Конспект урока литератры в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Лощева Валентина Александровна

Путешествие в сказку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_5_klasse_puteshestvie_v_skazku.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ с.Подлесово

Конспект урока литературы

в 5 классе на тему:

“Путешествие в сказку” (сочини сказку)

Подготовила

учитель русского языка и

литературы

Лощева В.А.

2014-2015уч.г.

Тема: “Путешествие в сказку” (сочини сказку)

Цели:

1.а) Изучить художественные особенности построения сказки.
б) Показать своеобразие народной сказки и отличия ее от рассказа.

2. Развитие творческих способностей учащихся.

3. Использование воспитательной возможности сказки как средства воспитания коллективизма; нравственных отношений друг другу.

Ход урока

Музыкальное сопровождение

I. Слово учителя.

1. Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришла я к вам слово молвить, а зовут меня Валентина Александровна.

2. В некотором районе, в некотором городе стоит на дороге теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

- Что сейчас я вам сказывала?

- (Сказка)

- А что такое сказка?

- Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны фантастичны. Учат добру, сказка имеет мораль.

Сказывать

Сказочник

Присказка

Зачин

Загадка

Заклятье

Сказочные герои

Сказочные превращения

Сказочные чудовища

Трое кратные повторы

Концовка

Мораль

- А если к сказке подберем ряд однокоренных слов.

- Сказка – сказывать – рассказывать (Сказывать)

- Сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными, напевность, мелодичность, интонация, жесты, мимика.

- Кто помогает раскрыть сказочный секрет?

(Сказочник)

- Сегодня мы все будем сказочниками.

- Всякий мы рассказ будем сказкой называть , даже если имеет фантастический сюжет?

- А многие ли из нас могут рассказать сказку?

- Рассказать сказку – это значит так исполнить ее, чтобы слушали нас, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись.

- На первый взгляд ничего сложного нет, но сказка имеет строго выстроенную композицию.

- Давайте попробуем в этом разобраться?

- Нам нужна небольшая помощь.

- Знаете, что я сейчас держу в руках?!

Клубок серых ниток, тот самый, который помог Ивану-Царевичу найти царство Кощея-Бессмертного.

Давайте-ка бросим его перед собой и отправимся в страну сказок. Ну, все готовы? Тогда в дорогу.

- Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться у тесовых у ворот, там, где присказка живет, у тесовых у ворот. Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться

- Ну вот, оглянуться не успели, а уже очутились у ларца.

- Как вы думаете, что же находится в этом ларце?

Открываем:

- Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет (Присказка)

- Для чего нужна присказка? ( Пробудить интерес слушателя, привлекая внимание. Присказка речь ведет, что сразу ясно - история будет сказываться небывалая,  слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь.)

- Зачем я взяла в руки ключ?

- Начало. Зачин (Зачинать: начинать, начало).

- Как называется начало сказки?

- А какие зачины вам известны?

- В некотором царстве, в некотором государстве…

- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

- Жили были…

- Ой, какое волшебное дерево растет около избушки. На нем не яблоки, не груши, а сказочные концовки растут. Веселые они, но только постоянно спорят, кто из них красивее и смешнее сказку заканчивает.

Может и мы вспомним концовки ( Сказка вся, боле врать нельзя.  Вот какая я маленькая да удаленькая.(Помощники)

Вывод:

- Для чего нужны присказки, зачины, концовки?

- Они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад: переносят удивительный сказочный мир.

- У нас вроде бы все есть сказочник: присказка, зачины, концовка и , наверное мы можем сказывать?

- Сказка готова?

- Нет

- А чего нам не хватает?

- Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса Прекрасная – лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3 железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

Баба-Яга (избушка; ступа; помело).

- 3 испытания.

5. Загадка (Ковер-самолет).

Испечь хлеб за одну ночь и т.д.

6. Заклятье – “Стань к лесу задом, а ко мне передом”.

- Сивка-бурка, вещая каурка стань передо мной, как лист перед травой.

- Стань, белая береза у меня позади, а красная девица напереди.

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок (Мораль).

II.

- А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

- Начнем с присказки и зачина, концовка.

- Сказка не совсем обычная.

- Героем будет соломенный ? Он будет двигаться, заводить всякого рода испытаниями в строгом соответствии с материалом, из которого он сделан.

III. Обобщение.

  1. Из какого материала сделан человечек? (Солома)
  2. Свойства соломы? (Хрупкая,  легкая, в воде не тонет; боится огня; несъедобная)
  3. Какое имя? (Соломок, соломинка)

IV. Индивидуальные задания для групп

1 группа:

а) Присказка, зачин.
б) Как появился соломенный Человечек (из соломы) на свет?
в) Почему ушел из дома?

2 группа:

а) Первое испытание (Огонь).
б) Мораль – дружба побеждает все.
в) Мал да удал.

3 группа:

а) Второе испытание (Вода).
б) Мораль.

4 группа

а) Третье испытание.
б) Мораль (Город Разбойников; злой Волшебник).

5 группа:

а) Концовка.
б) Мораль.
В группах:

V. Итог. Чтение сказки

VI. Вывод: Чему учит сказка? ( Быть добрыми; справедливыми, противостоять злу; презирать хитрецов и льстецов; ненавидеть злодеев, врагов. Мораль – дружба делает людей сильными. Дружба  преодолевает все)