рабочая программа по литературе. 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

захарова татьяна геннадьевна

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планированиеи региональное содержание по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_8_klass.docx57.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе 8 класс.(68 часов.)

Пояснительная записка.


     
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2007.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту , кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:
— «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);
— К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;
— М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок);
— С.А. Есенин «Пугачев»;
— И.С. Шмелев «Как я стал писателем».
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-
хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
          Школьное  образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
               
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование  гуманистического

 мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста , образного и

 аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и

 содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели литературного образования определяет характер конкретных задач, стоящих перед учащимися на уроках литературы:

   - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

   - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

   - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

   - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

   Изучение литературы в 8-ом классе – это второй этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-ом классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

   Большое внимание в программе уделяется изучению литературы XX века, так как необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя. Особое внимание уделяется проблеме рода и жанров, их многообразию и развитию.

Виды контроля

— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана к произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

 Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса .

Учащиеся должны знать: 
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь: 
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
— осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный  жанр;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
— сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

                                                       Для заучивания наизусть:

1)Исторические песни о Пугачёве, Разине, Ермаке (на выбор)

2)А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок)

3)М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (отрывки по выбору учащихся)

4)Н.В.Гоголь «Ревизор» (монолог одного из героев на выбор)

5)Л.Н.Толстой «После бала» (отрывок на выбор)

6)А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок на выбор)

7)О родной природе, о родине (2-3 стихотворения)

                                                 

                                                             Теория литературы

Художественный образ, фольклор, эпитет, прототип, прообраз, ирония, жанр, лирическая песня, сюжет, эпиграф, композиция, аллегория.

                                                                   Основные навыки:

1)Воспроизводить содержание прочитанного художественного произведения, давать оценку героям и событиям.

2)Уметь видеть композицию произведения, выделять основную тему, идею, давать характеристику героям.

3)Давать устный и письменный развёрнутый ответ о произведении.

4)Выразительно читать наизусть.

                                                Региональный компонент – 7 часов

1)Северная лирическая песня. «Калина в саду», «Говорил я своей любушке», «Мимо моего садику…» и др.

2-3)А.С.Грин. «Охотник и петушок», «Алые паруса».

4-5)В.А.Каверин. «Два капитана».

6)Ф.А.Абрамов. «Жила-была семужка».

7)Ю.А.Фокина. Стихи.

                                                     

Практическая часть.

 

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Год

Количество часов

18

14

20

16

68

Уроки внеклассного чтения

2

4

4

3

13

Уроки развития речи

1

4

3

3

11

Региональный компонент

1

1

2

3

7


 Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа.

Программа

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Программа общеобразовательных

учреждений  5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коро-виной

Допущено Министерством образования и науки РФ

М, «Просвещение»,2007

Литература. 8 Кл. Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др М.: Просвещение, 2010

1)Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 Кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.

2) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004

3) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

4) Ерёменко Н.И. Нестандартные уроки литературы. 8-9 классы. /Сост. Н.И.Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

5) Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной: в 2 ч. - /Авт.-сост. Егорова 2010

6) Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 Кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие/ О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

7) Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: «ВАКО», 2005.

8) Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.

9) Беленький Г.И. Уроки литературы в 8 классе: Методические советы к учебнику-хрестоматии «Литература. Начальный курс». – М.: Мнемозина, 2001.

10) Скоркина Н.М. Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой.- 2-е изд., 2002.

11) Репин А.В. Литература. 8 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007.

12) Савина Л.Н. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003.

13) Коровина В.Я. Литература: 8 Кл.: Метод. советы/ В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2008

1)Тесты к школьному курсу: Литература. 8 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

2) Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для са-мостоят. Работы учащихся по лит.: 8 Кл./ Авт.-сост. Г.И.Бе-ленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995

3) Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 8 класс к учебнику В.Я.Корови-ной и др. «Литература. 8 кл. Учеб. для обще-образоват. учреждений»: учебно-методическое пособие / О.А.Тищенко. – 4-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

4) Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе. 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной. «Литература. 8 класс»/ Б.А. Макарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

5)Контрольно-измерительные материалы.М:ВАКО:2013.

Учебно-тематический план курса.

Раздел, кол-во часов, тема урока

Тип, форма

Урока

Формы

Контроля

Составляющие качества образования

Примечания

П.-И.

Д.-К.

Ц.-О.

1 четверть.         Введение ( 1 час)

1. Русская литература и история.

Вступительный урок

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником

Знать о связи литературы и истории

Уметь работать с учебником, вступать в диалог

Вызвать интерес учащихся к изучению литературы

Д/Р, 6 Золотарева, 9-15, 300

Турьянская, 9

Еремина, 19

Тест, 12-19

Коровина. 5

Репин, 1

Шадрина ч.1, 19

Устное народное творчество (3 часа)

2. Устное  народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Частушка как малый песенный жанр.

Р.К.Северная лирическая песня.

Вилегодские частушки.

Рассказ учителя с элементами беседы. с/р., сообщения

Одна из песен наизусть

Знать народные песни как жанр фольклора,  тексты песен: «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночень-ка темная…», «Вдоль по улице метелица ме-

тет…»

Уметь слушать, работать с худо-жественным текстом

Дидакт. матер, 7, 9

Золотарева, 15-18, 302

Турьянская, 11-18

Еремина, 24-26

Савина, 7, 8

Коровина, 6

Беленький, 12

Скоркина, 4

Шадрина, ч.1, 25

3. Исторические песни.

Сообщение учащихся, беседа, анализ поэтики исторических песен

Знать своеобразие исторических песен, тексты песен: «Пугачёв в темнице», «Пугачев казнен».

Уметь слушать, работать с художественным текстом

Воспитание любви к Отечеству, своему родному краю

Д/Р, 7

Дидакт. матер, 8-9, 11 Золотарева, 18 Турьянская, 18

Еремина, 21

Тест, 20-28

Савина, 7

Беленький, 11

Репин, 3

Шадрина, ч.1, 37

4. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Работа с учебником, беседа

Знать особенности содержания и художественной формы преданий

Уметь определять жанр произведения

Ценность человеческой личности самой по себе

Д/Р, 11

Дидакт. матер, 10

Золотарева, 304

Шадрина, ч.1, 44

Из древнерусской литературы (2 часа)

5. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Алекcандра Невского» как княжеское житие.

Рассказ учителя с элементами беседы, работа над повестью

Знать закономерности развития ДРЛ, жанры

Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Др. Руси, ее художественный мир

Осмысление закономерности развития ДРЛ и ее роль в становлении русской культуры

Золотарева, 26, 30, 307

Д/Р, 13-20

Дидакт. матер, 12

Турьянская, 24

Еремина, 27, 37

Савина, 10

Коровина, 14 Шадрина, ч.1, 53

6.В.Ч.  «Повесть о Шемякином суде»."Шемякин суд" как сатирическое произведение 17 века.

Работа с учебником, беседа

Знать черты средневековой литературы, ее литературное новаторство

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни

Д/Р, 20-22

Дидакт. матер, 14

Золотарева, 311

Шадрина, ч.1, 61

Из литературы XVІІІ века ( 3 часа)

7-8. Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Анализ эпизода комедии.

Рассказ, аналитическая беседа

Знать содержание пьесы, черты классицизма

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику Ге-рою, выражать свое отношение к поступкам героев

9.Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Недоросль» .

Развитие речи

Уметь работать над языком повести, лексическим значением слов и словосочетаний выражать свое отношение к поступкам героев

Д/Р, 22-31

Дидакт. матер, 16

Золотарева, 312-317

Еремина, 52-55

Коровина, 16

Репин, 11 Шадрина, ч.1, 64

Зуева, 7

Из литературы XІX века(32 часа)

10. И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни.

Чтение, беседа

Одна из басен наизусть – инсценированное чтение

Знать термины, связанные с басней как жанром: аллегория, иносказание, эзопов язык

Уметь определять мораль басен, выразительно читать (инсценировать), строить рассуждения на нравственно-этические темы

Использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни

Д/Р, 31-34

Дидакт. матер, 19

Золотарева, 318 (викторина)

Еремина, 56

Коровина, 16 Шадрина, ч.1, 75, 79

Зуева, 16

11. «Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства.

В.Ч.  Отражение в баснях таланта И А Крылова.

Инсценирование, анализ, викторина

Д/Р, 34-36

Дидакт. матер, 20

Репин, 15 Шадрина, ч.1, 78

Зуева, 18

12. К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака – произведение русского гражданского романтизма.

Сообщения учащихся, пересказ, беседа

Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы

Уметь выразительно читать

Уметь самостоятельно делать выводы

Д/Р, 37-40

Дидакт. матер, 20

Золотарева, 323-332

Еремина, 58

Коровина, 16 Шадрина, ч.1, 84

Зуева, 21

13. Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

Аналитическая беседа, выразительное чтение

Одно стихотворение наизусть

Знать основные факты жизни и творчества поэта

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

14. А.С.Пушкин «История пугачевского бунта» (отрывки). Пушкин – первый историк пугачевского восстания. «Капитанская дочка».

Работа по учебнику, аналитическая беседа

Знать творческую историю написания повести

Уметь делать сообщение

Учить использовать оценочно-полемические высказывания, включая модальные формы речи

Д/Р, 40-45

Дидакт. матер, 22

Золотарева, 45

Турьянская, 35, 68

Еремина, 63

Савина, 13

Короивна, 16

Скоркина, 6 Шадрина, ч.1, 88, 91

15. «Капитанская дочка»: І-V главы. Формирование характера Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым. «Старинные люди». Дуэль.

Аналитическая  беседа, сжатый пересказ

Знать этапы формирования характера П.Гринева

Уметь выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа

Знать понятия: долг, честь, достоинство

Д/Р, 45-53

Дидакт. матер, 23-27

Золотарева, 51-59

Турьянская, 40-47

Еремина, 64

Савина, 14

Беленький, 20, 25

Скоркина, 8 Шадрина, ч.1, 100

16. Главы VІ-ІX. Падение  Белогорской крепости. Гибель коменданта. Отношения Гринёва и Пугачёва.

Чтение эпизодов, аналитическая беседа

Отрывок из повести наизусть

Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою

Д/Р, 53-57

Дидакт. матер, 27-31 Золотарева, 59-63

Турьянская, 47

Еремина, 67

Беленький, 26

Скоркина. 11 Шадрина, ч.1, 106

17. Главы X-XІІ. Изображение правительственного лагеря. Зеркальные сцены: военный совет в Белогорской крепости и в Оренбурге. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-си-роты.

Чтение эпизодов, аналитическая беседа

Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести

Уметь выявлять авторскую позицию, сопоставлять эпизоды выражать свое отношение к поступкам героев

Д/Р, 57-60

Дидакт. матер, 31-33

Золотарева, 64

Турьянская, 52-56

Еремина, 67

Скоркина, 13

18. Главы. XІІІ-XІV. Композиция повести. Сюжетные элементы. Образ рассказчика. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Швабрин – антигерой.

Чтение, беседа, анализ

Знать смысл названия повести

Уметь сравнивать героев Уметь выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Д/Р, 60-63

Дидакт. матер, 34

Золотарева, 70

Турьянская, 57, 61

Еремина, 69

Беленький, 35 Шадрина, ч.1, 119

2четверть.

19. Жизненный путь Гринёва. Изменение характера героя под влиянием «благих потрясений». Образ Пугачёва. Милосердие Пугачева и правосудие Екатерины ІІ.

 аналитическая беседа

Знать значение образа Пугачёва

Уметь самостоятельно делать выводы

Д/Р, 63-69

Золотарева, 68, 73-78

Турьянская, 60, 65

Еремина, 72

Савина, 17

Зуева, 24

20 Творческая   работа  учащихся  по повести «Капитанская дочка».

Урок развития речи, комбинированный.

Уметь обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания.

Золотарева, 78-91

Тест, 30-46

Скоркина, 16

Репин, 23-28 Шадрина, ч.1, 125, 136

21. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.

Урок внеклассного чтения. Рассказ, беседа.

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою

22. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.

Аналитическая работа

Отрывки наизусть

Знать факты биографии поэта, историю создания поэмы

Д/Р, 69-75

Дидакт. матер, 35-40 Золотарева, 92, 95-98, 104, 115, 119

Турьянская, 71, 82

Еремина, 75

Савина, 19

Коровина, 28

Беленький, 53

Скоркина, 17, 21

Шадрина, ч.1, 143

23. Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

Комментированное чтение, анализ

Знать структурные особенности произведения, способы раскрытия образа главного героя

давать характеристику герою участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Д/Р, 75-79

Золотарева, 109

Турьянская, 84

Еремина, 77-86 Шадрина, ч.1, 151, 156

Зуева, 50

24. Обучение сочинению по   поэме «Мцыри».

Урок развития речи.

Знать содержание изучаемого произведения, его проблематику

Учить дискутировать, аргументировано высказывая свое мнение

Золотарева, 121, 118 (тест)

Тест, 48-59

Репин, 29 Шадрина, ч.1, 162

25. Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания.

Лекция, беседа, работа с книгой

Знать понятие драматического произведения, идейный замысел и особенности композиции комедии

Д/Р, 79-81

Дидакт. матер, 41-50

Золотарева, 122

Турьянская, 91-101, 126, 94 (викторина)

Еремина, 87, 89

Савина, 23

Коровина, 34

Беленький, 63

Скоркина, 28 Шадрина, ч.1, 165

26. «Ревизор»: І и ІІ действия. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн)

Чтение, беседа

Знать особенности драматического произведения

Уметь составлять цитатный план

Золотарева, 128, 132

Савина, 24-26 Шадрина, ч.1, 173

27. «Ревизор»: ІІІ действие. Семейство городничего.

Чтение по ролям, аналитическая беседа

Тест

Знать основы сценического поведения

давать характеристику герою

Золотарева, 135

Савина, 26

Скоркина, 32 Шадрина, ч.1, 179 (тест)

28. «Ревизор»: ІV действие. Разоблачение пороков чиновничества.

Чтение, групповая работа

Монолог одного из героев наизусть

Знать художественные особенности пьесы

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы

Побудить учащихся к самостоятельному анализу образов; учить «сквозь смех слышать грусть», воспитывать желание бороться со всем «дурным в России».

Золотарева, 127, 138

Турьянская, 101, 116

Савина, 27

Скоркина, 34 Шадрина, ч.1, 186

29. «Ревизор»: V действие. Хлестаковщина как общественное явление.

Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению.

Чтение, аналитическая беседа.

Развитие речи

Знать характер Хлестакова, понятие хлестаковщины, смысл эпиграфа

Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Д/Р, 81 Золотарева, 131, 141

Турьянская, 107, 119

Еремина, 96-101

Савина, 27-29 Шадрина, ч.1, 193

Зуева, 59

30. Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».

Урок внеклассного чтения, комбинированный

Уметь самостоятельно делать выводы

31. Мечта и реальность в повести "Шинель". Анализ эпизода.

Урок развития речи

Уметь давать  аргументированную оценку

Дидакт. матер, 50-53

Золотарева, 152 (тест)

Турьянская. 130 (пр/р)

Тест, 60-73

Скоркина, 38 Шадрина, ч.1, 202

32. Р.К.Ф.А.Абрамов.Жила-была Сёмужка".

Урок внеклассного чтения, комбинированный.

Знать факты биографии и творчества писателя

Уметь анализировать речь героев, цитировать текст, подтверждая свои мысли владеть различными видами пересказа выражать свое отношение к поступкам героев

Задуматься над формированием собственных характеров.

Развивать в учащихся творческое начало.

Д/Р, 99-116

Дидакт. матер, 54

Золотарева, 155-171

Турьянская, 134 -144

Еремина, 101-127

Тест, 74-86

Савина, 30-33

Коровина, 58

Беленький, 78

Скоркина, 39 Шадрина, ч.1, 217

Зуева, 82

3четверть.

33-34. М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Рассказ учителя, комментированное чтение

34 – развитие речи. Анализ эпизода. Подготовка к домашнему сочинению

Знать основные страницы жизни и творчества писателя, Знать содержание и историческую основу

Уметь самостоятельно работать участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Сформулировать свое собственное, личное отношение к произведениям С.-Щ.

Д/Р, 117-125

Дидакт. матер, 58

Золотарева, 332-335

Еремина, 131-147

Коровина, 70

Шадрина, ч.2, 11

Зуева, 92

35. Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Сообщение, пояснение учителя, аналитическое чтение

Знать биографические сведения о Лескове, своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы,

Д/Р, 125-128

Дидакт. матер, 61

Золотарева, 335

Коровина, 71 Шадрина, ч.2, 27

Зуева, 96

36. Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа.

Беседа, сообщения учащихся

Отрывок наизусть

тест

Знать основные биографические сведения, историю создания рассказа, прием «контраста»

владеть различными видами пересказа

Д/Р, 128-135

Золотарева, 172, 335

Турьянская, 145

Еремина, 148

Савина, 34

Коровина, 72

Беленький, 88

Скоркина, 47 Шадрина, ч.2, 30

37. Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала».

Аналитическая беседа с чтением эпизодов

Уметь самостоятельно делать выводы Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Главная мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни

Дидакт. матер, 63

Золотарева, 178 (180 – тест)

Турьянская, 147

Еремина, 157

Тест, 88-98

Зуева, 101

Репин, 43 Шадрина, ч.2, 42

38. Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова.

Анализ стихотворений, чтение наизусть

Наизусть стихотворение А.Фета или А.Майкова

Знать порядок анализа лирического произведения

Уметь выразительно читать стихотворения

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

Д/Р, 135-137

Дидакт. матер, 69-72

Еремина, 158 Шадрина, ч.2, 51

Зуева, 107

39. А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Беседа, пересказ

Знать личность автора, философский смысл рассказа

Уметь анализировать эпическое произведение

Рассмотреть вопрос, который волновал Чехова, - вопрос человеческой свободы

Д/Р, 137-141

Дидакт. матер, 72

Золотарева, 338

Турьянская, 149-157

Еремина, 162

Коровина, 80 Шадрина, ч.2, 59

Зуева, 113

40-41.Внеклассное чтение РК А.С. Грин .Алые паруса.

Работа с текстом, беседа.

Из литературы XX века (19 часов )

42. И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи».

Сообщение, рассказ учителя, чтение, беседа

Знать жизнь и судьбу писателя, особенности его творческой индивидуальности

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы

Д/Р, 142-148

Дидакт. матер, 75

Золотарева, 343-347

Еремина, 178

Коровина, 83 Шадрина, ч.2, 71

Зуева, 115

43. А.И.Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени».

Пересказ, беседа

Знать факты жизни и творчества писателя, нравственные проблемы рассказа

Уметь составлять конспект статьи учебника владеть различными видами пересказа

Д/Р, 148-155

Дидакт. матер, 77

Золотарева, 347

Еремина, 179

Коровина, 88 Шадрина, ч.2, 77

Зуева, 117

44.»Что значит быть счастливым?» Сочинение

Развитие речи

Уметь анализировать художественный образ Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев

Поразмышлять над позицией автора о том, что деньги – проверка нравственной стойкости человека

Д/Р, 155-164

Дидакт. матер, 79

Золотарева, 205, 350-355

Еремина, 180

Коровина, 88

Беленький, 101 Шадрина, ч.2, 83

Зуева, 121

45. В.Г.Короленко. Рассказ «Парадокс».

Урок внеклассного чтения, комбинированный.

Знать основные этапы жизненного пути, жизненную позицию писателя

Уметь самостоятельно делать выводы Уметь выражать свое отношение к прочитанному

Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации

Золотарева, 184-195

Тест, 100-112

Савина, 37

Беленький, 97

Скоркина, 51

46. А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории.

Рассказ учителя, сообщения, беседа, аналитическое чтение

Стихотворение наизусть

Знать об исторической теме в творчестве поэта

Уметь анализировать художественное произведение

Раскрыть вопрос об ответственности каждого перед родной страной

Д/Р, 165-169

Дидакт. матер, 84-88

Золотарева, 355-374

Еремина, 191

Коровина, 92 Шадрина, ч.2, 100

Зуева, 129

47. С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Организация совместной учебной деятельности

Знать историю создания поэмы

участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Д/Р, 169-172 Дидакт. матер, 88

Золотарева, 374

Коровина, 102

Зуева, 134

48 Р.Р.. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

Защита творческих работ

Уметь самостоятельно делать выводы

Учить выступать перед одноклассниками Следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Зуева, 137

50. И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Рассказ учителя, чтение, пересказ

Знать биографию писателя

владеть различными видами пересказа

Задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения

Д/Р, 176-179 Дидакт. матер, 92

Золотарева, 380

Коровина, 105 Шадрина, ч.2, 117

51. «Писатели улыбаются»: Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко.

Аналитическая беседа, работа с книгой

Знать произведения писателей-сатириков, средства создания авторами сатирического произведения

участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Приобщить к восприятию Сатиры и юмора

Д/Р, 179-184 Дидакт. матер, 93-98

Золотарева, 382-391

Еремина, 199

Коровина, 106 Шадрина, ч.2, 118

52. А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

Лекция, беседа, работа с книгой

Отрывок наизусть

тест

Знать факты биографии Твардовского, творческий замысел поэмы

Уметь передавать разговорные интонации, читая поэму

Д/Р, 184-195

Золотарева, 217

Турьянская, 176-183

Еремина, 208-228

Савина,46

Коровина, 107

Беленький, 115

Скоркина, 56 Шадрина, ч.2, 130

53. «Тёркин – кто же он такой?»

Урок-размышление над главным героем поэмы.

Знать определяющие качества В.Тёркина

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать характеристику герою

Дидакт. матер, 98-101

Золотарева, 226 (231 – тест), 237-241

Турьянская, 183-198

Еремина, 228-235

Тест, 128-140

Зуева, 144

4 четверть.

54. А.П.Платонов. «Возвращение». Ключевые образы рассказа.

Сообщение, комментированное чтение

Знать биографию писателя, его нравственную позицию и способы ее выражения

владеть различными видами пересказа

Помочь учащимся постичь гуманистический смысл повести

Д/Р, 195-203 Дидакт. матер, 102

Золотарева, 391

Еремина, 235

Коровина, 114 Шадрина, ч.2, 149

55. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, ввернувшихся с войны.

Слово учителя, беседа

тест

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Еремина, 242 Шадрина, ч.2, 154, 157 (тест)

Зуева, 149

56. Стихи и песни о Вов. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина.

Урок-концерт.

Одно стихотворение наизусть

Знать героические страницы русской поэзии

Уметь выразительно читать стихотворения

Силой слова и музыки воздействовать на души детей

Д/Р, 203-204 Дидакт. матер, 105-107

Золотарева, 395

Еремина, 235

Репин, 51 Шадрина, ч.2, 157

57. В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни.

Сообщение, чтение, беседа

Знать жизнь и творчество писателя

Уметь выражать свое отношение к прочитанному

Вызвать интерес учащихся к произведениям писателя

Д/Р, 204-209

Золотарева, 399

Турьянская, 198

Еремина, 202

Савина, 52

Коровина, 115

Скоркина, 67 Шадрина, ч.2, 123

58-59 В Ч. Р.К.В .А.Каверин. "Два капитана".

Организация совместной учебной деятельности

Знать своеобразие рассказа

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Дидакт. матер, 108

Еремина, 204 Шадрина, ч.2, 125

Зуева, 155

60. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов.

Сообщения, выразительное чтение, анализ

Одно стихотворение наизусть

Уметь анализировать стихи, осмысливая прочитанное

Вызвать интерес к  пейзажной лирике

Д/Р, 209-212 Дидакт. матер, 111-114

Золотарева, 257-264 (Заболоцкий), 271-284 (Рубцов), 405

Турьянская, 206 -216 (Рубцов)

Еремина, 243

Коровина, 119

Беленький, 109 (Заболоцкий), 129 (Рубцов)

Скоркина, 67 (Рубцов)

Шадрина, ч.2, 163

61. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И.Бунин.

Сообщения, выразительное чтение, анализ

Уметь выразительно читать

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

Познакомить с поэтами русского зарубежья, восстанавливая культурную память человеческую

Д/Р, 212-213 Дидакт. матер, 114

Золотарева, 408

Шадрина, ч.2, 170

Зуева, 158

62В.Ч.Р.К. Ю. А. Фокина."Родник", "Северная Двина", "Речка Содонга".

Работа с текстом, чтение и интерпретация стихов.

63. Итоговый урок по литературе XX века.

Классное сочинение

Д/Р, 213

Дидакт. матер, 116

Из зарубежной литературы (5 часов )

64-65. У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

Чтение фрагментов трагедии с элементами беседы

Знать эпоху Возрождения, представление о Шекспире как писателе

Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев

Д/Р, 214-217 Дидакт. матер, 116

Золотарева, 284, 287

Турьянская, 217, 222-226

Еремина, 251

Савина, 53

Коровина, 120

Беленький, 132

Шадрина, ч.2, 177

66. Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство.

Чтение, анализ

Знать содержание пьесы, черты классицизма

Уметь самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

67. Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Рассказ учителя, чтение, пересказ, беседа

Знать страницы жизни и творчества писателя

владеть различными видами пересказа

Д/Р, 217-219 Дидакт. матер, 120

Еремина, 128

Коровина, 123

Шадрина, ч.2, 3

68. В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события.

Беседа, работа с книгой

Знать жизнь и творчество писателя, своеобразие «Айвенго» как исторического романа

владеть различными видами пересказа, давать характеристику герою

Д/Р, 219

Дидакт. матер, 123

Золотарева, 409

Еремина, 61

Коровина, 126

Репин, 13

Шадрина, ч.2, 182





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....