Главные вкладки

    "Васютка и Карина", урок - проект
    методическая разработка по литературе (5 класс) на тему


    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vasyutka_i_karina.docx19.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

    «Васютка и Карина».

    Цель урока:

    Реализация  системно - деятельностного подхода через личностные, предметные, познавательные виды деятельности.

    Учебные задачи проекта:

    1. Учебные задачи, направленные  на достижения личностных результатов.
    2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

    Регулятивные УУД:

    -формировать умение принимать и сохранять проектную задачу.

    Формировать готовность вести диалог.

    Развивать умение излагать свою точку зрения.

    Готовность уважать существование разных точек зрения.

    Познавательные УУД:
    определение и формулирование познавательной цели и проблему с помощью учителя.

    1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:?

    Создание проекта.

    Оборудование:

    Учебник литературы, 5 класс, рассказ В.П. Астафьева  «Васюткино озеро»;

    Презентация по рассказу;

    Газетные материалы о Карине Чикитовой , жительнице Олекминского района, потерявшейся в тайге, ее фотографии.

    Этапы урока:

    1.  Организационный момент.

    Деятельность учителя:

    Создание эмоционального настроя урока.

    Формулирование темы и цели урока совместно с учителем

    1. Подготовка к проекту.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Какие задачи мы будем решать?

    Выясним, сопоставим, сравним, как заблудились дети

    Составим таблицу, как вели себя дети  в тайге.

    Сделаем памятки.

    Какую гипотезу можем выдвинуть?

    Пытаются сформулировать гипотезу:  если мы выясним все обстоятельства описанных событий, сделаем памятки, но как быть с Кариной, ведь она еще маленькая. К этому мы должны подойти во время работы над проектом

    1. Самостоятельная работа над проектом.

    Класс делим на группы.  Дети обсуждают варианты ответов. Художники  создают рисунки, иллюстрации. Оформляют проекты в виде таблицы. Работают 2 группы. «Васютка» и «Карина». Затем сводят  в одну таблицу.

    Учитель предлагает для работы групп ответить на вопрос:  Кто это?

    Он маленький, как песчинка в океане.

    Он беззащитный и в ВТО же время сильный.

    Он сын  и одновременно хозяин.

    Он по-детски легкомыслен и по-взрослому мудрый.

    Он совершил ошибку и совершает ее.

    Конечно, это Васютка.

    А это кто?

    Она маленькая и беззащитная.

    Она одинока среди безбрежной тайги и болот.

    Но рядом с ней ее маленький друг – щенок.

    Она не понимает, что с ней происходит.

    У нее нет жизненного опыта, но она сильна тем, что она – дитя природы.

    Это Карина.

    При работе над проектом вам предстоит ответить на вопросы и оформить их в форме таблицы.

    Как дети оказались в тайге?  Заблудились?

    Как вели себя, оказавшись один на один с тайгой?

    Что помогло им выдержать испытание?

    Как родные и близкие искали их?

    Верили ли они в то, что дети живы?

    Как они вышли из тайги, спаслись?

    1. Презентация проекта

    Вопросы

    Васютка

    Карина

    1

    Как дети заблудились?

    Ваютка погнался за раненым глухарем, потерял из виду затеси и заблудился.

    Играла с собакой на улице в деревне. Вдруг приехал отец(он ехал на пожар). Горит тайга. Карина погналась за ним и не заметила, как ее окружил незнакомый лес. Тайга.

    2

    Как вели себя, оказавшись один на один с тайгой?

    Вначале Васютка испугался, даже заплакал, бегал, искал выход, но кругом была тайга, тайга, тайга. Потом успокоился. Вспомнив рассказы дедушки отца, других таежных людей, приготовил себе ночлег, ужин (все это он умел). А потом стал действовать осмотрительно, с оглядкой. Сам еще малыш, первоклассник, а действовал мудро, как взрослый человек.

    Мы не знаем, как вела себя Карина, но мы решили, что она оставалась спокойной, только все шла и шла. Конечно, слезы были, но не от того, что она осознавала ужас своего положения, а что рядом нет мамы. Встретилась голубика, она вдоволь поела сладкой, сочной ягоды, поиграла с щенком, покормила его ягодой. Так шли дни.

    3

    Что помогло им выдержать испытания?

    Васютка не падал духом. Все шел и шел вперед, замечая только ему известные приметы, пока не вышел к озеру. Природная смекалка, цепкий ум и тут не подвели его. Помогло ему преодолеть все испытания его житейская мудрость, знание таежных законов.  

    Мы решили что Карине помог ее возраст. Будь она постарше, наверное, поняла бы весь ужас своего положения. Заметалась бы, начала бы искать выход, могла бы уйти дальше, встретиться с медведем, а так она ходила по кругу, ночевала среди кочек, согреваемая щенком, без тепла, пищи, босиком. Сапожки она потеряла.

    4

    Как родные и близкие искали их?

    Родители, дедушка Васютки все дни искали свою пропажу. Переживали, ходили в тайгу с собакой, с ружьем, стреляли, кричали, но все напрасно.

    Карину искать начали только через 4 дня, когда узнали, что девочка потерялась, что ее нет ни у матери, ни у отца. А на 5-ый день начались поиски. Поднялись люди из ближайших деревень, из города, МЧС

    5

    Верили ли родители, что их дети живы?

    Конечно, надежду не теряли, но настроения не было, ходили заплаканные, без настроения.

    Дни шли за днями, надежда уходила, все чаще стали слышать разговоры, что не найдем, медведь, болото и т.п.

    6.

    Спасение.

    Васютка вышел из тайги к Енисею, пользуясь известными ему приметами. Река показалась ему такой родной. Но где стан рыбаков, откуда начался его путь?  В какую сторону идти? Спасение пришло в виде парохода, на котором его довезли до места. И вот уже добрые заботливые руки родных обнимают его, ласкают, лечат. Васютка счастлив!

    Карину искали  9 дней.  И вот на 10-ый день свершилось чудо. Иначе это не назовешь. Поисковики вышли на ее след. Вернулся в деревню щенок. Ему, видимо, надоело скитаться, и он убежал от своей подружки.  Девочку увидели среди кочек в густой траве. «Живая» Живая!», - ликовали все. Искусанная гнусом, в одних колготках, голодная, но живая!

    v. Выводы. Подведение итогов урока.

    Члены групп подводят итоги по своим героям, делают выводы о их характерах  и предалагют памятки, которые они разработали в ходе урока:

    Памятка №1. Советы идущему в лес

    1. Продумай тщательно маршрут.
    2. Не забудь взять компас.
    3. Возьми спички для костра.
    4. Захвати с собой теплые вещи.
    5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

    13) Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

    Составляем и озвучиваем памятку "Если ты заблудился в лесу".

    Памятка №2. Если ты заблудился.

    1. Не паникуй, успокойся.
    2. Прекрати бесполезное движение,
    3. Осмотри место, где находишься.
    4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
    5. Разожги костер, приготовь пищу.
    6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.
    7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

    Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

    Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)

    Цель урока: в ходе работы над проектом научить  проводить сопоставительный анализ текстов и  выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...

    конспект урока русского языка .Урок-проект

    урок изучения нового материала по теме "Правописание наречий" в форме урока-проекта...

    Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

    Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

    урок- проект: Мой любимый город (тема урока - квадратные уравнения)

    Данный урок является заключительным по теме «Квадратные уравнения», который позволяет повторить основные понятия, свойства, формулы в материале темы, обобщить знания и конкретизировать ключевые вопрос...

    Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

    Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

    Урок – проект по теме «Есть ли дроби в нашей жизни?» (Защита проекта.)

    Урок – проект по теме «Есть ли дроби в нашей жизни?» (Защита проекта.)Тип проекта: практико-ориентированный.Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.Цель урока : нау...