Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая  программа  по литературе (ФКГОС) 7  класс  к  УМК  В.Я. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_7_klass.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27

с углубленным изучением отдельных предметов

городского округа Самара

Рассмотрено

на заседании методического объединения

и рекомендовано к утверждению

протокол №1 от  10.08.2014 г.

Председатель м/о:

Арифуллина С.А.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №27 г.о. Самара

К.Е.Ловичко

Приказ № 31-од       от  11.08.201 4  г.

                     Рабочая программа по литературе. 7 класс А, Б, В

                                                                                                                                Разработчики:

Арифуллина С.А.

учитель русского языка и литературы

второй квалификационной категории,

                                                                   

2014 год

Пояснительная записка

Предмет

Литература

Класс

7 А, Б, В

Количество часов по предмету

2 часа в неделю, в 1 полугодии 32 часа, во 2 полугодии 38 часов, в год 70 часов.

Реализуемая программа (наименование, автор, издательство, год изд.)

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы./ В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2006.

Учебник (наименование, автор, издательство, год изд.)

Литература.7 кл. Учеб. Для общеобразоват.учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2009.

Методические разработки для учителя

1) Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 7 класс.- М.: Экзамен, 2014.

2) Коровина В.Я. Литература: метод. советы. – М.: Просвещение, 2010

Формы контроля, количество

Сочинений 6, практических работ 1.

Особенности реализуемой программы

 Количество часов по программе и в учебном плане совпадает. Изображение человека определяется как важнейшая идейно -нравственная проблема литературы.

Учащиеся продолжают знакомиться с новыми жанрами и произведениями УНТ, древнерусской литературы, литературы 18, 19 и 20 в.в., а также с произведениями зарубежных авторов.  Большое внимание уделяется изучению биографии писателей и поэтов.

Кроме этого школьники продолжают работать над литературоведческими терминами.


№ п/п

Тема

Количество часов

Неделя

Предполагаемый результат

1.1.

Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям. Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы из книги).

1

01.09.-06.09

Знать, что изображение человека - важнейшая задача литературы.

Устное народное творчество

4

2.1

Предание как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

1

01.09.-06.09

Знать о жанре былины и былинных героях. Уметь  выразительно читать былины, видеть отражённые в былинах народные идеалы, анализировать содержание былины.

3.2.

Понятие о былине.Исторические и художественные основы былин. Былина "Вольга и Микула Селянинович". Прославление мирного труда человека-труженика. Образный строй былины.

1

08.09-13.09

4.3.

В/ч. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Бескорыстное служение родине и народу. Новгородский цикл былин. «Садко».

1

08.09-13.09

5.4.

Русские пословицы и поговорки, поговорки народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

1

15.09-20.09

Древнерусская литература

3

6.1.

Владимир Мономах. "Поучение". Духовный облик Владимира Мономаха (1053-1125) – одного из самых видных государственных деятелей Древней Руси. Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет»

1

15.09-20.09

Знать закономерности развития древнерусской литературы, жанры древнерусской лит-ры. Знать исторические события и народные идеалы, изображенные в летописи.

7.2.

"Повесть о Петре и Февронии Муромских". Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

1

22.09-27.09

8.3.

Р.р. Подготовка к письменной работе на одну из тем:

1. Народная мудрость в произведениях УНТ.

2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора.

3. Что воспевает народ в героическом эпосе?

4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

5. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя.

1

22.09-27.09

Русская литература 18 века

2

9.1.

М.В.Ломоносов – Человек, Учёный, Поэт. Знакомство с произведениями М.В.Ломоносова: "Ода на день восшествия…", "К статуе Петра Великого", "Случилось вместе два астронома в пиру…". Выражение научных, гражданских взглядов Ломоносова в его лирики. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов, призыв к миру. Т/л. Ода.

1

29.09-04.10

Знать о жизни  и судьбе писателей. Уметь определять тему, идею произведений; выразительно читать стихи. Знать  т/л. ода.

10.2.

Г.Р.Державин. Очерк жизни и творчества. Знакомство с отдельными лирическими произведениями: «Река времён в своём стремленьи…»,  "Признание", "На птичку", последние стихи Державина. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

29.09-04.10

Русская литература 19 века

29

11.1.

Русская литература XIX века. А.С.Пушкин. Слово о поэте. "Полтава". Пётр I в поэме "Полтава". Сопоставление Петра I и Карла XII. Интерес А.С.Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Работа с фрагментами картины.

1

06.10-11.10

Знать о жизни и судьбе поэтов и писателей, чьё творчество изучалось в этом разделе.  Воспринимать и анализировать поэтический текст. Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно – этические  темы. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению Знать содержание понятия «образ».Уметь определять авторское отношение к героям. Знать содержание понятия пейзаж. Т/л. Иметь понятие о конфликте в художественном произведении. Знать определение понятий «аллегория», «фантастика» Т/л. Иметь понятие об автобиографической повести, владеть различными видами пересказа. Знать содержание понятия «деталь произведения», уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку действиям героев.

12.2.

"Медный всадник". Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

1

06.10-11.10

13.3.

А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Летописный источник "Песни о вещем Олеге". Смысл сопоставления князя Олега и волхва . Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

1

13.10-18.10

14.4.

А.С.Пушкин. "Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина».

1

13.10-18.10

15.5.

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

1

20.10-25.10

16.6.

Дуня и  Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

1

20.10-25.10

17.7.

М.Ю.Лермонтов. Страницы жизни и творчества. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Семейный уклад в доме Калашниковых. Образ Алёны Дмитриевны.

1

27.10-31.10

18.8.

Нравственный поединок  Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, готовность стоять за честь до конца и позиция царя Ивана Грозного. Оценка героев с позиции народа, образ гусляров. Авторское отношение к героям. Язык и стих поэмы.

1

27.10-31.10

19.9.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива…". Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению.

1

10.11-15.11

20.10.

Н.В.Гоголь. Страницы биографии. (Работа со статьями Н.Л.Степанова и В.В.Вересаева). "Тарас Бульба". Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбу и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

1

10.11-15.11

21.11.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Т/л. Развитие понятия о литературном герое.

1

17.11-22.11

22.12.

Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

17.11-22.11

23.13.

И.С.Тургенев. "Бирюк". Мастерство в изображении жизни народа. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным. Художественные особенности рассказа "Бирюк". Роль пейзажа в рассказе.

1

24.11-29.11

24.14.

И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе "Русский язык". Особенности жанра."Близнецы", "Два богача". Нравственные и человеческие взаимоотношения. Обучение домашнему сочинению в прозе.

1

24.11-29.11

25.15.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте."Русские женщины. Княгиня Трубецкая". Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Т/л. Развитие понятия о поэме.

1

1.12-6.12

26.16.

Н.А.Некрасов. О поэте. Работа со статьёй Владимира Приходько. Дополнительный материал: Стихотворение "Еду ли ночью по улице тёмной".

Н.А.Некрасов. "Размышления у парадного подъезда". Воспоминания Авдотьи Яковлевны Панаевой об истории создания стихотворения. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

1

1.12-6.12

27.17.

А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1

8.12-13.12

28.18.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Знакомство с сатирической сказкой. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

1

8.12-13.12

29.19.

М.Е. Салтыков-Щедрин. "Дикий помещик". Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

15.12-20.12

30.20.

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

15.12-20.12

31.21.

Л.Н.Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне. Первое произведение писателя – повесть "Детство" (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

22.12-27.12

32.22.

Главный герой повести Л.Н.Толстого "Детство". Его чувства, поступки и духовный мир.

1

12.01-17.01

33.23.

И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.

1

12.01-17.01

34.24.

И.Бунин. "Лапти". Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

 Р.р. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина.

1

19.01-24.01

35.25.

А.П.Чехов. О писателе. Рассказ "Хамелеон" – живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества.

1

19.01-24.01

36.26.

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятия о юморе и сатире.

1

26.01-31.01

37.27.

Два лица России в рассказе А.П.Чехова "Злоумышленник". Авторская позиция и юмор в рассказе.

1

26.01-31.01

38.28.

Вн.чтение. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

1

02.02-7.02

39.29.

"Край ты мой, родимый край…". (Стихотворения о родной природе). Чтение и анализ стихотворений русских поэтов XIX века: В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина. Обучение анализу лирического текста. Р.р.  Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии 19 века.

1

02.02-7.02

Русская литература 20 века

23

40.1.

М.Горький. Слово о писателе. Главы из повести "Детство". Смысл названия повести, её автобиографический характер. "Свинцовые мерзости жизни", изображение в повести. Братья Каширины, губительная власть денег над семьёй деда Каширина.

1

9.02-14.02

Знать о жизни и судьбе поэтов и писателей, чьё творчество изучалось в этом разделе.  Воспринимать и анализировать поэтический текст.

41.2.

"Яркое, здоровое, творческое в русской жизни" (Алёша, Бабушка, цыганок, Хорошее дело). Быт и характеры. Вера в творческие силы народа. Т/л. Развитие понятия об автобиографической повести. (Рассказчик и герой).

1

9.02-14.02

42.3.

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

1

16.02-21.02

Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно – этические  темы. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению Знать содержание понятия «образ».Уметь определять авторское отношение к героям. Знать содержание понятия пейзаж. Т/л. Иметь понятие об автобиографической повести, владеть различными видами пересказа.  Уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку действиям героев.

Т/л. Ритм, лексика, тропы (средства художественной выразительности) в стихах Маяковского. Уметь пересказывать эпизоды.

43.4.

Вн. Чтение. М.Горький "Легенда о Данко" из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер повести.

1

16.02-21.02

44.5.

В.Маяковский. Слово о поэте. "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче". Представления В.Маяковского о роли поэзии в жизни человека и общества. Т/л. Ритм, лексика, тропы (средства художественной выразительности) в стихах Маяковского. Обучение выразительному чтению.

1

23.02-28.02

45.6.

В. Маяковский."Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

1

23.02-28.02

46.7.

Л.Андреев. Слово о писателе. Рассказ "Кусака". Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

1

2.03-7.03

47.8.

А.Платонов. "Юшка". Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

1

2.03-7.03

48.9.

А.П.Платонов.  "В прекрасном и яростном мире". Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова.

1

9.03-14.03

49.10.

Р.р.Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века)

1

9.03-14.03

50.11.

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

1

16.03-21.03

51.12

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

16.03-21.03

52.13.

53.14

Стихи, рождённые войной. А.Ахматова: "Клятва", "Мужество". К.Симонов "Ты помнишь, Алёша, 1дороги Смоленщины". Стихи А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова. Работа со статьёй "Час мужества", страница 249-255. Интервью с участниками ВОВ о военной поэзии. Стихи: Вадима Шефнера "Весть", А.Яшина "Баллада о танке", С.Орлова "Его зарыли в шар земной", "Вот человек – он искалечен".

2

30.03-4.04

30.03-4.04

54.15

Ф.А.Абрамов. "О чём плачут лошади". Эстетические и нравственно-экологические  проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова "О чём плачут лошади".

6.04-11.04

55.16

Е.Носов. Слово о писателе.   «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению

6.04-11.04

56.17.

Вн.чтение. Юрий Павлович Казаков. О писателе.  "Тихое утро". Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

1

13.04-18.04

57.18.

Вн.чтение. Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, Восприятие окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

1

13.04-18.04

58.19.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега темнеют синие…», «июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятие о лирическом герое

1

20.04-25.04

59.20.

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы

1

20.04-25.04

60.21

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда».  Смешное и грустное в рассказах писателя

27.04-30.04

61.22

Вн.чтение. Песни на слова русских поэтов 20 в. Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

27.04-30.04

62.23

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта

4.05-9.05

Зарубежная литература

8

63.1

Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

1

4.05-9.05

Знать содержание произведений зарубежных писателей, уметь их анализировать.

64.2

Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению

1

11.05-16.05

65.3

Японские хокку. Особенности жанра

1

11.05-16.05

66.4

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары Волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

18.05-23.05

67.5.

Р.Д.Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра

1

18.05-23.05

68.6

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.

1

25.05-30.05

69.7-

70.8

Итоги года и задание на лето

2

25.05-30.05

Тематическое планирование составил        _____________                                                                 ____________________________

                                                                   подпись                                                                            расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....