Тема о любви в романе Булгакова М.А. в романе "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Елена Леонидовна Снеткова

Данный урок предназначен для учащихся   11  класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_lyubvi_v_romane_m.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Тема любви в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”»

Цели урока:

  1. Рассмотреть концепцию любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (анализ авторских средств в художественной структуре романа как один из способов определения авторской позиции, выявление их функций по содержанию и источникам), осмыслить перекличку любовной линии романа с другими сюжетными линиями.
  2. Развивать навыки анализа художественного текста (навыки самостоятельной аналитической работы с художественным текстом); устанавливать межпредметные связи и параллели в осмыслении художественного смысла; умения извлекать информацию и перерабатывать (выделять главное: находить компоненты определения в учебном тексте и формулировать его в сжатом виде).
  3. Воспитывать внимательное обращение с художественным текстом в процессе его исследования.

Оборудование: мультимедийная презентация, экран, проектор, на каждом столе – заранее приготовленные задания для учащихся.

Форма урока: комбинированный урок.

Методы и приёмы: слово учителя, беседа по вопросам, анализ текста, выразительное чтение.

Методы ведения урока: фронтальный опрос (работают все одновременно), поточный (одно задание за другим); индивидуальный (работа со слабыми и сильными учениками во время самостоятельной работы).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемно-обобщающие.

Оформление доски: тема, эпиграф к уроку, который позже будет сопровождаться музыкальной зарисовкой.

этап

задачи

содержание

Формы деятельности

1.Моти-вацион-ный

Эмоциональный настрой, создание мотивации к ана-лизированию глав романа, к его вос-приятию, развитие эмоциональной сферы личности ребёнка

Обоснование темы, формулирование темы совместно с учащимися:

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о романе, в котором живут и действуют 506 персонажей, 249 безымянных, 156 имеющих собственные имена, 2 из которых послужили названием этого произведения Михаила Булгакова. Вы конечно же знаете, о каком романе идёт речь?

Учащиеся: Это роман «Мастер и Маргарита» (слайд № 1).

Учитель: С названиями каких еще литературных произведений мы можем соотнести название романа М.А. Булгакова?

Учащиеся: Оно напоминает  нам о знаменитых в мировой литературе «Ромео и Джульетте», «Тристане и Изольде», …

Учитель: В чем сходство с названием нашего романа?

Учащиеся: Название романа М. Булгакова создано по той же модели, и оно активизирует схему «Он и она» (слайд № 2).

Учитель: Такое традиционное название сразу же предупреждает читателя, что в центре будут герои-любовники, что линия любовная -  центральная. Причем очевидно, это повествование будет носить трагический характер, как то уже и было в истории мировой литературы. Вспомним, например, финальные строки «Ромео и Джульетты»: «Но нет печальней повести на свете, // Чем повесть о Ромео и Джульетте». Видимо, поэтичной, романтичной и вместе с тем трагичной должна быть и история, которая последует за названием предлагаемого романа. Надо думать, это будет история о новых Ромео и Джульетте в новом – XX веке.

Представление музыкального эпиграфа к уроку и формулирование темы.

Учащиеся совместно с учителем: Итак, тему нашего урока можно обозначить как «Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»» (учащиеся записывают тему в тетради).

Фронтальная (вступительное слово учителя, прослушивание музыкального эпиграфа, беседа).

Самостоятель-ная (запись темы урока в тетрадь).

2.Целе-полага-ние

Интенсифициро-вать процесс освоения мате-риала через ос-мысление учащи-мися способов де-ятельности и фор-мулирования ожи-даемого резуль-тата, поиск аналогий

Учитель соотносит рассматриваемую литературную пару с другими парами, представленными в русской литературе, и, исходя из этого, формулирует цели урока.

Учитель: Вспомним другие знаменитые литературные пары.

Учащиеся перечисляют:

  • Евгений Онегин и Татьяна;
  • Ленский и Ольга;
  • Болконский и Ростова;
  • Безухов и Ростова;
  • Раскольников и С. Мармеладова.

Учитель: Достаточно, сейчас мы прервем этот перечень и вернемся к данному разговору лишь в конце урока, чтобы сравнить перечисленных героев по силе чувств и выражению любви и сделать вывод. Наша с вами задача доказать, что любовь Мастера и Маргариты – явление исключительное при  том, что описывая его автор широко использовал образы и мотивы классической русской и зарубежной литературы.

Фронтальная (обсуждение классических литературных традиций)

3.Ана-лиз – оценка в кон-тексте мировой художес-твенной культуры

Обработка мыслительных операций: поиск общих признаков, различий, то есть сравнение, сопоставление, анализ и синтез.

Учитель: Вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера? Встречу наших героев Булгаков не описывает, а рисует. Я предлагаю прочесть эпизод первой встречи Мастера и Маргариты по ролям.

Как писатель использует приём цветописи в этой сцене?

Инсценированное чтение сокращенного фрагмента (глава 13).

Учащиеся: Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: жёлтое на черном. Герой произведения сам говорит о том, что жёлтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за жёлтым знаком.

Учитель: Булгаков неспроста выбирает именно эти цвета. Самые частотные цветообозначения – это черный цвет. В природе много реалий – носителей черного цвета, но, прежде всего, он ассоциируется с темным, грозным, неприятным. А что касается жёлтого цвета, то известно, что литература XVIII – начала  XIX в. вообще его не признавала, ведь психологическое воздействие жёлтого цвета на человека имеет в основном отрицательное значение (вспомните «жёлтый» Петербург Достоевского). (Слово учителя сопровождается слайдом № 4).

Задание*: вы должны заполнить таблицу, в которой приводится сравнительная характеристика чёрного и жёлтого цветов в мировой художественной культуре и произведении Булгакова.

Заполнение таблиц учащимися (5 минут).

Результаты зачитываются учащимися, на экране проецируется слайд № 5.

Вывод: Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма.

Фронтальная (беседа по прочитанному тексту).

Групповая (выразительное чтение по ролям).

Индивидуальная (заполнение сравнительной таблицы).

4.Анализ автоби-ографи-ческих мотивов романа

Отработка навыков выразительного чтения художественного текста. Развитие эмоционального воображения учащихся.

Учитель: Кто такая эта Маргарита? Что мы узнаем и з её предыстории?

Учащийся рассказывает о жизни Маргариты до встречи с Мастером.

- Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!.. – восклицает автор.

Попытайтесь ответить на этот вопрос.

Маргарита Николаевна испытывала потребность любить.

Что больше всего поразило Мастера при встрече с Маргаритой?

Мастера поразил при встрече её взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество»,

Учитель: А муж? Ведь у неё был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал её?

Учащиеся: По-видимому, Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства.

Учитель: Вспомним стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Путь к любви»: Все чувства могут привести к любви, страсти, всё: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже призрение. Да все чувства …. исключая одного: благодарности. Благодарность – долг, всякий человек платит свои долги, но любовь – не деньги.»

По-видимому, также сложилась судьба Маргариты Николаевны. Внешне благополучна, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока. Она призналась Мастеру, что жизнь её была пуста.

Учитель: Ребята, обратите внимание, что Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну. Историю Мастера и Маргариты Булгаков писал «кровью сердца». Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?

Сообщение учащегося о Елене Сергеевне Шиловской, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника… На экране слайд № 6

Учитель: Делаем вывод, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому.

 

5.Анализ научных худо-жествен-ных ис-точников

Обработка мыслительных операций (поиск аналогий, общих признаков, различий, то есть сравнение, сопоставление, анализ и синтез, построение триединого образа) и универсальных учебных действий. Развитие образного мышления у учащихся.

Работа с текстом:

Жизнь Мастера и Маргариты после их знакомства.

Как изменилась жизнь Маргариты, когда в неё вошел Мастер?

Учащиеся: Она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку (чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа.

Учитель: Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера. Итак, возлюбленная по Булгакову – это ПОДРУГА. Докажите, что Маргарита стала верной, надежной подругой.

Учащиеся отмечают, что Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже похудела, перестала смеяться.

Учитель: Образ возлюбленной у Булгакова складывается ещё из двух женских ипостасей. То, что возлюбленная – это подруга, мы доказали. Вспомним, на что идет Маргарита ради спасения Мастера?

Учащиеся: Становится ведьмой, продав душу дьяволу. Какие ещё поступки героини говорят нам о том, что Маргарита стала ведьмой?

Ученики вспоминают эпизод, в котором Маргарита громит квартиру Латунского.

Учитель: О близости героини миру теней говорит ещё и особая цветовая гамма, о чем мы уже говорили, а кроме этого Булгаков помещает Маргариту и в особое пространство, которое также дает ей и особую характеристику.

Булгаковед М. Лакшин привел свой аргумент в пользу утверждения о том, что возлюбленная мастера имеет дьявольскую природу.

*Задание: прочтите внимательно выдержку из его статьи и ответьте письменно на вопросы. Учащиеся выбирают лишь один из вопросов, соответствующий тройке, четвертке или пятерке:

1. Какое значение в романе несёт жилище героев: подвальчик и верх особняка. (3  балла)

2. Почему Булгаков помещает свою героиню в верхние этажи особняка, а Мастера в подвальчик? (4балла)

3. Как пространство романа раскрывает особенности взаимоотношений Мастера и его возлюбленной? (5 баллов)

Работа с текстом статьи. Учащиеся зачитывают записанные ответы.

           ___________________________

Вывод: Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером.

И наконец её третья ипостась. Внимательно посмотрите эпизод из фильма и скажите, почему Воланд увидел в Маргарите … настоящую королеву?

Сцена прощания Маргариты с Воландом из фильма. (Комментарий к эпизоду: когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду, и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.

Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим. Когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!»

Демонстрация слайда с творческим решением этого триединства образа

Индивидуальная (выразительное чтение фрагмента текста, комментирова-ние)

Самостоятельная (работа с научным источником)

Фронтальная (просмотр фрагмента фильма с последующим комментирова-нием).

6.Обоб-щение, вывод, само-контроль, рефлек-сия, до-машнее задание

Сравнивать полученный результат с поставленной в начале  урока целью и восстановить ход суждений, который фиксирует способ получения результата

Учитель: А теперь вернемся к началу урока. Вы перечислили любовные пары из русской классической литературы. Есть ли среди них возлюбленные, имеющие аналогию с Маргаритой?

Учащиеся: называют Ярославну, в которой есть что-то от ведьмы: «Обернусь я, бедная, кукушкой…» Она заклинает силы природы, которая в финале способствует побегу Игоря. Учащиеся называют М. Миронову из «Капитанской дочки». В ней они видят смелость, решительность и самоотверженность, сближающие ее с Маргаритой, желание любой ценой спасти возлюбленного. Возможна аналогия с Сонечкой Мармеладовой, которая последовала за возлюбленным на каторгу и спасла его душу. Возможна аналогия с Олесей Куприна.

Вывод: Безусловно, в русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви. Но булгаковская пара познала все: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полета, шабаш ведьм, бал великих грешников. Согласитесь, таких героев ещё не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, мой читатель! И я покажу тебе … любовь!»

Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь. Запись выводов в тетради по усмотрению учителя.

Домашнее задание:

  1. Эссе от имени автора романа «Что такое любовь?»
  2. Подготовить пересказ глав 29-32 романа, устно ответить на вопрос «Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой?»

                                                                               

                                                                                    Приложение.

  1. Встреча Мастера и Маргариты (Глава 13)

Автор: Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам… И вообразите, внезапно заговорила она.

Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?

Мастер: Нет.

Маргарита: Вы вообще не любите цветов?

Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие.

Маргарита: А какие?

Мастер: Я розы люблю.

Автор: Тут я пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках…

Вывод: цветовая гамма вносит в описание зарождения любви, тревогу, предчувствие трагизма.

                                                                                                                             Лист А.

Таблица характеристики цветовой гаммы произведения

Цвет

Значение цвета в мировой художественной культуре

Значение цвета в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Жёлтый

Литература XVIII – начала XIX в. не признаёт желтого цвета. Он почти полностью вытесняется золотым. Именно жёлтый цвет в произведениях литераторов и живописцев обозначает потусторонний, мифологический мир нечистой силы. Не случайно Ван Гог называл вопрос о желтом цвете «дьявольским».

Гёте трактовал символику цвета, относя его к активной группе цветов как цвет болезни и сумасшествия.

Чёрный

По представлениям наших предков черный цвет – это цвет нечистой силы, образы которой активно использовались в легендах и сказках. Так черный цвет широко фигурирует в мифологии. В средневековых легендах принадлежность человека к нечистой силе осуществлялась благодаря союзу с дьяволом, который сопровождал его в образе черного лохматого пса. В поверьях восточных славян черт превращается в черную кошку.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это цвет нищеты и трагичности человеческого существования, также фигурируют цветовые определения, смысловое наполнение которых не ограничивается чисто цветовым, а имеет более широкое содержание (напр.: черные сухари).

                                                                                                                                Лист Б.

         Известный булгаковед М. Лапшин привёл свой аргумент в пользу утверждения о том, что возлюбленная Мастера имеет дьявольскую природу.

        *Задание: прочтите внимательно выдержку из его статьи и ответьте письменно на вопросы:

1. Какое значение в романе несёт жилище героев: подвальчик и верх особняка. (3 балла).

2. Почему Булгаков помещает свою героиню в верхние этажи особняка, а Мастера в подвальчик? (4 балла)

3. Как пространство романа раскрывает особенности взаимоотношений Мастера и его возлюбленной? (5 балла)

                                     Текст для разбора

       Интересна также пространственная соотнесенность дома Маргариты и подвальчика Мастера. Каждое из этих жилищ имеет важное символическое значение. Маргарита живет в квартире, занимающей верх особняка, а Мастер в подвальчике. Обычно (в фольклоре и литературе) на верху дома живут особенные люди…. Здесь отражено понимание верха дома как места, наиболее близкого к верхнему миру. Среди таких людей большое число составляют женщины. Обычно в башнях обитают колдуньи или же заколдованные принцессы – вспомним сказки … А что Мастер? В литературной традиции, идущей из фольклора и мифологии, в подвалах и вообще в подземельях, находится все иное, иномирное или соприкасающееся с иномирием. Может быть, именно поэтому Мастер – единственный, кто узнает Воланда. Обычно жители подвалов – посредники тёмных сил, но мы видим, что Мастер как бы нейтрален по отношению к добру и злу. Подвальчик его – граница миров. Мастер укрылся за нею от надоевшего ему повседневного мира … и написал роман, инициированный иномирием. Но попытка внести его в обычный мир заведомо обречена на провал – наша реальность не терпит в себе чуждых элементов.