Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Толстихина Марина Сергеевна

Рабочая программа по литературе 10 класс (пояснительная записка и КТП).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_lit_10.doc238 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_lit_10.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по литературе

10 класс

№ уро-ка

№ в теме

Тема урока

Виды контроля

Дата проведения

Примечания к уроку

По плану

По факту

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы19 века.

Уметь: доказывать примерами значение русской литературы 19в. в развитии литературного процесса.

1

1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. (НРК)

Конспект лекции

1.09

2

2

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Практикум

3.09

ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА (9 часа + 2 Р.Р. = 11 часов)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведений.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение.

3

1

А.С.Пушкин. Гуманизм лирики и ее национально-историческое содержание.

Конспект лекции

4.09

4

2

Романтическая лирика А.С. Пушкина периода  Южной и Михайловской ссылок. «Демон». Трагизм мировосприятия

Анализ стихотворений «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану». Выразительное чтение  наизусть.

8.09

5

3

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

Практикум.

Анализ стихотворения. Выразительное чтение  наизусть.

10.09

6

4

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти»

Практикум.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

11.09

7

5

Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Тема дороги («..Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны..»)

Конспект лекции. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

15.09

8

6

 «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «… Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…». Тема жизни и смерти.

Практикум. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

17.09

9

7

Повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история. Тема «маленького человека».

Самостоятельная работа (конспект статьи).

18.09

10

8

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

Беседа. Тест. Письменные ответы на проблемные вопросы.

22.09

11

9

Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов

Беседа

24.09

12-13

10-11

Р.Р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина

Сочинение

25.09 29.09

ТВОРЧЕСТВО М.Ю.ЛЕРМОНТОВА  (7 часов + 3 Р.Р. = 10 часов)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученных произведений.

Уметь: раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание произведения; создавать сочинения разных жанров на литературные темы; выразительно читать лирическое произведение.

14

1

М.Ю. Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира.

Конспект лекции.

1.10

15

2

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

Практикум. Выразительное чтение стихотворения.

2.10

16

3

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова.

Практикум. Выразительное чтение стихотворения «Смерть поэта» наизусть.

6.10

17

4

Р.Р. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание». НРК

Самостоятельная работа.

8.10

18

5

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…»

 

Практикум. Анализ лирического произведения.

9.10

19

6

Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»

Беседа. Практикум (анализ лирического произведения)

Выразительное чтение стихотворения «Родина» наизусть.

13.10

20

7

Вн.чт. Адресаты «влюблённой» лирики М.Ю. Лермонтова. НРК

Творческая работа.

15.10

21

8

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Характер главного героя

Сообщение по теме. Конспект критической статьи Г.В. Белинского

16.10

22-23

9-10

Р.Р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

Самостоятельная работа. Сочинение и его защита.

20.10 22.10

ТВОРЧЕСТВО Н.В.ГОГОЛЯ  (6 часов + 1Р.Р. = 7 часов)

Знать: теоретико-литературные понятия «художественный вымысел», «фантастика»; основные факты жизни и творчества Н.В.Гоголя; роль творчества Н.В.Гоголя в литературном процессе 19-20вв.

Уметь: подтвердить примерами образы фантастики и реальности в произведениях писателя; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; производить анализ эпизода.

24

1

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя, его художественный мир.

Конспект лекции.

23.10

25

2

Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород».

Лекция. Беседа.

27.10

26

3

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Семинар. Тест.

29.10

27

4

Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

Практикум.

30.10

28

5

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

Беседа.

10.11

29

6

Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Письменные ответы на проблемные вопросы

12.11

30

7

Р.Р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя

Классное сочинение. Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя

13.11

РУССКАЯ КРИТИКА И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы 19в.; о значении литературно-критической деятельности Белинского; понятие «романтическая литература».

31

1

Обзор русской литературы второй половины XIX века.

Лекция

17.11

ТВОРЧЕСТВО И.А.ГОНЧАРОВА (4 часа)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения.

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении; анализировать факты из содержания произведения, критическую литературу; излагать мысли на заданную тему выявлять.

32

1

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв».

Лекция. Беседа.

19.11

33

2

Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова.

Творческое задание (сравнительная характеристика Обломова и Штольца)

20.11

34

3

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

Беседа. Сообщение «Женские образы в романе»

24.11

35

4

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

Семинар. Конспект критической статьи. Домашнее сочинение по творчеству И.А. Гончарова.

26.11

ТВОРЧЕСТВО А.Н.ОСТРОВСКОГО ( 6 часов)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание произведения.

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; анализировать эпизод и его место в тексте.

36

1

 А.Н. Островский. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Конспект лекции.

27.11

37

2

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

Практикум.

1.12

38

3

«Гроза». Своеобразие конфликта. Смысл названия

Фронтальный опрос. Тестирование.

3.12

39

4

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

Беседа. Самостоятельная работа (характеристика героев). Конспект статьи Добролюбова

4.12

40

5

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

Практикум. Самостоятельная работа (характеристика Катерины). Конспект статьи Писарева

8.12

41

6

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Семинар. Тестирование по творчеству Гончарова и Островского. Домашнее сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

10.12

ТВОРЧЕСТВО И.С. ТУРГЕНЕВА (7 часов + 1 час КР = 8 часов)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения.

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению; создавать сочинения различных жанров; анализировать и интерпретировать художественное произведение, отбирая сведения по истории и теории литературы; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; выявлять авторскую позицию в произведении.

42

1

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

Конспект лекции.

11.12

43

2

И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

Практикум. Конспект статьи.

15.12

44

3

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя

Беседа. Самостоятельная работа (характеристика Н.П.Кирсанова)

17.12

45

4

«Отцы»  и «дети» в романе «Отцы и дети». НРК

Творческая работа (сравнительная характеристика героев)

18.12

46

5

Любовь и счастье в романе «Отцы и дети»

Фронтальный опрос. Тестирование. Письменные ответы на проблемные вопросы.

22.12

47

7

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

Письменные ответы на вопросы. Домашнее сочинение

24.12

48

8

Зачетная работа за первое полугодие

Зачет

25.12

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (1 час)

Знать: особенности поэтических произведений данного периода; поэтов второй половины 19 века.

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.

49

1

Русская поэзия второй половины 19 века. А.Н. Майков, А.К.Толстой, А.Н.Плещеев, С.Я.Надсон

Конспект лекции. Анализ стихотворений. Выразительное чтение двух стихотворений наизусть.

12.01

ТВОРЧЕСТВО И.С.ТЮТЧЕВА (4 часа)

Знать: факты биографии поэта; особенности художественного мира; характер произведений.

Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы

50

1

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. НРК

Конспект лекции. Сообщения по теме.

14.01

51

2

Философия природы в лирике Тютчева. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»

Самостоятельная работа (анализ стихотворений). Выразительное чтение стихотворения наизусть

15.01

52

3

Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве.

Беседа. Практикум. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

19.01

53

4

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

Практикум

21.01

ТВОРЧЕСТВО А.А.ФЕТА (2 часа + 1вн.чт. = 3 часа)

Знать: факты биографии поэта; особенности произведений; особенности художественного мира.

Уметь: анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

54

1

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. НРК

Лекция. Беседа. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

22.01

55

2

Любовная лирика А.А. Фета.  Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии

Письменный ответ на проблемный вопрос. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

26.01

56

3

Вн.чт. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии.

Фольклорные, романтические черты лирики поэта.

Самостоятельная работа (анализ стихотворения)

28.01

ТВОРЧЕСТВО Н.А.НЕКРАСОВА (9 часов)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении; использовать приемы систематизации материала; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.

57

1

Н.А. Некрасов. Жизнь  и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет переживаний

Конспект лекции

29.01

58

2

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

Практикум. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

2.02

59

3

Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

Практикум. Анализ лирического произведения.

4.02

60

4

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее  психологизм и бытовая конкретизация.

Беседа, сообщения

5.02

61

5

«Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы.

Семинар. Тестирование

9.02

62

6

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального рабства

Практикум. Характеристика героя

11.02

63-64

7-8

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Беседа. Домашнее сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

12.02 16.02

65

9

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. НРК

Практикум, тестирование по творчеству Тургенева и Некрасова

18.02

ТВОРЧЕСТВО М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (1 час + 2 вн.чт. = 3 часа)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; проблематику и поэтику сказок; иметь представление о своеобразии сатиры писателя.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения.

66

1

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Конспект беседы. Сообщение

19.02

67

2

Вн.чт. Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Письменный ответ на проблемный вопрос

23.02

68

3

Вн.чт. Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

Семинар. Домашнее сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина

25.02

ТВОРЧЕСТВО Л.Н.ТОЛСТОГО (11 часов + 1Р.Р. + 1 вн.чт.  = 13 часов)

Знать: основные факты жизни и творчества Л.Н.Толстого; особенности его художественного мира; содержание изученного произведения.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию в романе.

69

1

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

Конспект лекции. Сообщения по теме

26.02

70

2

Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

Письменный ответ на проблемный вопрос

2.03

71

3

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра.  Проблемы. Композиция.

Проблемные задания. План статьи учебника

4.03

72

4

Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова

Фронтальный опрос

5.03

73

5

Духовные искания Андрея Болконского. «Любимый герой» Толстого Пьер Безухов.

Творческая работа (эссе)

9.03

74

6

Образ автора в романе. «Что есть красота?» Женские образы романа: Наташа Ростова, Марья Болконская.

Устные ответы на проблемные вопросы

11.03

75

7

«Мысль семейная» в романе Толстого. Семья Ростовых и семья Болконских. НРК

Сообщения. Практикум

12.03

76

8

«Мысль народная» в романе. Платон Караваев. Жизненная философия героя.

Фронтальный опрос. Мини-сочинение

16.03

77

9

«Мысль историческая» в романе. Кутузов и Наполеон

Творческая работа (эссе)

18.03

78

10

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и  мир».

Практикум. Письменный ответ на проблемный вопрос.

19.03

79

11

Эпилог романа. Изображение мирной жизни в эпилоге.

Семинар. Проблемные задания.

30.03

80

12

Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению

Семинар, тестирование. Домашнее сочинение

1.04

81

13

Р.Р. Анализ эпизода из романа «Война и мир». 

Практикум

2.04

ТВОРЧЕСТВО Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО (7 часов)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя содержание изученного произведения;

Уметь: анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы воспроизводить содержание литературного произведения излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приёмы систематизации материала

82

1

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

Конспект лекции. Сообщения

6.04

83

2

Петербург Достоевского – одно из главных действующих лиц романа. Система образов героев романа

Семинар. Устные ответы на проблемные вопросы.

8.04

84

3

История создания романа «Преступление и наказание».

Семинар. План статьи учебника.

9.04

85

4

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Семинар. Письменный ответ на проблемный вопрос.

13.04

86

5

Родион Раскольников, его учение и бунт; взаимоотношения автора и героя. Литературная философия Достоевского и христианские ценности

 

Практикум.  Самостоятельная работа (характеристика героя)

15.04

87

6

«Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа

Практикум. Самостоятельная работа (характеристика героя)

16.04

88

7

«Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове

Тестирование. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

20.04

ТВОРЧЕСТВО Н.С.ЛЕСКОВА (2 часа + 1 вн.чт. = 3 часа)

Знать: основные факты жизни и творчества Н.С.Лескова; содержание изученного произведения.

Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении.

89

1

Жизнь и творчество Н.С.Лескова, его художественный мир. Повесть «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина – героя-правдоискателя

Лекция. Практикум. Самостоятельная работа (характеристика героя)

22.04

90

2

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. НРК

Беседа. Тестирование. Письменный ответ на проблемный вопрос

23.04

91

3

Вн.чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Урок внеклассного чтения

27.04

ТВОРЧЕСТВО А.П.ЧЕХОВА (6 часов + 1К.Р. + 1 вн.чт. = 8 часов)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание изученного произведения.

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении.

92

1

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 –х годов. «Человек в футляре»

Конспект лекции. План статьи.

29.04

93

2

Рассказы Чехова 90-х г 19 века. «Попрыгунья», «Палата №6», «Студент», «Дом с мезонином», «Восходящее» и «нисходящее».

Практикум. Письменный ответ на проблемный вопрос.

30.04

94

3

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». История создания.

Сам.работа (характеристика героя). Мини-сочинение

4.05

95

4

Драматургия А.П.Чехова. Принципы «новой драмы» история создания пьесы «Вишневый сад». НРК

Практикум. Анализ эпизода

6.05

96

5

Два сюжета пьесы. Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишневый сад». Особенности чеховского диалога

Практикум. Анализ эпизода. Тестирование.

7.05

97

6

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы

Практикум. Домашнее сочинение по пьесе «Вишневый сад»

11.05

98

7

Зачетная работа за второе полугодие

Зачет

13.05

99

8

Вн.чт. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».

Письменный ответ на проблемный вопрос

14.05

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 часов)

100

1

Вн.чт. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье».

Устный ответ на проблемный вопрос

18.05

101

2

Вн.чт. Г. Ибсен. «Кукольный дом».

Фронтальный опрос. Беседа.

20.05

102

3

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Беседа

21.05

103

4

Резервный урок

25.05

104

5

Резервный урок

27.05

105

6

Резервный урок

28.05



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе:

  • федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.
  • приказа Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программу общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от09.03.2004 №1312»
  • приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников в ОУ на 2014-2015 г.»
  • федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009)  с учетом учебника  Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ  века. 10 класс» (в двух частях).

Программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в объеме 105 часов (3 часа в неделю).

Предмет «литература» входит в образовательную область  «филология».

Характеристика предмета

         В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

         В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

 В центре анализа — литературный процесс в XIX веке,  автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

        Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

-  воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-  развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

-  освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

-  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

-  совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Характеристика класса

В 10 классе обучаются 3 человека. Двое из них (Зукол Валентина, Потылицин Александр) отличаются ответственностью, старанием, прилежанием. У данных учащихся имеется четкая мотивация к обучению. Ученики владеют навыками самостоятельной работы. Валентина и Александр обладают навыком анализа произведения, умеют писать сочинения и четко и ясно озвучивать свою позицию относительно того или иного вопроса.

 Гайдук Сергей требует повышенного внимания со стороны учителя. У Сергея низкая техника чтения. Отсутствие системы выполнения и качества домашней подготовки отражаются на успеваемости. Значительные пробелы в знаниях негативно отражаются на мотивации к обучению.

При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, у/о, зимняя и летняя сессии учителя (декабрь 2014 г., май 2015 г.), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество уроков, чем это предусмотрено программой или  могут быть использованы уроки повторения.

Национально-региональный компонент

В рабочую учебную программу включен региональный компонент, представленный произведениями хакасских  писателей и поэтов. Задача – познакомить учащихся с лучшими произведениями хакасской  литературы.  

Цели изучения хакасской литературы:

  • приобщение к духовным ценностям   народов Хакасии;
  • развитие личности ученика как представителя и умелого хранителя социально- культурных ценностей Республики Хакасия;
  • овладение знаниями о направлениях, художественных особенностях хакасской  литературы;
  • воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение  интереса к культуре малой Родины.

         Основные содержательные линии:

  •  знакомство с личностью писателя;
  • определение художественных особенностей произведений;
  • установление взаимосвязей теории хакасской литературы с теорией русской литературы.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

На изучение национально-регионального компонента образования по литературе отводится 10% учебного времени (10 часов в год).

№ урока

Тема урока

НРК

1

Введение. Русская литература ХIХ века в контексте мировой литературы

Сообщение о писате-лях Хакасии ХIХ века

17

Р/р. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание»

Дидактический материал (Мир природы в рассказах писателей Хакасии)

20

Вн.чт. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова

Анализ стихотво-рений А.Кыштымова

45

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Дидактический материал

50

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике

Дидактический материал (Мир природы в рассказах писателей Хакасии)

54

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы

Дидактический материал (Мир природы в рассказах писателей Хакасии)

65

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме

Дидактический материал

75

«Мысль семейная» в романе Толстого. Семья Ростовых и семья Болконских

Дидактический материал

90

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

Дидактический материал

95

Драматургия А.П.Чехова. Принципы «новой драмы», история создания пьесы «Вишневый сад»

Анализ стихотворений хакасских авторов

Содержание программы учебного курса

Базовый уровень

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Из литературы первой половины XIX века

А.С. Пушкин

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).

Н.В.Гоголь

Повести «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).

Русская критика и литературный процесс

второй половины XIX века

Введение

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как опреде между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

И.А. Гончаров

Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

А.Н. Островский

Пьеса «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы», «Свои люди – сочтемся!».

И.С. Тургенев

Роман «Отцы, и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Русская поэзия второй половины XX века

Ф.И. Тютчев

Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я » и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

А.А. Фет

Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Япришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

А.К. Толстой

Стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

А. Некрасов

Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Л.Н. Толстой

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: "исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Н.С. Лесков

Повесть «Очарованный странник ».

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда

А.П. Чехов

Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

Практическая часть

п/п

Дата

По плану    По факту

Практическое занятие

29.09

Р/р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

22.10

Р/р. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

13.11

Сочинение по повести Н.В.Гоголя

26.11

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. Домашнее сочинение

10.12

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение 

24.12

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Домашнее сочинение

25.12

Зачетная работа за первое полугодие (билеты с вопросами)

16.02

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Домашнее сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

01.04

Художественные особенности романа «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению

20.04

«Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

11.05

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы. Домашнее сочинение

13.05

Зачетная работа за второе полугодие (билеты с вопросами)

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса   

                                                                                                                                                                                                                                Знать/понимать:

-  образную природу словесного искусства;                                                                                    

-     содержание изученных литературных произведений;

-  основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;                                          

-   основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-  основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

-  воспроизводить содержание литературного произведения;

-  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

-  определять род и жанр произведения;

-  выявлять авторскую позицию;                                                                                              

-  выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-  аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

-  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;            

2) участия в диалоге или дискуссии;

3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости, определения своего круга чтения

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки.

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

  1. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 

Виды контроля

 Промежуточный:

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
  • выразительное чтение текста художественного произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • устный или письменный ответ на вопрос;
  • устное словесное рисование;
  • комментированное чтение;
  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
  • создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

-  написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;                          

-  письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

-  творческий зачёт;                                                                                                                              

 -     защита проектов.

Литература

.

Для учащихся:

Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2010

Для учителя:

Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2010

Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2015.

Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....