Методическая разработка урока по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Урок по литературе, выполнен в технологии критического мышления. Тема урока: "Проблематика рассказа В. М. Шукшина "Микроскоп" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_literature.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока литературы, выполненного

в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

9 класс 

Учитель русского языка и литературы: Сыроегина Лариса Павловна

Тема урока: Проблематика рассказа В.М.Шукшина «Микроскоп». Мастерство писателя в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности.

Тип урока: Чтение с остановками.

УМК: Учащиеся занимаются по УМК В.Я. Коровиной и Т.Ф. Курдюмовой.

Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом В.М.Шукшина «Микроскоп», определить его проблематику, показать мастерство писателя в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности.

Задачи обучения:

  1. образовательные:

- познакомить учащихся  с приемами  В.М.Шукшина в создании сюжета  и выборе языковых средств;

 - обеспечить в ходе урока повторение следующих понятий: речь героев как средство создания художественного образа, эмоционально-оценочная и просторечная лексика, фразеологический оборот, эпитет, метафора.

2) развивающие:

- развивать интерес к литературе, слову писателя;

- развивать творческие способности учащихся, их речь и художественное воображение, умение слушать собеседника;

3) воспитательные:

- формировать интерес к литературе;

 - создать условия для формирования эстетического чувства;

 - воспитывать культуру поведения учащихся.

Вызов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности.

Совместно с обучающимися формулирует цель работы.

Участвует в учебной ситуации, осознаёт мотив и цель предстоящей деятельности, отвечает на вопросы учителя, выполняет предложенное задание.

Приём: прогнозирование сюжета по ключевым словам, беседа.

Личностные: понимание учебной цели и задачи.

Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить.

Познавательные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других, умение создавать устные и письменные высказывания.

Осмысление

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует деятельность учащихся.

Способствует активности работы.

Служит источником информации.

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

Осуществляет контакт с новой информацией.

Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом.

Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы.

Отслеживает процесс знакомства с новой информацией.

Анализирует и обсуждает прочитанное и услышанное.

Выделение художественных средств языка писателя с помощью подчеркивания.

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Чтение текста с остановками.

Прогнозирование текста по ключевым словам.

Лингвистический эксперимент.

Личностные: установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью.

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей;

умение вносить коррективы к ходе работы;

умение прогнозировать результат;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

смысловое чтение;

синтез — составление целого из частей;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;  принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует рефлексивную деятельность учащихся.

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями.

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля.

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

Обменивается мнениями.

Отвечает на вопросы.

Систематизирует новую информацию.

Высказывает оценочные суждения.

Самостоятельно выстраивает причинно-следственные связи.

Ставит новые цели.

Формулирование проблем текста, определение позиции автора; возвращение к ключевым словам;

ответы на вопросы;

прогнозирование.

Личностные: 

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

 нравственно - этическая ориентация;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: 

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

синтез — составление целого из частей;

выбор оснований и критериев для сравнения;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока:

Организационный момент. Стадия вызова.

- Добрый день, ребята! Как ваше самочувствие? Настроение?

Изобразите свое настроение на листе в таблице. (Смотри  приложение № 1) Лист выдается каждому обучающемуся.

Это может быть цветовой круг или смайлик.

- Сегодня мы проведем необычный урок. Мы будем читать не спеша. Вы готовы сотрудничать со мной?

Итак, начнем.

Перед вами 3 предложения. Прочтем их.

Текст рассказа с незначительными сокращениями поделен на 7 частей, распечатан и выдан каждому ученику с условием: не забегать вперед, читать вместе. (Смотри приложение № 2.) Произведение выразительно читает учитель или заранее подготовленные учащиеся.

На это надо было решиться. Он решился. Как-то пришел домой… (Запись на доске)

- Мы прочитали начало рассказа Василия Макаровича Шукшина, замечательного русского писателя, актера и кинорежиссера 20 века.

- Предлагаю пофантазировать и отгадать замысел автора: на что решился герой? Минута для размышления. Коротко изложите сюжет рассказа с таким началом на своих листочках. Поделитесь своими вариантами: вдруг кто-то из вас сумеет угадать сюжет, придуманный писателем.

Возможные варианты ответов:

- отправляется в путешествие;

- уходит из семьи;

- выиграл миллион;

-  получил наследство и переезжает в Арабские Эмираты.

- В заключение урока мы узнаем, кто же из вас был ближе автору в своих догадках.

- А пока определим цель урока. Ваши предложения.

Цель:

- познакомиться с рассказом В.М.Шукшина,

- понаблюдать за его героями,

- проникнуть в творческую мастерскую писателя, наблюдать за мастерством В.М.Шукшина.

А для этого мы будем читать рассказ с остановками, предугадывать его сюжетную линию, наблюдать за особенностями стиля писателя.

- А сейчас продолжим читать рассказ вместе по частям. Стадия осмысления.

Чтение первого отрывка. ( Текст произведения с незначительными сокращениями выдается каждому обучающемуся, смотри приложение № 2)

- Вот так без лишних слов, конкретно, лаконично, что свойственно писательской манере В.М.Шукшина, автор «вводит» нас в свое произведение.

- Удалось кому-нибудь из нас угадать сюжет?

- Какое настроение создает писатель в первых предложениях рассказа?

Тревога, волнение, сочувствие.

- Как догадались?

- По деталям, скупым, но емким по выразительности. Желтый – цвет тревоги - прозвучал у Шукшина дважды в начале рассказа, красный – цвет опасности и стыда; фразеологизм «сам не свой»; частые паузы, переданные через многоточия и тире, подчеркивают волнение героя.

- Посмотрим, поменяется ли ваше настроение. Прочитаем следующий отрывок.

Чтение второго отрывка.

- Усилилось сочувствие к герою. Почему? Подтвердите примерами из текста.

Обращаем внимание на грубость Зои, жены Андрея.

- Сколько раз она обозвала мужа? (5)

- В какой момент особенно грубо ведет себя героиня? Зачитайте эти строки.

- Как вы оцениваете ее поступок? Можно ли объяснить ее поведение, ведь женщина – это, прежде всего, миротворица, хранительница домашнего очага, уюта!

- Заслуживает ли Андрей такого отношения? Почему он позволяет так обращаться с собой, ведь он – глава семьи?!

- А как сам автор относится к своим героям? Подтвердите примерами из текста.

 Обращаем внимание на авторскую иронию в замечании о подушке.

- Кто, по-вашему, более симпатичен автору? Подтвердите примерами из текста.

«У жены  отвалилась челюсть». Такое грубое, нелитературное выражение позволяет понять отношение Шукшина к героине

«Немножко сама испугалась». Ирония.

В словах «взревела», «завыла» чувствуется что-то звериное, нечеловеческое.

- Понаблюдайте за ее речью, сделайте выводы.

Зоя грубая, она ругает мужа, бранит его.

- Речь же Андрея не содержит оскорблений, он соглашается на то, чтобы работать в две смены, только бы вернуть «потерянное».

- Живая разговорная, эмоционально насыщенная речь героев, где сложно переплелись деревенский говор, жаргонные слова и просторечия, помогает Шукшину в создании образов Андрея и его супруги. Людей простых, вероятно, малообразованных, занятых нелегким трудом на селе.

Язык персонажей – главное средство создания характеров у Шукшина. В рассказе нет портретов ни Андрея, ни его жены, но из разговора очень быстро становится ясно, кто перед нами, что за привычки и характер у этих людей, чем они живут.

Перед нами типичные герои В.М.Шукшина – люди из народа, они не идеальны, но в них есть что-то такое, что заставляет читателя остановиться и задуматься. Что же это, нам и предстоит сегодня определить.

Продолжим чтение рассказа.

Чтение третьей части рассказа (несколько первых предложений).

- Как вы думаете, чего ждал Андрей и на что он решился? Предлагаю вам записать предположения. Зачитайте ваши варианты. Кто из вас окажется ближе к замыслу автора.

Читаем следующую часть, проверяем свои версии.

Чтение четвертой части.

- Кто из вас был прав в своих прогнозах.

- Зачем герою микроскоп?

- Это его мечта.

- Продолжим наши наблюдения за характерами героев.

- Что скажете об Андрее, о Зое.

«Андрей тихо сиял»- 2 раза повторяет автор. «Стоял у порога, ждал, когда на него обратят внимание...»

- А первоначальное сочувствие к герою сохраняется? Обратимся к тексту.

Описание действий героя противопоставлено грубости Зои, высказанной при детях – все это по-прежнему вызывает сочувствие.

- А как сам автор передает свое отношение к персонажам?

Предлагаю провести лингвистический эксперимент: попытаемся убрать уменьшительно-ласкательные суффиксы из слов штучки, ящички и заменить глагол разговорного стиля речи «вламывал», имеющий яркую оценочную окраску, стилистически нейтральным – работал. Что изменится?

- Благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам, с помощью которых Шукшин описывает работу Андрея, благодаря глаголу разговорного стиля речи «вламывал» читатель понимает: автор уважает мастера Андрея Ерина за его трудолюбие, трепетную преданность своему делу, хотя немного иронизирует над своим героем.

- Сбылась мечта, а изменится ли жизнь нашего героя? Ваши версии. Устно.

- Проверим ваши предположения.

Чтение 5 части рассказа.

- Что поменялось в жизни героя? Ожидали мы такого поворота событий? Возьмите карандаши и подчеркните строки, слова или фразы, которые являются главными в этом эпизоде. Зачитайте их.

- Мир семьи Ериных изменился! Нет больше крика жены, скандала, есть крепкая дружба отца и сына, скрепленная общим увлечением, оторвавшим героя от пьянства. Его душа в полете, он думает о благополучии всех людей, всего человечества, он вырвался из рутины жизни, забыл, хотя бы на время, о бытовых проблемах.

- Вам нравится обновленный герой? Чем?

- Герои Шукшина совершают на первый взгляд странные поступки, но делают это не ради корысти, они думают об общем благе. Они неидеальны, чудаковаты, «чудики» - так называл их сам автор, и всё же их недостатки незначительны по сравнению с их светлой душой, болеющей о других.

- Но в рассказ «наносит» нового героя, «и тут-то…» мы понимаем, что нас ждет сюжетный поворот. Вновь предлагаю вам угадать, как повернется сюжет рассказа?

Подумайте и озвучьте свои версии прежде, чем мы прочтем следующий  6 эпизод рассказа.

Чтение 6 части.

- Ваши впечатления.

- Грустно, страшно за героя. Подтвердите словами текста.

- Кому удалось угадать замысел В.М.Шукшина?

Слушаем финал рассказа.

- Поделитесь своими эмоциями. Коротко 1-2 слова.

- Что нового можно сказать о нашем герое?

- Понравился вам рассказ?

- Озаглавьте его. Помните, что  заглавие – ключ к пониманию, в сжатой форме оно содержит основную идею произведения.

- Свой рассказ Василий Макарович назвал «Микроскоп».

- Почему автор выбрал такое название? Нет ли в нем скрытого, более глубокого смысла?

Обращаем внимание на то, что писатель, словно в микроскоп, рассматривает своих героев, их характеры, их внутренний мир, который раскрывается только благодаря пристальному, внимательному взгляду художника слова.

- Вернемся к вашим начальным версиям. Смогли мы угадать замысел автора?

- Какие проблемы ставит автор перед своим читателем? Запишите их на своих листочках. Зачитайте.

- Проблема правды и лжи;

- проблема совести;

- проблема достижения мечты;

- проблема взаимоотношений в семье;

- проблема пьянства;

- проблема невежества.

- К каким выводам подводит своего героя автор? Подтвердите текстом.

- Почему, несмотря на грустный финал рассказа, в душе читателя не появляется чувство горечи, отчаяния?

- Герой признает свою неправоту и поэтому симпатичен и автору, и читателям. Петька, старший сын Андрея, за ним будущее, может быть,  у него все сложится по-другому. Став взрослым, получив образование, он воплотит мечту своего чудаковатого отца в жизнь, и люди на всей земле будут жить долго и счастливо!

 Итак, мы выполнили все, что запланировали. Надеюсь, что читать рассказ В.М.Шукшина вам понравилось и захотелось познакомиться с другими его произведениями о деревенских «чудиках», людях бескорыстных, добрых, с неуспокоенной душой. Список рассказов перед вами: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам!», «Степка», «Упорный», «Мастер».

Домашнее задание на выбор:

  1. « Письмо Петра Андреевича Ерина своему отцу».
  2. Прочитайте 2-3 рассказа из списка. Письменно определите, что общего у героев прочитанных вами рассказов с Андреем Ериным и в чем разница между ними.

- Я благодарю вас за работу. Изобразите ваше настроение в конце урока. Те, кто желает, могут написать несколько строк, продолжив фразу «Хочу сказать об уроке…»

Приложение № 1 (лист выдается обучающимся)

Мое настроение

До урока

После урока

На что решился герой?

Чего ждал герой и на что решился?

Проблемы, поставленные В.М.Шукшиным в рассказе.

Домашнее задание на выбор:

1. « Письмо Петра Андреевича Ерина своему отцу».

2. Прочитайте 2-3 рассказа В.М.Шукшина: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам!», «Степка», «Упорный», «Мастер».

 Письменно определите, что общего у героев прочитанных вами рассказов с Андреем Ериным и в чем разница между ними.

Хочу сказать об уроке…

Приложение № 2

1.  На это  надо было решиться. Он решился. Как-то пришел  домой - сам  не
свой - желтый; не глядя на жену, сказал:
    -  Это... я деньги  потерял.  - При этом  ломаный его нос (кривой,  с
горбатинкой) из желтого стал красным. - Сто двадцать рублей.


 2.   У жены  отвалилась челюсть, на  лице появилось просительное выражение:
может, это  шутка?  Да нет, этот кривоносик никогда не шутит,  не умеет. Она
глупо спросила:

 - Где?
     Тут он невольно хмыкнул.
     - Дак если б я знал, я б пошел и...
     - Ну  не-ет!  -  взревела  она. -  Ухмыляться  ты теперь доолго  не
будешь! - И побежала за сковородником. - Месяцев девять, гад!
     Он  схватил  с  кровати  подушку  - отражать  удары. (Древние  только
форсили своими сверкающими щитами. Подушка!) Они закружились по комнате...
     - Подушку-то, подушку-то мараешь! Самой стирать!..
     - Выстираю! Выстираю, кривоносик! А два ребра мои будут! Мои! Мои!.. 

Дай  я натешусь!  Дай  мне  душеньку  отвести,  скважина  ты
кривоносая! Дятел... - Тут она изловчилась и больно достала его по голове.
Немножко сама испугалась...
     Он бросил подушку,  схватился за голову, застонал. Она пытливо смотрела
на  него:  притворяется или правда больно? Решила, что  - правда. Поставила
сковородник, села на табуретку и завыла. Да с причетом, с причетом:
     -  Ох,  да  за  что же  мне  долюшка  така-ая-а?.. Да копила-то  я  их,
копила!..  Каждую-то  копеечку откладывала  да радовалась:
будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные! И будут-то они  ходить
в школу не рваные да не холодные!..    

 - Будешь в  две смены работать, скважина! Ты у нас худой будешь... Ты
у  нас  выпьешь  теперь  читушечку  после бани, выпьешь!  Сырой  водички  из
колодца...
- Нужна она мне, читушечка. Без нее обойдусь. В две  не  в две,  а по  полторы 

 месячишко отломаю  -  ничего, - серьезно  сказал  он,  потирая   ушибленное  место. 

 -  Я   уж  с  мастером договорился...  -  Он не  сообразил сперва, что проговорился. 

 А  когда она недоуменно  глянула  на  него, поправился:  - Я, как хватился денег-то,  на
работу снова поехал и договорился.

3.С неделю Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской при "Заготзерне", что
в девяти километрах от села, чувствовал себя скверно.  Жена все злилась; он
то и дело получал "скважину", сам тоже злился, но обзываться вслух не смел.
     Однако дни шли...  Жена успокаивалась. Андрей ждал. Наконец  решил, что
можно.     

4. И вот поздно вечером (он  действительно  "вламывал" по  полторы  смены)
пришел  он домой, а  в  руках держал  коробку, а в коробке, заметно,  что-то
тяжеленькое. Андрей тихо сиял.
     Ему нередко случалось приносить  какую-нибудь работу на дом, иногда это
были небольшие какие-нибудь деревянные штучки, ящички, завернутые в бумагу,
- никого не удивляло, что он с  чем-то пришел. Но Андрей тихо сиял. Стоял у
порога, ждал, когда на него обратят внимание... На него обратили внимание.
     - Чего это ты, как... голый зад при луне, светисся?
     - Вот...  дали за ударную  работу.  - Андрей  прошел к  столу, долго
распаковывал коробку. И наконец, открыл.  И  выставил на стол... микроскоп.
- Микроскоп.

 5.Неделю,  наверно,  Андрей  Ерин  жил как во  сне.  Приходил  с работы,
тщательно умывался, наскоро ужинал... Косился на микроскоп.
     -  Дело в том, -  рассказывал он, - что человеку положено жить  сто
пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят - и
протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в
организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.
     Вдвоем  с  сыном   часами   сидели  они   у  микроскопа,  исследовали.
Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра... Когда шел дождик,
рассматривали дождевую капельку. Еще отец посылал сына взять для пробы воды
из лужицы... И там этих беленьких кишмя кишело.
    Иди проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.
     - Давай опробуем кровь? - предложил сын.
     Отец уколол  себе  палец  иголкой,  выдавил ярко-красную ягодку  крови,
стряхнул на зеркальце... Склонился к трубке и застонал.
     - Хана,  сынок, - в  кровь пролезли!  -  Андрей  Ерин  распрямился,
удивленно посмотрел вокруг. - Та-ак. А  ведь знают,  паразиты, лучше  меня
знают - и молчат.
     - Кто? - не понял сын.
     - Ученые. У их микроскопы-то получше нашего - все видят. И молчат. Не
хотят расстраивать  народ. А  чего бы не сказать?  Может,  все  вместе-то и
придумали  бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат.  Волнение, мол,
начнется.
     Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.
     - От какой мелкой твари гибнут люди! - Вид у Андрея был убитый.
Руки его, натруженные за  много  лет - большие, пропахшие смольем... чуть дрожали на коленях.
    Эх вы! - Андрей встал, пнул со зла табуретку. - Вшей, клопов, личинок всяких - это научились выводить,

а тут  каких-то...  меньше же гниды самой  маленькой - и  ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!
     - Вшу видно, а этих... Как ты их?
     Отец долго думал. Как-то принес с работы длинную тонкую  иглу... Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.
     - Давай попробуем...  Наточил  проволочку -  может, сумеем  наколоть
парочку.
     Кончик  проволочки  был тонкий-тонкий  -  прямо волосок. Андрей долго
ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел... Вспотел даже.
     - Разбегаются, заразы... Нет,  толстая, не  наколоть. Надо тоньше,  а
тоньше уже  нельзя  - не  сделать.  Ладно,  счас  поужинаем,  попробуем  их
током...  Я   батарейку  прихватил:  два  проводка  подведем  и  законтачим.
Посмотрим, как тогда они будут...

     И  тут-то  во время ужина  нанесло  неурочного:  зашел Сергей  Куликов,
который работал  вместе  с  Андреем в "Заготзерне". По случаю субботы Сергей
был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею - просто так.
     В  последнее  время  Андрею  было  не  до  выпивок,  и он  с удивлением
обнаружил, что  брезгует пьяными. Очень  уж  они глупо ведут  себя и говорят
всякие несуразные слова.

6. - Садись с нами, - без всякого желания пригласил Андрей.
     - Зачем? Мы вот тут... Нам што? Нам - в уголку!..
     "Ну чего вот сдуру сиротой казанской прикинулся?"
     - Как хочешь.
     - Дай микробов посмотреть?
     Андрей встревожился.
     -  Каких  микробов? Иди проспись,  Серега...  Никаких  у меня микробов
нету.
     - Чего  ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное  дело... Мне
мой парнишка все уши прожужжал: дядя  Андрей всех микробов хочет уничтожить.
 Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее лестно было,
что говорят про ее мужа - ученый. Скорей по привычке поворчать  при случае,
чем из истинного чувства, она заметила:
     -  Не могли  уж  чего-нибудь  другое  присудить? А  то  -  микроскоп.
Свихнется  теперь мужик - ночи  не  спит.  Што  бы - пылесос  какой-нибудь
присудить... А то пропылесосить - и нечем, не соберемся никак купить.
     - Кого присудить? - не понял Сергей.
     Андрей Ерин похолодел.
     - Да премию-то вон выдали... Микроскоп-то этот...
     Андрей хотел  было как-нибудь - глазами - дать понять Сергею,  что...
но куда там! Тот уставился на Зою как баран.
     - Какую премию?
     - Ну премию-то вам давали!
     - Кому?
     Зоя посмотрела на мужа, на Сергея...
     - А  Андрею  вон микроскоп выдали... за ударную  работу...  -  Голос
супруги Ериной упал до жути - она все поняла.

Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.

    

7. Андрей встал... Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул
его разок по затылку, потом спросил:
     - У тебя три рубля есть? До получки...
     - Есть... Ты за што меня ударил?
     -  Пошли  в  лавку.  Кикимора  ты  болотная!..  Какого   хрена  пьяный
болтаешься по дворам?.. Эхх... Чурка ты с глазами.
     В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея.  Напились они с ним до соплей.
Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки.
     Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой... Жены не было.
     - Где она? - спросил сынишку
     - В город поехала, в эту... как ее... в комиссионку.
     Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.
     - Ругалась?
     - Нет. Так, маленько. Сколько пропил?
     -  Двенадцать рублей.  Ах,  Петька...  сынок...  -  Андрей  Ерин,  не
поднимая головы, горько сморщился,  заскрипел зубами. -  Разве  же  в этом
дело?! Не поймешь ты по малости своей... не поймешь...
     - Понимаю: она продаст его.
     - Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо:
зима скоро. Учись, Петька! - повысил голос Андрей. - На карачках, но ползи
в науку - великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?
     - Нету, - сказал Петька. Может, соврал.
     - Ну и ладно,- согласился Андрей. - Учись знай. И не пей никогда...
Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.

Андрей посидел еще, покивал грустно головой... И пошел в горницу спать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."

Урок внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....

Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".

В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...