Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Шайхутдинова Алия Фанавиевна

Для учителей по программе В.Я.Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.7_kl.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Ялгыз-Нарат

МР Татышлинский район Республики Башкортостан

Рассмотрено                                              Согласовано                                                                                                          «Утверждаю»

                                                                                                                                                                   Директор школы

на заседании ШМО  

______________                                         Зам. директора                                                                                         _______Султанов  Р.Р.                                                

Протокол №______                                по УВР_____Байбатырова Л.М                                                                                       Приказ №_____

«____»____2014г.                                                          «___»____2014г.                                                                                             «____»2014г.                                                                                                                                                      

                                                                             

                                                                                       .        

Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

7 класс, базовый уровень

                                                                                                                                                                                                                                                 Разработана

Шайхутдиновой А.Ф.

учителем литературы первой

квалификационной категории

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2012г.).

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.        

        Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

     

Программа призвана обеспечить:

-   приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

уроки

уроки развития речи

1

Введение

1

1

-

-

2

Устное народное творчество

4

3

1

-

3

Древнерусская литература

4

2

1

1

4

Из русской литературы XVIII века 

2

2

-

-

5

М.В.Ломоносов

1

1

-

-

6

Г.Р.Державин

1

1

-

-

7

Из русской литературы XIX века

34

31

2

1

8

А.С.Пушкин

6

5

1

-

9

М.Ю.Лермонтов

3

3

-

-

10

Н.В.Гоголь

7

5

1

1

11

И.С.Тургенев

2

2

-

-

12

Н.А.Некрасов

3

3

-

-

13

М.Е.Салтыков- Щедрин

3

3

-

-

14

Л.Н.Толстой

2

2

-

-

15

А.П.Чехов

3

3

-

-

16

И.А.Бунин

3

3

-

-

17

Стихи русских поэтов о родной природе

1

1

-

Произведения русских писателей ХХ века

20

18

1

1

18

М.Горький  

5

4

1

-

19

Л.Андреев

1

1

-

-

20

В.В.Маяковский  

2

2

-

-

21

А.П.Платонов

2

2

-

-

22

Ф.А.Абрамов

2

2

-

-

23

Е.И.Носов

2

2

-

-

24

А.Т.Твардовский

1

1

-

-

25

Поэзия о ВОв

1

1

-

-

26

Ю.П.Казаков

1

1

-

-

27

Д.С.Лихачев

1

1

-

-

28

Стихи русских поэтов о родной природе

1

1

Зарубежная литература

2

2

-

-

29

Р.Бернс; Дж.Г.Байрон;

Японские трехстишия-хокку

1

1

-

-

30

О.Генри, Р. Бредбери

1

1

-

-

31

Итоговый урок

1

1

-

-

Итого:

68

59

5

4

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематик

Учебно-тематический план

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

                            Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                     

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.    

Учебно-методическое обеспечение

  1. «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»  в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009 г.
  2. Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»
  3. В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»
  4. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М., 2000.
  5. Литература. 6 класс:  поурочные  разработки.    Изд.  2-е. –Волгоград: Учитель,2007.
  6. Липина  Е.Ю.  Литература.  Тесты  к  учебникам-хрестоматиям  под  ред.  Т.Ф.  Курдюмовой.5-9  классы
  7. Мультимедиа энциклопедия.  
  8. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

9.http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.


 Тематическое планирование

№ урока.

Дата по факту/плану

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Виды деятельности

Формы контроля 

Оборудование

02.09

1. ВВОДНЫЙ УРОК. Изображение человека как важнейшая задача литературы.

Урок изучения нового материала

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; литература как искусство слова

Коллективная, познавательная

Беседа

Индив. выступления учащихся

Пересказ

Учебник, учебное пособие для 7 класса «Читаем, думаем, спорим»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ЧАСА

05.09

1. Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Урок изучения нового материала

Былины как героические песни эпического характера.

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

Коллективная, практическая

Беседа

Работа с учебником (чтение статьи, составление плана, запись тезисов)

Выразительное чтение былины учителем

09.09

2. Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой.

Комбинированный

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Самостоятельная, практическая

Рассказ учащихся

Чтение по ролям

Словарная работа

Беседа

«Литература Костромской области 7 – 9 класс» стих. В.М. Лапшина «Микула»

12.09

3. Р./р. Подготовка к домашнему сочинению «Русские богатыри как выражение национального представления о героях»

Урок развития речи

Сюжет, система образов, герои былин; выражение в былинах исторического сознания русского народа.

Самостоятельная, творческая

Словарная работа

Составление плана

Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»

  1. 16.09

4. Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости.

Комбинированный

Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Самостоятельная, практическая

Работа со статьей учебника

Составление рассказов по пословицам

Игра - викторина

Книга «Читаем, думаем, спорим» 7 кл.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 ЧАСА

19.09

1.  «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха»

Урок изучения нового материала

Понятие о древнерусской литературе. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», их актуальность в наши дни.

Коллективная, познавательная

Работа с учебником

Беседа

Работа с текстом

Портреты русских князей, фотографии старинных книг

23.09

2.  «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы.

Комбинированный

«Повесть о Петре и Февронии  Муромских». Темы любви, верности слову, долгу, святости поступков и желаний.

Самостоятельная, практическая

Рассказ ученика

Беседа

Выразительное чтение

26.09

3. Р./р.. Подготовка к домашнему сочинению «Нравственные облик человека в древнерусской литературе»

Урок развития речи

Нравственные облик человека в древнерусской литературе

Самостоятельная, творческая

Беседа

Словарная работа

Составление плана сочинения

«Толковый словарь РЯ», тексты произведений ДРЛ

  1. 30.09

4. Контрольная работа по УНТ и ДРЛ

Урок контроля

Проверить знания учащихся

Самостоятельная, практическая

Тест

ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 2 ЧАСА

03.10

1. Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова.

Урок изучения нового материала

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…».

Особенности поэтики, патриотизм.

Коллективная, познавательная

Работа со статьей учебника

Беседа

Комментированное чтение

Словарная работа

Портрет М.В. Ломоносова

07.10

2. Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина.

Урок изучения нового материала

Жизнь и деятельность Г.Р. Державина. «Птичка», «Признание», «Река времён…» Особенности поэтики, патриотизм.

Коллективная, познавательная

Работа со статьей учебника

Беседа

Комментированное чтение  

Словарная работа

Портрет Г.Р. Державина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 34 ЧАСА

10.10

1. А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава».

Урок изучения нового материала

Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл ХII.

Коллективная, познавательная

Работа со статьей

Аналитическая беседа

Выразительное чтение

Портреты А.С. Пушкина, высказывания о Пушкине

14.10

2. Поэма «Полтава». Изображение Петра в поэме.

Комбинированный

Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Образ Петра 1.

Групповая, исследовательская

Чтение наизусть

Работа с текстом

Сравнительная характеристика героев

17.10

3.  «Медный всадник». Тема Петра 1 в поэме.

Комбинированный

Поэма «Медный всадник». Историческое прошлое страны. Тема

«маленького человека». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы.

Коллективная, практическая

Выразительное чтение

Работа с текстом

Словарная работа

Виды, фотографии Петербурга, памятников Петру 1

21.10

4.  «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе.

Урок изучения нового материала

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Композиция, связь с древнерусской литературой, фольклорные традиции. Нравственная проблематика стихотворения: тема судьбы и пророчества

Коллективная, познавательная

Выразительное чтение

Словарная работа

Работа с текстом

Беседа

Сравнение худ. текста и источника

Иллюстрации В.М. Васнецова к произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

24.10

5. Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов»

Урок изучения нового материала

А.С. Пушкин «Борис Годунов» Историческое прошлое страны. Тема

«маленького человека». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Коллективная, познавательная

Беседа

Словарная работа

Чтение по ролям

Иллюстрации В.И. Сурикова, В.А. Фаворского, В.Г. Перова к драме «Борис Годунов»

28.10

6. Р./р. Сочинение «И грянул бой, полтавский бой…» по поэме «Полтава»А.С. Пушкина.

Урок развития речи

Самостоятельная,

практическая

Сочинение  

Портреты и высказывания о Пушкине

07.11

1. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России

Урок изучения нового материала

М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество. Образ Ивана Грозного и тема власти.

Коллективная, познавательная

Выразительное чтение, аналитическая беседа, устное словесное рисование

Портрет поэта, иллюстрации, изображающие Ивана Грозного.

11.11

2. Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера.

Комбинированный

Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Нравственная проблематика поэмы.

Групповая,

практическая

Анализ эпизода

Выразительное чтение по ролям

Сравнительная характеристика героев

Работа с худ. деталями текста

Составление плана

        14.11

3. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Урок изучения нового материала

«Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». Мотивы лирики. Состояние души поэта.

Групповая,

практическая

Выразительное чтение по ролям Анализ стихов, устное словесное рисование

фонограммы на стихи Лермонтова

18.11

1. Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья.

Урок изучения нового материала

Обзор жизни и творчества Н. В. Гоголя.

«Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести. Сюжет и герои повести, быт казаков, их взгляд на жизнь. Остап и Андрий, Тарас Бульба.

Коллективная, познавательная

Инд. выступления учащихся

комментированное Чтение и анализ 1 главы текста

Портрет Н.В. Гоголя, выставка его произведений

21.11

2. Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи.

комбинированный

Запорожская  Сечь  и  ее  нравы. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев.

Групповая,

практическая

Аналитическая беседа

Выразительное чтение

Составление плана Сравнительная характеристика

иллюстрации к повести Е. Кибрика

  1. 25.11

3. Осада польского города Дубно.

комбинированный

Героико-патриотический пафос повести. Взгляд на жизнь казаков.

Коллективная,

практическая

Выразительное чтение аналитическая беседа,

Работа с тексом

Составление плана

  1. 28.11

4. Трагедия Тараса Бульбы.

комбинированный

Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Образ  Тараса  Бульбы.

Самостоятельная, практическая

Выразительное чтение

Работа с текстом

Составление плана

  1. 02.12

5. Обобщающий урок по повести «Тарас Бульба».

Урок обобщения и систематизации знаний

Нравственная проблематика повести

Самостоятельная, практическая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, тест.

  1. 05.12

6. Р./р. Сочинение –сопоставительная характеристика Остапа и Андрея по  повести «Тарас Бульба».

Урок развития речи

Художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя

Самостоятельная, творческая

Сочинение

  1. 09.12

7. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

Урок контроля

Проверка знаний учащихся

Самостоятельная,

практическая

тест

12.12

1. И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»

Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Сюжет, композиция, основной конфликт.

Коллективная, познавательная

Инд. выступления учащихся

Аналитическая беседа

Пересказ

Портрет писателя, высказывания о Тургеневе, выставка его книг

        16.12

2. Стихотворения в прозе.

Урок изучения нового материала

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы».

Особенности жанра, художественные особенности, темы.

Коллективная, познавательная

Чтение по ролям

Аналитическая беседа

Выразительное чтение

  1. 19.12

1. Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины»

Урок изучения нового материала

Н.А. Некрасов «Русские женщины». Декабристы, их роль в жизни страны. Верность жён декабристов.

Коллективная, познавательная

аналитическая беседа, чтение наизусть, выразительное чтение, чтение по ролям

Портрет писателя, портреты кн. Трубецкой и Волконской

  1. 23.12

2 .Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова

комбинированный

«Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.

Самостоятельная, практическая

Аналитическая беседа

Проблемные вопросы, тест

  1. 26.12

3. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Урок изучения нового материала

Стихотворения «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова.

Самостоятельная, практическая

Анализ лирического произведения

Беседа

Выразительное чтение

  1. 30.12

1. М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка.

Урок изучения нового материала

М.Е. Салтыков-Щедрин Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик …». Эзопов язык. Сказка. Сатира.

Коллективная, познавательная

Инд. выступления учащихся

Аналитическая беседа

Словарная работа

Портрет писателя, иллюстрации Кукрыниксов к сказкам писателя

2. Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика, осуждение его покорности

Комбинированный

Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Критика покорности русского мужика.

Групповая,  практическая

Работа с текстом

Словарная работа

3. Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик»

Урок внеклассного чтения

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» Сатира. Тема и идея сказки.

Групповая,  практическая

Беседа

Работа с текстом

Заполнение таблицы

1. Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы»

Урок изучения нового материала

Обзор жизни и творчества Л. Н. Толстого. Понятие трилогии. Автобиографический характер повести

Коллективная, познавательная

Аналитическая беседа

Словарная работа

Пересказ

Портрет писателя, фотографии, альбом «Ясная поляна»

2. Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста.

Комбинированный

Детское неприятие пороков, желание исправиться самому; сочувствие чужому горю, сострадание; мастерство писателя в описании внешности.

Групповая,  практическая

Пересказ

Работа с текстом

Анализ эпизода

Словарная работа

Толковый словарь

1. А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон»

Урок изучения нового материала

Обзор жизни и творчества А. П, Чехова. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения.

Коллективная, познавательная

Беседа

Работа с текстом

Пересказ

Портрет писателя, фото его родных мест

2. Хамелеонство как социальное явление. Язык рассказа «Хамелеон»

Комбинированный

Чехов А.П. «Хамелеон». Сатира. Красота, точность языка. Главный герой – смех над пороками.

Самостоятельная, практическая

Чтение по ролям

Пересказ

Словарная работа

3. Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня»

Урок внеклассного чтения

Рассказы «Злоумышленник», «Размазня». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического.

Коллективная, познавательная

Аналитическая беседа

Характеристика персонажей

Написание отзыва

1. И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры»

Урок изучения нового материала

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.

Коллективная, познавательная

Составление плана

Аналитическая беседа

Портрет писателя

2. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии.

Комбинированный

Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Художественное мастерство Бунина-прозаика.

Коллективная, практическая

Беседа

Пересказ – анализ

Словарная работа

3. Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку.

Урок изучения нового материала

Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения.

Коллективная, познавательная

Аналитическая беседа

Проблемные вопросы

Словарная работа

1.  «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе

Урок изучения нового материала

Стихотворения о природе А.К. Толстой  «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром», И.А. Бунин «Родина»,В.А. Жуковский «Приход весны». Любовь поэтов к Родине, к народу, к русской природе. Поэтичность языка. Эпитеты, олицетворение, метафора, сравнение.

Самостоятельная, творческая

Чтение наизусть

Выразительное чтение и анализ стихов

Устное словесное рисование

Портреты русских поэтов XIX века

1. Обобщающий урок по русской литературе XIX века.

Урок контроля

Произведения литературы 19 века.

Проверить уровень знаний.

Самостоятельная, творческая

Игра «Литературный ринг»

Портреты писателей и поэтов XIX века

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА – 20 ЧАСОВ

1. М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава)

Урок изучения нового материала

Жизнь и творчество писателя. «Детство». Герои повести. Влияние окружающей среды на характеры и поступки детей.

Коллективная, познавательная

Аналитическая беседа

Чтение по ролям

Пересказ

Портрет М. Горького

2.  «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство»

Комбинированный

Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека.

Коллективная, практическая

Аналитическая беседа

Чтение по ролям

Словарная работа

3.  «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство»

Комбинированный

Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

Групповая, практическая

Аналитическая беседа

Работа с текстом

Составление плана

4. Р./р.. Сочинение на тему: «Жизненные уроки в доме деда» по повести «Детство»

Урок развития речи

Герои повести. Характеристика героя. Нравственная проблематика повести, мастерство М. Горького.

Самостоятельная, творческая

Характеристика героев, подбор цитат, сочинение.

5.  «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»)

Комбинированный

М. Горький «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Образ Данко, готовность героя на самопожертвование.

Коллективная, познавательная

Выразительное чтение, аналитическая беседа, пересказ, характеристика героев.

Раздаточный материал (иллюстрации художников Палеха)

1. Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака»

Урок изучения нового материала

Л.Н. Андреев «Кусака». Общее представление о творчестве писателя,  мастерство Л.Н. Андреева. Герои рассказа. Авторское сочувствие к обездоленным.

Коллективная, познавательная

Составление цитатного плана

Аналитическая беседа

Пересказ

Портрет писателя, выставка его книг

1. В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта

Урок изучения нового материала

Общее представление о творчестве поэта, мастерство В.В. Маяковского. Стихотворения. Особенности поэтического языка, представления поэта о сущности творчества

Коллективная, познавательная

Аналитическая беседа

Лексический анализ стихотворения

Выразительное чтение

Портрет поэта

2. Личность поэта. «Необычайное приключение…»

Комбинированный

В. В. Маяковский «Необычайное приключение…» Особенности анализа стихотворения, художественные средства в стихотворении.

Самостоятельная, практическая

Беседа

Лексический анализ стихотворения

Выразительное чтение

1. А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка»

Урок изучения нового материала

А. П. Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

Коллективная, познавательная

Беседа

Чтение рассказа

Аналитическая беседа

Портрет писателя, выставка его книг

2. А.П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова

Урок внеклассного чтения

Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова

Самостоятельная, практическая

Аналитическая беседа

Пересказ

1. Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади»

Урок изучения нового материала

Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Деревенская тема.

Коллективная, познавательная

Аналитическая беседа

Проблемные вопросы Пересказ

Портрет Абрамова

2. Проблематика рассказа Ф. Абрамова

Комбинированный

Нравственные проблемы рассказа.

Коллективная, практическая

Аналитическая беседа

Работа с планом

Словарная работа

1. Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа

Урок изучения нового материала

Е.И. Носов «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

Коллективная, познавательная

Работа с учебником

Аналитическая беседа

Работа с текстом

Портрет писателя

2. Е. Носов «Живое пламя»

Комбинированный

Е.И. Носов «Живое пламя» Тема бережного отношения к природе.

Самостоятельная, практическая

Беседа

Анализ эпизода

1. ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения

Урок изучения нового материала

А.Т. Твардовский. Темы стихотворений поэта. «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Отыграли по дымным оврагам…», «На дне моей жизни…» Великая Отечественная война в стихотворениях А.Т. Твардовского.

Групповая, практическая

Чтение статьи учебника

Выразительное чтение

Беседа

Частичный анализ

Портрет поэта, фотографии его с друзьями, книги

1. Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны.

Комбинированный

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Стихотворения поэтов – костромичей о ВОв. Тема ВОв.

Самостоятельная, практическая

Выразительное чтение

Беседа

Частичный анализ

Фонограммы с записями песен военных лет

1. Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро»

Урок изучения нового материала

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Изображение природы. Умение заглянуть в душу человека. Поведение мальчиков в минуту опасности. Яшка – верный товарищ.

Коллективная, познавательная

Работа со статьей учебника

Чтение произведения

Беседа

Составление плана

1.  «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева

Урок изучения нового материала

Д.С. Лихачёв Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

Коллективная, познавательная

Выразительное чтение

Анализ стихотворений

Беседа

«Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).

Комбинированный

Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Групповая, творческая

Выразительное чтение

Анализ стихотворений

Беседа

1. Обобщающий урок по русской литературе

Урок контроля

Произведения литературы 20 века. Проверка уровня знаний.

Самостоятельная, творческая

Викторина

Выставка книг, портреты писателей и поэтов

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 2 часа

1. Японские хокку. Творчество Р. Бернса, Дж. Байрона

Комбинированный

Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку. Особенности жанра.

Коллективная, познавательная

Инд. выступления учащихся

Работа со статьей учебника

Беседа

2. О.Генри. «Дары волхвов».

Р.Д.Бредбери. «Каникулы».

Комбинированный

О.Генри. «Дары волхвов».  Преданность и жертвенность во имя любви.

Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение.

Коллективная, познавательная

Инд. выступления учащихся

Работа со статьей учебника

Беседа

Итоговый урок.

Итоговый урок.

Подведение итогов. Рекомендации книг для летнего чтения

Коллективная, практическая

Список книг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....