ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ТВОРЧЕСТВУ Н. П. ОГАРЕВА
план-конспект урока по литературе на тему
В конспекте разработан элективный курс по творчеству Н.П.Огарева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_tvorchestvu_n.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ТВОРЧЕСТВУ Н. П. ОГАРЕВА
Большими возможностями в плане расширения учебного материала при строго ограниченном времени для основного изучения литературы по программе располагает обучение дополнительное, профильное, которое широко применяется в классах старшего звена. Такая форма образования старшеклассников позволяет им получить по избранному профилю, в том числе и филологическому, более глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и прочные практические навыки исследовательского характера, подготовить себя к успешному продолжению образования в среднем (высшем) профессиональном учебном заведении соответствующего направления или к труду в сфере материального производства. Профильное обучение предоставляет возможность выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка.
Профильное обучение по литературе дает возможность обратиться к творчеству поэтов и писателей, чье творчество сыграло важную роль в развитии русской литературы, а потому представляет несомненный интерес для учащихся. Таким автором является и Н. П. Огарев, рассмотрение произведений которого можно включить в содержание элективного курса, посвященного истории развития отечественной литературы второй половины XIX века, или посвятить им отдельный электив. Тем более что и имя, и жизнь, и творчество Н. П. Огарева самым тесным образом связано с историей Мордовского края, а потому, несомненно, будет интересным для учащихся.
Основными требованиями к программе элективного курса, в данном случае по творчеству Н. П. Огарева (рассчитанного на 15 ч.), являются следующие:
1. Обозначение тесной связи между вехами жизни Н. П. Огарева и формированием его философских взглядов, нашедших отражение в поэтическом творчестве. Триединство «жизнь – философия творчества и гражданская позиция – поэзия» должно составлять основу данного спецкурса.
2. Учет особенностей той историко-культурной ситуации, в которой пришлось жить поэту; необходимо показать, что появление такого поэта было закономерным – он был «наследником» тех убеждений, которые отстаивали его предшественники (Пушкин, Лермонтов, поэты-декабристы).
Программа к элективу должна включать в себя такие компоненты, как:
1. Аннотация (название, основное содержание, для кого предназначен курс); в данном случае электив на тему «Жизнь и творчество Н. П. Огарева в контексте развития русской литературы середины – второй половины XIX века» будет рассчитан на учащихся X-XI классов и ориентирован на знакомство с основными вехами жизни и литературной деятельности поэта.
2. Указания на место курса в образовательном процессе. Важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения. Здесь необходимо отметить, что данный электив дополняет и расширяет основную программу по указанному периоду; среди межпредметных связей важно подчеркнуть связь с историей (поскольку философская позиция Н. П. Огарева неразрывно связана с той эпохой, в которую он жил), философией (лирика Огарева близка «рефлективной поэзии», ориентированной на философское отношение к жизни, осознание себя в жизненном потоке дней, цели, смысла жизни), живописью (используются портреты, учащиеся могут создавать собственные иллюстрации к его произведениям), музыкой (поскольку множество произведений автора положены на музыку, и с их исполнением старшеклассники познакомятся на занятиях электива).
3. Указания на цели и задачи изучения курса; в соответствии с целями формулируются задачи изучения курса – что необходимо для достижения целей? Над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса?
Целью курса, посвященного жизни и творчеству Н. П. Огарева, станет знакомство с основными вехами жизненного пути и литературной деятельности поэта в контексте развития отечественной литературы середины – второй половины XIX века. Основным принципом изучения биографии поэта станет акцентирование внимания учащихся на тесной связи жизненных впечатлений поэта с формированием его убеждений, гражданской позиции и их отражение в литературном творчестве.
Задачи курса: а) рассказать о жизни и творчестве Н. П. Огарева; б) сформировать целостное представление о личности, гражданской позиции, нравственно-эстетических взглядах поэта с учетом той историко-культурной ситуации, в которую он жил; в) совершенствовать умения и навыки целостного и сравнительно-сопоставительного анализа художественного произведения; г) способствовать расширению корпуса теоретико-литературных понятий и совершенствованию работы с ними; д) расширять социокультурное пространство старшеклассников путём знакомства с текстами высокой художественной ценности; е) сформировать представление о преемственности русской литературы в целом.
4. Указания на основные компоненты содержания курса; этот раздел программы отражает содержание теоретических и практических занятий, а также суть самостоятельной работы учащихся: основные знания (факты, понятия, представления, идеи, принципы), умения и навыки, методы и виды деятельности, опыт их освоения. Относительно рассматриваемого электива необходимо отметить следующие ожидаемые результаты: в результате его изучения учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством Н. П. Огарева, овладеют умением анализировать и критически осмысливать авторский текст с учетом его социально-философской основы; обогатятся новыми знаниями в области теории литературы; научатся сопоставлять на идейном, образном, композиционном, жанровом, эмоциональном уровнях произведения разных авторов, научатся интерпретации результатов своего поиска, в том числе и средствами других видов искусств (музыки, живописи, театра).
5. Указания на методы и формы обучения, которые должны определяться требованиями профилизации обучения, учёта индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. При этом ведущее место в обучении следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. Главная функция учителя – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленной к тому, чтобы достичь общую образовательную цель. Такой подход позволяет создать психологический климат, в основе которого – доверительность, взаимопомощь, сотрудничество. Учитель, таким образом, становится «проводником» в мир знаний: экспертом и консультантом – при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущим – в имитационной игре и тренинге, координатором и консультантом – при выполнении учебного проекта.
Основными методами обучения в рамках электива, посвященного Н. П. Огарева, являются: выразительное чтение, инсценировка, эвристическая беседа, исследовательская работа (групповая, индивидуальная), создание творческих проектов, опрос.
Основные формы организации занятий по элективу, посвященному Н. П. Огареву, следующие: установочные лекции учителя, практические занятия, дискуссии, литературная гостиная, заочная экскурсия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний. Так как работа ведется главным образом на материале художественных произведений, то одним из обязательных условий является знание анализируемых текстов. Занятия представляют либо беседу с элементами эвристики, либо дискуссию, либо уроки-практикумы с включением в том числе и инсценировок отдельных произведений или выступлений учащихся. В конце занятия учащимся может быть предложена работа по написанию миниатюры или творческого оформления результатов исследовательской деятельности.
Форма контроля знаний – зачет, который проводится в письменной форме: учащиеся пишут творческую работу с привлечением научной литературы, раскрывая собственное представление о личности Н. П. Огарева, дополняя ее, по возможности мультимедийной презентацией. Отдельное занятие отводится представлением работ на суд учителя и одноклассников, их защите. Формы промежуточного контроля – опрос и обсуждение результативности деятельности учащихся.
6. Тематический план, в котором отражается основное содержание всех разделов / тем курса с указанием бюджета времени на их изучение. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, учебные проекты и т. п.
Учебно-тематическое планирование программы электива
«Жизнь и творчество Н. П. Огарева в контексте развития русской литературы
середины – второй половины XIX века»
№ | Содержание курса | Кол-во часов | Форма занятия, методы и виды деятельности |
1. | Введение. Общая характеристика эпохи 1840-х годов в русской литературе. Роль творчества Огарева в развитии литературы последующих десятилетий. Основные особенности его художественного метода. | 2 ч. | Лекция, сообщения учащихся, составление опорного конспекта, беседа. |
2. | Н. П. Огарев и Мордовский край. Детство поэта. Начало формирования гражданской позиции поэта. Ненависть к крепостничеству. | 1 ч. | Урок-путешествие, экскурсия в музей. Гид – вымышленный персонаж. Инсценировка и письменный ответ на вопрос о роли детских впечатлений в формировании гражданской позиции и определении будущей деятельности Огарева. |
3. | Поэзия декабристов и поэтов предшествующего поколения в восприятии Огарева. Литературные параллели. Близость идей декабристского движения мировоззрению поэта. | 1 ч. | Литературная гостиная (готовится заранее по сценарию). |
4. | Огарев в Москве. Учеба в Московском университете. Знакомство с Герценом, участие в его кружке. Революционные события в Западной Европе (1830-1831 гг.) и их влияние на формирование гражданской позиции поэта. | 1 ч. | Сообщения учащихся. «Круглый стол». |
5. | Огарев и «рефлективная поэзия». Влияние кружка Станкевича на формирование художественного метода поэта. Синтез рефлексии и революционных идей в его творчестве. | 1 ч. | Урок-практикум. Анализ стихотворения по выбору учащихся. |
6. | Арест, ссылка, преобразования в имении поэта. Возвращение в Москву и сотрудничество с «Литературной газетой» и «Отечественными записками». | 2 ч. | Урок-практикум. Учащиеся работают над проектом по теме занятия. Результаты оформляются в виде мультимедийной презентации. |
7. | Учеба за границей. Знакомство с революционными идеями Европы. | 1 ч. | Защита рефератов. |
8. | Возвращение на Родину. | 1 ч. | Рассказ учителя, беседа. |
9. | Окончательный отъезд за границу. Издание «Колокола». Представления автора о будущем России, их отражение в творчестве. «Земля и воля», «Общее вече». | 2 ч. | Урок-семинар. Выступления учащихся по заранее предложенным вопросам. Дискуссия. Составление конспекта. |
10. | Итоговые занятия. Отдельное внимание уделяется творчеству Огарева в восприятии писателей и поэтов ХХ века (например, Бунина). | 3 ч. | Составление хронологических таблиц, сравнительно-сопоставительный анализ произведений Огарева и Бунина. Защита проектов по теме электива. |
Таким образом, основными требованиями к элективному курсу, посвященному изучению биографии и творчества Н. П. Огарева, является, во-первых, знакомство с основными вехами жизни поэта в тесной связи с формированием у него гражданских идеалов и нравственно-философских взглядов, эстетической позиции, что нашло непосредственное отражение в его литературном творчестве; во-вторых, рассмотрение творчества автора в общем контексте эпохи и определение его роли в развитии отечественной литературы XIX века, обозначение в его произведениях тем, образов и мотивов, характерных для поэтов предыдущих десятилетий. Лишь такой подход позволит сформировать у учащихся целостное представление о личности Н. П. Огарева, понять, что появление такого поэта на литературном небосклоне 1840-х годов было закономерным, обозначить преемственность его творчества по отношению к литературе «золотого века». Форма занятий в рамках такого электива может быть абсолютно разной (как правило, комбинированной), однако пристальное внимание следует уделить методам и приемам, активизирующих самостоятельную деятельность учащихся преимущественно исследовательского и творческого характера.
Список рекомендуемых источников
- Огарев, Н. П. Стихотворения и поэмы / Н. П. Огарев. – М. : Сов. пис., 1956. – 322 с.
- Афанасьев, В. В. Жизнь и поэзия Н. П. Огарева (1813-1877) / В. В. Афанасьев // Огарев Н. П. Стихотворения и поэмы. – М. : Худ. лит., 1980. – С. 5-22.
- Баранова, Г. Н. Проблема жанровой номинации : от лирического цикла к лирической книге («Книга любви» Н. П. Огарева) / Г. Н. Баранова // Вопросы литературы. – 2005. – № 5. – С. 132-136.
- Баранова, Г. Н. «Стихотворения Н. Огарева» 1856 г. : архитектоника и поэтика / Г. Н. Баранова // Русская литература. – 2010. – № 1. – С. 144-148.
- Елизаветина, Г. Г. Н. П. Огарев (175 лет со дня рождения) / Г. Г. Елизаветина // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). – 1988. – № 9. – С. 17-19.
- Конкин, С. С. Н. П. Огарев : жизнь – идейно-творческие искания – борьба / С. С. Конкин. – Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 1975. – 224 с.
- Коровин, В. И. Н. П. Огарев (1813-1877) / В. И. Коровин // Огарев Н. П. «Мой русский стих, живое слово…» : стихотворения. – М. : Худ. лит., 1983. – С. 5-24.
- Ленина, Л. И. Огарев и Лермонтов / Л. И. Ленина // Русская литература. – 1998. – № 2. – С. 180-192.
- Мякотных, О. В. «На смерть поэта» Н. П. Огарева : освоение жанрового опыта М. Ю. Лермонтова / О. В. Мякотных // Известия Уральск. гос. ун-та, Серия «Филология» : проблемы образования, науки и культуры. – 2007. – Вып. 21. – С. 56-68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...
«Основные темы творчества А.А. Ахматовой" программа элективного курса
Программа «Основные темы творчества А. Ахматовой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступител...
Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество»
Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (бисероплетение, тестоластика, извонить)....
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
Элективный курс «Сочинение – жанр литературного творчества»
Программа курса «Сочинение – жанр литературного творчества» предназначена для формирования умений и навыков учащихся 9 класса в овладении свободной, уверенной письменной и устной речью....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСА«ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»...
Программа элективного курса по творчеству М. Цветаевой "Моим стихам настанет свой черёд"
Программ поможет обучающимся глубже изучить творчество М. Цветаевой...