Методическая разработка урока по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Урок по литературе, выполнен в технологии критического мышления. Тема урока: "Проблематика рассказа В. М. Шукшина "Микроскоп" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_literature.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока литературы, выполненного

в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

9 класс 

Учитель русского языка и литературы: Сыроегина Лариса Павловна

Тема урока: Проблематика рассказа В.М.Шукшина «Микроскоп». Мастерство писателя в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности.

Тип урока: Чтение с остановками.

УМК: Учащиеся занимаются по УМК В.Я. Коровиной и Т.Ф. Курдюмовой.

Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом В.М.Шукшина «Микроскоп», определить его проблематику, показать мастерство писателя в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности.

Задачи обучения:

  1. образовательные:

- познакомить учащихся  с приемами  В.М.Шукшина в создании сюжета  и выборе языковых средств;

 - обеспечить в ходе урока повторение следующих понятий: речь героев как средство создания художественного образа, эмоционально-оценочная и просторечная лексика, фразеологический оборот, эпитет, метафора.

2) развивающие:

- развивать интерес к литературе, слову писателя;

- развивать творческие способности учащихся, их речь и художественное воображение, умение слушать собеседника;

3) воспитательные:

- формировать интерес к литературе;

 - создать условия для формирования эстетического чувства;

 - воспитывать культуру поведения учащихся.

Вызов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности.

Совместно с обучающимися формулирует цель работы.

Участвует в учебной ситуации, осознаёт мотив и цель предстоящей деятельности, отвечает на вопросы учителя, выполняет предложенное задание.

Приём: прогнозирование сюжета по ключевым словам, беседа.

Личностные: понимание учебной цели и задачи.

Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить.

Познавательные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других, умение создавать устные и письменные высказывания.

Осмысление

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует деятельность учащихся.

Способствует активности работы.

Служит источником информации.

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

Осуществляет контакт с новой информацией.

Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом.

Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы.

Отслеживает процесс знакомства с новой информацией.

Анализирует и обсуждает прочитанное и услышанное.

Выделение художественных средств языка писателя с помощью подчеркивания.

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Чтение текста с остановками.

Прогнозирование текста по ключевым словам.

Лингвистический эксперимент.

Личностные: установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью.

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей;

умение вносить коррективы к ходе работы;

умение прогнозировать результат;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

смысловое чтение;

синтез — составление целого из частей;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;  принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует рефлексивную деятельность учащихся.

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями.

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля.

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

Обменивается мнениями.

Отвечает на вопросы.

Систематизирует новую информацию.

Высказывает оценочные суждения.

Самостоятельно выстраивает причинно-следственные связи.

Ставит новые цели.

Формулирование проблем текста, определение позиции автора; возвращение к ключевым словам;

ответы на вопросы;

прогнозирование.

Личностные: 

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

 нравственно - этическая ориентация;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: 

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

синтез — составление целого из частей;

выбор оснований и критериев для сравнения;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока:

Организационный момент. Стадия вызова.

- Добрый день, ребята! Как ваше самочувствие? Настроение?

Изобразите свое настроение на листе в таблице. (Смотри  приложение № 1) Лист выдается каждому обучающемуся.

Это может быть цветовой круг или смайлик.

- Сегодня мы проведем необычный урок. Мы будем читать не спеша. Вы готовы сотрудничать со мной?

Итак, начнем.

Перед вами 3 предложения. Прочтем их.

Текст рассказа с незначительными сокращениями поделен на 7 частей, распечатан и выдан каждому ученику с условием: не забегать вперед, читать вместе. (Смотри приложение № 2.) Произведение выразительно читает учитель или заранее подготовленные учащиеся.

На это надо было решиться. Он решился. Как-то пришел домой… (Запись на доске)

- Мы прочитали начало рассказа Василия Макаровича Шукшина, замечательного русского писателя, актера и кинорежиссера 20 века.

- Предлагаю пофантазировать и отгадать замысел автора: на что решился герой? Минута для размышления. Коротко изложите сюжет рассказа с таким началом на своих листочках. Поделитесь своими вариантами: вдруг кто-то из вас сумеет угадать сюжет, придуманный писателем.

Возможные варианты ответов:

- отправляется в путешествие;

- уходит из семьи;

- выиграл миллион;

-  получил наследство и переезжает в Арабские Эмираты.

- В заключение урока мы узнаем, кто же из вас был ближе автору в своих догадках.

- А пока определим цель урока. Ваши предложения.

Цель:

- познакомиться с рассказом В.М.Шукшина,

- понаблюдать за его героями,

- проникнуть в творческую мастерскую писателя, наблюдать за мастерством В.М.Шукшина.

А для этого мы будем читать рассказ с остановками, предугадывать его сюжетную линию, наблюдать за особенностями стиля писателя.

- А сейчас продолжим читать рассказ вместе по частям. Стадия осмысления.

Чтение первого отрывка. ( Текст произведения с незначительными сокращениями выдается каждому обучающемуся, смотри приложение № 2)

- Вот так без лишних слов, конкретно, лаконично, что свойственно писательской манере В.М.Шукшина, автор «вводит» нас в свое произведение.

- Удалось кому-нибудь из нас угадать сюжет?

- Какое настроение создает писатель в первых предложениях рассказа?

Тревога, волнение, сочувствие.

- Как догадались?

- По деталям, скупым, но емким по выразительности. Желтый – цвет тревоги - прозвучал у Шукшина дважды в начале рассказа, красный – цвет опасности и стыда; фразеологизм «сам не свой»; частые паузы, переданные через многоточия и тире, подчеркивают волнение героя.

- Посмотрим, поменяется ли ваше настроение. Прочитаем следующий отрывок.

Чтение второго отрывка.

- Усилилось сочувствие к герою. Почему? Подтвердите примерами из текста.

Обращаем внимание на грубость Зои, жены Андрея.

- Сколько раз она обозвала мужа? (5)

- В какой момент особенно грубо ведет себя героиня? Зачитайте эти строки.

- Как вы оцениваете ее поступок? Можно ли объяснить ее поведение, ведь женщина – это, прежде всего, миротворица, хранительница домашнего очага, уюта!

- Заслуживает ли Андрей такого отношения? Почему он позволяет так обращаться с собой, ведь он – глава семьи?!

- А как сам автор относится к своим героям? Подтвердите примерами из текста.

 Обращаем внимание на авторскую иронию в замечании о подушке.

- Кто, по-вашему, более симпатичен автору? Подтвердите примерами из текста.

«У жены  отвалилась челюсть». Такое грубое, нелитературное выражение позволяет понять отношение Шукшина к героине

«Немножко сама испугалась». Ирония.

В словах «взревела», «завыла» чувствуется что-то звериное, нечеловеческое.

- Понаблюдайте за ее речью, сделайте выводы.

Зоя грубая, она ругает мужа, бранит его.

- Речь же Андрея не содержит оскорблений, он соглашается на то, чтобы работать в две смены, только бы вернуть «потерянное».

- Живая разговорная, эмоционально насыщенная речь героев, где сложно переплелись деревенский говор, жаргонные слова и просторечия, помогает Шукшину в создании образов Андрея и его супруги. Людей простых, вероятно, малообразованных, занятых нелегким трудом на селе.

Язык персонажей – главное средство создания характеров у Шукшина. В рассказе нет портретов ни Андрея, ни его жены, но из разговора очень быстро становится ясно, кто перед нами, что за привычки и характер у этих людей, чем они живут.

Перед нами типичные герои В.М.Шукшина – люди из народа, они не идеальны, но в них есть что-то такое, что заставляет читателя остановиться и задуматься. Что же это, нам и предстоит сегодня определить.

Продолжим чтение рассказа.

Чтение третьей части рассказа (несколько первых предложений).

- Как вы думаете, чего ждал Андрей и на что он решился? Предлагаю вам записать предположения. Зачитайте ваши варианты. Кто из вас окажется ближе к замыслу автора.

Читаем следующую часть, проверяем свои версии.

Чтение четвертой части.

- Кто из вас был прав в своих прогнозах.

- Зачем герою микроскоп?

- Это его мечта.

- Продолжим наши наблюдения за характерами героев.

- Что скажете об Андрее, о Зое.

«Андрей тихо сиял»- 2 раза повторяет автор. «Стоял у порога, ждал, когда на него обратят внимание...»

- А первоначальное сочувствие к герою сохраняется? Обратимся к тексту.

Описание действий героя противопоставлено грубости Зои, высказанной при детях – все это по-прежнему вызывает сочувствие.

- А как сам автор передает свое отношение к персонажам?

Предлагаю провести лингвистический эксперимент: попытаемся убрать уменьшительно-ласкательные суффиксы из слов штучки, ящички и заменить глагол разговорного стиля речи «вламывал», имеющий яркую оценочную окраску, стилистически нейтральным – работал. Что изменится?

- Благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам, с помощью которых Шукшин описывает работу Андрея, благодаря глаголу разговорного стиля речи «вламывал» читатель понимает: автор уважает мастера Андрея Ерина за его трудолюбие, трепетную преданность своему делу, хотя немного иронизирует над своим героем.

- Сбылась мечта, а изменится ли жизнь нашего героя? Ваши версии. Устно.

- Проверим ваши предположения.

Чтение 5 части рассказа.

- Что поменялось в жизни героя? Ожидали мы такого поворота событий? Возьмите карандаши и подчеркните строки, слова или фразы, которые являются главными в этом эпизоде. Зачитайте их.

- Мир семьи Ериных изменился! Нет больше крика жены, скандала, есть крепкая дружба отца и сына, скрепленная общим увлечением, оторвавшим героя от пьянства. Его душа в полете, он думает о благополучии всех людей, всего человечества, он вырвался из рутины жизни, забыл, хотя бы на время, о бытовых проблемах.

- Вам нравится обновленный герой? Чем?

- Герои Шукшина совершают на первый взгляд странные поступки, но делают это не ради корысти, они думают об общем благе. Они неидеальны, чудаковаты, «чудики» - так называл их сам автор, и всё же их недостатки незначительны по сравнению с их светлой душой, болеющей о других.

- Но в рассказ «наносит» нового героя, «и тут-то…» мы понимаем, что нас ждет сюжетный поворот. Вновь предлагаю вам угадать, как повернется сюжет рассказа?

Подумайте и озвучьте свои версии прежде, чем мы прочтем следующий  6 эпизод рассказа.

Чтение 6 части.

- Ваши впечатления.

- Грустно, страшно за героя. Подтвердите словами текста.

- Кому удалось угадать замысел В.М.Шукшина?

Слушаем финал рассказа.

- Поделитесь своими эмоциями. Коротко 1-2 слова.

- Что нового можно сказать о нашем герое?

- Понравился вам рассказ?

- Озаглавьте его. Помните, что  заглавие – ключ к пониманию, в сжатой форме оно содержит основную идею произведения.

- Свой рассказ Василий Макарович назвал «Микроскоп».

- Почему автор выбрал такое название? Нет ли в нем скрытого, более глубокого смысла?

Обращаем внимание на то, что писатель, словно в микроскоп, рассматривает своих героев, их характеры, их внутренний мир, который раскрывается только благодаря пристальному, внимательному взгляду художника слова.

- Вернемся к вашим начальным версиям. Смогли мы угадать замысел автора?

- Какие проблемы ставит автор перед своим читателем? Запишите их на своих листочках. Зачитайте.

- Проблема правды и лжи;

- проблема совести;

- проблема достижения мечты;

- проблема взаимоотношений в семье;

- проблема пьянства;

- проблема невежества.

- К каким выводам подводит своего героя автор? Подтвердите текстом.

- Почему, несмотря на грустный финал рассказа, в душе читателя не появляется чувство горечи, отчаяния?

- Герой признает свою неправоту и поэтому симпатичен и автору, и читателям. Петька, старший сын Андрея, за ним будущее, может быть,  у него все сложится по-другому. Став взрослым, получив образование, он воплотит мечту своего чудаковатого отца в жизнь, и люди на всей земле будут жить долго и счастливо!

 Итак, мы выполнили все, что запланировали. Надеюсь, что читать рассказ В.М.Шукшина вам понравилось и захотелось познакомиться с другими его произведениями о деревенских «чудиках», людях бескорыстных, добрых, с неуспокоенной душой. Список рассказов перед вами: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам!», «Степка», «Упорный», «Мастер».

Домашнее задание на выбор:

  1. « Письмо Петра Андреевича Ерина своему отцу».
  2. Прочитайте 2-3 рассказа из списка. Письменно определите, что общего у героев прочитанных вами рассказов с Андреем Ериным и в чем разница между ними.

- Я благодарю вас за работу. Изобразите ваше настроение в конце урока. Те, кто желает, могут написать несколько строк, продолжив фразу «Хочу сказать об уроке…»

Приложение № 1 (лист выдается обучающимся)

Мое настроение

До урока

После урока

На что решился герой?

Чего ждал герой и на что решился?

Проблемы, поставленные В.М.Шукшиным в рассказе.

Домашнее задание на выбор:

1. « Письмо Петра Андреевича Ерина своему отцу».

2. Прочитайте 2-3 рассказа В.М.Шукшина: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам!», «Степка», «Упорный», «Мастер».

 Письменно определите, что общего у героев прочитанных вами рассказов с Андреем Ериным и в чем разница между ними.

Хочу сказать об уроке…

Приложение № 2

1.  На это  надо было решиться. Он решился. Как-то пришел  домой - сам  не
свой - желтый; не глядя на жену, сказал:
    -  Это... я деньги  потерял.  - При этом  ломаный его нос (кривой,  с
горбатинкой) из желтого стал красным. - Сто двадцать рублей.


 2.   У жены  отвалилась челюсть, на  лице появилось просительное выражение:
может, это  шутка?  Да нет, этот кривоносик никогда не шутит,  не умеет. Она
глупо спросила:

 - Где?
     Тут он невольно хмыкнул.
     - Дак если б я знал, я б пошел и...
     - Ну  не-ет!  -  взревела  она. -  Ухмыляться  ты теперь доолго  не
будешь! - И побежала за сковородником. - Месяцев девять, гад!
     Он  схватил  с  кровати  подушку  - отражать  удары. (Древние  только
форсили своими сверкающими щитами. Подушка!) Они закружились по комнате...
     - Подушку-то, подушку-то мараешь! Самой стирать!..
     - Выстираю! Выстираю, кривоносик! А два ребра мои будут! Мои! Мои!.. 

Дай  я натешусь!  Дай  мне  душеньку  отвести,  скважина  ты
кривоносая! Дятел... - Тут она изловчилась и больно достала его по голове.
Немножко сама испугалась...
     Он бросил подушку,  схватился за голову, застонал. Она пытливо смотрела
на  него:  притворяется или правда больно? Решила, что  - правда. Поставила
сковородник, села на табуретку и завыла. Да с причетом, с причетом:
     -  Ох,  да  за  что же  мне  долюшка  така-ая-а?.. Да копила-то  я  их,
копила!..  Каждую-то  копеечку откладывала  да радовалась:
будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные! И будут-то они  ходить
в школу не рваные да не холодные!..    

 - Будешь в  две смены работать, скважина! Ты у нас худой будешь... Ты
у  нас  выпьешь  теперь  читушечку  после бани, выпьешь!  Сырой  водички  из
колодца...
- Нужна она мне, читушечка. Без нее обойдусь. В две  не  в две,  а по  полторы 

 месячишко отломаю  -  ничего, - серьезно  сказал  он,  потирая   ушибленное  место. 

 -  Я   уж  с  мастером договорился...  -  Он не  сообразил сперва, что проговорился. 

 А  когда она недоуменно  глянула  на  него, поправился:  - Я, как хватился денег-то,  на
работу снова поехал и договорился.

3.С неделю Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской при "Заготзерне", что
в девяти километрах от села, чувствовал себя скверно.  Жена все злилась; он
то и дело получал "скважину", сам тоже злился, но обзываться вслух не смел.
     Однако дни шли...  Жена успокаивалась. Андрей ждал. Наконец  решил, что
можно.     

4. И вот поздно вечером (он  действительно  "вламывал" по  полторы  смены)
пришел  он домой, а  в  руках держал  коробку, а в коробке, заметно,  что-то
тяжеленькое. Андрей тихо сиял.
     Ему нередко случалось приносить  какую-нибудь работу на дом, иногда это
были небольшие какие-нибудь деревянные штучки, ящички, завернутые в бумагу,
- никого не удивляло, что он с  чем-то пришел. Но Андрей тихо сиял. Стоял у
порога, ждал, когда на него обратят внимание... На него обратили внимание.
     - Чего это ты, как... голый зад при луне, светисся?
     - Вот...  дали за ударную  работу.  - Андрей  прошел к  столу, долго
распаковывал коробку. И наконец, открыл.  И  выставил на стол... микроскоп.
- Микроскоп.

 5.Неделю,  наверно,  Андрей  Ерин  жил как во  сне.  Приходил  с работы,
тщательно умывался, наскоро ужинал... Косился на микроскоп.
     -  Дело в том, -  рассказывал он, - что человеку положено жить  сто
пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят - и
протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в
организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.
     Вдвоем  с  сыном   часами   сидели  они   у  микроскопа,  исследовали.
Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра... Когда шел дождик,
рассматривали дождевую капельку. Еще отец посылал сына взять для пробы воды
из лужицы... И там этих беленьких кишмя кишело.
    Иди проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.
     - Давай опробуем кровь? - предложил сын.
     Отец уколол  себе  палец  иголкой,  выдавил ярко-красную ягодку  крови,
стряхнул на зеркальце... Склонился к трубке и застонал.
     - Хана,  сынок, - в  кровь пролезли!  -  Андрей  Ерин  распрямился,
удивленно посмотрел вокруг. - Та-ак. А  ведь знают,  паразиты, лучше  меня
знают - и молчат.
     - Кто? - не понял сын.
     - Ученые. У их микроскопы-то получше нашего - все видят. И молчат. Не
хотят расстраивать  народ. А  чего бы не сказать?  Может,  все  вместе-то и
придумали  бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат.  Волнение, мол,
начнется.
     Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.
     - От какой мелкой твари гибнут люди! - Вид у Андрея был убитый.
Руки его, натруженные за  много  лет - большие, пропахшие смольем... чуть дрожали на коленях.
    Эх вы! - Андрей встал, пнул со зла табуретку. - Вшей, клопов, личинок всяких - это научились выводить,

а тут  каких-то...  меньше же гниды самой  маленькой - и  ничего сделать не можете! Где же ваша ученая степень!
     - Вшу видно, а этих... Как ты их?
     Отец долго думал. Как-то принес с работы длинную тонкую  иглу... Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.
     - Давай попробуем...  Наточил  проволочку -  может, сумеем  наколоть
парочку.
     Кончик  проволочки  был тонкий-тонкий  -  прямо волосок. Андрей долго
ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел... Вспотел даже.
     - Разбегаются, заразы... Нет,  толстая, не  наколоть. Надо тоньше,  а
тоньше уже  нельзя  - не  сделать.  Ладно,  счас  поужинаем,  попробуем  их
током...  Я   батарейку  прихватил:  два  проводка  подведем  и  законтачим.
Посмотрим, как тогда они будут...

     И  тут-то  во время ужина  нанесло  неурочного:  зашел Сергей  Куликов,
который работал  вместе  с  Андреем в "Заготзерне". По случаю субботы Сергей
был под хмельком, потому, наверно, и забрел к Андрею - просто так.
     В  последнее  время  Андрею  было  не  до  выпивок,  и он  с удивлением
обнаружил, что  брезгует пьяными. Очень  уж  они глупо ведут  себя и говорят
всякие несуразные слова.

6. - Садись с нами, - без всякого желания пригласил Андрей.
     - Зачем? Мы вот тут... Нам што? Нам - в уголку!..
     "Ну чего вот сдуру сиротой казанской прикинулся?"
     - Как хочешь.
     - Дай микробов посмотреть?
     Андрей встревожился.
     -  Каких  микробов? Иди проспись,  Серега...  Никаких  у меня микробов
нету.
     - Чего  ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное  дело... Мне
мой парнишка все уши прожужжал: дядя  Андрей всех микробов хочет уничтожить.
 Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее лестно было,
что говорят про ее мужа - ученый. Скорей по привычке поворчать  при случае,
чем из истинного чувства, она заметила:
     -  Не могли  уж  чего-нибудь  другое  присудить? А  то  -  микроскоп.
Свихнется  теперь мужик - ночи  не  спит.  Што  бы - пылесос  какой-нибудь
присудить... А то пропылесосить - и нечем, не соберемся никак купить.
     - Кого присудить? - не понял Сергей.
     Андрей Ерин похолодел.
     - Да премию-то вон выдали... Микроскоп-то этот...
     Андрей хотел  было как-нибудь - глазами - дать понять Сергею,  что...
но куда там! Тот уставился на Зою как баран.
     - Какую премию?
     - Ну премию-то вам давали!
     - Кому?
     Зоя посмотрела на мужа, на Сергея...
     - А  Андрею  вон микроскоп выдали... за ударную  работу...  -  Голос
супруги Ериной упал до жути - она все поняла.

Все рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.

    

7. Андрей встал... Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул
его разок по затылку, потом спросил:
     - У тебя три рубля есть? До получки...
     - Есть... Ты за што меня ударил?
     -  Пошли  в  лавку.  Кикимора  ты  болотная!..  Какого   хрена  пьяный
болтаешься по дворам?.. Эхх... Чурка ты с глазами.
     В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея.  Напились они с ним до соплей.
Пропили свои деньги, у кого-то еще занимали до получки.
     Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой... Жены не было.
     - Где она? - спросил сынишку
     - В город поехала, в эту... как ее... в комиссионку.
     Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.
     - Ругалась?
     - Нет. Так, маленько. Сколько пропил?
     -  Двенадцать рублей.  Ах,  Петька...  сынок...  -  Андрей  Ерин,  не
поднимая головы, горько сморщился,  заскрипел зубами. -  Разве  же  в этом
дело?! Не поймешь ты по малости своей... не поймешь...
     - Понимаю: она продаст его.
     - Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо:
зима скоро. Учись, Петька! - повысил голос Андрей. - На карачках, но ползи
в науку - великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?
     - Нету, - сказал Петька. Может, соврал.
     - Ну и ладно,- согласился Андрей. - Учись знай. И не пей никогда...
Да они и не пьют, ученые-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.

Андрей посидел еще, покивал грустно головой... И пошел в горницу спать.