Рабочая программа по литературе. 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Аникеева Наталья Викторовна

 

Планирование составлено на основе:

 

  1. Программы общеобразовательных учреждений

Литература

5 – 11 классы

Под редакцией В.Я.Коровиной

9 - е издание

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Москва «Просвещение» 2008

  1. Рабочей программы (Кузьминой Виктории Юрьевны)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_6_klass.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

«

Рабочая программа

По литературе в 6 классе

Учитель: Аникеева Н.В.

Количество часов на год: 102 часа

Количество часов в неделю: 3 часа

Планирование  сочинений –  7 ; контрольные работы –   4

Планирование составлено на основе:

  1. Программы общеобразовательных учреждений

Литература

5 – 11 классы

Под редакцией В.Я.Коровиной

9 - е издание

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Москва «Просвещение» 2008

  1. Рабочей программы (Кузьминой Виктории Юрьевны)

Раздел 2. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией

В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

3

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы ХVIII века

3                      

Из русской литературы XIX века.

44

Из русской литературы XX века.

29

Зарубежная литература.

14

Повторение пройденного.

4+1

Всего часов

102

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Раздел 3. Содержание тем учебного курса.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Личностные УУД:

 обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

нравственно_этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

IV раздел                             Календарно-тематическое планирование

дата

п/п

Тема

Кол-во

часов 

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

УУД

1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

1

Комбинированный

(Беседа, работа с книгой)

Знать о литературе как особой  форме познания действительности; об авторе и герое в литературном произведении.

Л: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других (работа в парах и малых группах),

задавать вопросы,

Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, корректировать свою деятельность;

определять степень успешности своей работы и работы других

П: Уметь работать с учебником, строить связное монологическое высказывание на определенную тему. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Умение развернуто обосновывать суждения.

2

Обрядовый фольклор Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Обрядовые песни.

1

Комбинированный

(Беседа, работа с книгой. Внеклассное чтение).

Знать об обрядовом фольклоре, его основных жанрах,

об обрядовых песнях как разновидности фольклора.

П: Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,  анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной.

3

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок .

2

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментирование)

Знать понятия «пословицы» и «поговорки», «загадки», их отличительные признаки.

П: Уметь отличать пословицу от поговорки, анализировать их структуру, объяснять метафоричность и афористичность загадок

4

Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

3

Комбинированный

(Развитие речи)

Знать о русском фольклоре, его особенностях.

П: Уметь осуществлять поиск необходимой информации, готовиться к сочинению-рассуждению с элементами повествования.

5

Русские летописи

 «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях

1

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментирование)

Знать о русских летописях, их стилевых особенностях, о сказании как летописном жанре.

П: Уметь характеризовать содержание и проблематику «Повести временных лет», выполнять художественный пересказ текста. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Свободная работа с текстами художественного стиля.

6

Русские басни.-3

 И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия

1

Комбинированный

(Развитие речи)

Знать понятие «басня», жанровые и композиционные особенности басни, особенности языка 18 века.

П: Уметь выразительно читать, анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

7

И.А.Крылов

Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого и неумелого хвастуна

2

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментирование)

Знать о творчестве И.А.Крылова, основные темы его творчества как баснописца.

П: Уметь выразительно читать, анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

8

РР

И.А.Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

3

Комбинированный

(Обучение выразительному  чтению)

Знать содержание басни  «Осел и соловей», особенности русских басен.

П: Уметь выразительно читать, анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

9

          Из русской литературы XIX века -  

А.С.Пушкин.

Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

1

Комбинированный

(Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное  чтение)

Знать основные мотивы лирики А.С.Пушкина; вольнолюбивый характер стихотворения «Узник».

П: Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

10

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.  Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

2

Комбинированный

(Развитие речи)

Знать двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе.

П: Уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию

11

А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С.Пушкина.

3

Комбинированный

(Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное  чтение)

Знать период жизни А.С.Пушкина в Царскосельском лицее;  жанр послания.

П: Уметь выступать с подготовленным сообщением на определенную тему,  выразительно читать, анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

12

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения

4

Комбинированный

(Урок внеклассного чтения)

Знать содержание «Повестей Белкина», историю создания текстов, художественные особенности повестей, идейное содержание.

П: Уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов; проводить сопоставительный анализ образов; анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

13

А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

5

Комбинированный

Знать понятия «сюжет», «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы.

П: Уметь составлять план событий, говорить о композиции романа.

14

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

6

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение)

Знать историческую подоплеку произведения.

П: Уметь анализировать некоторые эпизоды, приводить в примеры цитаты, отстаивать свою точку зрения.

15

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

7

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение)

Знать  об авторском отношении к героям, о композиции произведения.

П: Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

16

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

8

Комбинированный

(Развитие речи)

Знать содержание повести, его композиционные и содержательные особенности; знать методику действий при написании творческой работы.

П: Уметь строить связное аргументированное монологическое высказывание на определенную тему; уметь составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

17

Контрольная работа//тест по творчеству А.С.Пушкина.

9

Урок контроля знаний и умений

Знать о творчестве А.С.Пушкина.

П: Уметь применять данные теоретические знания на практике.

18

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

10

Комбинированный

(Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное  чтение)

Знать биографические факты поэта; содержание и тему стихотворения «Парус», прием сравнения в композиции стихотворения «Тучи».

П: Уметь выразительно читать, анализировать поэтический  текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности

19

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества Обучение анализу одного стихотворения.

11

Комбинированный

(Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное  чтение)

Знать понятия «антитеза», «метафора», мотивы лирики поэта.

П: Уметь выразительно читать поэтический текст.

20

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова.

12

Комбинированный

(Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное  чтение)

Знать понятия «антитеза», «метафора», мотивы лирики поэта.

П: Уметь характеризовать стилистические средства, определять размеры стиха.

21

Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики».

13

Комбинированный

(Внеклассное чтение)

Знать факты жизни  и творчества писателя, содержание произведения.

П: Уметь характеризовать композицию, язык, стиль произведения; анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

22

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

14

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение)

Знать основные факты биографии и творчества писателя.

Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

23

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

15

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение)

Знать о роли картин природы в рассказе «Бежин луг»; о портретах героев как средстве изображения их характеров.

П: Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

24

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

16

Комбинированный

(Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное  чтение)

Знать основные факты биографии поэта, мотивы его лирики; знать о лирике как роде художественной литературы, о лирическом герое, лирическом образе.

П: Уметь выразительно читать,  анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

25

Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.

17

Комбинированный

(Слово учителя, выразительное  чтение)

Знать основные средства художественной выразительности.

П: Уметь выразительно читать, анализировать поэтический  текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности по определенному плану.

26

А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного.

18

Комбинированный

(Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное  чтение)

Знать основные факты биографии поэта, мотивы его лирики; знать о лирике как роде художественной литературы, о лирическом герое, лирическом образе.

П: Уметь выразительно читать,  анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

27

А.А.Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

19

Комбинированный

(Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное  чтение)

Знать основные факты биографии поэта, мотивы его лирики; знать о лирике как роде художественной литературы, о лирическом герое, лирическом образе.

П: Уметь выразительно читать,  анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

28

Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

20

Комбинированный

(Развитие речи)

Знать об особенностях поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

П: Уметь строить связное монологическое высказывание на определенную тему.

29

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

21

Комбинированный

(Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное  чтение)

Знать факты жизни и творчества Н.А.Некрасова; содержание стихотворения, его обличительный пафос.

Уметь определять тематику произведения, особенности языка и стиля.

П: Уметь определять тематику произведения, особенности языка и стиля.

30

Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

22

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение)

Знать художественные особенности стихотворения.

П: Уметь характеризовать стилистические средства.

31

Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова.

23

Комбинированный

(Внеклассное чтение)

Знать содержание произведения.

П: Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

32

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.

24

Урок контроля знаний и умений

Знать о творчестве М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.

П: Уметь применять данные знания на практике.

33

Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

25

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение)

Знать основные факты биографии писателя, понятие «сказ», особенности сказа, идейный смысл произведения.

П: Уметь характеризовать идейное содержание произведения, выполнять художественный пересказ эпизодов.

34

Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша».

Развитие речи.

26

Комбинированный

(Развитие речи)

Знать понятие «речевая характеристика», особенности языка повести Н.С.Лескова.

П: Уметь давать характеристику героя по определенному плану, строить связное монологическое высказывание.

35

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

Внеклассное чтение.

27

Комбинированный

(Внеклассное чтение)

Знать сведения из биографии А.П.Чехова, понятия «юмор», «сатира», жанр юмористического рассказа.

П: Уметь характеризовать стилистические особенности и идейное содержание текстов.

36

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

28

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение)

Знать содержание рассказа; о роли художественной детали в произведении.

П: Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

37

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А.Баратынский.  «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике.

29

Комбинированный

(Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное  чтение)

Знать о поэтах 19-20 веков: Я.П.Полонском, Е.А.Баратынском, А.К.Толстом.

П: Уметь анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности.

38

Из русской литературы XX века-19ч

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова.

1

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение)

Знать факты биографии А.П.Платонова, содержание рассказа, своеобразие языка произведения, стилистическую манеру писателя.

П: Уметь анализировать эпизоды.

39

А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

2

Комбинированный

(Внеклассное чтение)

Знать содержание повести; об авторской позиции в произведении.

П: Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику повести, владеть различными видами пересказа.

40

М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

3

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение)

Знать биографические сведения о М.М.Пришвине; жанр «сказка-быль».

Уметь давать характеристику героя по определенному плану.

П: Уметь давать характеристику героя по определенному плану.

41

Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

4

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение)

Знать об образе природы в произведении.

Уметь производить анализ эпизода, строить связное аргументированное монологическое высказывание.

П: Уметь производить анализ эпизода, строить связное аргументированное монологическое высказывание.

42

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

5

Комбинированный

(Развитие речи)

Знать основную мысль произведения, философский смысл названия.

П: Уметь проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов, выражать свое отношение к прочитанному.

43

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

6

Урок контроля знаний и умений

Знать о человек и природе в произведении.

П: Уметь строить связное аргументированное монологическое высказывание на определенную тему.

44

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д.С.Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

7

Комбинированный

(Развитие речи)

Знать факты биографии К.М.Симонова, Д.С.Самойлова.

П: Уметь выразительно читать стихотворные тексты, осмыслять тематику, нравственные аспекты произведений

45

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д.С.Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению

8

Комбинированный

(Развитие речи)

Знать о фактах биографии писателя; содержание произведения.

Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

П: Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

46

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

9

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение)

Знать факты биографии писателя, признаки рассказа как жанра.

П: Уметь проводить сопоставительный анализ отдельных эпизодов.

47

В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

10

Комбинированный

(Развитие речи)

Знать понятие художественной детали.

.

П: Уметь выражать свое отношение к прочитанному, постигать нравственные проблемы, затронутые в произведении.

48

В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени

11

Комбинированный

Знать факты биографии писателя; приемы характеристики героя; понятия «посвящение», «предисловие»; прием антитезы, композицию рассказа.

Уметь характеризовать героя рассказа, составлять устный портрет литературного героя.

П: Уметь характеризовать героя рассказа, составлять устный портрет литературного героя.

49

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

12

Комбинированный

(Развитие речи)

Знать смысл названия рассказа.

П: Уметь составлять устный портрет литературного героя.

50

Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина».

13

Комбинированный

(Развитие речи)

Знать содержание текстов, понятие нравственного выбора.

Уметь писать творческую работу по произведению, выражать свое отношение к прочитанному.

П: Уметь писать творческую работу по произведению, выражать свое отношение к прочитанному.

51

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике…»

14

Комбинированный

Знать основные факты биографии поэта; об антитезе, о повторе как художественном приеме, о поэтическом символе.

Лирика как выражение авторского мировосприятия. Образ автора. Тема родины. Выразительность стихотворной речи

П: Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

52

Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

15

Комбинированный

Знать о биографии писателя; содержание произведения; о нравственных вопросах в рассказе.

Уметь анализировать художественный текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности; постигать нравственные проблемы, затронутые в рассказе.

П: Уметь применять эти знания на практике.

53

Контрольная работа (тестирование по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина; по литературе о Великой Отечественной войне).

16

Урок контроля знаний и умений

Знать о творчестве Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, о литературе о Великой Отечественной войне.

Уметь применять эти знания на практике.

54

Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А.Есенина. Обучение выразительному чтению.

17

Комбинированный

(Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное  чтение)

Знать сведения о жизни и творчестве С.Есенина и А.Блока; темы лирики поэтов; понятие «аллитерация».

П: Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

55

А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

18

Комбинированный

(Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное  чтение)

Знать сведения о жизни и творчестве А.А.Ахматовой.

Уметь  анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности; уметь «видеть» роль художественной детали в тексте произведения.

П: Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

Уметь давать характеристику героя произведения, анализировать содержание и проблематику произведения.

56

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

19

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение)

Знать о жизни и творчестве писателя, об особенностях рассказов и героев писателя.

57

Из литературы народов России-

К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа.  Великая роль книги в жизни человека.

 

1

Комбинированный

(Внеклассное чтение)

Знать о жизни и творчестве поэтов, основную тематику их произведений.

П: Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью. Уметь анализировать поэтический текст со стороны содержания и со стороны средств художественной выразительности.

58

Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

1

Комбинированный

(Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, комментированное чтение)

Знать понятие мифа; понятие «герой» в древнегреческой мифологии; содержание мифов «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

П: Уметь выполнять художественный пересказ  эпизодов.

59

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки

2

Комбинированный

Знать понятие легенды, содержание «Легенды об Арионе», отличия мифа от сказки.

Уметь сжато и подробно пересказывать художественный текст.

П: Уметь сжато и подробно пересказывать художественный текст.

60

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические и эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

3

Комбинированный

(Внеклассное чтение)

Знать об эпосе как роде литературы; содержание фрагментов произведений, понятия «гипербола», «постоянный эпитет».

П: Уметь давать характеристику герою. Анализировать его поступки.

61

Обобщающий урок по теме «Мифы народов мира».

4

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) проверить качество и уровень знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела «Мифология»

2)Развитие навыков самостоятельной работы

П: 1) проверить качество и уровень знаний, умений и навыков, полученных при изучении раздела «Мифология»

2)Развитие навыков самостоятельной работы

62

М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

5

Комбинированный

Знать факты биографии писателя, содержание и проблематику произведения, понятие «пародия».

П: Уметь давать характеристику героя произведения, анализировать содержание и проблематику произведения.

63

Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

6

Комбинированный

(Слово учителя, сообщения учащихся, выразительное  чтение)

Знать сведения о писателе; содержание баллады, жанр баллады.

П: Уметь владеть навыками анализа художественного текста

64

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.

7

Комбинированный

Знать содержание и проблематику произведения.

П: Уметь владеть навыками анализа текста; составлять словесный портрет героев (словесное рисование).

65

М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Том и Гек: общность и различие.  Средства создания комического. Юмор в произведении Романтизм и реализм в произведении.

 Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

8

Комбинированный

Знать содержание произведения.

П: Уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование).

66

А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

9

Комбинированный

Знать о биографии писателя, понятия «философия», «притча», содержание и проблематику произведения.

Уметь давать характеристику героя произведения, анализировать содержание и проблематику произведения.

67-68

Урок-праздник «Путешествие по стране «Литературии» 6 класса». Задания для летнего чтения Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.

2

Урок контроля знаний и умений

Знать изученное в курсе литературы 6 класса.

.

П: Формулирование полученных результатов. Владение основными видами публичных выступлений. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Уметь строить связное монологическое аргументированное высказывание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....


 

Комментарии

Матушкина Татьяна Ивановна

Уважаемая Наталья Викторовна! Я тоже преподаю в 6 классе. Спасибо за подробный материал.