Методическая разработка урока по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Урок по литературе, выполнен в технологии критического мышления. Тема урока: "Проблематика рассказа В. М. Шукшина "Микроскоп" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_literature.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
Организационный момент. Стадия вызова.
- Добрый день, ребята! Как ваше самочувствие? Настроение?
Изобразите свое настроение на листе в таблице. (Смотри приложение № 1) Лист выдается каждому обучающемуся.
Это может быть цветовой круг или смайлик.
- Сегодня мы проведем необычный урок. Мы будем читать не спеша. Вы готовы сотрудничать со мной?
Итак, начнем.
Перед вами 3 предложения. Прочтем их.
Текст рассказа с незначительными сокращениями поделен на 7 частей, распечатан и выдан каждому ученику с условием: не забегать вперед, читать вместе. (Смотри приложение № 2.) Произведение выразительно читает учитель или заранее подготовленные учащиеся.
На это надо было решиться. Он решился. Как-то пришел домой… (Запись на доске)
- Мы прочитали начало рассказа Василия Макаровича Шукшина, замечательного русского писателя, актера и кинорежиссера 20 века.
- Предлагаю пофантазировать и отгадать замысел автора: на что решился герой? Минута для размышления. Коротко изложите сюжет рассказа с таким началом на своих листочках. Поделитесь своими вариантами: вдруг кто-то из вас сумеет угадать сюжет, придуманный писателем.
Возможные варианты ответов:
- отправляется в путешествие;
- уходит из семьи;
- выиграл миллион;
- получил наследство и переезжает в Арабские Эмираты.
- В заключение урока мы узнаем, кто же из вас был ближе автору в своих догадках.
- А пока определим цель урока. Ваши предложения.
Цель:
- познакомиться с рассказом В.М.Шукшина,
- понаблюдать за его героями,
- проникнуть в творческую мастерскую писателя, наблюдать за мастерством В.М.Шукшина.
А для этого мы будем читать рассказ с остановками, предугадывать его сюжетную линию, наблюдать за особенностями стиля писателя.
- А сейчас продолжим читать рассказ вместе по частям. Стадия осмысления.
Чтение первого отрывка. ( Текст произведения с незначительными сокращениями выдается каждому обучающемуся, смотри приложение № 2)
- Вот так без лишних слов, конкретно, лаконично, что свойственно писательской манере В.М.Шукшина, автор «вводит» нас в свое произведение.
- Удалось кому-нибудь из нас угадать сюжет?
- Какое настроение создает писатель в первых предложениях рассказа?
Тревога, волнение, сочувствие.
- Как догадались?
- По деталям, скупым, но емким по выразительности. Желтый – цвет тревоги - прозвучал у Шукшина дважды в начале рассказа, красный – цвет опасности и стыда; фразеологизм «сам не свой»; частые паузы, переданные через многоточия и тире, подчеркивают волнение героя.
- Посмотрим, поменяется ли ваше настроение. Прочитаем следующий отрывок.
Чтение второго отрывка.
- Усилилось сочувствие к герою. Почему? Подтвердите примерами из текста.
Обращаем внимание на грубость Зои, жены Андрея.
- Сколько раз она обозвала мужа? (5)
- В какой момент особенно грубо ведет себя героиня? Зачитайте эти строки.
- Как вы оцениваете ее поступок? Можно ли объяснить ее поведение, ведь женщина – это, прежде всего, миротворица, хранительница домашнего очага, уюта!
- Заслуживает ли Андрей такого отношения? Почему он позволяет так обращаться с собой, ведь он – глава семьи?!
- А как сам автор относится к своим героям? Подтвердите примерами из текста.
Обращаем внимание на авторскую иронию в замечании о подушке.
- Кто, по-вашему, более симпатичен автору? Подтвердите примерами из текста.
«У жены отвалилась челюсть». Такое грубое, нелитературное выражение позволяет понять отношение Шукшина к героине
«Немножко сама испугалась». Ирония.
В словах «взревела», «завыла» чувствуется что-то звериное, нечеловеческое.
- Понаблюдайте за ее речью, сделайте выводы.
Зоя грубая, она ругает мужа, бранит его.
- Речь же Андрея не содержит оскорблений, он соглашается на то, чтобы работать в две смены, только бы вернуть «потерянное».
- Живая разговорная, эмоционально насыщенная речь героев, где сложно переплелись деревенский говор, жаргонные слова и просторечия, помогает Шукшину в создании образов Андрея и его супруги. Людей простых, вероятно, малообразованных, занятых нелегким трудом на селе.
Язык персонажей – главное средство создания характеров у Шукшина. В рассказе нет портретов ни Андрея, ни его жены, но из разговора очень быстро становится ясно, кто перед нами, что за привычки и характер у этих людей, чем они живут.
Перед нами типичные герои В.М.Шукшина – люди из народа, они не идеальны, но в них есть что-то такое, что заставляет читателя остановиться и задуматься. Что же это, нам и предстоит сегодня определить.
Продолжим чтение рассказа.
Чтение третьей части рассказа (несколько первых предложений).
- Как вы думаете, чего ждал Андрей и на что он решился? Предлагаю вам записать предположения. Зачитайте ваши варианты. Кто из вас окажется ближе к замыслу автора.
Читаем следующую часть, проверяем свои версии.
Чтение четвертой части.
- Кто из вас был прав в своих прогнозах.
- Зачем герою микроскоп?
- Это его мечта.
- Продолжим наши наблюдения за характерами героев.
- Что скажете об Андрее, о Зое.
«Андрей тихо сиял»- 2 раза повторяет автор. «Стоял у порога, ждал, когда на него обратят внимание...»
- А первоначальное сочувствие к герою сохраняется? Обратимся к тексту.
Описание действий героя противопоставлено грубости Зои, высказанной при детях – все это по-прежнему вызывает сочувствие.
- А как сам автор передает свое отношение к персонажам?
Предлагаю провести лингвистический эксперимент: попытаемся убрать уменьшительно-ласкательные суффиксы из слов штучки, ящички и заменить глагол разговорного стиля речи «вламывал», имеющий яркую оценочную окраску, стилистически нейтральным – работал. Что изменится?
- Благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам, с помощью которых Шукшин описывает работу Андрея, благодаря глаголу разговорного стиля речи «вламывал» читатель понимает: автор уважает мастера Андрея Ерина за его трудолюбие, трепетную преданность своему делу, хотя немного иронизирует над своим героем.
- Сбылась мечта, а изменится ли жизнь нашего героя? Ваши версии. Устно.
- Проверим ваши предположения.
Чтение 5 части рассказа.
- Что поменялось в жизни героя? Ожидали мы такого поворота событий? Возьмите карандаши и подчеркните строки, слова или фразы, которые являются главными в этом эпизоде. Зачитайте их.
- Мир семьи Ериных изменился! Нет больше крика жены, скандала, есть крепкая дружба отца и сына, скрепленная общим увлечением, оторвавшим героя от пьянства. Его душа в полете, он думает о благополучии всех людей, всего человечества, он вырвался из рутины жизни, забыл, хотя бы на время, о бытовых проблемах.
- Вам нравится обновленный герой? Чем?
- Герои Шукшина совершают на первый взгляд странные поступки, но делают это не ради корысти, они думают об общем благе. Они неидеальны, чудаковаты, «чудики» - так называл их сам автор, и всё же их недостатки незначительны по сравнению с их светлой душой, болеющей о других.
- Но в рассказ «наносит» нового героя, «и тут-то…» мы понимаем, что нас ждет сюжетный поворот. Вновь предлагаю вам угадать, как повернется сюжет рассказа?
Подумайте и озвучьте свои версии прежде, чем мы прочтем следующий 6 эпизод рассказа.
Чтение 6 части.
- Ваши впечатления.
- Грустно, страшно за героя. Подтвердите словами текста.
- Кому удалось угадать замысел В.М.Шукшина?
Слушаем финал рассказа.
- Поделитесь своими эмоциями. Коротко 1-2 слова.
- Что нового можно сказать о нашем герое?
- Понравился вам рассказ?
- Озаглавьте его. Помните, что заглавие – ключ к пониманию, в сжатой форме оно содержит основную идею произведения.
- Свой рассказ Василий Макарович назвал «Микроскоп».
- Почему автор выбрал такое название? Нет ли в нем скрытого, более глубокого смысла?
Обращаем внимание на то, что писатель, словно в микроскоп, рассматривает своих героев, их характеры, их внутренний мир, который раскрывается только благодаря пристальному, внимательному взгляду художника слова.
- Вернемся к вашим начальным версиям. Смогли мы угадать замысел автора?
- Какие проблемы ставит автор перед своим читателем? Запишите их на своих листочках. Зачитайте.
- Проблема правды и лжи;
- проблема совести;
- проблема достижения мечты;
- проблема взаимоотношений в семье;
- проблема пьянства;
- проблема невежества.
- К каким выводам подводит своего героя автор? Подтвердите текстом.
- Почему, несмотря на грустный финал рассказа, в душе читателя не появляется чувство горечи, отчаяния?
- Герой признает свою неправоту и поэтому симпатичен и автору, и читателям. Петька, старший сын Андрея, за ним будущее, может быть, у него все сложится по-другому. Став взрослым, получив образование, он воплотит мечту своего чудаковатого отца в жизнь, и люди на всей земле будут жить долго и счастливо!
Итак, мы выполнили все, что запланировали. Надеюсь, что читать рассказ В.М.Шукшина вам понравилось и захотелось познакомиться с другими его произведениями о деревенских «чудиках», людях бескорыстных, добрых, с неуспокоенной душой. Список рассказов перед вами: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам!», «Степка», «Упорный», «Мастер».
Домашнее задание на выбор:
- « Письмо Петра Андреевича Ерина своему отцу».
- Прочитайте 2-3 рассказа из списка. Письменно определите, что общего у героев прочитанных вами рассказов с Андреем Ериным и в чем разница между ними.
- Я благодарю вас за работу. Изобразите ваше настроение в конце урока. Те, кто желает, могут написать несколько строк, продолжив фразу «Хочу сказать об уроке…»
Приложение № 1 (лист выдается обучающимся)
Мое настроение
До урока | После урока |
На что решился герой?
Чего ждал герой и на что решился?
Проблемы, поставленные В.М.Шукшиным в рассказе.
Домашнее задание на выбор:
1. « Письмо Петра Андреевича Ерина своему отцу».
2. Прочитайте 2-3 рассказа В.М.Шукшина: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам!», «Степка», «Упорный», «Мастер».
Письменно определите, что общего у героев прочитанных вами рассказов с Андреем Ериным и в чем разница между ними.
Хочу сказать об уроке…
Приложение № 2
1. На это надо было решиться. Он решился. Как-то пришел домой - сам не
свой - желтый; не глядя на жену, сказал:
- Это... я деньги потерял. - При этом ломаный его нос (кривой, с
горбатинкой) из желтого стал красным. - Сто двадцать рублей.
2. У жены отвалилась челюсть, на лице появилось просительное выражение:
может, это шутка? Да нет, этот кривоносик никогда не шутит, не умеет. Она
глупо спросила:
- Где?
Тут он невольно хмыкнул.
- Дак если б я знал, я б пошел и...
- Ну не-ет! - взревела она. - Ухмыляться ты теперь доолго не
будешь! - И побежала за сковородником. - Месяцев девять, гад!
Он схватил с кровати подушку - отражать удары. (Древние только
форсили своими сверкающими щитами. Подушка!) Они закружились по комнате...
- Подушку-то, подушку-то мараешь! Самой стирать!..
- Выстираю! Выстираю, кривоносик! А два ребра мои будут! Мои! Мои!..
Дай я натешусь! Дай мне душеньку отвести, скважина ты
кривоносая! Дятел... - Тут она изловчилась и больно достала его по голове.
Немножко сама испугалась...
Он бросил подушку, схватился за голову, застонал. Она пытливо смотрела
на него: притворяется или правда больно? Решила, что - правда. Поставила
сковородник, села на табуретку и завыла. Да с причетом, с причетом:
- Ох, да за что же мне долюшка така-ая-а?.. Да копила-то я их,
копила!.. Каждую-то копеечку откладывала да радовалась:
будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные! И будут-то они ходить
в школу не рваные да не холодные!..
- Будешь в две смены работать, скважина! Ты у нас худой будешь... Ты
у нас выпьешь теперь читушечку после бани, выпьешь! Сырой водички из
колодца...
- Нужна она мне, читушечка. Без нее обойдусь. В две не в две, а по полторы
месячишко отломаю - ничего, - серьезно сказал он, потирая ушибленное место.
- Я уж с мастером договорился... - Он не сообразил сперва, что проговорился.
А когда она недоуменно глянула на него, поправился: - Я, как хватился денег-то, на
работу снова поехал и договорился.
3.С неделю Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской при "Заготзерне", что
в девяти километрах от села, чувствовал себя скверно. Жена все злилась; он
то и дело получал "скважину", сам тоже злился, но обзываться вслух не смел.
Однако дни шли... Жена успокаивалась. Андрей ждал. Наконец решил, что
можно.
4. И вот поздно вечером (он действительно "вламывал" по полторы смены)
пришел он домой, а в руках держал коробку, а в коробке, заметно, что-то
тяжеленькое. Андрей тихо сиял.
Ему нередко случалось приносить какую-нибудь работу на дом, иногда это
были небольшие какие-нибудь деревянные штучки, ящички, завернутые в бумагу,
- никого не удивляло, что он с чем-то пришел. Но Андрей тихо сиял. Стоял у
порога, ждал, когда на него обратят внимание... На него обратили внимание.
- Чего это ты, как... голый зад при луне, светисся?
- Вот... дали за ударную работу. - Андрей прошел к столу, долго
распаковывал коробку. И наконец, открыл. И выставил на стол... микроскоп.
- Микроскоп.
5.Неделю, наверно, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы,
тщательно умывался, наскоро ужинал... Косился на микроскоп.
- Дело в том, - рассказывал он, - что человеку положено жить сто
пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят - и
протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в
организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.
Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали.
Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра... Когда шел дождик,
рассматривали дождевую капельку. Еще отец посылал сына взять для пробы воды
из лужицы... И там этих беленьких кишмя кишело.
Иди проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.
- Давай опробуем кровь? - предложил сын.
Отец уколол себе палец иголкой, выдавил ярко-красную ягодку крови,
стряхнул на зеркальце... Склонился к трубке и застонал.
- Хана, сынок, - в кровь пролезли! - Андрей Ерин распрямился,
удивленно посмотрел вокруг. - Та-ак. А ведь знают, паразиты, лучше меня
знают - и молчат.
- Кто? - не понял сын.
- Ученые. У их микроскопы-то получше нашего - все видят. И молчат. Не
хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и
придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол,
начнется.
Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.
- От какой мелкой твари гибнут люди! - Вид у Андрея был убитый.
Руки его, натруженные за много лет - большие, пропахшие смольем... чуть дрожали на коленях.
Эх вы! - Андрей встал, пнул со зла табуретку. - Вшей, клопов, личинок всяких - это научились выводить,
а тут каких-то... меньше же гниды самой маленькой - и ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!
- Вшу видно, а этих... Как ты их?
Отец долго думал. Как-то принес с работы длинную тонкую иглу... Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.
- Давай попробуем... Наточил проволочку - может, сумеем наколоть
парочку.
Кончик проволочки был тонкий-тонкий - прямо волосок. Андрей долго
ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел... Вспотел даже.
- Разбегаются, заразы... Нет, толстая, не наколоть. Надо тоньше, а
тоньше уже нельзя - не сделать. Ладно, счас поужинаем, попробуем их
током... Я батарейку прихватил: два проводка подведем и законтачим.
Посмотрим, как тогда они будут...
И тут-то во время ужина нанесло неурочного: зашел Сергей Куликов,
который работал вместе с Андреем в "Заготзерне". По случаю субботы Сергей
был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею - просто так.
В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением
обнаружил, что брезгует пьяными. Очень уж они глупо ведут себя и говорят
всякие несуразные слова.
6. - Садись с нами, - без всякого желания пригласил Андрей.
- Зачем? Мы вот тут... Нам што? Нам - в уголку!..
"Ну чего вот сдуру сиротой казанской прикинулся?"
- Как хочешь.
- Дай микробов посмотреть?
Андрей встревожился.
- Каких микробов? Иди проспись, Серега... Никаких у меня микробов
нету.
- Чего ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное дело... Мне
мой парнишка все уши прожужжал: дядя Андрей всех микробов хочет уничтожить.
Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее лестно было,
что говорят про ее мужа - ученый. Скорей по привычке поворчать при случае,
чем из истинного чувства, она заметила:
- Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то - микроскоп.
Свихнется теперь мужик - ночи не спит. Што бы - пылесос какой-нибудь
присудить... А то пропылесосить - и нечем, не соберемся никак купить.
- Кого присудить? - не понял Сергей.
Андрей Ерин похолодел.
- Да премию-то вон выдали... Микроскоп-то этот...
Андрей хотел было как-нибудь - глазами - дать понять Сергею, что...
но куда там! Тот уставился на Зою как баран.
- Какую премию?
- Ну премию-то вам давали!
- Кому?
Зоя посмотрела на мужа, на Сергея...
- А Андрею вон микроскоп выдали... за ударную работу... - Голос
супруги Ериной упал до жути - она все поняла.
Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.
7. Андрей встал... Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул
его разок по затылку, потом спросил:
- У тебя три рубля есть? До получки...
- Есть... Ты за што меня ударил?
- Пошли в лавку. Кикимора ты болотная!.. Какого хрена пьяный
болтаешься по дворам?.. Эхх... Чурка ты с глазами.
В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей.
Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки.
Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой... Жены не было.
- Где она? - спросил сынишку
- В город поехала, в эту... как ее... в комиссионку.
Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.
- Ругалась?
- Нет. Так, маленько. Сколько пропил?
- Двенадцать рублей. Ах, Петька... сынок... - Андрей Ерин, не
поднимая головы, горько сморщился, заскрипел зубами. - Разве же в этом
дело?! Не поймешь ты по малости своей... не поймешь...
- Понимаю: она продаст его.
- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо:
зима скоро. Учись, Петька! - повысил голос Андрей. - На карачках, но ползи
в науку - великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?
- Нету, - сказал Петька. Может, соврал.
- Ну и ладно,- согласился Андрей. - Учись знай. И не пей никогда...
Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.
Андрей посидел еще, покивал грустно головой... И пошел в горницу спать.