего задания)

  1. Война – это не столько героизм, сколько «испытание бытом»: окопы, землянки, блиндажи, грязь, холод, отсутствие одиночества.

а) от «Хуже нет лежать в обороне…..» до «…научитесь по-человечески окопы копать…»    часть 1 глава 1

б) «Слышно, как бойцы осторожно вываливают мины из мешков…..» работа саперов     часть 2 конец 6 главы

в)  от «самое  страшное на войне»…… до «….попадет или не попадет…»   часть 1 глава 10

2. Война – это не только «массовый героизм», но и стремление выжить во что бы то ни стало для одних, честно служить Родине – для других.

а) разговор о Сидоренко и Квасте                        часть1 глава 4

б) трусость Калужского                              часть 1   глава 18

в) описание быта                                     начало 4 главы 2 части

г) приказ Амбросимова об атаке и его поведение        часть2 главы 23-24)

Учитель: Какой вывод можно сделать о людях и их характерах во время войны?

( В условиях войны характеры людей проявляются по-разному. На первый взгляд кажется, что писатель не дает оценок происходящему, но сама интонация некрасовского текста расставляет все на свои места. И читатель понимает, что за человек перед ним – честный воин или шкурник, или, самое страшное, командир-карьерист, шагающий по трупам. Кто бы ни был герой повести, какую бы должность ни занимал, в каком бы качестве ни выступал, Некрасов обязательно его испытывает на смелость, испытывает придирчиво.)

Учитель: В чем, по-вашему, проявляется нравственная стойкость героев повести?

(В любой ситуации, не жалея себя, работают, так же и с полной отдачей воюют.)

Учитель: Как писатель опровергает расхожее мнение, будто бы люди на войне привыкают ко всему, в том числе и к страху смерти?

( «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после на войне… Минуту назад была еще была жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть.»

Учитель: В чем же лейтенант Керженцев находит спасение от бесконечных ужасов войны, от нечеловеческой усталости?

(В воспоминаниях о довоенной жизни. Война, расколов мирную жизнь, стала своеобразной границей между тем, что было, и тем, что есть.)

Учитель: Дома вы отмечали пейзажные зарисовки. Прочитайте их. Каков смысл этих зарисовок?

(Часть 1: 1) «Тьма кромешная. Дождь, грязь. Какие-то машины, повозки. Какой-то мостик… Сзади машины»                          гл.7

2) «Степь голая, мучительно-ровная… пахнет полынью, пылью, навозом, конской мочой»                                гл.9

3)  «Вечером мы бродили с Люсей по набережной . . . На том берегу – домики, церквушка, колючие журавли в каждом дворе»                 гл.11

4)  «Мы едем на Мамаев курган. . . ракета, рассыпающаяся красивым зелено-красным дождем»                                           гл.11

5) Потом лежим на бревнах. . . и все-таки это Волга»                      гл.13

6) «Мы садимся на кузов разбитой машины, закуриваем. . . Трудно понять, где ее края и куда она заворачивает»                              гл.17

7). «На дворе прохладно. . . Тишина»                        гл.20

Часть 2:.8) начало 1 главы

9) «А небо голубое. . . Там тоже много людей»                              гл.3

10). «В начале первого появляется луна. . . один за другим оставляя кусты»           гл.6

11). «Во рту полно земли. . . . Оно тоже какое-то гладкое, серое, неприветливое»   гл.24

Вывод: Размышления о вечной связи человека с миром и вселенной, с космосом отличают Керженцева. Нет ни одной батальной сцены, ни одного лирического отступления, где события так или иначе не ассоциировались с картиной мироздания. Прежде всего это интерес к пейзажную зарисовки тех или иных состояний природы. Человек – еще и мыслитель, и ему присуще ощущение связи человека с мирозданием, например подготовка к атаке или ощущение после огня.)

Учитель: Какие толстовские традиции можно обнаружить в повести?

( Толстой тоже показывает человека на фоне природы зачастую в сложный жизненный момент, чаще всего в переломный. Когда герои открывают  что-то новое для себя)

Учитель: Конечно, повесть «В окопах Сталинграда» - не первая из прочитанных вами книг о войне, но я надеюсь, вы открыли для себя еще  одну страницу о войне. Напишите небольшое размышление о том, чем для вас стала  эта повесть  

Методические рекомендации: В зависимости от времени размышление можно  закончить или написать дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Даже будни может труд сделать праздничными днями" Классный час в 8 классе

План-конспект классного часа в форме этического диалога...

Фоторепортаж "Будни и праздники 5 А класса"

 Мой недолгий рпыт как классного руководителя....

УРОК в 7 классе по теме: "Живые организмы в суровых условиях Арктики"

Урок для учащихся 7 класса по учебнику: География. Материки, океаны, народы и страны, авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под редакцией В.П. Дронова. Целью урока является показать учащимся...

презентация по классному руководству.Праздники и будни 9 класса..

Презентация по классному руководству, выполненно в виде коротких событий класса....

Будни 9-го класса

В коридорах – тишина. Юмористы бы сказали, было так тихо, что было слышно как уходит жизнь. Ни одного праздно-шатающего ученика даже во дворе. Пустыня, да и только....

Контрольная работа по английскому языку для 6 класса на тему "Будни"

Контрольная работа по английскому языку для 6 класса на тему "Будни"...

Военно-спортивная игра к 23 февраля "Армейские будни" 9 класс

Цели и задачи:• создать атмосферу праздника в военно-спортивной игре;• повышение уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся;• повышение уровня физической подготовки подростко...