Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Добровольская Юлия Раймондовна

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

М

Кор

рек

ция

Тема модуля

Теория литературы

Кол-во часов

Дата

Кор

рек

ция

даты

       Виды деятельности

       обучающихся

Домашнее

задание

                                                                                                                                  1 цикл

                                                                                      Введение(1час)  Устное народное творчество (5 часов)

1

 

Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы.

Предания как поэтическая автобиография народа.

Понятие жанра, художественного

образа, искусства,

предания.

   2

04.09

 

Прослушивание записей фонохрестоматии, аналитическое чтение, анализ сюжета произведения.

 

2

 

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянович». Прославление труда мирного героя-труженика.

Былина «Садко».

 

Предание, гипербола, мифологический эпос,

былина, постоянные эпитеты, понятие национального представления о героях.

2

11.09

 

Дискуссия, выразительное чтение, запись тезисов, анализ образа героя, словарная работа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

М

Кор

рек

ция

Тема модуля

Теория литературы

Кол-во часов

Дата

Кор

рек

ция

даты

       Виды деятельности

       обучающихся

Домашнее

задание

                                                                                                                                  1 цикл

                                                                                      Введение(1час)  Устное народное творчество (5 часов)

1

Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы.

Предания как поэтическая автобиография народа.

Понятие жанра, художественного

образа, искусства,

предания.

   2

04.09

Прослушивание записей фонохрестоматии, аналитическое чтение, анализ сюжета произведения.

2

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянович». Прославление труда мирного героя-труженика.

Былина «Садко».

Предание, гипербола, мифологический эпос,

былина, постоянные эпитеты, понятие национального представления о героях.

2

11.09

Дискуссия, выразительное чтение, запись тезисов, анализ образа героя, словарная работа.

3

Карело-финский эпос «Калевала».

Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости.

Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Эпическая поэма, гипербола,

прямой и переносный смысл, мораль, малые жанры фольклора.

2

18.09

Пересказ с элементами анализа текста, объединение пословиц в тематические группы, составление рассказов по пословицам, составление отзывов о прочитанном .

                                                                                                     

                                                                                                         Древнерусская литература (6 часов)

4

«Повесть временных лет» как памятник древнерусской культуры.

«Из похвалы князю Ярославу и книгам» (отрывок из  «Повести временных лет").

Поучение, летопись.

2

25.09

Беседа по вопросам учебника, выявление особенностей стиля произведения, словарная работа.

5

«Поучение Владимира Мономаха».

Нравственные заветы Древней Руси.

РР. Подготовка к письменной работе по древнерусской литературе.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности.

Контрольное сочинение «Нравственный облик человека в древнерусской литературе»

Поучение.

Характер главного героя, речевая характеристика

2

02.10

Аналитическое чтение, беседа по вопросам учебника, составление нравственных заветов современного человека.

Словарная работа,

 Составление плана сочинения. Написание контрольного сочинения.

                                                                                                               

                                                                                                                 

2 цикл

                                                                                          Из литературы XVIII века  (2 часа)      

7

М.В.Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»

Г.Р. Державин «Река времён…», «На птичку», «Признание». Своеобразие поэзии Г.Р. Державина.

Ода как лирический жанр, философские рассуждения, реформатор поэтического языка, теория «трех штилей».

2

16.10

Индивидуальные сообщения учащихся, беседа, выразительное чтение, словарная работа.

            Из русской литературы XIX века (30 часов)

8

А.С.Пушкин. "Медный всадник".

А.С.Пушкин «Борис Годунов».

Трагедия (ознакомление), образ летописца, самозванство в понимании поэта.

2

23.10

Анализ композиции и сюжета, сравнительная характеристика героев, определение роли художественных средств.

9

Изображение «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

Понятие о повести (развитие представления). Эмоциональный пафос эпизода.

2

30.10

Составление плана эпизода учащимися, беседа, выборочный пересказ.

10

А.С.Пушкин «Дубровский».

Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой.

Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий).

2

06.11

Составление плана произведения, анализ  композиции сюжета. Написание литературного диктанта.

11

12

М.Ю.Лермонтов. Особенности сюжета и художественной формы «Песни про царя Ивана Васильевича…»

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.

Контрольная работа.

Фольклоризм литературы

 (развитие представлений). Эпические и лирические черты произведения.

Тропы, их роль в лирике.

2

2

13.11

Беседа, составление плана, решение проблемной задачи, сопоставительный анализ,  развернутый ответ на вопрос обучающимися.

Выразительное чтение наизусть, устное рисование, решение тестовых заданий. Написание контрольного сочинения.

                                      3 цикл

13

Н.В.Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести  «Тарас Бульба».

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Роды литературы (повесть).

Литературный герой.

2

20.11

Сообщение учащихся об интересных фактах биографии писателя, беседа, составление цитатной характеристики главного героя.

14

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести «Тарас Бульба».

РР.  Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба».

Батальные сцены, элементы сопоставительной  характеристики, эпический герой

2

27.11

Беседа, элементы сопоставительной  характеристики, составление плана.

Домашнее сочинение

15

И.С. Тургенев. Факты из биографии писателя. Цикл рассказов «Записки охотника». Рассказ « Бирюк».  

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева.

Подтекст повествования, жанр стихотворения в прозе, идейное содержание и художественное своеобразие.

2

04.12

Словесное рисование,

развернутый ответ на вопрос, сопоставление произведений. Написание литературного диктанта.

16

Н.А.Некрасов. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Величие духа русских женщин.

Контрольная работа. (Тестирование)

Трехсложные размеры стиха, сюжетные элементы эпизода, монолог, диалог.

2

11.12

Презентация индивидуальных сообщений

Написание контрольного тестирования.

17

Анализ контрольной работы.

Вн. чтение.  Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

 Обобщение изученного за 1 полугодие.

Антитеза, обобщенный образ, сатира.

2

19.12

26.12

Словесное рисование обстановки действия и облика героев, выполнение индивидуальной работы по карточкам по вопросам изученного за 1 полугодие.

                               4 цикл

18

 А.К. Толстой. Исторические баллады  «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».  Воспроизведение исторического колорита эпохи.

Конфликт «рыцарства» и самовластья  в балладах А.К.Толстого.

Баллада.

2

Составление плана-конспекта статья учебника. Анализ поэтического текста, определение нравственной проблематики и композиции, характеристика героев.

19

Слово о писателе  М.Е. Салтыкове-Щедрине и его «Сказках для детей изрядного возраста».

Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Гротеск, сарказм, иносказание, сатирическая сказка.

2

Интересные факты из жизни писателя, чтение с комментариями,  словесное рисование обстановки действия и облика героев.

20

Л.Н.Толстой. Нравственные уроки рассказа «Кавказский пленник».

Жилин и  Костылин  -  два характера, две судьбы.

Контраст, эпитеты, сравнения.

2

Сравнительная характеристика героев, оценка их поступков, беседа, словарная работа.

21

А.П. Чехов.  Рассказ «Хамелеон».  Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

Два лица России в рассказе А.П. Чехова  «Злоумышленник».

Сатира и юмор как формы комического.

2

Беседа по содержанию, художественный пересказ эпизодов, выразительное чтение диалогов по ролямподготовка к сочинению.

22

Стихи русских поэтов о родной природе.

Контрольное сочинение.

Хамелеонство как социальное явление (по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»)

Ритм, рифма, тропы и фигуры

2

Выразительное чтение,  смысловой анализ текста, написание  контрольного сочинения.

                                 5 цикл

Произведения русских писателей XX века (20    часов)

23

Автобиографический характер повести М.Горького «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.

Автобиографическая повесть ,герой-повествователь, тема, идея художественного произведения, портрет.

2

Портретная характеристика героя, выборочный пересказ отрывков из текста

24

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).  Вера в творческие силы народа.

Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

Эпизод, романтизм, романтический герой, нравственный мотив

2

Беседа с использованием цитатной характеристики героев, выборочный пересказ отдельных эпизодов, выборочное чтение.

25

Сложность взаимопонимания детей и взрослых в рассказе И. А.Бунина «Цифры».

Вн.чтение.  И.А. Бунин «Лапти».

Нравственный смысл рассказа.

Психологический рассказ, герой-повествователь, роль пейзажа, подтекст повествования

2

Беседа, чтение с комментариями, рассуждение на морально-этическую тему.

26

Л.Н.Андреев .Сострадание и бессердечие как  критерии нравственности человека в рассказе «Кусака».

А.П.Платонов. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе «Юшка».

Гуманистический пафос.

2

Чтение с комментариями отдельных эпизодов рассказа, проблемный вопрос, составление «цепочки» нравственных понятий, подготовка к сочинению.

27

Два взгляда на мир в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Контрольное сочинение по произведениям писателей 20 в. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Художественная форма,  неологизмы. лирический герой, тоническое стихосложение.

2

Выразительное чтение,  интонационный и смысловой анализ, написание творческой работы.

                                6 цикл

28

Своеобразие картин природы в лирике Б.Л.Пастернака

«Тихая моя Родина». Стихи поэтов XX в. о родной природе.

Вн.чтение.  (из литературы народов России) Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире»

Поэтические образы, сравнения и метафоры, пейзаж.

2

Выразительное чтение, сопоставительный анализ стихотворений, анализ художественных средств.

29

Философские проблемы лирики А.Т. Твардовского.

«Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…»

Изображение войны в лирике русских поэтов.

Мотивы лирики.

Лирический герой.

Публицистика. Интервью как жанр публицистики.

2

Выразительное чтение, сопоставительный анализ стихотворений.

30

Нравственные и экологические проблемы в рассказе Ф.Абрамова «О чем плачут лошади».

Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова «Кукла».

Литературные традиции, целостный анализ эпического произведения.

2

Пересказ  с элементами рассуждения. Ответы на поставленные вопросы.

31

Герои рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро».

Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Психологизм произведения, нравственный выбор.

2

Беседа с использованием цитатной характеристики героев, выборочный пересказ отдельных эпизодов, выборочное чтение.

32

Д.С. Лихачев «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное  и грустное в рассказах писателя.

Контрольная работа (тестирование).

Публицистика, мемуары,

юмор.

2

Беседа по содержанию, художественный пересказ эпизодов, выразительное чтение диалогов по ролям.

                    Зарубежная          литература  (2 часа)

33

О.Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности.

Своеобразие лирики Р.Бернса, Дж.Г. Байрона.

Новелла, романтический герой, хокку (особенности жанра).

2

Сопоставительный анализ поэтических текстов,

выразительное чтение, анализ художественных средств.

34

Японские хокку (трёхстишия). Проведение чайной церемонии.

Обобщающий модуль.

Итог  года и задание на лето

2

Участие в чайной церемонии, викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...