Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Гарлик Галина Александровна

Рабочая программа составлена на основе Федерального  компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего  образования по литературе и  программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы авторов-составителей Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, М.: «Русское слово», 2010 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litera_7_klass.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №52»

Рассмотрено

На заседании МС _________  _Г.А.Гарлик____/____________/

ФИО

Протокол   от « __»

____2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 52»

Т.В.Пономарева_/______________/

ФИО

Приказ №            от «  »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Гарлик Галины Александровны,

учителя высшей квалификационной  категории

Ф.И.О., категория

по литературе, 7 класс

Предмет, класс и т.п.

Срок реализации программы 2014-2015 учебный год

    Рабочая программа составлена на основе Федерального  компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего  образования по литературе и  программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы авторов-составителей Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, М.: «Русское слово», 2010 г.

Барнаул

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи:

- освоение текстов художественных произведений;

- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- усвоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

- освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения

В рабочую программу внесены изменения согласно Положению о промежуточной аттестации от 30.08.13: авторская программа рассчитана на 68 часов( 2 часа в неделю), данная рабочая программа – на 67 часа за счет резервного урока.

Формы контроля достигнутого уровня качества образования: тестирование, худ. пересказ, написание творческих работ, создание собственных текстов с учетом особенностей языка оригинала;  чтение наизусть, анализ поэтического текста, характеристика героя.

-тестирование-2

-сочинение-1

-чтение наизусть:

 - М.В. Ломоносов. Из Юды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок). Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору.

 М.Ю. Лермонтов. «Родина».

-Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»(отрывок).

-А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.

- С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.

- Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения —по выбору.

- Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

- А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

- У. Ш е к с п и р. Один сонет — по выбору.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  •  выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  •  осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  •  умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  •  умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  •  умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  •  умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

— умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  •  умение владеть монологической и диалогической речью;
  •  умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  •  умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  •  умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Учебно-методическое обеспечение программы

1. Литература. 7 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.; 2.Литература. 7 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010.;

3. Различные виды словарей и интернет-ресурсы

Календарно – тематический план

урока

Дата

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

Примечания

(корректировка)

1

Введение 

1

1

2.09

Литературные роды и жанры. Жанровое образование. Личность автора, труд и творчество

1

2-5

Из устного народного творчества

4

2

5.09

Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Событие в былине

1

3

9.09

Конфликт,  отражение в былине народных представлений о нравственности

1

4

12.09

Поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа

1

5

16.09

Русские народные песни: обрядовые, лирические, лироэпические. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

1

6-8

Из древнерусской литературы

3

6

19.09

«Из повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.

1

7

23.09

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, преемственность поколений, образованность, твердость духа.

1

8

26.09

Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1

9-13

Из литературы XVIII века

5

9

30.09

Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного М.В.Ломоносова. Теория о «трех штилях»

1

10

3.10

« О вы, которых ожидает…» Тематика поэтических произведений: мысли о просвещении, вера в творческие способности народа…

1

11

7.10

Биография Г.Р.Державина. «Властителям и судиям»: тема поэта и власти в стихотворении

1

12

10.10

Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. «Недоросль»: своеобразие, основной конфликт пьесы и её проблематика

1

13

14.10

«Недоросль». Проблема образования и образованности, воспитания в семье

1

14-36

Из литературы XIX века

23

1

14

17.10

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина,

1

15

21.10

Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга.

1

28.10

16

24.10

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в  летописном тексте и в балладе Пушкина. Мотив судьбы, вера и суеверие.

1

31.10

17

28.10

«Полтава»: образ Петра и тема России в поэме

1

18

31.10

М.Ю.Лермонтов«Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении

1

11.11

19

11.11

Проблематика и основные мотивы «Песни…»

1

20

14.11

Фольклорные элементы и художественное богатство «Песни…»

1

21

18.11

Н.В.Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека»

1

22

21.11

«Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое, Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям

1

23

25.11

И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60 годы. Общая характеристика книги «Записки охотника» Рассказ «Хорь и Калиныч» : природный ум, трудолюбие, смекалка, талант

1

24

28.11

«Певцы». Основная тема рассказа. Талант и чувство достоинства крестьян. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения

1

25

2.12

Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте. Доля народная – основная тема произведений поэта(«Вчерашний день, часу В шестом … », «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»

1

26

5.12

Поэма «Русские женщины». Судьба русской женщины, любовь и чувство долга

1

27

9.12

М.Е. Салтыков-Щедрин Краткие сведения о писателе. Сказка  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил »

1

28

12.12

«Дикий помещик»: проблематика сказки, труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя

1

29

16.12

Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть -  основные темы рассказа

1

30

19.12

Н.С.Лесков. Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша».

1

31

23.12

 « Левша» Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения

1

32

26.12

Русская природа в стихотворениях А.А.Фета. Общечеловеческое в лирике.

1

33

13.01

Произведения русских поэтов XIX века о России

1

34

16.01

А.П.Чехов. Р ассказ «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения

1

35

20.01

«Смерть чиновника».  Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя

1

36

23.01

Итоговое тестирование по теме «Из литературы 19 века»

1

1

37-57

Из литературы XX века

20

2

37

27.01

А.М.Горький. Повесть «Детство»: основные сюжетные линии, становление характера мальчика

1

38

30.01

Повесть «Детство» (главы по выбору):; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость)

1

39

3.02

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»):  авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла

1

40

6.02

И.А.БунинСтихотворение «Догорел апрельский светлый вечер ... ». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу ».

1

41

10.02

Рассказ «Кукушка»: смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение - основные проблемы рассказа

1

42

13.02

Рассказы «Куст сирени», «Allez! », Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

1

43

17.02

.В.Маяковский. «Необычайное приключении, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения

1

44

20.02

С.А.Есенин. Стихотворения: «Отговорила роща золотая ... », «Я покинул родимый дом, ... ». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я»

1

45

24.02

И.С.Шмелёв. Рассказ «Русская песня»: основные сюжетные линии рассказа и проблематика.

1

46

27.02

М.М.Пришвин. Рассказ «Москва-река»: родина, человек и природа в рассказе

1

47

3.03

К.Г.Паустовский. Повесть «Мещёрская сторона»: мир природы и человека, малая родина

1

48

6.03

Н.А.Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться…»: тема  и художественная идея.

1

49

10.03

А.Т.Твардовский. Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями ... » (из цикла «Памяти матери), «На дне моей жизни ... »:  дом, сыновняя память

1

50

13.03

Поэма «Василий Теркин»: война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга - основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

1

51

17.03

Час поэзии «Лирика поэтов - участников Великой Отечественной войны».

1

52

20.03

Б.Л.Васильев Рассказ «Экспонат №…» : идея, проблема истинного и ложного

1

53

31.03

Сочинение « Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия»(  по рассказу «Экспонат №…» )

1

1

54

3.04

В.М.Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах. Внутренняя простота и нравственная высота героев.

1

55

7.04

В.М.Шукшин  «Слово о малой родине ». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека.

1

56

10.04

«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов XX века.

1

57

14.04

Итоговое тестирование по теме «Из литературы 20 века»

1

1

58-64

Из зарубежной литературы

7

58

17.04

В. Шекспир.Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.( «Когда на суд безмолвных, тайных дум … », «Прекрасное прекрасней во сто крат»….

1

59

21.04

Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Основные мотивы стихотворений: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно»

1

60

23.04

Р.Л.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов.

1

61

28.04

Роман «Остров сокровищ»: находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

1

62

5.05

М.Басё Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями

1

63

8.05

А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. « Маленький принц»  Добро, справедливость, мужество, честь в понимании писателя и его героев

1

64

12.05

Основные события и позиция  автора в сказке

1

65

15.05

Я. Купала Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет? », «Алеся».

1

66

19.05

Обобщающий урок-конференция по курсу литературы 7 класса

1

67

22.05

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....