Преступление и наказание в произведениях Ф.М.Достоевского и Н.С.Лескова.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Еремеева Ирина Александровна

Цели урока:

•Обобщить сведения, полученные на предыдущих занятиях по изучению творчества Ф.М.Достоевского и Н.С.Лескова;
•Ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова;
•Раскрыть загадку женской души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prestuplenie_i_nakazanie_v_proizvedeniyakh.ppt911.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преступление и наказание в произведениях Ф.М.Достоевского и Н.С.Лескова. Выполнила: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5 УИМ»

Слайд 2

Тип урока: обобщение. Вид урока: дискуссия Оборудование : тексты «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова; Компьютер.

Слайд 3

Цели урока: Обобщить сведения, полученные на предыдущих занятиях по изучению творчества Ф.М.Достоевского и Н.С.Лескова; Ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова; Раскрыть загадку женской души.

Слайд 4

Есть один закон – закон нравственный. Ф.М.Достоевский.

Слайд 5

Ход урока Класс делится на две группы: 1-группа исследователей произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; 2-группа исследователей произведения Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Слайд 6

-Что объединяет эти два произведения? (преступление и наказание) -Вспомним мотивы данных преступлений.

Слайд 7

Работают группы над мотивами преступлений Родиона Раскольникова и Катерины Измайловой. 1группа: Мотивы преступления Р.Раскольникова: -бедность -теория «Кто я - тварь дрожащая или Наполеон 2группа: Мотивы преступления Катерины Измайловой: -отсутствие связи с христианскими заповедями -страстная сила любви

Слайд 8

-Вспомните основные проблемы. (Проблема совести, одиночества, неразделённой любви, нравственная и т. д.) -Сформулируйте нравственную проблему.

Слайд 9

Можно ли преступив законы общества, прийти к счастью?

Слайд 10

«Есть один закон общества - закон нравственный». Обратите внимание на эпиграф : - Как вы понимаете эти слова? - Соотнесите это высказывание с современной жизнью .

Слайд 11

Герои Лескова и Достоевского уголовные преступники или жертвы? -Кто же она, Катерина Измайлова, Страстная натура или Больная душа?

Слайд 12

Достоевский о своём герое говорит: «Больная, но живая душа». Так ли это? Докажите. -Кто же он, Родион Раскольников, Тварь дрожащая или Наполеон? -Какой путь исцеления героев? Имеется ли такой путь? (Да, через страдание, через любовь, через терпение.)

Слайд 14

-В начале романа на вопрос Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». -Ответьте на вопрос: «Когда уже некуда больше идти и кому?»

Слайд 15

-В чём вы видите нравственные уроки романов? -Можно ли в современной жизни освободиться от насилия, злобы, вражды? -Итак, ключевой проблемный вопрос, который мы взяли за основу романа: «Можно ли преступив законы общества, прийти к счастью?» Опираясь на тексты, переносим данную проблему на сегодняшний день. Каждый ученик высказывает своё мнение .

Слайд 17

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по проблеме: «Можно ли преступив законы общества, прийти к счастью?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Открытый урок на тему: "Суд над Раскольниковым" (по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Форма урока: ролевые игры.Вид урока: итоговый.Цель урока: на основе текста доказать, что сущноть теории Раскольникова антигуманистична; совесть его не вынесла пролитой крови, герой не смог преодолеть ...

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

Тестовые задания к произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Тестовые задания к произведению Ф.М.Достоевского  "Преступление и наказание"...

Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут  литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных  д...

Урок литературы "Раскольников - преступник или жертва?" (по произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок - исследование, сочетающий проблемное обучение с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...