Рабочая программа по литературе. 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_literatura_verno.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Пояснительная записка

  1. Рабочая учебная программа по литературе для  11 класса разработана на основе  программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, Программы общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы под редакцией Коровиной В.Я., 2011г.  Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского         языка в10  классе 3 часа в неделю, что составляет 105 часов в год.

  1.  Общая характеристика  учебного предмета литературы. Общие цели образовательной области

Учебный предмет  литература в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о русской и мировой литературе и  формирует у них языковые и речевые умения.

При изучении данного предмета стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и интерес к художественной литературе, развиваются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других сторон и их культуре.

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности  личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

3.Цели и задачи изучения предмета           

Изучение литературы в среднем звене направлено на достижение следующих  

    ц е л е й:

        - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствовованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

        - развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

        - освоение текстов художественного произведения в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

        - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написание

сочинений различных типов; определения использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Изучение литературы способствует реализации следующих задач:

-обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

- формирование умений соотносить нравственные идеалы произведений русской и мировой литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

         - совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком. Его изобразительно-выразительными средствами.

4.Описание места учебного предмета  «литература» в учебном плане школы

  Курс  литературы  по учебному плану школы рассчитан на  3 часа. В 11 м классе на изучение курса отводится 105  часов в неделю,    35 учебных недель.

 Из них на изучение произведений –                                            

РР – 3   ВЧ – 20

5.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:      

 В основе построения курса лежат следующие принципы: принцип интеграции; принцип поступательности – постепенность,  последовательность и перспективность обучения.

При изучении данного предмета стимулируется общее речевое  развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружественное отношения и толерантность к представителям других стран   и их культуре.

  6. Результаты изучения курса  

         Программа обеспечивает достижение выпускниками основного полного образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю россии; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей много национального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности,  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на  безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные  результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели  и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
  10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
  11. Овладение   сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений  в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература».
  12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  13. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета:
  • уметь читать осмысленно и понимать прочитанное;
  • уметь монологически высказываться;
  • уметь вести учебный диалог;
  • уметь ставить вопросы, формулировать проблемы;
  • уметь заполнить и производить по памяти устный и письменный текст;
  • уметь действовать по предписанной учителем инструкции, алгоритму;

Предметные результаты  

  1. Формирование представлений о творчестве писателей  XX века.  
  2. Знакомство с произведениями народного творчества.
  3. Осмысление прочитанного, совершенствование своей речи, художественного чтения, развитие дара слова.
  4. Формирование умения   связывать литературу с другими видами искусства.  

Специальные умения и навыки:

  • характеризовать и оценивать главных героев изученных произведений на основе их поведения и поступков; объяснять значение деталей портрета, пейзажа, элементов сюжета для характеристики героев;
  • сопоставлять и оценивать героев одного произведения в сходных ситуациях;
  • давать оценку изученным стихотворениям на основе их личностного восприятия и осмысления основных особенностей поэтического языка;
  • практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов;
  • пересказывать (подробно, кратко, выборочно) эпическое произведение;
  • давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении (с выражением своего отношения к героям и событиям);
  • выразительно читать, в частности наизусть, стихотворения, басни, фрагменты из прозы, самостоятельно определять место логического ударения и паузы, передавая свои «видения» и отношения к ним;
  • сопоставлять, используя личный опыт, впечатления от изученных произведений и иллюстраций к ним, кино- и теле экранизации.
  • выделять основные мысли, фиксируя их в виде цитатного плана;
  • давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
  • подготовить устный рассказ (сочинение) о жизни и подвигах одного из героев

7.Содержание тем учебного курса

Основное содержание курса представлено следующими   разделами:

Введение – 1

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века- 32 часа

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».

Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян- скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века - 8

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом                        (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая»                            А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»),

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века (Обзор) - 25

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, П. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

(Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода Великой Отечественной войны (Обзор) - 2

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика                        А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова,               А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни                      А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник»                          О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын»                                                П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова,                                           К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50—90-х годов (Обзор) - 23

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева,                                 В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова,                         Б. Васильева

и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров,        Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов,                        Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий,                     С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях                  С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова,                               В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»),                   В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов,                           Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы,        Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина- Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

(Возможен выбор трех других стихотворений.)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте.

Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)

Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)

Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.

Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века - 4

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин,     С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева,                     Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев,                                Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов,                     Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Из зарубежной литературы - 9

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрска». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).

Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия)

Всего-105 часов

Из них внеклассное  чтение -13часов

Развитие речи – 3 часа

Предусматривается также резерв свободного времени 4 учебных часа. Этот резерв дает возможность автору программы  наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению.                        

8. Календарно-тематическое планирование

Раздел программы

Требования к знаниям учащихся и характеристика основных видов деятельности учащихся

Тема урока и программное содержание

№ уро-ка

Кол- во часов

Дата проведения  

по плану

по факту

Литература начала

 XX века

Литература

20-х годов XX века

Литература

30-х годов XX века

Литература периода

Великой  Отечественной

Войны (обзор)

 

Литература

50-90-х годов

(обзор)

Литература конца XX – начала  XXI века (общий обзор)

Из зарубежной литературы

 

 Знать:

-   основные потоки русской литературы XX века: литература, создавшаяся на родине, литература русского зарубежья;  

-  проблемы наследства русской классики;

-  поиски путей обновления литературы;

-  особенности творчества реалистов, символистов, акмеистов, футуристов; 

уметь:    I уровень

-   определять принадлежность текста к тому или иному роду и жанру;

- определять мотивы поступков героев и сущность конфликтов;

- выявлять авторскую позицию;

-  выразительно читать изученные произведения (в том числе и наизусть);

II   уровень:

-  анализировать текст, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;

-  соотносить художественный текст с общественной жизнью и культурой эпохи;

-  соотносить произведение с литературной критикой на него и оценивать позиции критиков;

-   аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

                III   уровень:

-  составлять план, тезисы статей на

литературные темы;

-  создавать связный (устный и  письменный) текст на предложенную тему;

-  участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения;

-  подготовить  доклад, реферат, защитить исследовательский проект;

воспитывать:  

-  готовность к самопознанию и самосовершенствованию;

-  чувства ответственности и гражданской позиции;

-  любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;                

развивать:

-  культуру читательского восприятия художественного текста;

-  эстетические и творческие способности учащихся.

        

знать:

-   стихотворения о природе, любви, Родине, о поэте и поэзии;

-  теоретико-литературные понятия, связанные с поэзией;    

-  прозу русской литературы 20-х годов;

-   споры о литературе и ее роли

уметь:    I уровень:

-  осознать самостоятельно прочитанное произведение;

-  определить мотивы поступков героев и сущность их конфликта;

-  выразить свою читательскую позицию;

II   уровень:

-  анализировать текст,  используя сведения из истории и теории литературы;

-  раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изуч6енных литературных произведений;

-  соотносить произведение с литературной критикой на него и оценивать позиции критиков;

-  анализировать эпизоды  (сцены) изучаемых произведений;

                III   уровень:

-  участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения;

-  подготовить сообщение, доклад, реферат;  

воспитывать:  

готовность к самопознанию и самосовершенствованию;

-  чувства ответственности и гражданской позиции;

-  любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры;                

развивать:

-  культуру читательского восприятия художественного текста;

-  эстетические и творческие способности учащихся

знать:

-   стихотворения о природе, любви, Родине, о поэте и поэзии;

-  теоретико-литературные понятия, связанные с поэзией;    

-  прозу русской литературы 30-х годов;

-   споры о литературе и ее роли

уметь:    I уровень:

-  осознать самостоятельно прочитанное произведение;

-  определить мотивы поступков героев и сущность их конфликта;

-  выразить свою читательскую позицию;

II   уровень:

-  анализировать текст,  используя сведения из истории и теории литературы;

-  раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изуч6енных литературных произведений;

-  соотносить произведение с литературной критикой на него и оценивать позиции критиков;

-  анализировать эпизоды  (сцены) изучаемых произведений;

                III   уровень:

-  участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения;

-  подготовить сообщение, доклад, реферат;  

воспитывать:  

готовность к самопознанию и самосовершенствованию;

-  чувства ответственности и гражданской позиции;

-  любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры;                

развивать:

-  культуру читательского восприятия художественного текста;

-  эстетические и творческие способности учащихся

знать:  

-     прозаические произведения о Великой Отечественной войне;

-  патриотические мотивы в лирике военных лет;

-  художественную правду о сражающемся народе, о человеке на войне;

уметь:    I уровень:

  -  понять истоки победы и трагедии русского народа;

-   высказать свое мнение о прочитанном произведении;

-  определить мотивы поступков героев и сущность их конфликта;

-   выразительно читать отрывки из изучаемых произведений;

II   уровень:

-  раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изуч6енных литературных произведений;

-  соотносить произведение с литературной критикой на него и оценивать позиции критиков;

-  анализировать эпизоды  (сцены) изучаемых произведений;

                III   уровень:

-  участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения;

-  подготовить сообщение, доклад, реферат;

-   написать сочинение по мотивам литературных произведений;

воспитывать:  

-   внимание к героическому прошлому русского народа;

-  высокие патриотические чувства;  

-   уважение к поколению, которое пережило горькие потери, разлуки и страдания;              

развивать:

-   читательский интерес и художественный вкус;

монологическую и диалогическую речь .

знать:

- поэзию 60-х годов; 

-  социальные и нравственные проблемы, поднятые писателями 60 – 90-х годов;

-  суровую правду жизни о русской деревне и крестьянине; об обществе и государстве;  народе и власти;

уметь:    I уровень:

-  воспринимать содержание литературного текста;

-  понимать и объяснять проблемы, пронятые в произведении;

-  находить эпизоды, иллюстрирующие  высказанную позицию;            

II   уровень:

-   анализировать литературное произведение;

-   соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни, с проблемами нашего времени;

                III   уровень:

-  участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения;

-  давать характеристику литературному герою, сопоставляя его с другими литературными персонажами;

-  готовить учебно-исследовательские работы;

воспитывать:  

-  интерес к чтению;

-  гуманистическое мировоззрение и гражданскую позицию;            

развивать:

-  речевые и творческие навыки учащихся;

 -   образное и аналитическое мышление.

 

 

        

        

знать:  

-  социальные и нравственные проблемы, поднятые писателями в произведениях современной литературы;

-  литературу Русского зарубежья последних лет;

уметь:    I уровень:

-  воспринимать содержание литературного текста;

-  понимать и объяснять проблемы, пронятые в произведении;

-  находить эпизоды, иллюстрирующие  высказанную позицию;            

II   уровень:

-   анализировать литературное произведение;

-   соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни, с роблемами нашего времени;

                III   уровень:

-  участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения;

-  давать характеристику литературному герою, сопоставляя его с другими литературными персонажами;

-  готовить учебно-исследовательские работы;

воспитывать:  

-  интерес к чтению;

-  гуманистическое мировоззрение и гражданскую позицию;            

развивать:

-  речевые и творческие навыки учащихся;

 -   образное и аналитическое мышление.

 

 

знать:  

-  социальные и нравственные проблемы, поднятые писателями в произведениях зарубежной литературы;

-  средства создания комического

уметь:    I уровень:

-  воспринимать содержание литературного текста;

-  понимать и объяснять проблемы, пронятые в произведении;

-  находить эпизоды, иллюстрирующие  высказанную позицию;            

II   уровень:

-   анализировать литературное произведение;

-   соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни, с проблемами нашего времени;

                III   уровень:

-  участвовать в дискуссии, утверждая и доказывая свою точку зрения;

-  давать характеристику литературному герою, сопоставляя его с другими литературными персонажами;

-  готовить учебно-исследовательские работы;

воспитывать:  

-  интерес к чтению;

-  гуманистическое мировоззрение и гражданскую позицию;            

развивать:

-  речевые и творческие навыки учащихся;

 -   образное и аналитическое мышление.

 

 

 Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX  века. Характеристика литературного процесса начала   XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия.

И.А. Бунин. 

 Краткий очерк жизни и творчества.

Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм и изысканность. "Крещенская ночь", "Собака", "Одиночество" или  другие стихотворения.

И.А.Бунин. "Господин из Сан-Франциско". Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.

Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы.

А.И.Куприн. 

 Краткий очерк жизни и творчества.

Проблема самопознания личности в повести"Поединок". Автобиографический и гуманистический характер повести.

"Олеся". Изображение мира природы и человека

 Люди цивилизации и люди природы. Поэтическое изображение природы.  Богатство духовного мира, мечты героини.

 

"Гранатовый браслет" Проблематика  и поэтика рассказа.

Трагическая история любви Желткова. Пробуждение души Веры. Смысл споров о сильной , бескорыстной любви.

Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна

М. Горький.

Краткий очерк жизни и творчества. Ранние романтические  рассказы.

"Старуха Изергиль". Проблематика и особенности композиции рассказа.

"На дне" как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Три правды в пьесе «На дне», её социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы.

РР Сочинение по творчеству М. Горького, И.Бунина, А.Куприна

Русский символизм и его истоки.

В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я. Брюсова.

ВН ЧТ Лирика поэтов- символистов.

К.Д. Бальмонт, А. Белый и др.

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

Н.С.Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва.

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых  форм в лирике

 И. В. Северянина.  «Июльский полдень», «Родник», «Увертюра», «Ананасы в шампанском».

 Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века.

А.А. Блок.

Краткий очерк жизни и творчества. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.

Тема Родины в лирике А. Блока. "На железной дороге…",  «Россия», "Петроградское небо мутилось дождем…", "Коршун…", "На поле Куликовом", цикл "Кармен"

 и другие стихотворения ( по выбору).

Творчество Блока после революции 1917 года. Поэма "Двенадцать" и сложность её художественного мира.

ВН ЧТ Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А. Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор)

С. А. Есенин.

Краткий очерк жизни и творчества. Ранняя

лирика: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери».

Тема Родины в лирике С.А. Есенина. «Я покинул родимый дом…», "Русь Советская", «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и др.

Любовная тема в лирике С.А. Есенина.

«Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др.

ВН ЧТ Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

Литературный процесс 20-х годов XX  века.

.Обзор русской литературы 20-годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

В. В. Маяковский.

 Краткий очерк жизни и творчества. Художественный мир ранней лирики поэта. «Послушайте!», « Скрипка и немножко нервно»,» А вы могли бы?». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", "Письмо Татьяне Яковлевой»

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Домашнее сочинение по лирике А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

М. А. Булгаков.

 Краткий очерк жизни и творчества.

М. А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных»

История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита»

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

 РР Анализ эпизода романа (по выбору учителя).

Зачёт за первое полугодие

Р.Р. Домашнее сочинение по творчеству М.А.Булгакова

ВН ЧТ А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А.П.Платонова «Котлован»: обзор.

А. А. Ахматова.

 Краткий очерк жизни и творчества. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой. «Песня последней встречи», Сжала руки под тёмной вуалью»

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», "Не с теми я, кто бросил землю…", "Приморский сонет"и др.

Поэма А.А.Ахматовой «Реквием". Трагедия поэта и народа. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы

О.Э. Мандельштам.

 Краткий очерк жизни и творчества. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», « За гремучую доблесть грядущих веков…» и др.

М.И. Цветаева. 

 Краткий очерк жизни и творчества. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И.Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Попытка ревности», «Стихи Пушкину».

Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.

Домашнее сочинение по лирике А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой или О.Э.Мандельштама.

М. А. Шолохов.

Краткий очерк жизни и творчества. «Донские рассказы»

Картины гражданской войны в романе"Тихий дон" 

 

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон».

РР Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

Лирика  А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова,               А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни                      А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник»                          О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын»                                                П. Антокольского. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова,                                           К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

                

Литература второй половины XX века (обзор). Поэзия 60-х годов.

                

Новое осмысление военной темы в литературе  50-90-х годов. Ю.Бондарев, В.Богомолов, Г.Бакланов, В.Некрасов, В.Быков, Б.Васильев (произведения по выбору учителя)

А.Т Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика  А.Т. Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» и другие стихотворения.

        

Б. Л. Пастернак. 

 Краткий очерк жизни и творчества. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др.

ВН ЧТ       Б. Л. Пастернак. 

Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

ВН ЧТ     В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»)

Н. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие. «Звезда полей», «Русский огонёк», «Видения на холме», «В горнице»

«Деревенская проза». В. П.Астафьев.  Взаимоотношения человека и природы в рассказах "Царь-рыбы". Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор одного произведения по выбору учителя)

В. Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений "Последний срок", "Живи и помни", «Прощание с Матерой» (по выбору учителя)

И. Бродский.  Слово о поэте.   «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Сонет» («Как жаль, что тем, что стало для меня…) или др.

Б.Окуджава. .  Слово о поэте.   Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «До свидания, мальчики», «ты течёшь, как река. Странное название…». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду…»  

ВН ЧТ  «Городская проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

ВН ЧТ   Темы и проблемы современной драматургии (А.Володин, А.Арбузов, В.Розов). А.В.Вампилов. Слово описателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

ВН ЧТ   Из литературы народов России.

М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер – всё больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…»

«Птиц выпускаю…». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта.

Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращённая литература

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин,     С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева,                     Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев,                                Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов,                     Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

ВН ЧТ   Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес (по выбору учителя)

ВН ЧТ   Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического

ВН ЧТ   Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

ВН ЧТ    Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя.

Проблемы и уроки литературы XX века

1

2

3-4

5-6

7

8

9-10

11-12

13

14-15

16

17

18

19

20

21- 22

23

24

25

26

27-28

29

30-31

32

33

34

35

36

37

38-39

40

41

42

43

44-45

46

47

48

49

50-51

52

53

54-55

56-57

58-59

60

61-62

63-64

65

66

67

68-69

70-71

72

73-74

75-76

77-78

79-80

81

82

83-84

85-86

87

88

89

90

91-92

93-94

95-96

97-98

99-100

101-102

103-104

105

1

33

1

2

2

2

1

2

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

8

1

1

1

2

1

1

25

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

2

2

2

1

2

2

1

1

1

2

23

2

1

2

2

2

2

1

1

2

2

1

1

1

1

2

4

2

2

9

2

2

2

2

1

  

 

                        9.Планируемые результаты изучения курса литературы  в  11 класс

В соответствии с требованиями Стандарта к уровню подготовки  выпускников, учащиеся будут:

  • знать и понимать образную природу произведений словесного искусства, содержание прочитанных произведений, основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 веков, основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений, основные теоретико-литературные понятия;
  • уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;
  • соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • аргументировано формировать своё отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
  • готовить учебно-исследовательские работы;
  • характеризовать, сопоставлять героев эпического и драматического произведений;
  • выразительно читать прозу и стихи;
  • выявлять «сквозные» и ключевые темы русской литературы;
  • анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить литературу с общественной жизнью и культурой;

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса  

                                         

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Программа

Программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы под редакцией Коровиной В.Я., 2011г..  

В программе определены цели и задачи курса «Литература», основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала.

Учебники  

Литература. 11  класс. Учеб для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.-9-е изд.-М.: Прсвещение, 2010

В учебнике представлен материал, соответствующий программе  и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения литературы, представлена система учебных  заданий на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п.

Рабочие тетради

Рабочие тетради сориентированы на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебника.  В них содержатся задания, которые обучающиеся должны выполнить в течение учебного года.

Проверочные работы

Черных О.Г, Практикум по литературе 11 класс. М.ВАКО, 2010

Пособия содержат тесты для самостоятельных и проверочных работ с учетом уровня сложности. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам.

Методические пособия.    

 Малюгина В.А., Черных О.Г, Игровые уроки по литературе 8      класс. М.: ВАКО,2009

В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу  «Литература»  В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед.  Определен объем домашней работы с указанием заданий.

Поурочные разработки

  1. Шадрина С.Б, Поурочное планирование по литературе 11 класс.Волгоград.:Учитель, 2011.
  2. Егорова Н.В., Поурочные разработки по литературе 8 - 11класс.

М.:ВАКО,2007

     

В пособии представлены разработки уроков и методические рекомендации к ним. Раскрываются методические приемы, обеспечивающие развитие  умений принимать учебные цели, следовать им, действовать по плану, контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности.

Демонстрационные материалы

Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения:

- информационно-обобщающие;

- проблемно-аналитические;

- информационно-справочные и другие.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные приложения  дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами,  справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности.

Оборудование класса

  • Настенные доски для иллюстративного материала.
  • Подставки для книг.
  • Держатели для таблиц.
  • Шкафы для хранения дидактических материалов.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Приложение к программе:

Сведения о контроле

Виды работ

I

II

III

IY

Внеклассное чтение

1

2

4

13

Развитие речи

1

1

1

-