Интегрированный урок литературы в 7 классе по теме "Мир сквозь призму притч".
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Шитикова Лилия Геннадьевна

                   Интегрированный урок литературы в 7 классе                

Мир сквозь призму притч

 

Цели: 

- узнать об особенностях притчи;

- познакомиться с текстом притчи;

- учиться понимать смысл притчи;

- развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;

- расширить знания о нравственных понятиях добра и зла;

- воспитывать в детях добро,  осознанное отношение к выбору поступков.

Притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце.

Абуль – Фарадж

Причта – это удивительный жанр. С одной стороны – смысл притчи кажется понятным, находящимся на поверхности, а с другой стороны, они часто таят глубокий сокровенный смысл об истинах жизни и веры. С точки зрения литературы, мы можем отнести притчу к метафорическому повествованию. Это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, нравственный урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живём.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце.

Это своеобразный учебный материал, который  непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику  путешествовать по Миру осознанно и радостно.

В притчах столько вековой мудрости,  тонкости и смысла. Притчи могут помочь детям задуматься над своим  поведением, поступками  и, может быть, заставят их осознать собственные ошибки и посмеяться над ними. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно найти множество путей решения одной проблемы, и что жизнь не делится только на чёрное и белое, плохое и хорошее. 

Уроки, которые включают изучение притч,  отличаются своей автономностью и законченность. Учащимся  не нужно заранее готовиться, все тексты небольшого объёма, их можно прочитать во время урока. Часто дети читают текст, глубоко не вникая в него, не понимая содержание. Притча учит их осмысливать прочитанное. Кроме того, выявление проблем, поднятых в притче, поможет при подготовке к сочинению ЕГЭ части С и восприятию более сложных историко-литературных и поэтических проблем произведений, изучаемых на уроках литературы. Это небольшое художественное произведение расширяет знание художественных произведений, в которых поднимается проблема гуманного отношения к человеку, умение оценивать ответы товарищей; умение проявлять чувства милосердия и сострадания, любовь к ближнему.

Использование текстов притч на уроках русского языка и литературы помогает отработать с учащимися различные базовые умения и навыки: определять причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы.  Притча также даёт возможность прикоснуться к народной мудрости, помогает осваивать вековой жизненный опыт. 

Литература:

1.     Дунаев М.М. «Православие и русская литература». – М: «Христианская литература», 1996

2.     Захаров Н.В. Православные корни русской классической литературы [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 4 – Культурология. URL: http: www. zpu-journal.ru/ezpu/2008/4/Zakharov/

3.     http://www.pravsarov.su/content/publication/1716/3017.html

4.      http://pritchi.ru/

5.     Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: Жемчужины мысли. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 686, [2] с., 537с. 

6.     Журавлев А.П. Звук и смысл. Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 160с., 102с.

 

7.     Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение»,2009.

Интернет-ресурсы

 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Учитель русского языка и литературыМБОУ СШ № 9 г.Димитровграда Ульяновской областиШитикова Лилия Геннадьевна
Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Познакомиться с текстом притчи.
Задачи:

Узнать об особенностях притчи.
Учиться понимать смысл притчи.
Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла.
Воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков.
Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;
Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучения в иносказательной форме. Отличается от басни тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднималчто-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, чтомальчик поднимает с песка морские звёзды. Они окружали его со всехсторон. Казалось, на песке ― миллионы морских звёзд, берег былбуквально усеян ими на много километров.― Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? ― спросилчеловек, подходя ближе.― Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когданачнется отлив, то погибнут, ― ответил мальчик, не прекращая своегозанятия.― Но это же просто глупо! ― закричал человек. ― Оглянись! Здесьмиллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попыткиничего не изменят!Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался,бросил её в море и сказал:― Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды.
равнодушиежестокостьэгоизмнеобдуманно-произнесенное слово
добротажалостьсопереживаниетерпимостьсочувствиечеловечностьчуткостьуважениепамять


Подписи к слайдам:

Учитель русского языка и литературыМБОУ СШ № 9 г.Димитровграда Ульяновской областиШитикова Лилия Геннадьевна
милыймилость
милость-это любовь и жалость
помиловать- простить, отнестись с любовью и к такому человеку, которого нам простить трудно
сердцесердце болит (душа болит)сердечная больсердечный человек
милыймилостьпомиловать
сердцесердце болит (душа болит)сердечная больсердечный человек
доброта жалость помощь прощение
Милосердие-готовность помочькому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
Милосердие-Готовность из сострадания оказать помощь тому,кто в ней нуждается


Подписи к слайдам:

Учитель русского языка и литературыМБОУ СШ № 9 г.Димитровграда Ульяновской областиШитикова Лилия Геннадьевна
Восточная притча «Всё в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
нет характеров, персонажи обычно безымянны, схематичны
время, часто и место действия неконкретны
нет прямого поучения
ответ на поставленный вопрос каждый должен дать сам
нет показа событий в развитии
не изображает, а сообщает
в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель
свой поэтический материал черпает из человеческой жизни
Притча всегда поучительна.Притча – это одновременно и мудрость и путь к мудрости.Притча – это слово. Притча - это "искусство слов попадать прямо в сердце». Притча – это весь мир. Домашнее задание:Написать сочинение – рассуждение«Какой нравственный урок содержит притча?» Для аргументации используйте примеры из прочитанных вами притч.
http://photobucket.com/images/…http://jesuslove.ru/owner/4225…http://forum.wolf-space.ru/ind…http://www.tokmak.kg/photo-id-…http://wolfanddog.2x2forumy.co…http://vafina.carguru.ru/537-3…http://clansofwingswolfes.ibor…http://pda.privet.ru/blog/1928…http://e-zoon.livejournal.com/…http://tomsk.fm/watch/119789http://legends-and-myths.narod…http://clubs.ya.ru/46116860184…http://oilfield.ru/diary/klb49…http://detirisuyut.ru/detskie-…http://onlinebazar.su/product/…http://mistergid.ru/children/o…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)

Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...

Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...

Интегрированный урок "Рабство и крепостное право через призму истории и литературы"

Интегрированный урок истории и литературыТема: "Рабство и крепостное право через призму истории и литературы"Цель: ввести понятия "рабство" и "крепостное право", познаком...