Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Исаева Любовь Ивановна

Рабочая программа по литературе 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_6r.p.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:                                                     Согласовано:                                 «Утверждаю»                  

на заседании ШМО                                     Зам. директора по УВР          Директор школы  

Пр. №___от________2015 г.                   _______/В.М. Дерина /            __ Резяпкина Председатель ШМО______                         «____»_______2015 г.           С.А.                  «___»_______2015г.                                                         

/Е.П.Шекшаева/                                                                           «____»_______2015 г.                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                              учебного курса  «Литература»  в  6 классе

Составитель: Исаева Л.И.

учитель русского языка и литературы

                                              МБОУ «Хованщинская СОШ»      

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).

   Цель изучения литературы в школе – воспитание читателя, умеющего понимать и ценить слово. Для этого необходимо приобщить учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы. Такова задача на предстоящий учебный год. За основу литературного образования берётся чтение художественных произведений с их последующим анализом, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Важным средством является повышение качества чтения, расширение его круга и уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Необходимо развивать «души прекрасные порывы» - эмоциональное восприятие произведения. Изучение курса литературы в 5 классе определяет дальнейшее отношение учеников к данному предмету.

   Основы аналитического чтения заложены в программе начальной школы, где учащиеся определяют главного героя, тему, сюжет, умеют пересказывать, выражают своё отношение к героям. В6 классе эти умения и навыки получают дальнейшее развитие, таким образом осуществляется преемственность.

Общая характеристика учебного курса.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII,  XIX,  XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 6 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Место курса в учебном плане

 В соответствии  с  учебным планом МБОУ « Хованщинская СОШ» На изучение курса «Литература» в 6 классе отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год. Из расчета 2ч. в неделю(35уч.недель).

                                       Коррекция программы:

В рабочей программе имеет место региональный компонент в объеме 2 часов с целью  знакомства с произведениями мордовских писателей и поэтов.

Планируемые результаты изучения курса "Литература"

Предметные результаты

Освоение произведений устного народного творчества выражается в способности учащихся:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, песням, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную / вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • устанавливать связи между предметами, явлениями, отгадывая или сочиняя загадку;
  • сравнивая сказки, пословицы, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение общечеловеческого нравственного идеала.

Освоение произведений художественной литературы выражается в читательской компетентности учащихся, их способности:

  • понимать эстетическую, образную природу литературы как искусства слова;
  • воспринимать художественную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей;
  • осознавать значимость чтения и испытывать потребность в нём для личного развития;
  • осознанно выбирать произведения для самостоятельного чтения; пользоваться чтением разных видов (изучающим, поисковым, выборочным); работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
  • выразительно читать художественные тексты, заученные наизусть;
  • пересказывать прозаические произведения или их фрагменты с использованием изобразительно-выразительных средств художественной речи, цитат из текста;
  • отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • писать изложения и сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изученных и самостоятельно прочитанных произведений, а также на публицистические темы;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе состоят в освоении учащимися следующих универсальных учебных действий:

  • целеполагание: постановка учебных задач на основе соотнесения известного, усвоенного и того, что предстоит узнать;
  • планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и определение последовательности действий;
  • прогнозирование: предвосхищение результата и уровня выполнения заданий;
  • самоконтроль: соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • самооценка: оценка правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;
  • владение основными видами чтения художественных и других текстов в соответствии с конкретной учебной задачей;
  • умение осмысливать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать и структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; строить рассуждение и формулировать выводы;
  • работа индивидуально и в группе; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками: умение находить общее решение на основе согласования позиций;
  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владение устной и письменной монологической речью;
  • работа с разными источниками информации, использование современных информационно-коммуникационных технологий; умение находить необходимый материал, анализировать, целенаправленно отбирать, интерпретировать в собственном устном и письменном высказывании.

Личностные результаты

Личностными результатами изучения курса литературы в основной школе являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств учащихся;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, долга перед Родиной; осознание своей этнической принадлежности; воспитание чувства ответственности;
  • формирование уважительного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и стремиться в нём к взаимопониманию;
  • развитие компетентности в решении морально-нравственных вопросов на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • развитие эстетического сознания, формирование целостного мировоззрения, ценностно-смысловых установок, отражающих общечеловеческие ценности;
  • формирование ответственного, основанного на осознанной мотивации, отношения к учению, обучению и познанию, к самообразованию.

Тематическое  планирование.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

3

Из древнерусской литературы.

1

Из русской литературы 18 века

3

Из русской литературы XIX века.

28

Из русской литературы XX века.

21

Зарубежная литература.

11

ИТОГО:

68

Содержание учебного курса.

Введение(1). Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (1)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

Из русской литературы 18 века(3)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА (21)

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11)

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Календарно – тематическое планирование.

                           

Наименование разделов и тем

                             

Количество часов

Вид занятия

Вид самостоятельной работы

Дата проведения

Фактическая

Планируемая

1.1.

1.Введение.

.  В дорогу

зовущие, или

Литература

открывает мир

1

Вводный

Работа с учебником.

1.09

2.

2.Устное народное творчество.(3)

3

-

2. 1

Календарно-

обрядовые

песни

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Работа по вопросам

2.09

2.2

Пословицы и поговорки

1

Урок знакомства с теоретическими сведениями

Чтение и обсуждение

8.09

2.3

Р.Р. В чем красота и мудрость русского

фольклора?

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Творческая работа

9.09

3.ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)

3.1

Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»

.

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Устный пересказ

15.09

 4.Из русской литературы 18века(3)

4.1

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик».

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Выразительное чтение

16.09

4.2

И.А. Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

1

Урок чтения и изучения произведения

Выразительное чтение

22.09

4.3

Р/р.Развитие понятия об аллегории. Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

1

Развитие речи

23.09

5.ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 часов)

5.1

А.С.Пушкин.

Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Работа в группах

29.09

5.2

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник»

1

Развитие речи

Выразительное чтение

30.09

    5.3

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»

1

- Урок чтения и обсуждения  произведения

Выразительное чтение

6.10

5.4

Поэты пушкинской поры. .

1

Урок чтения и изучения произведения

.Работа со словарем.

7.10

5.5

Р.Р. Двусложные размеры стиха

1

Развитие речи

Составление цитатного плана

13.10

5.6

Роман А.С. Пушкина «Дубровский»

1

- Урок чтения и обсуждения произведения

14.10

5.7

Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1

Урок чтения и обсуждения произведения

Работа с учебником

20.10

5.8

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

1

Урок-анализ произведения

Устное сообщение

21.10

5.9

Сюжет и композиция романа «Дубровский

1

Урок-анализ произведения

Устное сообщение

27.10

5.10

Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

1

Урок развития речи

Творческая работа

28.10

5.11

  В/Ч. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»

1

Урок-анализ произведения

 Работа с текстом

5.12

М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника

1

Урок изучения нового материала.

Осмысление материала

5.13

Басни мордовского поэта М.А.Бебана « Индюк в курятнике», «Ученый лось»

1

Урок-анализ произведения

 Работа с текстом

5.14

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема

поверженной красоты  

1

Урок чтения и обсуждения произведения

  Работа с текстом

5.15

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок»

1

Урок изучения нового материала

Осмысление материала

5.16

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

1

Урок-сообщение

Осмысление материала

5.17

Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг»

1

Урок-анализ  произведения

Работа с иллюстрациями

5.18

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

1

Урок выразительного чтения

Работа с тестами

5.19

А.А.Фет. Стихотворения.

1

Урок изучения нового материала

Работа с текстом

5.20

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

1

Урок-сообщение

Осмысление материала

5.21

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»

1

Урок изучения нового материала

Устные сообщения

5.22

В.Ч. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»

1

Внеклассное чтение

Осмысление материала

5.23

Р.Р. Трехсложные размеры стиха

1

Урок развития речи

Работа с текстами

5.24

Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Изображение русского характера

1

Урок-анализ произведения

Своеобразная исследовательская деятельность

5.25

Народ и власть в сказе о Левше. Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»

1

Урок восприятия произведения

Работа с текстом

5.26

Урок контроля. Контрольная итоговая работа по сказу Н.С. Лескова.

1

Урок контроля

Работа с текстом.

5.27

В.Ч. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».

1

Урок-анализ  произведения

Работа с текстом

5.28

А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

1

Урок-анализ  произведения

Устное сообщение

6.ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23часа)

6.1

А.А.Грин. Феерия «Алые паруса».

1

Урок-анализ  произведения

Работа с текстом

6.2

А.П. Платонов.

сказка-быль

«Неизвестный

цветок».

1

Урок-анализ  произведения

Работа с текстом

6.3

М.М. Пришвин.

Философская

Притча «Кладовая солнца».

1

Урок изучения нового материала

Осмысление материала

6.4

«Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. «Что есть правда»

1

Урок изучения нового материала

. Осмысление материала

6.5

Р. Р. Сочинение «Человек и природа в сказке-были «Кладовая солнца».

1

Урок развития речи

Сочинение

6.6-6.7

Р.Р. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Д.С. Самойлов. «Сороковые»

2

Урок развития речи

Чтение стихов

6.8

Внеклассное чтение. Любимое произведение о ВОВ.

1

6.9

В.П.Астафьев.

Рассказ «Конь

с розовой

гривой»

1

Урок изучения нового материала

Осмысление материала

6.10

Р.Р. Особенности использования народной

речи в рассказе «Конь с розовой гривой» Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик  в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева  «Конь с розовой гривой».

1

Урок развития речи

Сочинение

6.11

В.Г.Распутин.

Рассказ

«Уроки французского»

1

Урок изучения нового материала

Работа с текстом

6.12

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа

1

Урок изучения нового материала

Осмысление материала

6.13

Смысл названия рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

1

Урок-анализ  произведения

Работа с текстом

6.14

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина

1

Урок-анализ  произведения

. Работа с текстом

6.15-16

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

2

Урок изучения нового материала

Осмысление материала

6.17

Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С.Лескова,А.П.Чехова..М.М.Пришвина.

1

Урок-анализ  произведения

Работа с текстом

6.18

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. Стихотворения.

1

Урок изучения нового материала

Осмысление материала

6.19

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине.

1

Урок анализ произведения

Работа с текстом

6.20-21

А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

1

Урок-анализ  произведения

Работа с текстом

6.22

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

1

Урок-анализ  произведения

Работа с текстом

6.23

. Р/Р « Мой любимый мордовский поэт» или «Мой любимый уголок природы» Сочинение.

1

 Урок развития речи

Творческая работа

7.ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11)

7.1

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

1

Урок изучения нового материала

Осмысление материала

7.2

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1

Урок-анализ  произведения

Работа с текстом

Итого

68часов

7.3

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»

1

Урок-анализ  произведения

Работа с текстом

7.4

В.Ч.Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

Урок-анализ  произведения

Работа с текстом

7.5

И.Ф.Шиллер.

Баллада

«Перчатка»

1

Урок-анализ  произведения

Работа с текстом

7.6

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1

Урок изучения нового материала

Осмысление материала

7.7-7.8

В.Ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

2

Урок внеклассного чтения

Устный пересказ

7.9-7.10

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча

2

Урок-анализ  произведения

Работа с текстом

7.11

Итоговый урок. Урок контроля.

Литературная викторина

1

Итоговый урок

Повторение материала

Итого

70

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Учебно-методическое обеспечение

Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы – М. Просвещение, 2010

2.Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной – М. Просвещение, 2010

3. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Под редакцией В.Я. Коровиной – М. Просвещение, 2008

4. Еремина О.А. Поурочное планирование  по литературе к учебнику –хрестоматии В.Я Коровиной  и др. «Литература 5»   – М. «Экзамен», 2003

5. Коровина В.Я.  Читаем. Думаем. Спорим…: 5 класс – М. Просвещение,  200 6.Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5» - М.: Аудио-школа, Просвещение, 2008

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

                 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы – М. Просвещение, 2010

2.Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной – М. Просвещение, 2010

3. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Под редакцией В.Я. Коровиной – М. Просвещение, 2008

4. Еремина О.А. Поурочное планирование  по литературе к учебнику –хрестоматии В.Я Коровиной  и др. «Литература 5»   – М. «Экзамен», 2003

5. Коровина В.Я.  Читаем. Думаем. Спорим…: 5 класс – М. Просвещение,  200 6.Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5» - М.: Аудио-школа, Просвещение, 2008

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

2

Плакаты по основным темам естествознания (природные

 – «сообщества леса, луга, озера»

Д

 

Д

                                                      Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

3

- Иллюстративные материалы комплекты открыток

-альбомы (Л.Н.Толстой, А.М.Горький, В.В.Маяковский, А.Н.Некрасов)

- раздаточно-иллюстративный материал для 5, 7, 8, 9 классов

- портреты писателей

- Третьяковская галерея для5-9 классов

- демонстрационный материал для 5-9 классов

- репродукции русских художников

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

                                                             Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

4

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (электронное приложение к учебнику )

К

                                                                                             Технические средства обучения

5

-Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

-Экспозиционный экран.

-Телевизор.

-Аудиопроигрыватель.

- Персональный компьютер.

Д

Д

Д

Д

                                                                                 Экранно-звуковые пособия

6

                         

Оборудование класса

13

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т. п.

К

К

К

К

К

К

                                     

Литература

1.Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы – М. Просвещение, 2010

2.Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной – М. Просвещение, 2010

3. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Под редакцией В.Я. Коровиной – М. Просвещение, 2008

4. Еремина О.А. Поурочное планирование  по литературе к учебнику –хрестоматии В.Я Коровиной  и др. «Литература 5»   – М. «Экзамен», 2003

5. Коровина В.Я.  Читаем. Думаем. Спорим…: 5 класс – М. Просвещение,  200 6.Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5» - М.: Аудио-школа, Просвещение, 2008

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....