Главные вкладки

    Разработка урока литературы в 5 классе по теме "В.Астафьев "Васюткино озеро"
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Конспект урока литературы в 5 классе по  теме "В.Астафьев"Васюткино  озеро" по программа Коровиной

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_astafevu.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 5 классе (ФГОС).  

    Базовый учебник В.Я.Коровиной

    Литература 5 класс.  М.: «Просвещение», 2010г.

    Тема: «В.П.Астафьев.  Васюткино озеро»

    Цель: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

    Образовательные задачи.

    1. Учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа.
    2. Совершенствовать технику чтения.

    Развивающие задачи.

    1. Развивать восприятие учащимися в качестве малой родины – края.
    2. Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты).

    Воспитательные задачи.

    1. Воспитывать любовь к родному краю, любовь к природе, родному языку.
    2. Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.

    Оборудование: портрет писателя, издания его произведений; иллюстрация кедра, кедровой шишки, кедрового ореха.

    Предварительная работа: чтение рассказа,  подготовка докладов учащихся о творческой биографии писателя, презентация в Power Pointe.

    Тип урока

    изложение нового материала

     Оборудование: портрет В.П. Астафьева, издания его произведений.

     

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    - умение понимать тему, идею литературного произведения;

    - уметь пересказывать фрагменты рассказа, отвечать на вопросы;

    Метапредметные

    - смысловое чтение;

    - умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;

    - умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;

    Личностные

    - развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;

    - обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

    Виды деятельности: устный рассказ о писателе; восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный ответ на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге; создание иллюстраций к рассказу.

    Организационная структура  урока.  

    1. Вхождение в тему урока.
    2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

    - Ребята,  какое произведение вы читали дома? (СЛАЙД 1)

    - Кто его автор?

    - Почему память о В.П. Астафьеве нам дорога?

    III. Основная часть.

    1. Сообщение цели урока.

    - Сегодня на уроке мы узнаем о детстве писателя, подробнее познакомимся с его произведением «Васюткино озеро», определим главную мысль  произведения, уточним значение малознакомых и непонятных вам слов, выясним, почему автор так назвал свой рассказ.

    2. Сообщение учащегося о детстве В.П. Астафьева (реализация индивидуального домашнего задания). (СЛАЙДЫ 2,3) http://www.astafiev.ru

                 В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что

    по- сибирски значит  «врунишка». Позднее  довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест В.П. Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.

    3. Слово учителя.

             В послевоенные годы будущему писателю пришлось сменить много профессий (был составителем поездов, слесарем, подсобным рабочим). Позднее он становится сотрудником газеты «Чусовый рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

    - Судьба рассказа «Васюткино озеро» очень любопытна и сейчас мы о ней  послушаем.

    Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
          Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике
    (с. 117).
          Запишем на доске и в тетрадях слово
    биография.
          — Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?

          — Как вы понимаете значение слова биография?
          — Кто такой
    автор произведения? Что означает слово автобиография?
          
    Автобиография — описание своей жизни.
          — Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
          
    Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
          Сделаем в тетради еще одну запись:
          
    Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
    Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
          Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем
    автобиографичным.

    4. Сообщение учащегося.

    Когда писатель учился в пятом классе, он написал сочинение на вольную тему «Как я провел лето». А летом он по настоящему заблудился в тайге, очень сильно испугался, но зная законы тайги, через четыре дня самостоятельно вышел к Енисею. Сочинение Вити было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя В.П. Астафьев вспомнил о нем, восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро». Это был его первый рассказ для детей.

    - Ребята, понравился вам рассказ?

    - Что интересного вы в нем узнали?

    - В рассказе вам встретились  малознакомые и непонятные слова, давайте вместе разберем их значение.

    5. Словарная работа. (СЛАЙД 4)

    Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит не везет.)

    Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

    Бурелом – деревья, поваленные бурей.

    Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

    Затесь– зарубки на стволах деревьев.

    Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.

    Паромы – сети.

    Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

    Тягун – подводное течение.

    Физкультминутка.

    6. Анализ произведения.

    - назовите героев рассказа (Васютка, мать, отец, дедушка, дядя Коляда)

    - почему рыбаки из бригады отца приуныли? (найти ответ в тексте)

    - как проходили дни у рыбаков? (найти ответ в тексте)

    - чем занимался Васютка?

    - зачем Васютка отправился в тайгу?

    - что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать»)

    - какой главный таежный закон? (идешь в тайгу - бери еду и спички)

    - как Васютка шел по тайге?

    - за чем он следил?

    - какую птицу встретил? (прочитать отрывок охоты на глухаря)

    - в какой момент мальчик понял, что заблудился? (найти ответ в тексте)

    - с кем автор сравнивает наступление ночи? («..бесшумно, как сова, прилетела ночь»)

    - что начал припоминать Васютка из рассказов рыбаков и охотников?

    - что значит Васютка «взял себя в руки»?  (развел огонь; собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесилна ветку, чтобы мыши не достали)

    - какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? (пробирался через сухой валежник; чувствовал постоянный страх)

    - в чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею)

    - к чему вышел мальчик? (к озеру)

    - чем его удивило озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел»)

    - какая надежда у него появилась? (озеро проточное, значит недалеко Енисей)

    - что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья)

    - что помогло Васютке выжить одному  в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу)

    - как Васютка спасся? (найти ответ в тексте)

    IV. Заключительная часть.

    1.Коррекционное упражнение «Узнай и назови одним словом» (СЛАЙД 5)

    • Неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес)
    • Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга)
    • Небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)
    • Молочный, клейкий, неподвижный (туман)
    • Далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)
    • Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река)

    2. Итог урока.

    - чему научило вас произведение В.П. Астафьева?  (желание изучать и беречь живую природу своего края)

    - в чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)

    - почему автор так назвал свое произведение?

    3. Оценивание ответов учащихся с комментированием.

    4. Домашнее задание
    - Подготовить ответы на 1—7-й вопросы
    (с. 146—147 учебника).
    - 12-е задание
    (с. 147) выполнить письменно.

     
    Индивидуальное задание.

     Нарисовать иллюстрацию к рассказу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

    План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

    Методическая разработка урока (литература 9 класс) учителя МБОУ "СОШ №55" г.Бологое Тверской области Захаровой Натальи Ивановны.

    Урок внеклассного чтения в 9 классе на тему "Афанасий Никитин и его "Хождение за три моря". Урок-путешествие....

    Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

    В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

    Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"

    Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....

    Разработка уроков литературы 11 класс применением ИКТ по поэзии Серебряного века

    Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.Цели урока:nактуализация знаний и приёмов, полученных ранее;nовладение новыми приёмами анализа поэтического текста...

    Методическая разработка урока литературы. 11 класс (Технология развития критического мышления). «В чём мудрость жизни…?» (по ранним романтическим рассказам М.Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»)

            Данный вариант проведения урока –   дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Вклю...