Устное народное творчество
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Данный урок можно провести в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_5.3.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема раздела Устное народное творчество

№ п/п

Параметр

Описание

1.

Учебный предмет, класс

Литературное чтение, 2 класс

2.

Тема занятия/урока

СЧИТАЛКИ И НЕБЫЛИЦЫ

3.

Цель (цели) занятия/урока

Способствовать приобщению детей к народному творчеству, овладению учащимися общеучебными навыками, развитию творческих способностей, фантазии, воображения, формированию умения применять знания на практике; создать условия для ознакомления с малыми фольклорными жанрами: считалками и небылицами

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

4.

Ожидаемый учебный результат

Научатся представлять результаты работы; получат возможность научиться: подбирать пословицу для доводов в споре.

Метапредметные: познавательные: определяют наиболее эффективные способы достижения результата; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают

и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.

Личностные: внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков

Для педагога

Для учащихся

5.

Оборудование и материалы

Мультимедиапроектор

графическая модель «Лесенки достижений»

выставка книг «Считалки»

разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности

карточки разрезные со считалками и небылицами;

Этап урока

Цель - результат

Содержание(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация.

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка,

самоопределение к деятельности, возможность сочетать с проверкой домашнего задания и т.д.)

Создать ситуацию успеха - проявляют эмоциональную отзывчивость, слушая учителя

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. 

Ну-ка, детки, встаньте в ряд.

Готов работать мой отряд?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе

Оценивание готов- ности к уроку

Оценить умения- высказывают свои мнения

Организует беседу по вопросам:

– К какому жанру относятся потешки и прибаутки? Докажите (словами из текста).

– А сейчас встаньте в круг, приготовьтесь играть в игру, применяя знакомые считалки.

– Ваши родители, бабушки, дедушки, наверное, прадеды и прапрадеды тоже пользовались считалками, когда были детьми и играли в различные игры.

– Какие считалки вы знаете? Вспомните их.

– Назовите отличительные признаки считалки.

– Для чего их применяют?

– Почему их называют считалками?

– Можно ли обойтись без них в игре?

Дополняет ответы учащихся (см. ресурсный материал).

– Что необычного услышали?

– Какие эмоции вызвало прочитанное? Почему? было смешно или грустно? Объясните

Обращает внимание учащихся на то, о чем потешка, какие слова использовал народ, как ее надо исполнять.

Проводит игру

Проверка домашнего задания: рассказывают наизусть потешки.

Участвуют в игре.

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют свое эмоциональное состояние

Оценивание умений

рассказывать потешки, объ-

яснять их смысл. Сравнение своих до-
стижений на предыдущем уроке
с сегодняшним

исполнением

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

(создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.) Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями

Актуализировать знания, умения, навыки , достаточные для построения нового способа действия-принятие учебной задачи, сформулированной вместе с учителем

– С каким видом устного народного творчества познакомимся сегодня на уроке? (Небылицы, считалки.)

– Попробуем распутать небылицу, которую прочитали.

– Смысл потерялся или остался прежним?

– Найдите пары слов и поменяйте местами.

– Что пропало?

Небылица придумана для веселья и смеха.

– Каким словом можно заменить слово «небылица»?

Организует беседу по вопросам

Слушают учителя. Отвечают на вопросы, сохраняя логическую последовательность, объясняют, доказывают

Самостоятельность при выполнении работы

Открытие нового(знания, способа действия)

Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ Обсуждение (возможно в парах, группах ) Формулирование вариантов выводов. Обобщение

Обдумать проект будущих учебных действий-используют умение чтения с остановкой; анализируют рисунки; осознанно читают текст, подбирают рифму, сочиняют; строят ответы на вопросы, соблюдая логику; участвуют в обсуждении, вступают в диалог.

Работа
по учебнику (с. 22–

23).

– Что вы почувствовали, прочитав небылицу, какие ощущения возникли?

– Какая главная особенность небылицы? Подтвердите словами из текста. Какие слова помогли вам доказать?

– Какие слова можно выделить?

– Можете ли вы сказать, что небылица относится к фольклору? Почему? Докажите.

– Рассмотрите поделки мастеров народного творчества.

– В чём их особенность?

– Можно ли придумать небылицу к этим поделкам?

Предлагает рассмотреть рисунки в учебнике

Читают текст небылицы, отвечают
на вопросы учителя.

Ключевые слова. Объясняют смысл назначения небылицы, по возможности объясняют её происхождение.

Рассматривают рисунки, делятся мнениями.

Подбирают рифму

Беседа по вопросам, работа
с картинками, выразительное

чтение

Физкультминутка

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Выполняют движения по тексту под руководством учи-
теля. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное

выполнение движений

Включение нового в активное

использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Самостоятельная

работа

Творческие задания Диагностические задания на осознание и понимание нового Включение будущего нового материала

Организовать усвоение детьми нового способа действий-осущест-
вляют взаимный контроль в совместной деятельности

Работа
по вопросам учебника (с. 22–

23)

– Закрепим умение применять считалку

в игре.

– По заданной теме составьте небылицу

(в прозе или стихотворной форме)

Слушает. Следит за работой в парах. Направляет диалог в группах

Читают вопросы
из учебника и отвечают на них, работают в парах. Участвуют в диалоге
на уроке, применяя свой жизненный опыт. Умеют договариваться о рас-пределении ролей

в совместной деятельности

Работают в группах.

Подбирают рифму, сочиняют

Беседа по вопросам.

Оценивание
в парах.

Сравнение своих предыдущих успехов

Личные

достижения
и их оценивание

Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Задание на дом.

Обобщить полученные на уроке сведения.

Определить свое эмоциональное состояние на уроке

-открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

– Какую учебную задачу решали на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

Почему?

– О чём хотели бы узнать подробнее? Почему?

– Какое назначение у считалок и небылиц?

– Что больше всего запомнилось? Почему?

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Проверяет соответствующие записи: с. 22–

23, составить вопросы, сочинить небылицу

Проводит беседу по вопросам

Отвечают на вопросы учителя

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Беседа по вопросам. Саморегуляция

«Лесенка достижений»

  1. Изучить методы и приѐмы работы с учащимися, обучающимися в 1 или 2 классе.

В просмотренных уроках все учителя использовали следующие методы и приемы: работа с учебником, рассмотрение различных способов решения задач, дидактические игры, творческие задания, выполнение нестандартных заданий по математике

  1. Проанализировать использование различных средств и приѐмов в просмотренных уроках.

Учителя использовали предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур, карточки с изображениями математических символов (цифр, знаков, действий, знаков отношений «>», «<», «=»), схематические рисунки, чертежи, технические средства обучения(проектор, интерактивная доска). Все средства способствовали формированию  основных математических понятий, активизации познавательной активности, формированию УУД

3. Изучить и проанализировать деятельность педагога по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников.

Каждое структурное составляющее учебно– организационных умений отрабатывалось учителями путем ряда заданий: определение цели и задач урока, обсуждение последовательности предстоящих учебных действий, обсуждение и анализ готовых алгоритмов, пересказ плана учебных действий в парах, группах, сверка результата деятельности с образцом; самооценко ребенка своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество "Посиделки"

Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы "Устное народное творчество". В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео...

Устное народное творчество

Презентация к вводному уроку литературы в 5 классе...

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....