урок в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Смицкая Татьяна Николаевна

урок в 11 классе по творчеству М.А.Шолохова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мысль семейная в романе Шолохова «Тихий Дон»

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного

                  здоровья семьи, нации;

                 развитие мышления учащихся: учить анализировать текст, выделять в нём

                 главное, сравнивать и т.п.;

                 через содержание текста формировать правильное отношение к нравственным

                 ценностям семьи.

  1. На ватмане нарисованы 2 дома (современный и курень Мелеховых);

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н.Толстой

Ход урока

1.Слово учителя

Семья - это основа духовных и нравственных ценностей человека. Сегодня мы с вами будем размышлять над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации. Влияние семьи на личность человека велико. Поэтому тема нашего урока звучит….. Какое произведение напоминают  вам эти строки? ( «Война и мир»)

 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- сказал Л.Т. Толстой. 
С ним согласен и М.А. Шолохов. В романе «Тихий Дон» он освещает картины счастливой жизни дома и несчастной вне дома.  Обратим внимание на первый рисунок дома, представим, что здесь живет современная семья.
Что нужно человеку, чтобы его семья была счастливой?
(Ответы учащихся: «Любовь, мир, здоровье, работа, уважение, материальный достаток и т.д.»)
Строительство любого здания, в том числе и дома, начинается с фундамента. Чтобы он был крепким и стоял долго, мы заложим в него ваши ответы. 
(На фундаменте современного дома делается запись)
Учитель: Это взгляд на современную семью учеников 11 класса Ржевской школы в 2015 году.

Цель урока: Как вы думаете,а что должны выяснить сегодня мы?  Сегодня мы с вами должны выяснить, как М.Шолохов показывает семью и на чем основано ее счастье.

2. Исследовательская проблема: Что же такое семья в понимании Шолохова и что значит она для героев?
(Ответы учащихся: семья- это дом, где ты родился, это место, где тебя  любят и ждут; семья-  это совесть, ответственность за других; семья- это мудрость)

Учитель: Войдем в дом на берегу тихого Дона и посмотрим, на чем основано счастье семьи Мелеховых?
(Ответы учащихся: труд, мир, любовь, семья, дом). На  фундаменте «куреня» делается запись.

(На доску записать слово СЕМЬЯ, к которому в ходе урока будут добавляться другие составляющие этого понятия.) 

4.Анализ эпизода «История семьи Мелеховых» (1часть 1тома)

- Чтение эпизода.

(Первоначально роман должен был начаться с описания мятежа генерала Корнилова, но вскоре автор признаётся: «Я почувствовал: что-то у меня не получается». Начать с семьи было новой гениальной интуитивной находкой молодого писателя.)

- С чего же начинается история этой семьи?

(С трагедии.)

- Почему гибнет юная турчанка и что утверждает её смерть?

(Утверждает величие и трагизм истинной любви, любви непохожей, а следовательно, раздражающей окружающих своей непохожестью. Прокофий, казак, гордец, «на руках носил жену до Татарского ажник кургана». Это был вызов казакам, их быту, традициям – отсюда трагедия.)

- Что вносится в роман этой историей?

(Автор отвечал на вопрос, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Семья – носительница того, что мы называем культурой. Поэтому в центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.)

5.Индивидуальные сообщения учащихся

«Патриархальность и традиции в семье Мелеховых»

- Т.о,в семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме, но именно он был одним из центров, сплачивающих семью.

СЕМЬЯ – ЭТО МУЖЧИНА (на доску добавляется слова МУЖЧИНА).

«Религия как один из центров патриархальной семьи»

- Т.о, семья выступает в романе хранительницей веры. Семья благословлялась Богом!

СЕМЬЯ – ЭТО ВЕРА (на доску добавляется слово ВЕРА).

«Семья и традиции фольклора»

- Т.о, связь семейного начала с фольклором позволяла автору добиваться глубокой эпичности повествования.

6.Проверка дом.задания

- Хранительницей домашнего, семейного  очага всегда считалась женщина. Героини «Тихого Дона» различны и по своему нравственно-психологическому складу, и по характеру, и по красоте. Какими же рисует их Шолохов?

1 группа – характеристика Аксиньи,

2 группа – Дарьи,

3 группа – Натальи.

 (Дарья. Ничего не известно о её родителях, происхождении, девичьей фамилии. Сама героиня говорит: «У меня ни сзади, ни спереди никого нет». Подобно песенной героине, Дарья сожалеет, что не родилась казаком. Она резко изменилась в отсутствие Петра: теперь у неё на уме «игрища да улица». Дарья недолго горюет о погибшем муже: «Как только дунул вешний ветерок, едва лишь пригрело солнце, - и тоска Дарьина ушла вместе со стаявшим снегом». Дарья не раз предстаёт перед нами красавицей-казачкой: «белым-бела, в поясу тонка», «Дарья поиграла тонкими ободьями чёрных бровей», «жила она на белом свете, как красноталовая хворостинка; гибкая, красивая и доступная». Но красота её грязная, дешёвая. Наталья, оплот семьи, «всегда относилась к Дарье и к её любовным увлечениям с чувством сожаления и брезгливости». Испокон века женщина-казачка ассоциировалась с понятиями «жизнь», «продолжательница рода». Но в конце Дарья совсем стала «зверь-бабой». Единственная из русских героинь, она берёт в руки боевое оружие, а потом убивает безоружного. Невозможно представить такими ни Аксинью, ни Наталью. Потому и смерть Дарьи в Дону очистительная и ужасная.

Аксинья. «Непокорная головушка», Аксинья многое испытала на своём веку: поругание своей девичьей чести, побои мужа в первый же день замужества, его «гулянья» на стороне, потому, наверное, «тепло и приятно ей было, когда чёрные Гришкины глаза ласкали её», когда он охаживал её «с бугаиной настойчивостью». И полюбила огромной любовью Григория, став сама как песня. Тоска по любви, по семье (а не просто по привычке к мужу) руководит всеми её поступками. Красота Аксиньи характеризуется как «губительная, огневая», «гордая». Гибнет Аксинья от пули, не оставив после себя никого, «только чёрное солнце».

Наталья. Печать народного осознания красоты ещё в большей мере лежит на авторской характеристике Натальи. «Бесхитростный, чуть смущённый взгляд», «тоскующие», «смелые серые глаза» - и «большие раздавленные работой руки» - вот основные детали в характеристике Натальи, они повторяются и становятся характерологическими в раскрытии женщины-труженицы, хранительницы семьи. Но при этом писатель обращает внимание и на духовную красоту Натальи, женщины, матери: «некрасивая и всё же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой». Она глубоко переживает своё положение нелюбимой жены. Её глаза часто «налиты слезами», у неё «мокрые от слёз ладони», она нередко тайком «тихо всхлипывала», глотала слёзы, душа рыдания. Наталья, натура сильная, «вырывающаяся», уходит из семьи, режет себя, проклинает Григория, вытравливает плод и в конце концов гибнет.)

- Одним из приёмов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются и наши героини. Сравните отношение к детям Дарьи, Аксиньи, Натальи.

(Аксинья. Родила дитя от Степана, но «ребёнок умер, не дожив и до года». От Григория родила Танюшку, стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. но любовь к ребёнку была лишь продолжением любви к Григорию. Как бы то ни было, ребёнок тоже умирает около полутора лет от роду. Детей Григория взяла после смерти Натальи к себе. «Они охотно называли её мамой», она их оставляет, когда уезжает к Григорию.

Дарья. У Дарьи родился ребёнок. Раздражаясь на своего младенца, говорит: «Цыц ты, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою». Много в романе грубых слов, но никто так не обращается к детям. Ребёнок умер, когда ему не исполнился и год. Не имея, в сущности, детей, Дарья очень быстро умирает и как женщина. Отсутствие детей становится «Господним наказанием».

Наталья. Вытравливает плод («Буду ли я жить с Гришкой али нет … но детей я от него больше рожать не желаю») и в конце концов гибнет.)

- В ком же с особой силой проявляется материнская любовь в романе?

(В образе Ильиничны. Именно она воспитала своих детей такими, какими мы видим их в романе; она не только заботилась о них, но и передала им своё мирочувствование. Отсюда глубокое сродство молодых Мелеховых именно с матерью, а не с отцом. Сам Шолохов, преклоняясь перед собственной матерью, не раз отмечал сходство её и Ильиничны.)

- Т.о, дети являются мерилом жизненности самих героинь в романе.

- К какому же выводу приводит нас Шолохов?

(Смерть женщины – это всегда зло, беда, это смерть семьи.)

СЕМЬЯ – ЭТО ЖЕНЩИНА (на доску добавляется слово ЖЕНЩИНА).

7.Анализ текста

- И снова перед нами семья Мелеховых, пока ещё дружная, целая, патриархальная – в лучшем значении этого слова. В чём была сила этой семьи? (В единстве)

- Как это проявлялось? (Все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались).

У Мелеховых было 4 таких совета: 1) не заладилась жизнь Григория и Натальи;

                                          2) приход красных: отступать или сдаться?

                                          3) сердечные дела Дуняши;

                                          4) 1919 год – деньги Дарьи.

Анализ 1 совета: кто присутствует? о чём совет? кто выступает на совете? чем он заканчивается?

(Жизнь Григория и Натальи не заладилась. Начало совету положил Пантелей Прокофьевич. Выступают все;  даже Дуняша, подросток, допущена к совету, внимательно слушает. Григорию стыдно, он грубит. Но чем бы ни заканчивались советы, ни одно важное событие не проходит незамеченным).

Анализ 4 совета: какое настроение вызвали у вас эти строки? как автор рисует эту картину спора, оскорбительную для памяти Петра?

(Разговор ведут только Пантелей Прокофьевич и Дарья, все остальные молчат, стесняясь прикоснуться к этому недоброму делу).

ВЫВОД. В семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплочённым миром родных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей всегда была семья. Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны – тут начинаются распад и раскол.

СЕМЬЯ – ЭТО ГАРМОНИЯ (на доску добавляется слово ГАРМОНИЯ).

- Ну, а если внутрь семьи всё же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны?

(В семье Мелеховых тоже были свои тайны, их в романе три:

1) секрет Григория;

2) секрет Дарьи;

3) секрет Натальи.)

Групповая работа:    а) тема секрета;

                        б) где происходит беседа;

                        в) итоги «разговора по душам».

(Все эти тайны касаются семьи.

1. Пантелей Прокофьевич сразу догадался о связи Григория и Аксиньи – сын связался с женой близкого им человека – соседа. Старик понимает, что от разговора не уйти и рано утром на рыбалке с Григорием начинает разговор.

2.Дарьина болезнь. Наталья – Дарья. Дарья просит предупредить мать: «пущай она отцу не говорит про это, а то старик взбесится и выгонит меня из дому».

3.Ильинична – Наталья (аборт). «Буду ли я жить с Гришкой али нет… но детей я от него больше рожать не желаю».)

- Обратите внимание: все три разговора ведутся ВНЕ дома, двора: на реке, огороде, степной дороге. Они как бы не желают запачкать дом, семью, хотят отгородиться от дурного, заразного. Это естественное стремление всякого живого и здорового организма).

СЕМЬЯ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ (на доску добавляется слово ЗДОРОВЬЕ).

- Итак, мы видим, как заботились казаки о целостности, здоровье своей семьи. На смену одному поколению должно было идти следующее, такое же здоровое и целое. В связи с этим интересен вопрос о детях в романе «Тихий Дон». Как заботились о них казаки? Как проходил процесс воспитания?

(Рождению детей горячо и искренне радовались, заботы о них никого не утомляли и не пугали – трудности просто не замечались в суете большой семьи. Воспитание проходило через труд, «так повелось исстари и так навсегда осталось для Мелеховых»: труд и в быту, и в душе, и в духе).

Анализ эпизода «В ожидании сына» («…А Ильинична с каждым днём всё резче ощущала подступившее к ней одиночество…»)

- Каким настроением проникнут данный отрывок? Какие чувства он вызывает у вас? Как автор рисует «великую материнскую тоску»по сыну, «младшенькому», как называет его Ильинична?

(Всё более трагическим становится повествование к концу романа, Ильинична , мудрая, проницательная, своим материнским чутьём понимает, что прежней жизни не будет. «Сама жизнь стала ей в тягость, За один год потеряв столько близких её сердцу людей, она жила надломленная и жалкая… и хотела лишь одного: дождаться Григория, передать ему детей, а потом навсегда закрыть глаза…

Голос автора всё чаще обретает взволнованные интонации, он разделяет чувства и переживания своих героев, проникается участием и тревогой за их судьбу. И конечно в первую очередь за судьбу детей. ).

- Насколько же сильна материнская любовь, насколько же велико желание Ильиничны, чтобы всё в доме было мирно, что примиряется она даже с тем, что Мишка Кошевой входит в их дом хозяином, видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно относится к внуку её, Мишатке. Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится главным условием и для новой жизни.

- Как вы думаете, крушение чего проницательно уловил автор романа в народной среде?

(Семьи как основной ячейки общества).

- Как же заканчивает свой роман Шолохов?

- О чём мечтает бессонными ночами Григорий?

(Всё вернулось на круги своя. Мы снова перед домом – казачьим куренем Мелеховых. Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына. Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром).

6.ИТОГ УРОКА

- Так о чём же роман М.Шолохова?

(О человеке, о его истоках, о гуманизме. Шолохов высказал свою тревогу о мире, заставил задуматься о семье, государстве, державе на фоне разрухи).

- А что значит в вашем понимании СЕМЬЯ? Добавьте своё понимание этого слова к записям на доске!

8. Вывод. 
Учитель: Давайте, ребята, еще раз обратимся к рисункам дома и куреня. Совпало ли наше представление о семье с шолоховским? 
(Ответы учащихся)
Учитель:  На сегодняшнем уроке мы увидели семью в представлении Шолохова и те вечные ценности, которые необходимы для ее счастья. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, работа – вот то, что нужно человеку для полного счастья. Сейчас в России идет волна усыновления. Дети должны не только войти в дом, но и остаться в нем, ведь счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

9. Итоги урока.


Звучит песня А. Розенбаума “Нарисуйте мне дом”

Дом.задание:

мини-сочинение «Крыша дома твоего» - что для каждого из вас значат эти слова?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...