Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник... (литературно-музыкальная композиция)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Лазукина Надежда Юрьевна

Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти Сергея Есенина

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogo_zhalet._literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лазукина Н.Ю.

учитель русского языка и литературы

«Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник…»

Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти Сергея Есенина

Вечер проходит в литературной гостиной для учащихся 11 классов. Над камином – портрет поэта, горят свечи, вокруг камина расположились участники (7 чтецов), экран.

Звучит песня «Забава» С.Беляева на стихи С.Есенина

 в исполнении учащихся под гитару

1 чтец.        

И не жалость – мало жил,

И не горесть – мало дал –

Много жил – кто в наши жил

Дни, все дал – кто песню дал.

                              М.Цветаева

2 чтец. Гениальный поэт…Сердце гениального поэта испытывает воистину «космические» эмоциональные нравственные перегрузки. На совесть его неодолимо ложатся тревоги, заботы Отчизны, людские слезы и печаль, светлые и радостные мгновения счастья народного. Жизнь его – пророческий духовный подвиг.

Что делать! Пока такой поэт рядом, далеко не всегда сознают потомки эту истину. Лишь со временем открывается она сполна потомка во всем ее историческом значении и величии. Так когда-то было с гениальным Пушкиным, Лермонтовым; так позднее случилось с великим Блоком и Маяковским; так было с Есениным.

3 чтец.  «Он хотел быть вместе с революцией, но не сумел. Он не пошел в ногу с жизнью – жизнь ушла от него. И он погиб».

4 чтец. «Есенин по характеру своего творчества в его существенном – типичный представитель буржуазного и мелкобуржуазного упаднического индивидуализма».

5 чтец. «Есенин как поэт жил и умер в Москве кабацкой».

6 чтец. «Есенин, поэт самоубийства».

1 чтец. «Внутренняя жизнь Есенина в последние годы была только дорогой к смерти».

2 чтец. Из критических статей Беляева, Полонского, Друзина, напечатанных в 20-е годы.

7 чтец.   (в роли С.Есенина):

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

3 чтец. Но после смерти Сергея Есенина раздавались и полярно-противоположные суждения: «Погиб величайший поэт…Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души», - писал в те дни Алексей Толстой.

4 чтец. «Мы потеряли великого русского поэта», - скажет потрясенный смертью Есенина Максим Горький.

5 чтец. Гениальные художники всегда великие гуманисты. А их романтически-легендарная и реально-земная жизнь всегда напряженно-драматична, всегда – чудо! Вернемся в 20-е годы… События тех лет, теперь отдаленных от нас, продолжают привлекать внимание исследователей и литературоведов из-за того, что содержат много противоречий и недоговоренностей.

Жизнь и судьба Сергея Есенина отмечена в эти годы большой любовью двух женщин: выдающейся американской танцовщицы Айседоры Дункан, создательницы новой школы в истории мирового балета, и безызвестной секретарши газеты «Беднота» Галины Бениславской, застрелившейся на могиле поэта через год после его смерти.

На экране проецируются фотографии А.Дункан и С.Есенина.

4

 чтец. Знакомство Дункан и Есенина произошло в студии Якулова – автора проекта памятника 26-ти Бакинским комиссарам, которая находилась на Садовой.

7 чтец. «Мне сказали: Дункан в Эрмитаже. Я полетел туда…»

4 чтец. «Он читал мне свои стихи, - говорила в тот вечер Айседора своему ипрессарио Илье Шнейдеру, - я ничего не поняла, но слышу, что это музыка».

7 чтец.

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь – как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали…

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

4 чтец. Гости стали расходиться. Айседора нехотя поднялась с кушетки. Есенин неотступно следовал за ней. В тот вечер все трое: Айседора, Есенин и Шнейдер – вышли из студии. Пролетка протарахтела по Садовой, свернула налево и очутилась около большой церкви, окруженной булыжной мостовой.

6 чтец. «В то первое утро на Айседора, ни Есенин не обращали никакого внимания на то, что мы уже в который раз объезжаем церковь. Дремлющий извозчик тоже этого не замечал.

- Эй, извозчик, ты что, венчаешь нас, что ли? Вокруг церкви, как вокруг аналоя три раза ездишь?

Есенин встрепенулся и, узнав в чем дело, радостно рассмеялся.

- Повенчал! – раскачивался он в хохоте, ударяя себя по коленям и поглядывая смеющимися глазами на Айседору», - из воспоминаний Ильи Шнейдера.

3 чтец. Есенин и Дункан решили скрепить свою любовь узами брака и закрепить его по советским законам. Ранним солнечным утром все трое отправились в ЗАГС Хамовнического Совета, расположенный по соседству с Пречистенским переулком, где жила Дункан и где располагалась ее школа. ЗАГС был сереньким и канцелярским. Когда их спроисили, какую фамилию они выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию – «Дункан-Есенин». Так и записали в брачном свидетельстве. Дункан была старше Есенина на 15 лет.

1 чтец. «Аседора телеграфировала известному американскому импресарио Юроку: «Можете ли организовать мои спектакли участием моей ученицы Ирмы, двадцати восхитительных русских детей и моего мужа, знаменитого русского поэта Сергея Есенина. Телеграфируйте немедленно. Айседора Дункан». Из Нью-Йорка пришел положительный ответ.

Отлет был назначен на ранний утренний час с московского аэродрома.

7 чтец.

Да! Теперь решено. Без возврата

Я покинул родные поля.

Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.

2 чтец. 12 мая 1922 года супруги прибыли в Берлин. В отеле «Адлон» их уже ждали журналисты. Приезд Айседоры из «большевистской» Москвы, да еще в сопровождении какого-то известного русского поэта, ставшего ее мужем, - это была сенсация. После Германии Дункан-Есенины отправились в путешествие по Европе. Именно в это время у Есенина стали появляться периоды меланхолии и нервного возбуждения. Предотвратить эти вспышки могла только песня. И Есенин пел.

7 чтец.

Вечер, поезд, огоньки,

Вдаль моя дорога... –

Сердце ноет от тоски,

А на душе тревога.

4 чтец.  «И такая тоска была в его голосе, и такая тревога, что вы видели и вечер, и поезд, и мерцающие огоньки, и убегающую вдаль дорогу», - из дневника Айседоры Дункан.

5 чтец. В октябре на гигантском пароходе «Париж» они отплыли из Гавра в Нью-Йорк.

6 чтец. Пребывание Есенина и Дункан в Америке было нашумевшим, поскольку Дункан была счастлива, с жаром делилась впечатлениями о Советской России и ни о чем другом не желала говорить. «Коммунизм является единственным выходом для мира!» - заканчивала она свои интервью. Последствия таких выступлений сказались очень скоро. Турне прекратилось. Уезжая из Америки, Дункан заявила:

2 чтец. «Если бы я приехала в эту страну как большой финансист за займом, мне был бы оказан великолепный прием, но так как я приехала как признанная артистка, меня направили на «Остров слез» в качестве опасного человека и опасного революционера. Я не анархист и не большевик. Мой муж и я являемся революционерами, какими были все художники, заслуживающие этого звания. Каждый художник должен быть революционером, чтобы оставить свой вклад в мире сегодняшнего дня…»

6 чтец. Супруги уехали в Париж. Есенина уже давно тянуло на Родину. В Париже он пишет:

7 чтец.

Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно,

Завывала в дождливую ночь.

И еще:

Только ближе к родимому краю

Мне б хотелось теперь повернуть.

1 чтец. Незадолго до их отъезда в парижской газете «Эклер» появилась статья писателя-эмигранта Дмитрия Мережковского о Есенине и Дункан. В своей статье он называл Есенина «пьяным мужиком» и обвинял Дункан в том, что она «продалась большевикам». Айседора писала6 «Во время войны я танцевала «Марсельезу», потому что считала, что эта дорога ведет к свободе. Теперь я танцую «Интернационал», потому что чувствую, что это гимн будущего человечества. Есенин самый великий из живущих поэтов… Я хорошо понимаю, что господин Мережковский не мог бы жить с такими людьми, так как таланты всегда в страхе перед гениями. Несмотря на это, я желаю господину Мережковскому спокойной старости в его буржуазном убежище и респектабельных похорон среди черных плюмажей катафальщиков и наемных плакальщиков в черных перчатках».

5 чтец. После возвращения в Россию дороги Есенина и Дункан разошлись.

Звучит романс на стихотворение С.Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении учениц (романс исполняется под аккомпанемент гитары)

5 чтец. Есенин ушел к Галине Бениславской. Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно. Он отвечал большим дружеским чувством.

На экран проецируются фотографии Г.Бениславской.

Есенин встретился с Бениславской еще до знакомства с Дункан. Она молча пережила его брак с Айседорой и отъезд за границу. Когда Дункан уехала на Кавказ, Есенин поселился у Бениславской в Брюсовском переулке и даже перевез туда своих сестер Катю и Шуру. В последние годы жизни Бениславская целиком посвятила себя издательским делам Есенина. Сохранилась их большая переписка. Приведем несколько писем Есенина к Бениславской:

7 чтец.  «Галя, милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и Вы сами знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного».

6 чтец. Поэт делился с Бениславской творческими планами, посвящал ее в радостные и грустные события своей жизни.

7 чтец. «Работается и пишется мне дьявольски хорошо», - читаем в другом письме. А еще в одном он признается: «Не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия».

6 чтец. Есенин никогда не кривил душой. Любя и ценя Галину Бениславскую как редчайшего своего друга, он в то же время в марте 1925 года написал ей короткое письмо:

7 чтец. «Милая Галя! вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю Вас как женщину»,

2 чтец. Тем не менее, Бениславская не покидала его и заботилась о нем. Только женитьба Есенина на внучке Льва Толстого Софье Андреевне Толстой заставила Бениславскую отойти от него. Этот уход Есенин воспринял тяжело.

3 чтец. Галина Бениславская почти через год после его смерти окончила жизнь самоубийством на могиле поэта и завещала похоронить ее рядом с Есениным.

Очень тихо начинает фоном звучать «Адажио» Томазо Альбинони.

3 чтец. Она оставила на могиле Есенина записку – простую открытку: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но ему и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое»… Прозвучал выстрел… Пуля попала в сердце…

4 чтец. Смерть поэта, а тем более гениального, - всегда загадка. Что же за трагедия произошла в тот декабрьский день 1925 года в гостинице «Англитер»?

Ведь в день открытия памятника А.С.Пушкину Есенин писал:

7 чтец.

Но обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь…

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

5 чтец. Да, он хотел долго жить и долго петь. Это подтверждается многими строками стихотворений и писем. В автобиографии он пишет:

7 чтец.  «Жизнь моя, творчество мое еще впереди».

5 чтец. А с другой стороны, вот стихотворение, написанное на портрете 23 декабря 1925 года, который он подарил писателю Евгению Рокотову-Бельскому:

7 чтец.

Помнишь наши встречи, споры

                                                   и мечты?

Был тогда я молод, молод был

                                                   и ты,

Счастье было близко, жизнь

                                                была ясна,

В дни осенней хмури в нас

                                             цвела весна,

Мы теперь устали, нам бы

                                            как-нибудь

Поскорее выбрать ежедневный

                                           путь,

Нам бы поскорее завершить

                                           свой круг…

Разве я не правду говорю,

                                          мой друг?

           

5 чтец. И стихотворение, написанное Есениным за несколько часов до смерти:

7 чтец.

До свиданья, друг мой.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,  –

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, кончено, не новей.

6 чтец. Долгое время считалось, что Сергей Есенин окончил жизнь самоубийством в пьяном угаре. Но в конце 80-ых годов 20 века всплыли многие, ранее не публиковавшиеся материалы, проливающие свет на смерть Есенина. Стоит только вспомнить его поэму «Страна негодяев»:

7 чтец.

Пустая забава,

Одни разговоры.

Ну что же,

Ну что же вы взяли взамен?

Пришли те же жулики,

Те же воры

И законом революции

Всех взяли в плен.

6 чтец. И далее:

7 чтец.  «Не было омерзительнее и поскуднее времени в литературной жизни, чем время, в которое мы живем. Тяжелое за эти годы состояние государства в международной схватке за свою независимость случайным обстоятельством выдвинуло на арену литературы революционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но ничуть не перед искусством».

Из статьи «Россияне», которая не публиковалась до 1990 года.

2 чтец. Вот эти «фельдфебели» и выливали ведра помоев на имя и творческое наследие Есенина, подменяя биографию жизненную биографией творческой. Да, у поэта был нелегкий характер, а у кого из великих людей был он легким? Есенин мог безбедно жить за границей, но он решил разделить судьбу своей Родины. Он мог писать нужные властям стихи и процветать, но он предпочел писать правду.

4 чтец. Сергея Есенина похоронили на Ваганьковском кладбище.

В исполнении учащихся звучит песня А.Розенбаума «Дорога на Ваганьково»

4 чтец. Два года спустя после смерти Есенина Айседора Дункан начала писать новую книгу, посвященную пребыванию в Советской России. Книга не была окончена.

Очень тихо фоном начинает звучать фуга соль-минор И.Баха.

3 чтец. В этот сентябрьский вечер раскаленный асфальт Променадес дес Англайс жарко дышал впитанным за день солнцем. Айседора спустилась на улицу, где ее ожидала маленькая гоночная машина, шутила, смеялась и, закинув за плечо конец красной шали с распластавшейся желтой птицей, прощально махнула рукой и, улыбаясь, произнесла последние в своей жизни слова:

- Прощайте, мои друзья! Я иду к славе!

Несколько десятков секунд, несколько поворотов колес, несколько метров асфальта… Красная шаль с распластавшейся птицей и голубыми китайскими астрами спустилась с плеча Айседоры, скользнув за борт машины, тихонько лизнула колесо… И вдруг, намотавшись на колесо, грубо рванула Айседору за горло. И остановилась только с мотором…

Еще в Москве Айседора не раз говорила, чтобы не ее похоронах играли Баха. Ее желание было исполнено. На гроб великой танцовщицы был положен венок от советского правительства. На ленте золотом сделана надпись: «От сердца России, которое скорбит об Айседоре».

Музыка звучит громче, потом затихает.

1 чтец. После же смерти Есенина государство не позаботилось даже о сохранности его имущества, документов, рукописей, записных книжек. Поэзия Есенина была запрещена, имя его было приказано забыть. За чтение стихов поэта полагалась 58 статья. И ее получали. Кампания борьбы с есенинщиной продолжалась не одно десятилетие.

НО! «Рукописи не горят!» А поэтические звезды всегда горят вечно в бессмертном поэтическом созвездии России.  И имя одной такой звезды – Сергей Есенин. Оно вечно…

звучит фоном «Реквием» В.Моцарта.

1 чтец.

И не жалость – мало жил,

И не горечь – мало дал –

Много жил – кто в наши жил

Дни, все дал – кто песню дал.

Литература

  1. Любовь и смерть Сергея Есенина. М. библиотека журнала «Чудеса и приключения», 1992.
  2. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1977.

Музыкальные произведения

  1. Т.Альбинони.  «Адажио».
  2. И.С.Бах. Фуга соль-минор.
  3. В.А.Моцарт.  «Реквием» («Лакримоза»).
  4. А.Розенбаум. «Дорога на Ваганьково».
  5. музыка С.Беляева,  слова С.Есенина.  «Мне осталась одна забава…».
  6. Романс на ст. С.Есенина «Отговорила роща золотая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важное слово в каждой судьбе. Литературно –музыкальная композиция.

Цель: заставить детей задуматься о добром отношении к матери, помочь ребятам найти путь к сердцу родителей, не терять душевный контакт и веру в близких людей...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Не ведал мир такой любви"

Сценарий музыкального вечера для старшеклассников и не только о любви Пушкина и Гончаровой....

«Сам ведь я коми…» (Литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию Г. Юшкова.)

Литератрурно-музыкальная композиция по творчеству коми поэта Г. Юшкова - один из видов работы по литературе. В данной форме морме можно закрепить изученный материал по ЭКК, повыить интерес учащихся к ...

Литературно – музыкальная композиция на тему: «Ведь мы же с тобой Ленинградцы»

Литературно – музыкальная композиция на тему: «Ведь мы же с тобой Ленинградцы», посвященная снятию блокады....

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВО ИМЯ ТЕХ, КТО ЖИВ, И ТЕХ, КОГО УЖЕ НЕТ…»

Цели: воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, пробуждать интерес к истории своей страны....