Разработки уроков
план-конспект урока по литературе по теме

Татьяна Ивановна Калинина

1. Интегрированный урок: литература и музыка. 5 класс.  УНТ с региональным компонентом.

2. Урок по С.А. Есенину с использованием ИКТ. 11 класс.

3. Сказки Тихого Дона. Урок с использованием НРК. 5 класс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детство, которое всегда с нами»

Цель: развитие творческих способностей учащихся, развитие интереса к фольклору, казачьему наследию; обобщение знаний по данной теме; воспитание любви к музыке и потребности общения с искусством.

Оборудование: иллюстрации  к сказке «Марья Моревна», народной драме «Озорник Петрушка», к сказке-анекдоту «Как мужик гуся делил», проигрыватель, пластинки с записями песен «Эх, ухнем», «Ой, да ты калинушка». Шумовые инструменты: ложки, бубны. Репродукция картины Репина «Бурлаки на Волге». Выставка книг: «Старые пословицы и поговорки», «Русские народные сказки», «Былины», «Скороговорки», «Казачий фольклор»; индивидуальные карточки к конкурсу «Умницы и умники».

Технология: развивающая, интеграция предметов, игровая. 

План урока:

1. Вступительное слово учителя

2. Представление команд «семеек»- девиз, название, куплет народной песни.

3. Фольклорный аукцион

4. « Разминка»

5. «Загадайка-угадайка»

6. «Ума палата»

7. «Музыкальный конкурс»

8. Конкурс «Умники и умницы»

9. Театральная пауза.

10 . Киномонтажная

11. Творческий конкурс.

12 «Кто быстрее»

13. Песенный марафон.

14. Итог урока.

На урок приглашаются гости, которые будут оценивать команды и подводить итоги.

Ход урока.

1. Сегодня мы проводим необычный урок-повторение по теме «Устное народное творчество», обращаемся к русскому  и казачьему фольклору. Это неисчерпаемая наша сокровищница, ведь в песнях и потешках, прибаутках и пестушках, скороговорках и загадках, пословицах и поговорках отражен многовековой опыт народа, традиции национального воспитания. Сохраняя их и передавая затем своим детям, вы сохраняете неповторимое и прекрасное лицо своего народа.

Но сначала давайте познакомимся с нашими «семейками».

2. Идет  представление команд друг другу. «Семейка» называет свое название, девиз и исполняют куплет народной песни.

1 команда «Озорники» (исполняют песню «Во поле береза стояла»)

2 команда «Сказочники» (исполняют песню «Два веселых гуся»)

3 команда «Весельчаки» (исполняют песню «Ах вы сени, мои сени»)

(Жюри оценивает конкурс по трехбалльной системе.)

3. Ну, а теперь, когда вы познакомились, возьмём разбег на главный ход игры. Много ли вы знаете жанров народного творчества. Проверим это на «фольклорном аукционе». Называйте жанры устного народного творчества, какие знаете. А победит та «семейка», которая назовёт жанр последней.

(Поговорки, потешки, пословицы, скороговорки, песни, загадки, частушки, считалки, былины, сказки, народный театр).

4. Назвать-то легко, а вот знаете ли вы, что это за жанры? Сейчас я буду читать определение жанра, а вы будете угадывать. Конкурс называется «Разминка».

- Жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу нужно найти ответ. (Загадка)

-Мудрое изречение, в котором заключен опыт всего народа. (Пословица)

- Песни, под которые укачивают младенца. (Колыбельные)

-Ритмические фразы или стихи, в которых повторяются одни и те же звуки. (Скороговорки)

- Шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребенком. (Потешки)

- Образные выражения, точно описывающие какую-либо ситуацию или свойства человеческого характера, не имеющие завершенности. (Поговорки)

(Жюри подводит итог двух конкурсов, оценивает по одному баллу за правильный ответ).

5. Чтобы развивать наблюдательность, взгляд на мир заострять, необходимо загадки читать. В загадке хорошо знакомое нам описывается с неожиданной, необычной стороны. Следующий этап нашего урока называется «Загадайка-угадайка». Вы должны решить кроссворд и угадать ключевое слово «загадка».

1. Бежит по снегу, а следу нету.

                                                   (поземка)

2. Все лето стояли

Зимы ожидали.

Дождались поры-

Помчались с горы.

                                 ( санки)

3. Что за чудо-красота!

Расписные ворота.

Показались на пути!

В них ни въехать, ни войти.

                                  (радуга)

4. Летом бежит,

Зимою спит,

Весна настала- опять побежала.

                                      ( река)

5. Щеки розовые, нос белый,

В темнице сижу целый день.

А рубашка зелена, вся на солнышке она.

                                       (редиска)

6. Он сети, как рыбак, готовит,

А рыбы никогда не ловит.

                                         (паук)

7. Плывет белый гусь-

Брюхо деревянное, крыло полотняное.

                                         (лодка)

(Кроссворд смотри в приложении №1. Жюри подводит итог конкурса, учитывая быстроту и правильность ответа).

6. Вы знаете, что настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках, которые хранят опыт народный, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас. Знать много пословиц и поговорок значит не только владеть родным языком и всеми средствами его выразительности, но и быть человеком мудрым. Посмотрим, велика ли наша копилка премудрости, умеете ли вы обращаться с ее богатствами.

Закончите пословицы в конкурсе «Ума палата». Раздаются карточки.

1. Без углов курень не строится, …( без пословицы речь не молвится)

2. На Дону что ни хутор, … (то своя запевка)

3. Дон без песен, …(что виноградная лоза без гроздьев).

4. Земля донская-…( мать родная)

5. Казаку честь… (за Родину лечь)

6 Без коня казак…( кругом сирота)

7. Что ни казак..(то с Дону)

8. Не хвались, казак , травой,… (а хвались сеном)

9. Казак без друзей.. (что дуб без корней)

7. А что нам подготовили команды на урок. Проверка домашнего задания. «Музыкальный конкурс».

Ребята исполняют казачьи колыбельные песни. Дают скороговорки друг другу для чтения.

( тексты песен смотри в приложении №2)

8. Следующий наш конкурс называется «Умницы и умники». От каждой команды выходят по одному представителю. Получают индивидуальные задания.

1 команда. Записать постоянные эпитеты, которые мы встречаем в былинах и сказках.

Дороженька - столбовая

Девица - красная

Молодец - добрый

Море - синее

Поле - чистое

Тучи - черные

Лес - дремучий

Трава – шелковая

Луга - зелёные.

2 команда. Объяснить подбором синонимов значение казачьих слов из сказок.

Гутарить - говорить

Завеска - передник, фартук

Монисты - ожерелье из монет

Сумно - тревожно

Пластовать- разделывать

Чумбур - повод уздечки

Повечерить – поужинать

Чудок- немного

Чеботарь- сапожник

Ествица- еда

3 команда. Назвать жанры сказок, дать им определение, привести примеры сказок и их героев.

9. Пока идёт конкурс, у нас с вами театральная пауза. Ребята инсценируют пьесу из репертуара казачьего театра «Казак Чигуша и окружной атаман».

(Жюри подводит итоги конкурса и объявляет общее количество баллов, которые набрала каждая команда).

10. А теперь на минутку представим себя в знаменитой монтажной киностудии. Каждая команда получает задание.

1 команда. Угадать по рисункам и словам: пьеса, диалог, монолог, ремарка, афиша,- что это за жанр фольклора, написать название и подписать цитаты к иллюстрациям.

2 команда. Дает определение, что такое сказка-анекдот. Дорисовывает, как мужик поделил гуся. Написать, как он объяснил свое деление.

3 команда. Нарисуйте недостающие кадры и напишите титры к сказке «Марья Моревна».

 (Задания смотри в приложении №3)

11. Проводит учитель музыки. Творческий конкурс. Сочинить частушку по заданному началу (предварительно давалось на домашнее задание).

1 команда: «С неба звездочка упала…»

2 команда: «Ох, ох не дай Бог…»

3 команда: «Как у наших у ребят…»

(Смотри приложение №4. Жюри оценивает конкурсы).

12. Почему одни песни называются народными, другие носят имена авторов? Фронтальный опрос учащихся. ( Многие народные песни слагались ещё в то далекое время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных инструментов, почти невозможно было встретить музыкально грамотного человека. В те времена песни сочиняли самоучки, любители играть на народных музыкальных инструментах. Они были очень талантливыми людьми.)

--Самые давние народные песни сочинялись в деревнях (крестьянские), потом в городах (рабочие, революционные). Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременно одним и тем же народным умельцем.

- А как эти песни дошли до наших дней?

( Народные песни не записывались, а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, от поколения к поколению. А позже, когда появились профессиональные музыканты, они ездили по деревням и записывали эти песни).

- А вы замечали, что многие авторские песни по своему характеру похожи на народные. Про такие песни мы говорим, что они написаны в народном духе или в народном характере.

Назовите жанры русской народной песни. «Кто быстрее».

(Трудовые, лирические, протяжные, революционные, исторические, плясовые, частушки, хороводные, бытовые).

13.  Конкурс  «Песенный марафон».Звучит в грамзаписи русская народная песня «Эх, ухнем!»

- Ребята, давайте вспомним, о чем эта песня, кто ее сочинил?

 - посмотрите на эту картину. Ее написал русский художник Илья Ефимович Репин. Называется она «Бурлаки на Волге».они надевали на себя лямки и тянули по реке большие баржи, груженные товаром. Тяжел был труд бурлаков. Видите, какие у них усталые лица, а в глазах тоска и горе.

- А для чего им нужна была песня?

(С давних пор люди старались облегчить свой труд с помощью трудовых песен. Песни скрашивали тяжелую работу).

- В трудовых песнях часто встречаются фразы, которые передают, как люди все вместе брались за работу, а потом все вместе вздохнули. В этой песне так звучит возглас «Эй, ухнем».

Звучит в грамзаписи русская народная песня «Ой, да ты калинушка».

- К какому жанру относится эта песня, о ком в ней поётся?

(Это протяжная песня. В ней поется о тяжелой солдатской службе в царской армии. Эта служба продолжалась 25 лет, и рекруты (солдаты) расставались со своими родными на всю жизнь).

- Как одинокий лист отрывается от калинушки и несет его в синее море, так и молодые ребята отрываются от родного дома и плывут на корабле в неведомую даль.

- А почему протяжные?

( Потому что во всех протяжных песнях отдельные слоги распеваются на несколько звуков).

- Мы живем с вами на донской земле. Испокон веку донская земля славилась не только людьми, но и песнями, которые играли. Только казаки играли песни. Обычно песни просты, но полны глубокого смысла: в них раскрываются человеческие чувства, любовь к природе, родному краю, мечты о лучшей жизни; «О вольной-волюшке, о счастье светлом».

Мы постепенно узнаём эти песни и учимся их исполнять. И сейчас сыграем наши любимые казачьи песни.

1. «Богураевцы-молодцы» (шумовые инструменты и инсценировка).

2.  «Земляничка-ягодка»

3. «Степь донская» (исполняют учащиеся и гости, присутствующие на уроке)

14. Итог урока. Жюри объявляет общее количество баллов каждой команды. Выдаются дипломы 1,2 и 3 степени, а также индивидуальные сертификаты с оценкой «5».



Предварительный просмотр:

Тема: Творческая мастерская «Цех поэтов» (обобщающий урок по творчеству Есенина).

Цель: развитие творческого потенциала учащихся через художественное слово поэзии Есенина; воспитывать любовь к Отечеству, пробуждать у учащихся эстетические переживания; закрепить знания по теории литературы, обобщить сведения по творчеству Есенина.

Оборудование: компьютер, анимационный фильм «В сердце светит Русь», слайдовый фильм «С.А. Есенин», портрет писателя, фотографии, таблицы, картины Н.Н. Гуреева, иллюстрации к стихотворениям поэта.

План урока.

  1. Организация класса.
  2. Объяснение цели урока.
  3. Романс «Отговорила роща золотая».
  4. Представление групп.
  5. Работа групп за компьютерами.
  6. Конкурс поэтов.
  7. Характерные черты стиля Есенина.
  8. Создание странички к сборнику Есенина.
  9. Изобразительные средства поэзии.
  10. «Мой Есенин» глазами А.Каменцевой.
  11. Анимационный фильм «В сердце светит Русь».
  12. Выставка картин Н.Н.Гуреева.
  13. Стихотворение о родном крае Т. Блохиной.
  14. Самооценка урока.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Тема урока, его цель. В течение нескольких уроков мы знакомились с творчеством С.Есенина. Сегодня на уроке мы посмотрим на него с другой стороны, попытаемся заглянуть в его творческую лабораторию. Но прежде прочитаем эпиграф, который написан на доске.

Поэзия – такая же наука, как, скажем, математика. Не изучив ее, не только нельзя стать поэтом (за редким исключением гениев), но нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи.

  1. Настроиться на романтический лад урока, чтобы мы за деталями слышали Есенина, поможет романс на стихи поэта «Отговорила роща золотая». (Исполняют учащиеся под аккордеон и гитару).

В это же время идет слайдовый фильм о С.Есенине, созданный учащимся класса.

  1. Поэзия – мир волшебный, таинственный, завораживающий. Мы наслаждаемся звуками стихотворений, но не задумываемся, что они еще и мастерски, искусно сделаны и что поэты очень долго работают над каждым словом.
  1. Итак, начнем со стихотворной азбуки. Определить размер, рифму по строению и звучанию. (Первая группа садится за компьютеры и выполняет задание. После его выполнения один из учеников сделает вывод. Учитель проверяет самостоятельную работу через главный компьютер, если надо, по ходу делает замечание).

У вас на столах не случайны названия групп. Расскажите нам о своем Есенине.

«Я последний поэт деревни»

Мой Есенин – поэт влюблённый в свою родную природу, в её красоту. Восхищение и преклонение перед ней вошло в его душу. «Моя лирика жива одной большой любовью-любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве», - писал Есенин.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Его природа одухотворена, наделена человеческими чертами, тревогами и болями, надеждами и радостями.

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкою

Подвязалася сосна.

Он отражает мир одновременно просто, незатейливо, как-то по-домашнему тепло и удивительно празднично.

Пахнет рыхлыми драчёнами,

У порога в дёжке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

(Первая группа заканчивает работу)

Заметался пожар голубой, А

Позабылись родимые дали. В

В первый раз я запел про любовь, А

В первый раз отрекаюсь скандалить. В

(трёхстопный анапест, рифма перекрёстная, приблиз.)

Ты такая ж простая, как все. А

Как сто тысяч других в России. В

Знаешь ты одинокий рассвет, А

Знаешь холод осени синий. В

(трёхстопный анапест, рифма перекрёстная, приблиз.)

Пускай ты выпита другим, А

Но мне осталось, мне осталось. В

Твоих волос стеклянный дым  А

И глаз осенняя усталость. В

(четырёхстопный ямб,  рифма перекрёстная, точная)

Дорогая ,сядем рядом, А

Поглядим в глаза друг другу. В

Я хочу под кротким взглядом  А

Слышать чувственную вьюгу. В

(четырёхстопный хорей,  рифма перекрёстная, очная)

Вывод: стихотворения любовного цикла, в основном, написаны анапестом, т.к. их ещё называют «рыдающими», передающими душевное состояние поэта.

2.Настоящий поэт должен «дружить» ещё с одним крайне важным элементом стиха - рифмой. (Вторая группа работает за компьютером. Восстановите последние две строки стиха.)

«Я душой стал как жёлтый лист»

Мой Есенин-это бунтарь, непокорный, гордый, дерзкий.

Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот - и весёлый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

Ах! Какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

Это период тягостных раздумий, разочарований, скитаний, скандалов, эпатажных выходок.

Я нарочно иду нечёсаным

С головой как керосиновая лампа на плечах.

Ваших душ безлиственную осень

Мне нравится в потёмках освещать.

Мне нравится, когда каменья брани

Летят в меня, как град рыгающей грозы.

Даже знакомство с Айседорой Дункан не принесло покоя его мятежной душе.

«Поэт стал её повелителем, её господином. Она ,как собака ,целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней».

Растоптано, распято самое высокое чувство, самое великое слово-любовь.

Пой же, пой. На проклятой гитаре

Пальцы пляшут твои в полукруг

Захлебнуться бы в этом угаре,

Мой последний, единственный друг.

Не гляди на её запястье

И с плечей её льющейся шёлк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашёл.

Наверное, это и была та самая точка падения, после которой начнётся восхождение, воскрешение души - вечного начала.

(Вторая группа заканчивает работу, читает тот, у кого вариант схож с Есениным)

Эх, гармошка, смерть – отрава,

Знать с того под этот вой

(Не одна лихая слава

Пропадала трын-травой)

На лазоревые ткани

Пролил пальцы багрянец.

(В тёмной роще, по поляне.

Плачет смехом бубенец.)

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари,

(Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло)

  1. Рифма, «послушная памяти строгой»,как говорил Пушкин, сохраняет в себе основной смысл стихотворения, в рифме часто заключён весь фокус мысли.(Третья группа работает за компьютером. По рифме определить заглавие стихотворения).

«По-смешному я сердцем влип»

наш Есенин- это Есенин, возвращённый из мира теней, одиночества и забвения в мир живых людей, радостей и созидания - на круги своя. А это возможно только через любовь к женщине.

Ты такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

Знаешь ты одинокий рассвет,

Знаешь холод осени синий.

По-смешному я сердцем влип,

Я по-глупому мысли занял.

Твой иконный и строгий лик

По часовням висел в рязанях.

Вечная, совершенная, неземная любовь исцелит его страдающую душу.

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь.

В первый раз отрекаюсь скандалить

Встреча с Августой Миклашевской прожила столько, сколько живёт золотя московская осень, сливаясь для поэта с радостным переживанием воскресшего к жизни сердца.

Дорогая, сядем рядом.

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осеннее,

Это прядь волос белесых-

Всё явилось как спасение

Беспокойного повесы.

(Третья группа заканчивает работу, читает названия своих стихотворений)

-«Исповедь хулигана»

-«Кавказ»

-Не жалею, не зову , не плачу»

V.Вам, молодым поэтам, ещё трудно самим создавать талантливые стихи, но уже можно попробовать писать по прописям Есенина. Сочинить стихотворение по рифмам. (Выходят три человека из разных групп и выполняют задание, затем сличают с оригиналом)

Не спится-на лужок-зарница поясок -берёза-свечка-серебра –сердечко-гусляра- загляжусь ли- красоту-гусли-фату-зеленеют-купыри-склоны-зари.

VI.1.Если вспомнить характерные черты стиля Есенина,то нельзя не сказать о цвете. Перед вами абстрактная картина-радуга. Что вы можете о ней сказать.

Голубой - этот период в творчестве Есенина можно назвать весенним. В народной символике этот цвет означает юность, молодость, чистоту, красоту, радость, т. е. всё положительное и возвышенное. Например, «Голубень», «Плеск голубого ливня», «Заметался пожар голубой».

Красный - за долгой весной в поэзии С.А наступает короткое красное лето. Этот цвет революции, борьбы и крови. Например, «Плещет рдяной мак заката», «отелившееся небо лижет красного телёнка», «с небес через красные сети, дождит молоко».

Жёлтый - в поэтическом мире поэта наступает осень-«скорбный срок». «Златой октябрь осыпает перстни/ с коричневых рук берёз/срежет мудрый садовник осень/с головы моей жёлтый лист».Этот цвет увядания.

Белый - есенинская зима(его последние годы). «Снежная равнина, белая луна, саваном покрыта наша сторона. И берёзы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?»

2.В художественно- философском мире Есенина немало концептуальных сквозных образов. Дайте им характеристику.(На компьютере высвечиваются образы матери, дома, автора, розы)

Мать - «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Разбуди меня завтра рано».

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Мать-это и кормилица, и защитница, и печальница за невзгоды детей, она и олицетворение родной земли, она и «мати зелёная дубравушка», и «Волга-матушка».

Дом, изба, хата - «В хате», «Гой ты, Русь моя родная», «Я покинул родной дом».

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа.

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза.

Дом в лирике Есенина-это олицетворение Родины, семейного очага, согретого материнской любовью. Дом-это историческая память и духовная колыбель.

Роза - «Голубая да весёлая страна», «Улеглась моя былая рана», «Я спросил сегодня у менялы».

Поцелуй названья не имеет,

Поцелуй не надпись на гробах.

Красной розой поцелуи веют,

Лепестками тая на губах.

Роза-символ персидской красоты, временный покой для поэта.

Автор - «Устал я жить в родном краю», «Не вернусь я в отчий дом», «Мой путь».

Я спросил сегодня у менялы

Что даёт за полтумана по рублю.

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По-персидски нежное люблю?

Автор яркий представитель своего народа, жаждущий воплотить в жизнь прекрасные принципы идеального мира, в котором человек - неотъемлемая часть единой живой природы.

  1. В лирике Есенина присутствует мир звуков и запахов. Исследуя творчество поэта, мы нашли звуковые образы, которые чаще всего озвучивают есенинские сюжеты:

Звон - «Звонкой позолотой взвенивает лес», «Поёт зима аукает».

Тихие звуки – «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох».

Многообразие запахов: «запах меда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовитые дубравы», «пахучий мякиш тишины».

VII. Любое стихотворение поэта – это иллюстрация. Три человека от групп оформите страничку для сборника есенинских стихов.

VIII. Не может поэт создать свое творение без изобразительных средств. А ими богата лирика поэта. Первая и вторая группа работают у доски: записывают метафоры и эпитеты; а третья – работает со стихотворениями поэта, находя и объясняя письменно значения диалектных слов.

Метафоры:                                             Эпитеты:

любовь – пожар сердца                                  свет зари – алый

береза – изглоданные кости                            плат небес – синий

дождик – моросит с души                               мать – голубица

месяц – язык                                                     ветер – схимник

дорога – дремлет                                              березка – невеста

воспоминание – мед                                        счастье – глупое, милое

(Правая сторона закрыта, открывается после выполнения работы)

Диалекты: «В хате» - драчены – запеканка в виде толстого блина;

Дежка – кадка  для закваски хлеба, махотка – небольшой глиняный горшок для молока.

«Дед» - жамковая слюда – глазурь на прянике.

«Заглушила засуха засевки» - ледащий – хилый, загузынил – заплакал.

IX. 1. Чтобы создать стихотворение, мало знать теорию, необходимо вдохновение. Каждый из вас проявил свою индивидуальность, творчество, неповторимость. У каждого свое видение и понимание поэзии. Перед вами иллюстрации к стихотворениям «Отговорила роща золотая», «Муза» Каменцевой Анны. Она видит таким мир Есенина. А Маркова А. своим фильмом доказывает, что Есенин очень современен и сегодня можно найти есенинский уголок природы. (Ученица рассказывает о фильме).

      2. Есенин говорил, что все его творчество – это любовь к рязанской земле, России. Мы тоже россияне, живем и обитаем в не менее живописном крае – Донщина. Вольный, свободный казачий край. Из покон веку главным качеством казака была безграничная любовь и преданность донской земле. Перед нами картины художника, учителя, частого гостя Гуреева Н.Н.. От них веет жизнелюбием, радостью, оптимизмом и поэзией.

Красота родного края, полученные знания сподвигли вас на создание поэтических, может быть, еще не шедевров, но первые робкие шаги в мире поэзии сделаны.

X. Блохина Татьяна читает свое стихотворение  «Мой хутор Богураев».

XI. Самооценка урока. Учащиеся заполняют карты оценки урока.



Предварительный просмотр:

МОУ  Богураевская  СОШ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ                        ФИЛОЛОГИЯ

ОБЛАСТЬ:

ПРЕДМЕТ :                                          РЕГИОНАЛЬНЫЙ КУРС

                                                                «Литература Дона»

П. ЛЕБЕДЕНКО

«СКАЗКИ ТИХОГО ДОНА»

ФОРМА:                                              УРОК-ЗАГАДКА

КЛАСС:                                               5

УЧИТЕЛЬ  1 КАТЕГОРИИ

КАЛИНИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

                                       

ЦЕЛИ:   1.Воспитание нравственных качеств школьников на примере                                                                                                                                                                                                                                                                                          

        литературных образов сказки.

                 

                 2.Развитие самостоятельного мышления учащихся, творческих                                                                                                    

        способностей. Формирование интереса к донской литературе.

         

                 3.Углубленное знакомство со «Сказками Тихого Дона»

                   П. В. Лебеденко; работа над текстом сказки для определения                                                                                                                                                                                                          

         собственного отношения к героям.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Тематическое планирование уроков литературы в 5-7классов                                                                                          

школы. Р.И.Ключникова. Ростов-на -Дону.1993г.

  1. «Край родной». Хрестоматия для чтения 5-6 классы

Ростов-на-Дону.  2003г

  1. Практические советы учителю.( Методический журнал РОИ ПКП)  №3 2003г.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

 

 1.Портреты героев сказки.

 

 2.Иллюстрации к сказке.

 

 3.Репродукция картины Васнецова «Три богатыря».

 

 4.Картина местного художника Гуреева Н.Н.

 

 5.Нравственные качества героев.

 

 6.Пластинка с симфонией А.П.Бородина. Проигрыватель.                 

ПЛАН УРОКА:

  1. Организация класса.

  1. Вступительное слово учителя.

  1. Легенда «Почему Дон Иванычем зовут».

  1. Работа с классом (учитель-ученик).

  1. Работа по группам:

  • Викторина.
  • Художники слова.
  • Словарная работа
  • Характеристика образа.
  • Киносценаристы.
  • Работа с картиной Васнецова «Богатыри».
  • Прослушивание «Богатырской симфонии» Бородина.
  • Описание картины местного художника

      Гуреева Н.Н.

     

      6.Работа по схеме-загадке.

     

       7.Итог урока.

                    ХОД УРОКА:

1.Организация класса.

2.Сообщение целей и задач урока (разгадать тайну «магической» схемы.)

Русская литература полна тайн. И вот разгадать одну тайну известной вам сказки, самой яркой, запоминающейся, «Петрусь-мальчонка русский» и будет одной из главных наших задач. В этой  «магической» схеме зашифрован весь наш урок и главный итог. Как вы думаете, что спрятано под вопросом? Версий много, а правда одна и раскроется она только в конце нашего пути. Ну что ж мы начинаем наш урок.

                                                 КАЗАК

                 

                    Петрусь                                              ?

           

                                                   Дон

                                              Иванович

3.Вступительное слово учителя.

Дон…Давным-давно это было. Много стай журавлиных пролетело над Тихим Доном, много песен весёлых пропето с тех пор в станицах зелёных. Проносились ветры буйные, проплыли тучи грозовые над полями широкими.

Много воды утекло из Тихого Дона в Азовское море.

Тихий Дон река раздольная, плещется внизу и шепчет что-то. А мимо длинными шагами время идёт: сделает шаг – оглянется, а позади уже десятки лет остались.

  • Ребята, а почему наш Дон зовут Ивановичем? (легенда «Почему Дон, Ивановичем зовут).

Давным-давно донская земля стала приютом и второй Родиной многим бедным и обездоленным  людям. И было здесь много украинцев и поляков, немцев и греков, персов, армян и грузин.

  • Ребята, почему на Дон бежали эти люди? (От крепостной неволи.В 18 в.дворянское сословие получило право на владение крепостными крестьянами и земельными угодьями. Правительство принимало меры к розыску беглых, но они не приносили успеха: «с Дона выдачи нет»).

  • Что обозначает слово «казак»? ( казак- «свобода»- за это бились наши древние предки..И ещё справедливость и верность. Казак не звание, а состояние души)

  • Каковы были особенности жизни казаков? ( Свободно, но тяжело жилось казакам Они боролись за славу казачью, и ставили её превыше всего. В этой борьбе они забывали о всех земных радостях).

  • Больше всего на Дону было русских людей, ,но здесь у них всё складывалось по-другому. Поэтому со временем они стали петь свои песни по-новому, и сказки рассказывать по-другому. Издавна наш край славился поэтическими преданиями, легендами, сказками. А уж сказки-то у нас любят все: и взрослые, и дети. В них всё красиво и необыкновенно. Но самое главное – они поражают нас мудростью и добротой.

Сценка из сказки « Петрусь – мальчонка русский».

  • Ребята, из какой это сказки? Кто её автор? (выставка книг).
  • А что вы знаете о П.В. Лебеденко? ( Пётр Васильевич Лебеденко- донской казак. Его детство прошло в Азове. По профессии он лётчик, участвовал в ВОВ. «Сказки Тихого Дона» его первая книга. Смелость и благородство героев привлекает к себе внимание читателей. Почти все знают эту книгу, и полюбились нам её герои: Петрусь- мальчонка русский, мужественная Светланка, добрая Груня, Игнатка).

  • О них сегодня на уроке мы и вспомним. Но для начала небольшая разминка.

4.Работа с группами. (класс разбит на три группы).

    Викторина.

А).Узнай героя по описанию.

Жил мальчик со своей матерью в ветхом курене. Ласковый был, добрый и любили его за это все люди как сына родного.  ( Петрусь).

Пасть акулья раскрыта, глаза жабьи ненавистью пылают, косы- водоросли вокруг головы обвиты.   ( Зурала, царица морская)

Был у казаков храбрый воин по имени Степан, и была у него красавица дочка. Мать у неё умерла, и поехала она со своим отцом – стариком на войну с Чудом –чудищем биться.   (Светланка).

Б).Кто внимательно читает сказку.

  • Сколько лет было Петрусю, когда мы с ним впервые встретились

на страницах книги? (10)

  • Как долго пришлось пробыть Петрусю в царстве турецкого хана? (15)
  • С кем встретилась Светланка на пути к дядьке своему? (с рыбкой, серой волчицей, рыбкой- стерлядкой).

В).Назови эпитеты к словам. (вторая половина слов закрыта)

Сила    (богатырская)

Дон   ( Тихий)

Ветры   (буйные)

Сердце   (доброе)

Месяц   (ясный)

Река   (светлая)

Подберите эпитеты.

  • Вот и вы попробовали стать писателем, используя слова народной мудрости, казачью лексику.

Словарная работа.

Каким я представляю героев сказки.(выписать словосочетания, характеризующие героя)

1гр. Петрусь.

2гр. Река  Тихий Дон.

3гр. Злые силы6 хан, Зурала.

Каждая группа работает со своей переносной доской. На неё крепят карточки с качествами героя.

1гр. – Ласковый, добрый, 10 годков ему. В обиду никого не даст. Мастер «коня из камышинки смастерить», «рыбу невиданную из глины слепить».

«Любит больше жизни Тихий Дон», « стали ноги каменные», « стала грудь каменная», «превратился в утёс высокий».

Вывод: Петруся в сказке мы представляем добрым, отзывчивым, находчивым, умеющим помочь слабому, любящим свой Донской край, совершающим подвиги ради людей.

2гр.- Выразительное чтение: река забеспокоилась, мелкими морщинками покрылась, Дон вздохнул глубоко, будто плечи богатырские расправил. «Разгулялся, словно долго в неволе сидел. Ласкает его Тихий Дон».

Вывод: Тихий Дон- река могучая, река раздольная, плещется, будто шепчется, как мать родная сына убаюкивает. Петрусь любит Тихий Дон больше жизни своей. Страдает от разлуки с ним.

3гр.- Птица страшная, острые когти, чёрная тень, чёрные крылья, глаза недобрые огнём горят, злые искорки. Зурала: «глаза как у жабы», «зубы как у акулы – страшны», «косы- водоросли».

Вывод: злые силы противостоят Петрусю, Тихому Дону. Они полны зависти, ненависти к русским людям, злобы чёрной, любящие только себя и ореол своей славы. Но зло недолго живёт. Его побеждает добро.

  • Ребята, в сказке используется противопоставление. В литературе этот художественный  приём называется антитеза (вывешивается слово).

Киносценаристы.

Вспомнить элементы композиции. Они изображены на картинках. Восстановить к ним текст и расставить в нужном порядке.

1гр. –элементы композиции.

2гр.- кадры.

3гр.- титры.

  • Какова особенность композиции? (Круговая. Повторяется зачин и концовка, экспозиция и развитие действия.)

Задание для всех групп.

  • Вспомните. Когда мы изучали с вами былины, мы говорили о былинных героях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёши Поповиче. Можно ли найти что-либо общего у Петруся, героев картины «Богатыри»?
  • Послушаем музыку, отрывок из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.(прослушивание)
  • Какие чувства она вызывает? Может ли она выражать чувства нашего героя?

Беседа по картине художника Н.Н. Гуреева.

Донская земля полна не только талантами писательскими, но есть у неё и замечательные художники.

Картина нашего местного художника Н.Н. Гуреева перед вашими глазами. На ней изображён брат Дона Ивановича – Донец.

- Каким вы представляете Донец на картине? (Любуешься  лиловато- сизой водой, раздольем, статью славной, яркими красками. Такие же чувства испытывает Петрусь, когда вспоминает о Тихом Доне).

5.Работа по схеме.

  • Часть нашей схемы (большую) мы уже разгадали. Обратимся к вопросу (последней загадке).
  • Мы знаем, что главный герой сказки- Петрусь. Вот перед вами его лучшие черты. Другой герой- Тихий Дон, тоже со своими лучшими качествами.

А у казаков были свои казачьи заповеди: и одна из них самая главная, о ней мы говорили в начале урока (любовь к Родине, борьба с врагами).

Мы с вами живём на Дону, учимся и работаем в казачьей школе, участвуем в возрождении казачьих традиций. И за вами будущее.

  • Так что же под ? -  Я.
  • Какими чертами характера вы бы хотели обладать, что бы взяли для себя у сказочных героев? (Моделирование своей личности).

  • Вот и разгадана тайна урока.

Я

добрый

отзывчивый

благородный

честный

находчивый

ласковый

 -В конце урока мне бы хотелось прочитать вам строчки одного стихотворения:

        Каждый выбирает для себя:

                 Женщину, религию, дорогу.

                 Дьяволу служить или пророку-

                Каждый выбирает для себя.

  • И я, надеюсь, что вы сделаете правильный для себя выбор.

6.Итог, оценивание урока. (работа с картой «эффективности урока и самооценки участия в уроке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...