самоанализ к уроку литературы
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Вараева Татьяна Александровна

Самоанализ (по ФГОС) к уроку литературы на Тему "Борис Годунов.Сцена в Чудовом монастыре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_samoanaliz.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока литературы, проведенного в 7 классе по теме: «А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов». (Сцена в Чудовом монастыре)».

Учитель – Вараева Т.А.

Данный урок был проведен 17.10.14 г. в 7 классе. В классе 10 человек:          6 мальчиков и 4 девочки. Уровень обученности учащихся по данному предмету        (согласно диагностике успешности обучения за предыдущий учебный год): высокий – 3 человека (30%), средний – 5 человек ( 50%), низкий – 2 человека (20%).

Согласно тематическому планированию по УМК В.Я Коровиной, данный урок входит в раздел «Русская литература ХIХ века». Тип урока – изучение нового материала. Целью урока стало знакомство с отрывком из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». В реализации поставленной цели помогали следующие задачи:

  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес и уважение к литературе;
  • воспитывать ценностное отношение к слову;
  • развивать коммуникативные УУД:
  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  1. Развивающие:
  • развивать критическое мышление;
  • развивать внимание;
  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развивать творческие, речевые способности учащихся;
  • формировать логическое мышление;
  • развивать  умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  1. Образовательные:
  • развивать умение формулировать определение понятий;
  • формировать умение отличать особенности литературных жанров;
  • развивать умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать технику чтения.

В процессе обучения формировались следующие УУД:

Личностные ( внутренняя позиция учащегося, учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке) ;

Коммуникативные (умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на вопросы, аргументировать);

Познавательные ( поиск и выделение необходимой информации, умение воспроизводить простые логические действия);

Регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование.

А также реализовывались следующие принципы системно-деятельностного подхода:

-принцип психологической комфортности;

-принцип деятельности;

-принцип непрерывности, вариативности, творчества.

На данном уроке мною применялся комбинированный метод обучения, реализующийся в различных видах деятельности: учебной, учебно-аналитической, познавательной и творческой.

Для достижения поставленной цели на уроке применялись различные технологии: ИКТ (компьютерная презентация), здоровьесберегающие (физкультминутки, своевременная смена деятельности), технология критического мышления и речевого развития и реализовывался системно-деятельностный подход.

В качестве подготовки к уроку учащимся было необходимо повторить отрывок из прочитанной летом трагедии, повествующий о событии в келье Чудова монастыря, а также выписать встречавшиеся архаизмы.        

Первый этап урока – подготовка к погружению в текст. На данном этапе особо важна мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность. Исходя из этого, мною использовалось высказывание Я.А.Коменского о пользе обучения. Для актуализации знаний был выбран прием «Мозговой штурм», в ходе которого учащиеся отвечали на вопросы, определяющие знания, полученные на предыдущих уроках.

Начало урока было нацелено на то, чтобы дети сами определили тему и цели урока, в этом учащимся помог отрывок из поэмы К.Ф.Рылеева. Этот этап способствовал формированию регулятивных УУД – умению самостоятельно формулировать цель, планировать и прогнозировать.

В начале этапа погружения в текст мною был применен прием «Осмысление эпиграфа», где учащимся было предложено выбрать из двух эпиграфов тот, который, по их мнению, больше подходит к уроку. В ходе использования данной технологии реализовывалась одна из поставленных задач – развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, а также формировались личностные и коммуникативные учебные действия: внутренняя позиция, умение объяснять свой выбор, аргументировать

Во время изучения данной темы учащиеся обращались к словарям, что способствовало концентрации внимания и умению работать с дополнительной литературой. На данном этапе реализовывались образовательные задачи –дети научились отличать особенности литературных жанров, обогатили свой словарный запас, а также формировались познавательные УУД –умение искать и выделять необходимую информацию.

В ходе применения здоровьесберегающих технологий было проведена физкультминутка, представленная упражнением для улучшения мозгового кровообращения. Дети размялись, сменили положение тела и с новыми силами включились в работу что способствовало улучшению качества дальнейшего изучения темы урока.

На этапе получения знаний и первичного закрепления знаний использовался прием «толстых» и «тонких» вопросов. Благодаря внедрению такого приема анализировать текст могли не только учащиеся с высоким показателем в учебе, но и более слабые дети. Этот этап работы способствовал формированию личностных ( собственный интерес к учебному материалу), коммуникативных ( умение строить фразы, отвечать на поставленные вопросы) и познавательных универсальных учебных действий.

В ходе работы учащиеся проявляли активность, стремились отвечать, каждый ученик мог выявить тот вопрос, ответ на который его не вводит в затруднение. Учитель выступал в роли организатора, консультанта и лектора-эксперта. Дети находили себя с разных позиций: информаторы, мыслители, творцы, слушатели.

В составлении характеристик главных героев детям помогли карточки, в которых они могли отыскать и выделить нужные эпитеты и слова, передающие черты характера действующих лиц.

Для закрепления материала учащимся предлагалось прослушать отрывок из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов», после прослушивание которого у детей возникли различные чувства, мысли, эмоции и ассоциации. Этот прием способствовал интеграции урока литературы с уроком музыки и формированию эстетических качеств у учащихся.

На посткоммуникативном этапе в ходе рефлексии учащимся необходимо было продолжить фразы учителя. Это задание не вызвало затруднений у учащихся, каждый смог подобрать нужное, по его мнению, слово для своего ответа.

Закрепление темы урока проходило с использованием синквейна, с технологией составления  которого учащиеся уже были знакомы на других уроках. Выполнение этого задания способствовало формированию познавательных и регулятивных УУД.  Использование листов самооценки позволило сформировать у ребят личностные универсальные учебные действия.

Урок достиг своей главной цели –учащиеся подробно ознакомились с отрывком из трагедии А.С.Пушкина. Достижению поставленной цели способствовало выполнение поставленных задач: была создана благоприятная атмосфера поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; развивалось умение формулировать определение понятий и выражать свои мысли; формировалось логическое мышление и умение опираться на уже известное.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Самоанализ урока литературы в 6 кл. А.Пушкин. "Дубровский"

Самоанализ урока литературы в 6 кл. А.Пушкин. "Дубровский"...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»...

Самоанализ урока литературы в 5 классе, посвященного 200-летию со дня рождения П.П.Ершова

Данный урок представлен в рамках недели творчества. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным уче...

Самоанализ урока литературы

Самоанализ урока литературыпо теме «А что, если б человеку, кроме основной жизни давалась ещё одна – для работы над ошибками» в 9 классе    Данный урок проводился по плану в соотве...

самоанализ урока литературы в 8 классе

самоанализ урока литературы...