Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании следующих документов:
- Примерная программа по литературе 5-9 классы (стандарты второго поколения)
- Рабочая программа по литературе 5 класс к УМК В.Я.Коровиной.
Москва «Вако»
- Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Данная программа выбрана в качестве рабочей, потому что она максимально соответствует целям и задачам общеобразовательной программы гимназии №16 и миссии учебного заведения.
Место учебного предмета в решении общих целей и задач
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества;
• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
• ориентацию на достижение основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности;
• признание решающей роли содержания образования в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа;
• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретацию произведения;
• составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
• индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Общая характеристика учебного предмета
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, XIX, XX вв.
В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведениями по истории их создания, а также с фактами биографий писателей (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи (далее — P.P.), на уроки внеклассного чтения (далее — В.Ч.), проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
- в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Распределение учебных часов по разделам программы
№ | Содержание | Всего часов | Количество тестов и контрольных работ | Развитие речи |
1 | Введение. Книга в жизни человека | 2 | 1 | - |
2 | Устное народное творчество | 7 | - | 1 |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | - | - |
4 | Из русской литературы XVIII века | 1 | - | - |
5 | Из русской литературы XIX века | 47 | 3 | 6 |
6 | Из русской литературы XX века | 30 | 2 | 2 |
7 | Из зарубежной литературы | 13 | 1 | - |
| ИТОГО | 102 | 7 | 9 |
Используемый учебно-методический комплекс
О.А.Еремина «Поурочное планирование по литературе» (К учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс» Издательство «Экзамен»
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
«Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
Календарно-тематическое планирование
по литературе для 5 д класса к УМК В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение), составленное с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Учитель: Борисова Л.В.
Количество часов: всего 102 часа; в неделю 3 часа.
№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
|
| Раздел 1. Введение (2 ч) |
|
|
1 | Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека. | Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | 1 неделя 2-7.09 |
|
2 | К/Р. Входной диагностический тест. |
|
|
| Раздел 2. Устное народное творчество (7 ч) |
|
|
3 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. | Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи, уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. |
|
|
4 | Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок | 2 неделя 9-14.09
|
|
5 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев |
|
6 | Волшебная сказка «Царевна лягушка». Художественный мир сказки |
|
7 | Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван Царевич и чудо-юдо». Жанр сказки | 3 неделя 16-21.09 |
|
8 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле |
|
9 | Р/Р. Урок-творчество: сказывание своих сказок. |
|
10 |
Общее представление о древнерусской литературе | Раздел 3. Из древнерусской литературы (2 ч) |
|
|
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | 4 неделя 23-28.09
|
|
11 | Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» |
|
12 |
М. В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...» | Раздел 4. Из русской литературы XVIII века (1 ч) |
|
|
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное |
|
|
13 |
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). И.А. Крылов. Ознакомление с творчеством | Раздел 5. Из русской литературы XIX века (47 ч) |
|
|
Личностные: - формирование мотивации к обучению, навыков самоанализа и самоконтроля, творческих способностей4 - овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения басни, баллады. Познавательные: - узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; - уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме. - уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Коммуникативные: - уметь читать вслух и понимать прочитанное - использовать языковые средства для отображения в форме речевых высказываний творческого задания. - уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | 5 неделя 30.09-5.10
|
|
14-15 | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. Басня «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора |
|
16 | Р.Р. Урок-конкурс на лучшее чтение басни (ролевое чтение) | 6 неделя 7-12.10 |
|
17 | Технология мастер-класса «Басни – прошлое или настоящее?» |
|
18-19 | В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Баллада «Кубок» | 6-7 неделя 14-19.10 |
|
20 | К. Р. Контрольный тест за I четверть. |
|
21 | P.P. А.С. Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне» | . Личностные: формирование уважения к культурному наследию нашей Родины Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии — самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение |
|
22 | «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | 8 неделя 21-26.10
|
|
23 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки. «Бродячие сюжеты». Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом |
|
24 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной |
|
25 | Р.Р. Сочинение стихотворений. Рифма. Ритм. | 9 неделя 5-9.11 |
|
26-27 | В.Ч. Пушкинский Вечер |
|
28 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Подготовка к проекту | Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию Познавательные: уметь объяснять особенности текста литературной сказки начала XIX в. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока | 10 неделя 11-16.11 |
|
29-30 | А. Погорельский Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя. Проект |
|
|
|
31 | Электронная презентация | 11 неделя 25-30.11 |
|
32 | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837) | Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России. Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи. Регулятивные: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста |
|
|
33 | Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен |
|
34 | В.Ч. Интегрированный урок на тему «Бородинское сражение как историческое событие и его отражение в литературе» | 12 неделя 2-7.12
|
|
35 | Р.Р. Конкурс «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова» |
|
36 | Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» — повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
| Личностные: формирование навыков анализа текста, расширение кругозора. Познавательные: познакомиться с элементами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение |
|
37 | Поэтизация народной жизни, преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя | 13 неделя 9-14.12 |
|
38 | В.Ч. Повесть «Страшная месть» |
|
39 | К.Р. Контрольный тест за II четверть. |
|
40 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». «Есть женщины в русских селеньях...» — поэтический образ русской женщины | Личностные: формирование навыков анализа текста. Познавательные: познакомиться с элементами жизни и бытом русского народа, уметь составлять план и пересказывать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе. | 14 неделя 16-21.12 |
|
41-42 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Мир детства |
|
|
43 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Муму». Реальная основа рассказа | Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста. Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из прочитанного. Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Регулятивные: определять меры усвоения изученного материала | 15 неделя 23-28.12 |
|
44 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие в рассказе «Муму» |
|
45 | Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных |
|
46 | К.P., P.P. Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму»?» | 16 неделя 30-31.12 |
|
47 | А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы | Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. Познавательные: уметь проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершенных действий в форме речевых значений |
|
48 | Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды | Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей. Познавательные: применять методы информационного поиска. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. операциональный опыт. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
|
49 | Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина | 17 неделя 13-18.01
|
|
50 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н. Толстого |
|
51 | Урок-протест против национальной вражды (на основе были «Кавказский пленник») |
|
|
52 | Р.Р. Сочинение- рассуждение по теме «Душевная близость людей из враждующих лагерей» | 18 неделя 20-25.01 |
|
53 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа | Личностные: формирование навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям. Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: уметь формировать ситуацию сотрудничества |
|
54 | Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте |
|
55 | В.Ч. Инсценированное чтение рассказов А.П. Чехова | 19 неделя 27.01-01.02 |
|
56-57 | Поэты XIX в. о Родине, родной природе и о себе. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», А.Н. Майков «Ласточки»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь...», И.З. Суриков «Зима», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне». | Личностные: - воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны; - формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с окружающими |
|
58 | Выразительное чтение стихотворений поэтов XIX века | 20 неделя 03-08.02 |
|
59 | P.P. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» |
|
60 | И.А. Бунин. «Косцы» | Раздел 6. Из русской литературы XX века (30 ч) |
|
Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей. Познавательные: применять методы информационного поиска. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. операциональный опыт. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
61-62 | В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Автобиографичность повести. Гуманистический смысл произведения | 21 неделя 10-15.02 |
|
63 | Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести В.Г.Короленко |
|
|
64 | P.P. Обучение навыкам характеристики героев | 22 неделя 17-22.02 |
|
65 | С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины | Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения. |
|
66 | В.Ч. Конкурс выразительного чтения и иллюстраций к стихотворениям С.Есенина. |
|
67 | К. Р. Итоговый тест за III четверть | 23 неделя 24.02-01.03 |
|
68 | П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика | Личностные: формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа. Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
|
69 | Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству |
|
70 | К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Теплый хлеб». Тема и проблема произведения. Герои в литературной сказке | 24 неделя 03-08.03 |
|
71 | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» |
|
72 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения |
|
73 | С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенность драмы как рода литературы | Личностные: формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта. Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | 25 неделя 10-15.03 |
|
74 | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом — традиция русских народных сказок |
|
75 | Р.Р. Небольшая сказка о волшебных событиях, которые могли бы произойти в классе |
|
76 | А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой | Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения. Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения результата. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решение и делать выбор. | 26 неделя 17-22.03 |
|
77 | Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита» |
|
78-79 | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро» | 26-27 неделя 01-05.04 |
|
80 | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» |
|
81 | Поэты о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...», А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети |
Личностные: формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения.
Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию |
|
82-83 | В.Ч. Литературный Вечер, посвященный Великой Отечественной войне | 28 неделя 07-12.04
|
|
84 | Произведения о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер...», А.А. Прокофьев «Аленушка», Д.Б. Кедрин «Аленушка» |
|
85 | Произведения о Родине, родной природе и о себе. Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы» | 29 неделя 14-19.04 |
|
86-87 | Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор |
|
88 | Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме | 30 неделя 21-26.04 |
|
89 | К. Р. Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XX вв.» (тестирование) |
|
90 |
Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков | Раздел 7. Из зарубежной литературы (13 ч) |
|
|
Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей. Познавательные: уметь искать и выделять нужную для характеристики героя информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей. Познавательные: уметь искать и выделять нужную для характеристики героя информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
91-92 | Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека | 31 неделя 28.04-30.04 |
|
93 | Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. Соотношение реального и фантастического |
|
94 | Характеристика героев сказки «Снежная королева». Противопоставление красоты внешней и внутренней — Герда и Снежная королева | 32 неделя 05-08.05
|
|
95 | Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева». Викторина |
|
96-97 | М. Твен. Краткий рассказ о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев М. Твена | 32-33 неделя 12-17.05 |
|
98 | Итоговый тест за год |
|
99-100 | В.Ч. Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — повествование о взрослении подростка. Характер мальчика — смелость, мужество | 33-34 неделя 19-24.05 |
|
101-102 | Урок-творчество: что я люблю читать. |
|
| ИТОГО: 102 часа |
|
|
|