Открытый урок по литературе и музыке
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Акыева Марина Руфимовна

Интегрированный урок  музыки и литературы в 5 классе на тему: «Что за прелесть эти сказки!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyj_urok_po_muzyke_i_literature_5_klass.docx29.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                               

                                                 Технологическая карта интегрированного урока литературы и музыки

Авторы, разработчики

Учитель русского языка и литературы Акыева Марина Руфимовна, учитель музыки Змеева Людмила Владимировна, МБОУ СОШ №105 г.о. Самара

Предмет

Литература, музыка

Класс

5 класс

Тип урока

Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки

Тема

«Что за прелесть эти сказки!»

Учебники

Литература.5 класс. учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Часть 1. Автор В.Я.Коровина. М., Просвещение,2013.  Музыка. 5 класс. учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М., Просвещение,2012.

Цель

Создание литературных и музыкальных образов в одноименных произведениях А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Задачи

Обучающая: раскрыть возможности литературы и музыки для характеристики сказочных образов.

Развивающая: развивать образное и аналитическое мышление, творческие способности воображение.

Воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке, интерес к классическому искусству, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Основные термины, понятия

Сказка, опера, сюита, либретто, челеста

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-приобщение к миру искусства;

-развитие чувства прекрасного, чувства гордости за талантливых людей в мире искусства, которые заставляют нас переживать, волноваться;

Регулятивные УУД:

-проговаривание последовательности действий на уроке;

-осуществление самоконтроля.

Познавательные УУД:

-формулирование проблемы,

-построение логической цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и слышать друг друга;

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Формы работы

-индивидуальная

-групповая

-фронтальная

Ресурсы

-тексты «Сказки о царе Салтане»

-таблицы для заполнения

-ТСО (ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр)

                                                                                                       

                                                                                                                 Ход урока

    Этап урока, время

       Деятельность учителей

    Деятельность учащихся

               УУД

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

УМ: коллега, у вас в руках книга сказок? А у меня- ноты… мы пришли сюда, чтобы провести урок…вместе?

УЛ: Ребята, может, вы догадались, почему на уроке встретились два преподавателя?

УМ: да, сегодня у нас на уроке состоится диалог искусств: литературы…

УЛ: …и музыки!

Ответы детей

Л: положительное отношение к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

УМ: В ходе урока мы будем заполнять таблицу, работать в группах.

УЛ: ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке?

Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина?

Вспомните строки из сказок.

1.Ну, так и быть- возьми, да с уговору,

С общего нашего приговору-

Чтобы впредь не было никому горя:

Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем там приготовят мешок…

 (слайд)

2.Пошел он ко своей землянке,

А землянки не уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты…

(слайд)

3.Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить…

(слайд)

4. «Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин боярский,

Хоть коня с конюшни царской,

Хоть полцарства моего!»

«Не хочу я ничего!

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу»…

(слайд)

5.«Грусть-тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Не женат лишь я хожу».

«А кого же на примете ты имеешь?» - «Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает»…

(слайд)

Молодцы, справились с заданием! О какой сказке мы будем говорить сегодня?

Что вы можете сказать о сказках  Пушкина?        

Я предлагаю вам назвать наш урок «Что за прелесть эти сказки!»                                                                                              

Читали, анализировали сказки

 А .С . Пушкина.

Да

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о золотом петушке

Сказка о царе Салтане

«Сказка о царе Салтане».

В сказках добро всегда побеждает зло.

Они удивительные, добрые, полны красоты, вдохновения. Пушкин свои сказки создавал на основе тех, что ему рассказывала в детстве няня, Арина Родионовна.

Р: фиксация затруднения

К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3.Постановка учебной задачи.

УМ: Ребята, а вы любите сказки?

Вот и композитор Николай Андреевич  Римский-Корсаков тоже очень любил сказки. Мы с вами уже знакомы с этим композитором, изучали некоторые произведения Римского-Корсакова. Что вы знаете о нем?

УЛ: А.С.Пушкин вдохновил выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова на создание оперы «Сказка о царе Салтане».

УМ:   Вспомним, что такое опера?

УЛ: Эта опера была написана к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина.

УМ:  знаете, в чем необычность этой оперы?

Обычно оперы начинаются с увертюры. Что такое увертюра?

Молодцы!

А в этой опере нет увертюры.

УЛ:  Назовите главных героев сказки Пушкина.

 Ребята, а вы знаете, как композиторы с помощью средств муз .выразительности могут показать тот или иной образ?

Хотите попробовать сами охарактеризовать образы сказки о царе Салтане?

УМ: музыка и литература помогут вам более ярко раскрыть образы героев «Сказки о царе Салтане».

Так какую же проблему нам предстоит решить на уроке?

(на слайде - цель урока)

да

Он очень любил море, стал морским офицером, гардемарином.

Служил на военном паруснике «Алмаз».

Любил сказки Пушкина.

Опера-это музыкальный спектакль, в котором актеры поют.

нет

краткое вступление ко всему произведению

(« У Лукоморья дуб зеленый»… -

Тоже можно назвать увертюрой к поэме «Руслан и Людмила»!

Салтан, Гвидон, царица, царевна, ткачиха, повариха…

да

Хотим!

Выяснить, как при помощи музыки  и литературного текста можно создать сказочные картины.

П: преобразование информации из одной формы в другую.

К: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ.

4. Основной этап. Работа с таблицей по группам.

5. Подведение итогов урока.

   

 Рефлексия

УЛ:  у каждой группы сегодня будет задание, результаты которого мы в конце урока и сравним. Подготовьте тексты сказки, они вам пригодятся для работы.

УМ: скажите,  какое число в сказках является магическим?

Приведите примеры.

(например, было у царя 3 сына…)

А в «Сказке о царе Салтане»  есть это число? Докажите.

УЛ:  Переверните листочки. Перед вами таблицы.  Найдите в текстах описание белки. Какая она? Это задание для 1-й группы.

Описание 33 богатырей ищет в тексте  2-я группа.

Образ царевны-лебеди достается 3-й группе.

Заполняйте таблицы.

    Вывод.

Как вы охарактеризовали белку?

А какие 33 богатыря?

Интересно, какой вы увидели царевну?

Молодцы, справились  с заданием.

 

 ФИЗМИНУТКА

Немного отдохнем!

(представим, как море волнуется… как Гвидон стреляет из лука…)

УМ: А теперь, ребята, прослушайте сюиту  из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и попробуйте определить, какой из фрагментов соответствует вашему заданию. Заполните 2-ю колонку таблицы. Напишите, какая музыка по характеру, какие музыкальные инструменты вы услышали.

Вывод

Все справились с заданием? Молодцы, ребята.

(слайд с музыкальными инструментами)

Возможно, не все музыкальные инструменты вам знакомы.(кратко говорит о челесте). На какой музыкальный инструмент он похож?

УЛ: Посмотрите еще раз на ваши таблицы. Какой вывод вы можете сделать?

УМ: понравилась вам музыка Римского-Корсакова?

Помогла она вам нарисовать в воображении сказочные картины, созданные Пушкиным?

УЛ: Что можно сказать о них, что их объединяет?

Пушкин – сказочник, Римский-Корсаков – тоже сказочник, музыкальный.

Ребята, а какова роль сказок, по-вашему? Чем они вас привлекают?

УМ: Музыка и литература помогают нам выразить свои чувства, человек становится светлее, добрее, учится сопереживать…если люди будут больше обращаться к произведениям любого искусства, то меньше будет в жизни злобы и равнодушия, ведь мир искусства прекрасен!

УЛ: ребята, какую проблему мы решали на уроке?

(слайд с целью урока)

УМ: мы справились?

УЛ: Как вы сами оцениваете свою работу на уроке? Кто, по-вашему, был самым активным? Я бы хотела отметить еще…   (называю)

В ваших таблицах есть специальная колонка для оценивания. Кто доволен своей работой?

Выберите свой вариант ответа.

Ребята, свои таблицы сдайте, мы их проверим и тоже оценим вашу работу.

Домашнее задание на выбор:

Выразительное чтение понравившегося вам эпизода сказки или его иллюстрация.

УМ: в заключение нашего урока исполним вместе самую настоящую сказочную песню!

Вам понравилось?  Поаплодируем ! Молодцы.

Спасибо за урок.

число 3

называют примеры из разных сказок

три девицы под окном…, три чуда- белка, 33 богатыря, царевна-лебедь, 3 раза Гвидон летал к Салтану…

Работают в группах

Слушают, определяют.

Высказываются, дополняют друг друга

Заполняют таблицу

На пианино

Образы литературные и образы музыкальные похожи! Передают более точную,яркую картину…

да

да, помогла

они оба сказочники

сказки учат нас быть более добрыми

выясняли, как при помощи музыки и литературы можно создать сказочные картины.

Да

Поют песню «Спор Маши и Вити»

П: умение находить нужную информацию.

Р: умение решать проблему.

Л: способность самооценки своих действий.

К: умение слушать и понимать речь других.

Л: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

К: умение слушать, понимать речь других.

П: умение находить нужную информацию.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности.

Л: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

К: умение слушать и понимать речь других.


           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи

Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....

Открытый урок в 5 классе "Музыка в театре, кино, на телевидении" в рамках районного конкурса "Мой лучший урок"

Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...

8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...