Технологическая карта урока литературы в 6 классе
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Яркова Ия Владиславовна

Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Тема урока. Тропа Насти

(по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок: ЛИТЕРАТУРА

Тема урока. Тропа Насти

(по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Дата проведения урока:17.02.2014 г.

Класс: 6

Учитель-предметник: Яркова И.В.

     УМК 1.        Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литература:6кл.»Баласс  2013.

 

Цели для ученика

Обучающие:

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

.

Развивающие:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения

.

Воспитывающие:

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Цели для учителя

Образовательные:

Развивающие:

создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация).

Воспитательные:

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Традиционная  

Опорные понятия, термины

Литературное произведение

Литературный герой

Характеристика литературного героя, в том числе сравнительная

Конфликт

Проблема текста

Новые понятия




Формы контроля

Учебный диалог

Работа в группах

Самоконтроль

Домашнее задание В качестве домашнего задания учащиеся должны выделить в тексте повести все эпизоды, связанные с образом Митраши, и ответить на вопрос 3 (учебник, с. 82).


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

 I. Оргмомент.




Включение в деловой ритм. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Подготовка к работе.

Словесная форма

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Работа  с текстом.

1.Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.

2.Анализ текста.

3.Работа  текстовым фрагментом.

4.Анализ текстового фрагмента.

5. Работа с  текстовым

фрагментом.

6.Анализ текстового фрагмента.

3.Рефлексия

4. Домашнее задание.

На данном уроке: мы говорим о смыслах сказки-были «Кладовая солнца».

Ведёт беседу

Задает вопросы

Предлагает вопросы для

анализа фрагмента

Центральный вопрос данного фрагмента. Попробуйте на него ответить).

Объясняет задание.

Организует работу в

парах

Мотивирует на написание индивидуальной работы

Организует рефлексию

Чему учит нас автор, изображая в повести путь Насти?

Объясняет домашнее задание.

Формулируют тему урока

Анализируют текст

Приложение 1

Читают текст и отвечают на вопросы

Приложение 2

Анализируют фрагмент текста по предложенным  учителем вопросам, делают выводы

Приложение 3

Выполняют упражнения.).

Приложение 4

 Сочиняют  внутренний монолог Насти в момент, когда она опомнилась и вспомнила о брате (индивидуальная работа).

Делают вывод, обобщение. Осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их соответствия.

Аналитическая беседа с учащимися.

Работа по группам

Иллюстративно-словесный метод.

Исследовательский метод

Приём познавательной активности через творческое задание

Способность к оценочным действиям

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

  Личностные:

- смыслообразование 2. Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразование.

Приложение 1

Вопросы для обсуждения

  • Ответьте на предложенные вам ниже вопросы.

- В начале повести рассказчик называет Настю «золотой курочкой». Объясните, какой смысл скрывается в этих словах.

- Почему М.М. Пришвин постоянно подчёркивает, что Настя всё делает так, как делала её покойная мать? Чему научилась Настя от мамы в области быта, домашнего хозяйства?

- Настя, как известно, была старше Митраши. Как она относилась к упрямству брата, к его попыткам показать своё мужское превосходство? Чем она всякий раз побеждала брата?

-  Как Настя готовилась к походу за клюквой? Чей опыт вновь пришёл ей на помощь?

- Что взяла с собой Настя, собираясь за клюквой? Выпишите в столбик (индивидуальная работа).

- Опишите, как выглядела Настя, когда пошла на болото?

Приложение 2

  • Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Пока дети так говорили и утро подвигалось все больше к рассвету, борина

Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут,  на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему.

     Но бедные птички и зверушки,  как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем,  единое прекрасное слово! В (Какое?) О И даже дети,  такие простые,(Почему автор называет детей «простыми»?) как  Настя и  Митраша,  понимали их  усилие.  Им  всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное.

     Видно,  как  птица поет на  сучке,  и  каждое перышко дрожит у  нее  от усилия.  Но все-таки слова,  как мы,  они сказать не могут,  и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

     - Тэк-тэк!  -  чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в  темном лесу.

     - Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.

     - Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере.

     - Гу-гу-гу... - красивая птичка снегирь на березе.

     Бекас,  небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в  воздухе диким барашком.  Вроде как бы  "жив,  жив!"  кричит кулик кроншнеп.  Тетерев там где-то бормочет и  чуфыркает,  белая куропатка, как будто ведьма, хохочет.

     Мы, охотники, давно, с детства своего, и различаем и радуемся, и хорошо понимаем,  над каким словом все они трудятся и не могут сказать.  Вот почему мы, когда придем в лес ранней весной на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это слово:

     - Здравствуйте!

Приложение 3

Вопросы для анализа фрагмента

•        Ответьте на вопросы.

- Как ведёт себя природа по отношению к Насте и Митраше?

- Почему автор называет «здравствуйте» единым и прекрасным для всех словом?

- Какую мысль о человеке и природе доносит до нас М.М. Пришвин?

- Как изменяется природа после ссоры детей? Почему.

- Почему Настя без рассуждений выбирает широкую тропу? (Приведите аргументы в пользу Насти и в пользу Митраши (парная работа).

- За что Настя рассердилась на Митрашу до такой степени, что не нашла для него ни одного ласкового слова и даже плюнула ему вслед? (Здесь надо обратить внимание на фразу Митраши: «...ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой...»)

- Как случилось, что Настя позабыла о брате, с которым привыкла перекликаться каждый час?

- Что, по мнению автора, способно убить или по крайней мере заглушить в человеке чувство любви и сострадания?

- Почему в сцене с лосем М.М. Пришвин называет Настю «прежняя золотая курочка», пишет, что лось смотрит на собирающую клюкву девочку не как на человека, а как «на всякую ползающую тварь»?

Приложение 4

Работа в парах

  • Привести аргументы в пользу Насти  

- Что помогло Насте обрести прежний облик?

- Как повлияла на неё встреча со змеёй и Травкой?

- Какие чувства испытала Настя, вспомнив о брате?

- Напишите внутренний монолог Насти в момент, когда она опомнилась и вспомнила о брате (индивидуальная работа).

- Могло ли быть другое окончание у данной истории? Какое? Спрогнозируйте.

- Почему Настя отдала всю клюкву детям, вывезенным из блокадного Ленинграда?

- Что мучило Настину совесть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...