Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Агафонкина Марина Николаевна

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательно­го стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основ­ного общего образования по литературе, авторской Рабочей программы по литературе  В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2011) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2011). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_literatura.doc366.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО учителей       русского языка и литературы

__________/Балашова С. Н./

Протокол № ___ от «___»___________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ Сараевская СОШ

____________/Суханова С. А./

«___»___________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ                        Сараевская СОШ

___________/Королькова Л. Н./

«___»___________2014 г.

Рабочая программа по литературе

для 8Б и 8В классов

учителя

муниципального образовательного учреждения

 «Сараевская средняя общеобразовательная школа»

Агафонкиной Марины Николаевны

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Рабочей программы по литературе  В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2011) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2011).

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения:

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Содержание деятельности по предмету

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на взаимосвязь литературы и истории, что определяет подготовку учащихся к восприятию курса на историко-литературной основе.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 8 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программе соблюдена системная направленность - курс 8 класса представлен разделами:

Устное народное творчество.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII века.

Русская литература XIX века.

Русская литература XX века.

Литература народов России.

Зарубежная литература.

Обзоры.

Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1-8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Развитие речи (далее - Р.Р.). Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в.  Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы.

Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы к.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«K***». («Я помню чудное мгновенье …»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Р.Р. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений) .

Р.Р. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий, Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведении.

Р.Р. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее nроизведения (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Александр Александрович Блок

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал nисателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом‟». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи.

Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.

Михаил Михайлович Зощенко.

Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин.

Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Андрей Платонович Платонов

Слово о писателе.

Рассказ «Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не nоют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).

Р.Р. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).

Р.Р. выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не nохожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». 

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Р.Р. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). ХVII в. - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Р.Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Джонатан Свифт

Слово о писателе.

«Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Вальтер Скотт

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго».  Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение – 1 ч.

Устное народное творчество – 2 ч.

Из древнерусской литературы – 2 ч.

Из русской литературы XVIII в. – 2 ч.

Из русской литературы ХIХ в. – 33 ч

Из русской литературы ХХ в. – 24 ч

Из зарубежной литературы – 5 ч

Итоговый контроль - 1 ч.

Требования к результатам освоения

выпускниками основной школы программы по литературе

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоя шее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала.

Домашнее задание

Сроки

Вводный. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.

Изучение нового материала

Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя

Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства;

Знать основные жанры УНТ;

Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ, создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного

Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни»

Русская старина. Народная песня.

Изучение нового материала.

Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни

Иметь понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях.

Исторические народные песни. Предания.

Изучение нового материала.

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен.

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни.

Выучить по выбору историческую песню, пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком»

Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского»

Углубление ЗУН

Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа

Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы;

Знать закономерности  произведений словесного искусства народа нашей страны

Подготовить сообщение о житийной литературе. Ответить на основе материала учебника на вопросы 1-5 .

«Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.

Углубление ЗУН

Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа

Понятие  идейно-художественного содержания повести; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении

Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ,  

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

Изучение нового материала

Знакомство с биографией Фонвизина, комментированное чтение комедии, словарная работа.

Расширение литературных знаний: понятие о классицизме как литературном направлении;

Уметь читать с выражением тексты  различных жанров, определять основную мысль, тему, проблему текста;

Анализировать эпизод, составлять рассказ о герое, используя различные приёмы;

Прочитать комедию, ответить на вопросы учебника (с. 73–74)

Социальная и нравственная проблематика комедии. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Совершенствование ЗУН

Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа.

Уметь находить черты классицизма;

Знать порядок составления характеристики литературного героя;

Художественный пересказ эпизода, развёрнутый ответ на  вопрос 3 (с. 77)

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

Комбинированный урок

Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию.

Расширение имеющихся знаний о баснях;

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны;

Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?»

К.Ф.Рылеев

Изучение нового материала

Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой.

Расширение литературных знаний: понятие о думе;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Составить вопросы по материалам учебника с. 74-75, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака»

А.С.Пушкин

Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка».

Изучение нового материала.

Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа.

Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка».  

Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.

Совершенствование ЗУН.

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ.

Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Знать основы сравнительной характеристики героя.

Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым.  

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом;

 Формировать приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении.

Прочитать гл. 6-7, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши? Почему она отказывается выйти замуж за Петра?

Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;

Развитие устной речи;

Навыки сжатого пересказа.

Прочитать главы 8-12, найти в произведении все главы, в которых появляется Пугачёв, сравните образ героя в каждом из них. Сопоставьте отношение генерала и Пугачёва к любовной истории Гринёва. Почему Пугачёв освободил Машу?

Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;

Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины.

Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?»   Прочитать повесть до конца.

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»

Совершенствование ЗУН

Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа.

Обобщение и систематизация полученных знаний.; умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события;

Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её.

Предложите свою тему сочинения по образу Петра Гринёва, составьте сложный план по выбранной вами теме. Какие убеждения Гринёва являются обычным для дворянина, какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте?

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы.

 Владение разными видами чтения, выборочного пересказа;

Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия;

Формировать в характере учащихся положительные качества характера.

Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой. Собрать по всей повести материал о Пугачёве.

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Урок обобщения и систематиза-ции ЗУН

Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика – защита проекта.

 Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям;

Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её.

ИКТ Защита проекта «Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка».

Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Индивидуально: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка»

Р.Р. Контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка»

Контрольный урок

Написание сочинения

Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Повторить все сведения по теме.

Обобщающий урок-игра

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Участие в блиц-опросе, игра в команде.

Умение применять полученные знания в жизни и на других предметах;

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести «Пиковая дама»

«Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Урок внеклассного чтения

Изучение нового материала

Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа.

Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения.

Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. вспомнить ранее изученного произведения поэта, их особенности.

Жизнь и судьба М.Лермонтова

Кавказ в жизни и творчестве поэта

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений.

Совершенствование умения анализировать стихотворения;

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

ИКТ   Презентация «Жизнь и творчество Лермонтова».

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения

«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Комбинированный урок

Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.

Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы:

1)какова цель побега Мцыри?

2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

3)почему погиб Мцыри?

Образ Мцыри в поэме

Урок совершенствования ЗУН

Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах.

Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,

Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы. Подготовиться к тесту по поэме. Ответить на предложенные вопросы.

Своеобразие поэмы «Мцыри»

Комбиниро-ванный урок

Аналитическая беседа, творческая работа с критической литературой.

Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ;

уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Какие темы сочинений вы хотели бы предложить своим одноклассникам? Составить связный рассказ о герое.

Р.Р.Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

Совершен-ствование ЗУН

Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения.

Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру;

Развивать устную и письменную речь;

Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Написать сочинение на одну из предложенных тем.

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

Изучение нового материала

Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа.

Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы;

приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в   русской классической литературе как художественном явлении;

Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы на с. 181.  

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

Комбинированный урок

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.

Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия.   Добродушны ли «жулики» из «Ревизора»?

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

Комбинированный урок

Работа над действием №3, составление таблицы, групповая работа.

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста.. Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;;

Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы на с. 228-229

Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.

Комбинированный урок

Работа над 4-м действием 4комедии.

Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова.

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Комбинированный урок

Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы.

Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;

Воспитывать у учащихся навыки трудовой дисциплины, уважение к труду, ;

Уметь критически относиться к своим деяниям.

Подготовиться к практической работе по комедии «Ревизор».

Практическая работа по комедии «Ревизор»

Контрольный урок

Ответы на предложенные вопросы и задания.

Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания;

Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста.

Подготовить сообщение о жизни и творчестве И.С.Тургенева, прочитать рассказ «Певцы».

И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы».

Совершенствование ЗУН.

Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

Уметь: формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

ИКТ   Презентация о биографии Тургенева, сообщения уч-ся о творчестве И.С.Тургенева.

Прочитать отрывок из «Истории одного города» Салтыкова–Щедрина

М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.

Комбинированный урок

Беседа по содержанию отрывка, работа над содержанием понятий «сатира», «гротеск», «гипербола».

Развитие умения определять, какие средства использует автор для раскрытия темы; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»

Н.С. Лесков. Сатира на чиновничество в рассказе «Старый гений»

Комбинированный урок

Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Развитие умения определять, какие средства использует автор для раскрытия темы; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Анализ фрагмента рассказа.

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

Совершенствование ЗУН

Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа.

Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать  текст;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Написать небольшое сочинение-размышление «Что нового я открыл из жизни великого писателя?» перечитать рассказ «После бала», обратить внимание на выразительные средства, использованные автором.

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

Комбинированный урок

Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест.

Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести Толстого «Хаджи Мурат». Написать план сочинения на одну из тем:

1)утро, изменившее жизнь

2)полковник на балу и после бала

3)что такое честь, совесть, долг в моём понимании?

Внеклассное чтение по повести «Хаджи Мурат»

Совершенствование ЗУН

Беседа по содержанию, пересказ эпизодов.

Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Написать план сочинения на одну из тем:

1)утро, изменившее жизнь

2)полковник на балу и после бала

3)что такое честь, совесть, долг в моём понимании?

Р.Р. Написание контрольного сочинения

Контрольный урок.

Работа над сочинением.

Умение высказывать свою точку зрения на письме;

создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

Познакомиться с стихотворениями о родной природе на с. 38-41, выучить одно из них наизусть, обосновать свой выбор.

Поэзия родной природы.

Комбинированный урок.

Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ.

Умение анализировать лирический текст;

Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;

Конкурс презентаций «Природа моего края».

Подготовить небольшое устное сочинение «Что я помню из произведений Чехова?», пересказ известных рассказов.

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Совершенствование ЗУН.

Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания.

Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового;

формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

ИКТ Заочная экскурсия в Мелихово.

Презентация. Проект.

Письменно ответить на вопрос: «кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?»

И.А.Бунин. Слово о писателе

Изучение нового материала

Запись основных положений лекции, работа с учебником.

Уметь отбирать основной материал из лекции учителя;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

Прочитать рассказ «Кавказ», определить его тему. Ответить на вопрос «Какие чувства вызвали у вас поступки героев?»

И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.

Совершенствование ЗУН

Аналитическая беседа, лексическая работа.

Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ?» Прочитать рассказ «Куст сирени» Куприна

А.И.Куприн

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Совершенствование ЗУН

Работа в группах, дискуссия.

Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа;

Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы;

Прочитать рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского, сравнить его с ранее изученными произведениями на нравственную тему. Подготовить пересказ рассказа.

Внеклассное чтение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»

Комбинированный урок

Пересказ, аналитическая беседа, творческая работа.

Умение выявлять способы характеристики героев автором;

Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа;

Бережно относиться к своим близким.

Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю»

Подготовить сообщение о жизни А.А.Блока.  

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.

Изучение нового материала

Сообщения учащихся, аналитическое чтение  цикла «На поле Куликовом».

Углубление литературных знаний ;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;

уметь сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох.

По материалам   учебника подготовить рассказ о прошлом нашей страны.   Подготовить выразительное чтение цикла.

А.Блок «На поле Куликовом»

Совершенствование ЗУН

Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений.

Совершенствование анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию;

Уметь читать с выражением, анализировать, понимать текст стихотворения, понимать связь описанного с происходящим.

ИКТ –интеграция. Куликовская битва в истории России.

Одно из стихотворений выучить наизусть. Поразмышляйте над вопросами, предложенными на с. 112 учебника.

А.Блок «Россия»

Совершенствование ЗУН

Словарная работа, анализ стихотворений.

Совершенствование умения анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию;

Уметь читать с выражением, анализировать, понимать текст стихотворения, понимать связь описанного с происходящим.

Стихотворение выучить наизусть. Вопросы на с. 112 учебника.

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему

Совершенствование ЗУН

Чтение наизусть стихотворений.

Углубление литературных знаний;

Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою.

Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы.

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

Совершенствование ЗУН

Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Уметь: произвести сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)

Иметь представление о мемуарной литературе.

Вопросы и задания на с. 106–107 учебника

М.А. Осоргин.  Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

Совершенствование ЗУН

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Развитие представлений о фантастике и реальности; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Прочитать статью учебника (с. 114–116)

Писатели улыбаются

 «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом‟». Сатирическое изображение исторических событий.

Комбинированный урок

Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Понимать связь истории и литературы, воздействие истории на литературу;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Вопросы и задания на с. 125 учебника

Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе.

Комбинированный урок

Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.

Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Вопросы и задания на с. 130 учебника

М. М. Зощенко.

«История болезни». Сатира и юмор в рассказе.

Комбинированный урок

Характеристика героев и сюжета рассказа, его идейно-эмоционального содержания

Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Вопросы и задания на с. 135 учебника

А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»

Изучение нового материала

Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника.

Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Прочитать главу «Переправа», подготовить рассказ об истории создания поэмы.

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»

Совершенствование ЗУН

Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа.

Умение видеть жанровое новаторство автора. Совершенствование умения анализировать поэтическое произведение;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника)

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.

Совершенствование ЗУН

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.

Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Подготовить (устно) характеристику Василия Тёркина. Выучить наизусть отрывок или главу. Прочитать главу «От автора»

Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»

Комбинированный урок

Анализ главы, работа с учебником, творческая работа.

Совершенствование литературоведческих знаний и умений;

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

ИКТ  ПРОЕКТ «Тёркин…кто же он такой?..»

Подумайте, какой памятник герою вы соорудили бы. Составьте письменный проект. Выразительное чтение понравившегося отрывка

Урок развития речи. Конкурс на лучший проект памятника Василию Тёркину.

Р.Р.  Написание контрольного сочинения.

Контрольный урок

Выразительное чтение отрывков, защита проектов;

Составление плана сочинения-описания литературного героя.

Написание сочинения.

Развитие речи и умения аргументировать свою точку зрения;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

Прочитать рассказ А.П. Платонова «Возвращение»

А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.

Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Вопросы и задания на с. 189–190

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. (обзор)

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.

Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Вопросы и задания на с. 201

В. П. Астафьев

 «Фотография, на которой меня нет». Мечты и реальность военного детства.

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.

Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Вопросы и задания на с. 220

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.

Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Чтение наизусть одного стихотворения

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.

Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Вопросы и задания на с. 229–230

Подготовиться к обобщающему уроку по русской литературе за курс 8 класса.

Обобщающий урок по русской литературе за курс 8 класса

Контрольный урок

Творческая работа.

Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания.

Подготовить сообщение о творчестве В.Шекспира, прочитать трагедию «Ромео и Джульетта».  

У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.

Изучение нового материала

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.

Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении.

Читать сонеты Шекспира

У. Шекспир. Сонеты. Особенности жанра

Изучение нового материала

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.

Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Чтение наизусть

Жан Батист Мольер

 «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Изучение нового материала

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.

Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Вопросы и задания на с. 306

Джонатан Свифт

Слово о писателе.

«Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Изучение нового материала

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.

Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Вопросы и задания на с. 326

Вальтер Скотт

 «Айвенго».  Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.

Изучение нового материала

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.

Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Вопросы и задания на с. 372

Урок внеклассного чтения

Рекомендации на лето

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

Список литературы.


Литература

Для учащихся:

1. . Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин Литература: 8 класс учебник в 2-х ч. – М:   Просвещение. 2011.

2. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…8 класс:

Дидактические материалы по литературе. - М:   Просвещение. 2007.

3. Литература: 8 класс:  Фонохрестоматия  на CD-ROM/ Сост. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Коровин В.И. - М:   Просвещение, 2011.

   

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО,2012.
  3. Коровина В.Я, Збарский И.С.  Коровин Литература: 8 класс: Методические советы.  – М:   Просвещение. 2010.
  4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. М.: Экзамен. 2010.
  5. Мапченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. Книга для учителя. – М.: Просвещение,2008.
  6. Интернет-ресурсы по отдельным темам

  1. Авторские презентации
  2. Материалы фестивалей «Открытый урок» и «Портфолио»
  3. Видеофильмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....