Внеклассное занятие для обучающихся 5 классов «Война присутствует во мне…» (по произведениям поэтов г. Волжского)
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Внеклассное занятие для обучающихся 5  классов

 

«Война присутствует во мне…»

(по произведениям поэтов г. Волжского)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие для обучающихся 5  классов

«Война присутствует во мне…»

(по произведениям поэтов г. Волжского)

г. Волжский

Цели:

          Формирование  у школьников  патриотических чувств : любви к Родине , уважения к    

          старшему поколению  к ветераном войны и труда , к человеку  в военной форме –  

           защитнику отечества.

           Знакомство со стихотворениями о Великой Отечественной войне поэтов

           г. Волжского и обмен впечатлениями о них.

           Развитие умения поисково-исследовательской деятельности и самостоятельного  

          анализа  литературных произведений.

Оборудование: записи(аудио или видео) песен о войне, выставка книг поэтов  

           г.Волжского, сообщения школьников о поэтах, стихотворения в электронном виде

           и на бумажных носителях, портреты поэтов; для творческой работы – бумага,    

           фломастеры.    

            Проектор, мультимедийный  экран ,презентация «Война присутствует во мне…»

Ход занятия.

Занятие начинается с песни военных лет или с песни о войне.

Можно предложить для прослушивания следующие песни:

  1. «День Победы» сл.В.Харитонова, муз. Д.Тухманова
  2. «Журавли» сл. Р.Гамзатова, муз. Я.Френкеля
  3. «Белорусский вокзал» сл. Б. Окуджавы и др.

         Вступительное слово учителя

На экране презентация «Война присутствует во мне…».

Прошло 68 лет, как окончилась Великая Отечественная война, но прошедшие десятилетия не стёрли из памяти народа воспоминания о героическом прошлом нашей страны, мужестве и стойкости солдат и офицеров в годы войны с фашизмом. Подтверждением тому  является стихотворение волжского поэта  Александра Александровича Марфенко «Война присутствует во мне…» (1995г.)

(читает подготовленный заранее ученик)

В послевоенной тишине

Война присутствует во мне.

Гроза беснуется иль гром,

Я снова в битве под Орлом.

И стал в свои я двадцать сед,

Когда подорван был рассвет.

За артналётом артналёт

И танки двинулись вперёд.

В послевоенной тишине

Война присутствует во мне.

Иду ль тропинкою лесной,

Я слышу отдалённый бой.

Лишь дятел гулко дробь пробьёт,

Вдруг оживает пулемёт.

И «юнкерсы» заходят в круг

На детский смех и мирный луг,

На лес и птичьи голоса…

В тот миг кляну я небеса.

В послевоенной тишине

Война присутствует во мне.

Учитель. Тема Великой Отечественной войны – особая тема в русской литературе .  В ней органически сочетаются гражданские и интимные моменты. Поэты писали  о самой войне, её тяготах, военных сражениях,  отступлении,  победных походах, о женщинах и детях на фронте,  партизанах, передавали трагедии многих семей. Есть  стих,посвященные  образу родины.

         Военная лирика давала представление об особенностях сознания человека, защищающего Отечество или приближающего Великую Победу своим трудом и всей жизнью  в глубоком тылу.

         Наша задача сегодня – услышать голоса волжских поэтов, рассказывающих о войне в последние 25 лет.

           

Сообщения обучающихся о поэтах и чтение стихотворений наизусть.

(на экране портреты поэтов )

         1.Скорик  Михаил Никитович – профессиональный военный. Его книга «Бойцы гвардейского полка». Стихи.- г.Волжский, 1995. Участник Сталинградской битвы, поэтому, даже спустя много лет, пишет о тех трагических днях, о радости победы.

 

  В Сталинграде.

Здесь день и ночь кровавый бой

Гудел, как горных сто обвалов,

И нам казалося порой,

Что небо вдруг на нас упало.

Нас бомбы рвали на куски.

Насквозь нас пули прошивали.

А мы, примкнув к стволам штыки,

В атаки снова поднимались.

Враг был разбит. Мы, победив,

Чуть легче первый раз вздохнули.

И на снегу, среди руин,

Здоровым, крепким сном уснули.

         

         Другое стихотворение «Когда-то здесь была война…» подтверждает, что и в мирные дни в сознании людей присутствует война:

Когда-то здесь была война,

Ревели тысячи орудий.

И до сих пор, как старшина,

Она меня средь ночи будит.

Когда-то здесь была война,

А жизнь была, как нитка, тонкой,

И получала вся страна

Отсюда только похоронки.

Земля от Волги до Карпат,

Как на кресте была распята.

Одно лишь имя – Сталинград,

В дрожь бросило врагов проклятых.

         2.Баранчиков Алексей Ильич – старейший из волжских поэтов, участник Великой Отечественной войны, гидроинженер, строитель Волжской ГЭС и самого города.

         О чём бы он ни писал, все события измеряются им тем высоким и трагическим временем, которое звали войной.

         В 1995 г. был издан сборник стихов под названием «Лейтенанты». В первом разделе в стихотворении «Четырнадцать лет ему было» поэт рассказывает о детях непокоренного  Сталинграда, которые воевали и гибли вместе со взрослыми.

Я помню о друге – простом пареньке,

Четырнадцать лет ему было.

В тот год, когда город на Волге-реке

Стал сразу и фронтом, и тылом.

Он старшего брата сменил у станка –

Для фронта готовил снаряды.

Стал домом и школою для паренька

Завод фронтовой «Баррикады».

А вскоре в шинели с чужого плеча,

Сказав только: «Мама, так надо»,

Он землю родную ушёл защищать

В огне и дыму Сталинграда.

В жестоких боях мы бывали не раз.

Вот здесь, на земле Сталинградской,

В одной из атак вдруг упал и угас

Мальчишка в шинели солдатской.

Особым патриотизмом проникнут весь сборник:

И я горжусь, что защищал Отчизну,

Был дважды ранен в штыковом бою…

Мы отдали так много юных жизней,

Но Родину не предали свою.

Групповая работа.

Задание:  группы объединяются по выбору стихотворений других поэтов.

Подготовить рассказ об авторе и стихотворении (см. приложение) :

- восприятие;

-тема и основная мысль;

-чувства и настроение;

-художественные особенности.

Поэты: 1 группа – Александр Арбузов «Отстоим Сталинград!», 1998г.

             2 группа – Станислав Кордонский «России верные сыны»

                               (к 60-летию Великой Победы)

             3 группа – Виталий Бирюков «Подвиг пионера» (поэма), 2002г.

             4 группа – Валентин Фёдоровых «Орёл с перебитым крылом»,

                               «Погиб за Волгу».

             5 группа – Моисей Чиликин «Неотправленное письмо», 2005г.

Отчёт групп о работе.

Творческое задание. Ролевая игра «Редакторы».

1.Организационная беседа-консультация.

Слово учителя. На сегодняшнем занятии вам предстоит стать на время редакторами издательства, которым поручено создание и выпуск однотомника «Избранное» ко Дню Победы.

         Ваша задача – оформить своё издание, отобрать материал, написать аннотацию, рассказать о поэте и его произведении.

         Содержание издания:

  • Обложка. Её оформление – ваше творчество, на ней должна быть информация о том,

      что внутри.

  • На первой странице – информация об авторе сборника, аннотация.
  • Содержание сборника – стихи, которые звучали на занятии.
  • Анализ каждого стихотворения.

2.Выполнение творческой работы в группах.

Защита проектов. Выставка сборников «Избранное»

     

Итоговая викторина.

  1. Узнай поэта по портрету.
  2. Определи стихотворение по отрывку.

Рефлексия.

- Какие  эмоции вызвало  занятие ?

- Что понравилось?

- Что было трудно?

- Актуальна ли тема занятия?

- Появилось ли у вас желание углубить  знания по этой теме ?

Приложение  к уроку.

Александр     Арбузов

Родился в городе Наро - Фоминске Московской области. Окончил историко-филологический факультет Борисоглебского педагогического института. Педагог, учитель русского языка, литературы и истории.

Стихи начал писать ещё в средней школе. Пишет стихотворения, песни и поэтические рассказы. Печатался в волжской газете «Наш город». Член литературного объединения «Поиск».

Отстоим Сталинград!

1

Здесь горели поля,

И дрожала земля,

И пылали жилые кварталы.

Переправы дымят,

А над городом чад.

 Но врагу этого мало.

2

«Отстоим Сталинград!

И ни шагу назад!»-

И звучат те слова, как молитва.

 

Автоматы строчат,

И гранаты летят-    

То идет Сталинградская битва.

3

Всем смертям вопреки

Здесь, у Волги-реки,

Мы тебя,  Сталинград, отстояли.

Сталинград, Сталинград,

Друг, товарищ и брат,

Ты об этом забудешь едва ли!

4

Честь нам всем дорога,

Разгромили врага.

Только память у нас незлоблива.

 А какой был таран,

Нам напомнит курган

Да плакучая старая ива.

                                                                                1998г.

Виталий Бирюков

Его детство прошло в селе Заплавном Сталинградской области. Далекое от всех границ село в войну оказалось прифронтовым. Война была видна из его окна. Был тяжело ранен в детстве. Военную службу проходил в Московском округе ПВО. Демобилизовавшись, участвовал в строительстве Сталинградской ГЭС. Награжден знаком «Отличник министерства энергетики». 20 лет проработал на ТЭЦ-1 электриком. Жена, Раиса Гавриловна, учительствовала в школах г. Волжского. Два сына. Есть внуки.

         Член литературного объединения «Патриот» при Волгоградском Доме офицеров. Печатался на страницах местных газет и в региональном журнале «Отчий край». Один из авторов 11-ти коллективных сборников и автор двух своих книг «Нет других у памяти дорог» и «Дочь Бахтияра». В общегородском конкурсе, посвященном 60-летию Победы под Сталинградом, занял первое место.

ВЕТЕРАНАМ

( ИЗ ПОЭМЫ )

Вас все меньше ведь будет.

Уж осталось чуть-чуть.

Вы – былинные люди!

Дайте ближе взглянуть.

Дайте тронуть медали.

В них дороги побед.

Сколько жизней отдали!

Многих с нами уж нет.

Дайте тронуть медали

И прочесть города.

Вас там всюду встречали,

Словно бога тогда.

Вас и дома…  Как ждали!

Сколько было тревог.

Сами пухли, страдали…

Ждали майский итог.

Не отдали ни пяди

Вы советской земли.

Счастья нашего ради,

Чтоб мы все сберегли.

Май победный! Он с вами.

Со слезами, святой.

Но короче с годами

Ваш становится строй.

Вас все меньше и меньше…

Как же вас сохранить?

Как все боли уменьшить?

Дать спокойно пожить

ПОДВИГ ПИОНЕРА

(поэма)

За участие в героической обороне Сталинграда

Романов Михаил Зиновьевич награжден медалью

«За оборону Сталинграда»

Указ Президиума Верховного Совета СССР

От 22 декабря 1942г.

«Я помню всегда о простом пареньке

Четырнадцать лет ему было.

                                                                        В тот год , когда город на Волге реке

                                                                                Стал сразу и фронтом и тылом.»

Алексей Баранчиков

  Догорали кошары.

  Все смешалось с огнем.

  Бой последний в разгаре.

- Брать их надо живьем.

- Русс, сдавайся! Сдавайтесь!-

  Переводчик кричал.

- Давай… ближе… спускайтесь.-

  Партизан прошептал,

  Оглушен он и ранен.

Пулеметчик седой.

Вот последний экзамен,-

Нет судьбы уж другой.

Подозвал он сынишку.

Руку подал.- Прости.

Спрячься быстро. Не мешкай.

Обними, сын… иди.

И строчил он до срока

За родной Сталинград.

И за зуб  , и за око…

И еще был бы рад.

Тут снаряд разорвался,

Все в крови и дыму.

                -Русс, сдавайся, сдавайся!

А сдаваться кому?

Долг исполнен во славу.

Кто его упрекнет?

Все имеем мы право.

Будет наш ведь черед.

Дым ползет по пригорку,

И дымится откос.

Пахнет серою горькой.

Вся солома вразброс.

Враг жесток и неистов.

Слишком много потерь.

Все бесило фашистов.

Что же будет теперь?

Все в отряде убиты,

Комиссар, командир…

Черной копотью скрыты.

Смерть устроила пир.

Вдруг из ямы мальчонка,

Словно призрак сквозь смрад.

- А ну, взять нахаленка,

- Нет! Фашисты, назад!

Невысокий , без шапки

Он стоял как гранит.

-Что стоите? В охапку

И в село вдоль ракит.

Там уж вытрясем душу.

Все узнаем про них.

Вырвем руки и уши,

Чтобы в муках утих-

А мальчонка все ближе.

-Хенде хох!  Ге-не-рал…

А то !... Руки все ниже,

Два кольца вдруг сорвал.

Две секунды до взрыва,

И вся жизнь - нам в пример.

Он как в вечность с обрыва,

Наш герой - пионер.

Рухнул мир за спиною.

Шаг вперед – и в века.

Где вы детство босое?

Пересохла река.

До победного Мая

Не дожил партизан.

Но его приближая

Он погиб, как орлан.

Вмиг душа отлетела.

На груди алый след.

Продырявлено тело

А вот имечко – нет!

Это Миша Романов.

Пионер хуторской.

О нем петь бы пеаном,

А не этой строкой.

Я сейчас беспокоюсь,-

Не забыть бы тех дней.

Где ты, русская совесть?

Или стала ничьей?

И ПОБЕДА не наша,

И Романов – чудак,

Зря испита та чаша,

Чаша горя ,за так.

Только нет. Тем героям,

Что погибли в бою,

В одиночку иль строем,

Всем им песню пою.

……………………………………..

Он в граните с гранатой

В парке старом стоит,

Как в степи той когда-то,

И все помнить велит.

Памятник герою-пионеру Мише Романову установлен в городском парке г.  Котельниково.

Июль 2002 г. С. Заплавное

СТАНИСЛАВ КОРДОНСКИЙ

Родился в 1937г. С 1956г. , после окончания Одесского станкостроительного техникума , живет в Волжском. Военную службу проходил в Бакинском округе ПВО. Участвовал в строительстве Сталинградской ГЭС, работал на промышленных объектах города.

        Член литературного объединения « Патриот» при Волгоградском Доме офицеров. Печатался на страницах многотиражной газеты «Волжский подшипник», а также в городских и областных газетах. Является одним из авторов коллективных поэтических сборников  : « Пути – дороги» ( г. Волгоград, 1997г.), «Радуга» (г. Волжский, 2000г.)« Годы и судьбы»  (г. Волгоград, 2000г.)  ,  « Поют боевые подруги»  (г. Волжский, 2000г.), « Мы юности нашей верны» ( г. Волгоград, 2000г.) , « Сталинградские зарницы» ( г. Волгоград, 2004г.), « Солдатская слава» ( г. Волгоград, 2003г.) , « Вдохновение» ( г. Волжский, 2004г.).

РОССИИ СЛАВНЫЕ СЫНЫ

К 60- летию Великой Победы

И вот настал он, Юбилей

Победы над врагом кровавым.

И нет нам праздника родней –

Стал этот день Великим, главным.

Гуляй, Россия! Веселись!

Отпразднуй день Победы славной!

Душа России! Встрепенись!

И пусть сияет дух  державный.

России верные сыны!

Врага вы с честью победили.

Вы седовласы, но сильны-

Вы дух геройский сохранили.

И слава, слава, слава Вам!

К коленям вашим припадаю.

Страшны вы были им , врагам,-

Сердца я Ваши воспеваю.

Сердца чисты, сердца честны.

Чиста и совесть пред народом.

России славные сыны –

Так будьте Вы хранимы богом.

         

 

Валентин Федоровых

Родился в Вятской лесной деревне рядом со сказочными лесами не далеко от Костромы - в стране Берендеев. Рядом села Березник и Рябово, родина известных художников Васнецовых. Пишет стихи лет с пяти. Тётя (по маме) была сказочницей.

В г.Волжский живет с 1966 года. Работал на ГПЗ и на других предприятиях в энергетике. Видел просторы страны с высоты. Пенсионер. Всегда в дороге. Делит свое сердце между Вяткой и Волгой. Участвует в работах по поиску погибших воинов, и это служит отличной тематикой его стихов, хотя сам Валентин войны не помнит.

Орёл с перебитым крылом.

Посвящаю моему дяде,

Бывшему военному лётчику

Федоровых Филиппу Михайловичу

С приходом героя – солдата

Святился от радости дом,

Так было весной в сорок пятом –

О времени помню я том.

С войны не пришли мои дяди,

Был ранен отец, не погиб.

Вернулся, все были так рады –

Двоюродный дядя Филипп.

В фуражке небесного цвета –

Той синью погоны цветут.

Не сразу тогда я заметил

Его рукава пустоту.

На плечи шинель он накинул

И всех обнимал нас подряд.

Светилась груди половина

Сияющим блеском наград.

Народ окружал его тесно,

Счастливые сестры и мать.

Пилот! И к тому же наш местный,

Но больше ему не летать.

Потом приезжал он к нам летом

И снова цветущей весной

С единственной дочкою Светой,

С красавицей стройной женой.

Но памятней первая встреча

( Нередко взгрустну о былом ):

Весна сорок пятого, вечер ,

Орел с перебитым крылом

Погиб за Волгу

        

Ашихминой Анастасии д. Омут

Вятским воинам, погибшим на Волге.

Погиб солдат в бою за Волгу.

Война давным-давно прошла,

Жена его полвека долгих,

Не веря в гибель, все ждала.

Не ведал он её печали,

К ней не пришел победным днем –

В могиле братской, Волжской дали,

Спит на кургане вечным сном.

В свою деревню езжу часто –

Помочь в хозяйственных делах,

Знакомая мне тетя Настя

К нам как-то вечером зашла.

И говорит мне: «В Сталинграде

Живёшь, и мне не откажи –

Курган у вас ,слыхала, рядом,

Где мой  Алёшенька  лежит,

Ты поклонись ему там низко,

Горсть Вятской положи земли.

Ваш город так от нас не близко…

Мы с дочкой съездить не смогли.

Всё собираюсь, как и прежде

К могилке в дальние края,

Хоть сердце все живет надеждой –

Полвека  жду! Устала я…»

Я помню просьбу тети Насти,

К могиле братской захожу, -

«Земляк – шепчу чуть слышно

                                                           - здравствуй!»

Цветы в поклоне положу…

Моисей  Чиликин

Родился в краю Донских казаков на хуторе Мазинском Нехаевского района Сталинградской области. На его день рождения 18 сентября 1927 года выпало имя Моисей (по церковной книге Тишанской церкви).  В Волжском живет с января 1953 года. Литературу любит читать с детства. Не просто читать, а сравнивать с жизнью. Восторгается красотами природы и подмечает характер и поступки людей, а потом отражает это на бумаге.

НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО

В пятницу,15 октября 2004 года на донской

вершине Василия Шукшина, близ станицы

Клетской был установлен памятник воинам 63,

321и 343 стрелковых дивизий и произведено

 захоранение250 погибших в 25 урнах.

Перед тем, как принять бой,

Сел солдат писать домой:

«Немцы заняли все балки,

Отбиваем мы атаки.

Дон здесь делает изгиб,

Только что мой друг погиб.

Пулемет его ручной

Стал теперь защитник мой.

Взвод стрелковый наш отдельный,

Он ведет огонь прицельный,

Да патронов очень мало…

Я целую тебя, Мама!»

На вершине меловой

Дым стоял , осколков вой.

Посмотрел по сторонам:

«А кому ж письмо отдам?»

Каждый так же , как и он,

Был врагами окружён.

«Коли хочешь жив остаться,

С боем нужно прорываться.

Как заслоны все прорвем-

Отошлю письмо потом».

Да к большому сожаленью

Стал солдат врагам мишенью.

Долго мать сынка  ждала,

Не дождавшись… Умерла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие «Знакомство с английским поэтом Уильямом Вордсвортом»

Занятие позволяет познакомить обучающихся с жизнью и творчеством выдающегося английского поэта Уильяма Вордсворта, повысить интерес к изучению английского языка и английской литературы....

Самооценка, что это? Внеклассное занятие для обучающихся 4 класса

Занятие для младших школьников (4 класс) цель которого познакомить обучающихся с понятием самооценки, научить распознавать уровень самооценки по своим поступкам и поступкам окружающих....

конспект группового внеклассного занятия для обучающихся, воспитанников 13-14 лет (7 класс) с нарушением слуха на тему : Беседа "Красная книга Хабаровского края"

Конспект группового внеклассного занятия "Красная книга Хабаровского края" для обучающихся, воспитанников 13-14 лет с нарушением слуха.Цель беседы: формирование знаний об удивительном мире животных и ...

Конспект внеклассного занятия "Встреча с поэтом Э Дугаровым"

В данной методической разработке представлена методика организации и проведения внеклассного мероприятие по теме « Встреча с писателем». Целью методической разработки является привитие инт...

Внеклассное занятие по литературе в 11 классе "Русские поэты о духовности Корана"

Решение множества проблем в жизни страны зависит от качества духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.Проведение на данном этапе внеклассных мероприятий эт...

Внеклассное занятие, посвященное писателю Жюль Верн и 150-л. его произведения «Дети капитана Гранта».

Внеклассное занятие, посвященное писателю  Жюль Верн и 150-л. его произведения «Дети капитана Гранта»....