Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

русский язык и литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno_l_8_a.docx118.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса литературы для 8 классов общеобразовательных учреждений В. Я. Коровина, М.: Просвещение 2011.

        Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067

  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год».

4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень)/ под редакцией В. Я. Коровиной. М.: Просвещение 2011

Цели и задачи изучения предмета

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и кино – материалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческим и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

                                                     Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

                                                            Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного/среднего (полного) общего  образования   на изучение литературы в 8 классе  отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В. Я Коровиной, М.: Просвещение, 2010 год.

УМК состоит из:

 Литература  8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.   Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И.-10-е изд.-М.:Просвещение,2011.-399 с.: ил. –ISBN978-5-09-025145-7

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/2054 учебный год и рекомендован (допущен) МО РФ

Содержание программы учебного курса

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни  (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа  в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

        Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

        Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

        Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

        «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

        «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

        Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

        Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

        «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

        Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

        Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.  «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

        

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко.  «История болезни»; Тэффи.  «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.  Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

   

                                                                           Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Русская литература и история

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

2

Из литературы 18 века

1

Из литературы 19 века

35

Из литературы 20 века

22

Из зарубежной литературы

4

Выявление уровня литературного развития учащихся

1

ИТОГО:

70

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 8А  КЛАСС

Примечание.

Условные сокращения в календарно-тематическом планировании:

К. – коммуникативная компетенция;

Р. – рефлексивная компетенция;

ЦО. – ценностно-ориентационная;

СП. – смыслопоисковая;

Л.С. – личностное саморазвитие

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

Элементы содер жания урока 

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата
проведения

Контроль

Требования  к  уровню  подготовки уч-ся

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

  2

Отражение жизни в искусстве.  Художественный образ.

Литература как искусство слова.

Цели: дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, о литературе как искусстве слова

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные записи, материалы из учебника истории, иллюстрации, репродукци

(из кабинета МКХ)

Лекция, беседа; работа

с книгой; демонстрация

1

1

Знать: образную природу словесного искусства.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Умение перефразировать мысль. Владение монологичес кой и диалогической речью

Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга?

Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни»

4.09

7.09


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

4

Лирическая песня как жанр народной поэзии.

Особенности исторических песен.

Цель: познакомить с жанровыми особенностями лирических и исторических песен.

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебника

Лекция, аналитическая беседа

1

1

Знать: жанровые особенности лирической песни; классификацию лирических песен.

Уметь: воспринимать и анализировать лирические песни; соотносить содержание исторической песни и исторического события

Свободная работа с текстами. Умение развернуто обосновывать свое мнение, защищать свою позицию

Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях.

Выучить по выбору историческую песню.

11.09

14.09

5

Предания как жанр УНТ.

Цель: познакомить с жанровыми особенностями предания

Объяснительно-иллюстративная; исследовательская

Беседа; работа с текстами; выразительное чтение

1

Знать: жанровые особенности предания; содержание преданий  о Пугачёве.

Уметь: воспринимать и анализировать текст преданий

Свободная работа с текстами исторических документов и преданий. Владение диалогической и монологической речью

Подготовить сообщение о житейной литературе.

18.09


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6

Патриотическая тема в «Повести о жизни... Александра Невского».

Цель: познакомить с произведениями древнерусской литературы на патриотическую тему

Объяснительно-иллюстративная; материалы учебника

Беседа; работа с текстом учебной статьи, с текстом из древнерус ской литературы

1

Знать: содержание «Повести…», причины возникновения патриотической темы в древнерусской литературе.

Уметь: определять жанры произведений; отбирать определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси

Работа

с текстом произведения. Исследовательская работа по отбору информации из справочных материалов

Ответить на вопросы .

21.09

7

Литература XVIII века. Особенности русского классицизма.

Цели: дать представление о русской литературе XVIII в.; раскрыть особенности русского классицизма

Исследовательская; опорные записи; материалы учебника

Представле ние результатов исследовательской работы творческими группами; аналитическая беседа

1

Знать: особенности социально-политической обстановки, которая определила развитие русской литературы XVIII века; понятия «классицизм»,  особенности русского классицизма.

Уметь: характеризовать

Исследовательская работа по отбору информации на заданную тему

Записи в тетради выучить

25.09


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

историческую и литературную эпоху

8

9

10

11

Черты  классицизма в пьесе  Д. И. Фонвизина  «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии  Д. И. Фонвизина  «Недоросль».

Проблема воспитания в комедии "Недоросль".

 Идея гражданского служения в пьесе.

Цели: познакомить с творчеством Д. И. Фонвизина; раскрыть особенности классицистической драматургии

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин

Лекция, беседа; работа

с книгой; демонстрация

1

Знать: содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение монологической и диалогической речью

Стр-37-40

Стр-40-41, 41-53

Стр-53-62, записи

Стр62-73, вопросы

28.09

2.10

5.10

9.10

12

Р/р. Сочинение  по комедии Д. И. Фонвизина  «Недоросль».

Цель: формировать навык написания сочинения на заданную тему

Исследовательская

Самостоятельная работа над сочинением

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал.

Творческий уровень: К.

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему

Вопрос № 5 стр 74

12.10


Продолжение табл.

13

14

 Комедия Ж. Б. Мольера  «Мещанин во дворянстве» – комедия нравов и характеров.

Конфликт комедии «Мещанин во дворянстве».

Цели: познакомить с творчеством Ж. Б. Мольера; раскрыть особенности классицистической драматургии

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрациирепродукции картин

Лекция, беседа; работа

с книгой; демонстрация

1

1

Знать: содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью

Стр 74-79  вопросы

Стр 78, вопрос №4

16.10

19.10

15

Особенности художественного мира И. А. Крылова в  баснях «Лягушки...», «Обоз».

Объяснительно-иллюстративная

Беседа; работа с книгой; выразительное чтение

1

Знать: основные факты жизни и творчества

И. А. Крылова; содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

Уметь: определять мораль басен; использовать ее в определенных жизненных обстоятельствах

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?»

23.10


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16

"Думы"  в творчестве К. Ф. Рылеева

Объяснительно-иллюстративная; исследовательская

Слово учителя; аналитическая работа с текстами произведений

1

Знать: основные факты жизни и творчества

К. Ф. Рылеева; понятие думы.

Уметь: анализировать поэтические произведения

Умение развернуто обосновывать суждения. Владение устной и письменной речью

Стр 88-94 вопросы

26.10

17

 Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Композиция.

Цели (на всю тему): дать представление об исторической основе романа, о жанре, композиции, идейном содержании, системе характеров (углубить понятие о художественном образе-характере), средствах характеристики персонажей

(портрете, пейзаже, речи героя и т. д.); продолжать совершенствовать навык составления сравнительной характеристики персонажей

Объяснительно-иллюстративная.

В/ф «Писатели России. Пушкин»

(19 мин).

Использование материала урока истории о Пугачёвском восстании

Беседа, работа с книгой

1

Знать: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию (П.)

Использование различных видов чтения. Владение монологической и диалогической речью

Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка».  

30.10


18

Формирование личности П. Гринёва (главы 1–3).

Цели: определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринёва – молодого русского дворянина

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая беседа; работа с текстом

1

Знать: содержание изучаемого произведения; этапы формирования  характера героя.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выделять смысловые части текста (П.).

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение основными видами публичных выступлений. Следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Прочитать гл. 1-3, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым.  

9.11

19

Гринёв в Белогорской крепости. Анализ 3–5-й глав.

Цели: проследить по тексту путь духовного становления  главного героя; его отношения с людьми

Объяснительно-иллюстративная

Аналитическая беседа; работа с книгой

1

Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести.

Владение основными видами публичных выступлений; следование

Прочитать гл. 4-5, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости.

13.11


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам; давать характеристику героям

(П.).

Продуктивный уровень: К., СП.

этическим нормам

и правилам ведения диалога

20

Гринёв и Швабрин. Проблемы чести и достоинства.

Цели: сформировать представление о двух героях повести – Гринёве и Швабрине, их поступках и мотивах поведения; выделить основные проблемы

Поисковая.

Фрагмент

из х/ф «Капитанская дочка»

Проблемные задания

1

Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

Уметь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию (П.).

Владение основными видами публичных выступлений; следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши? Почему она отказывается выйти замуж за Петра?

16.11


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

21

Гринёв и Маша Миронова. Нравственная красота героини.

Цели: создать условия для раскрытия смысла названия повести; отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образа

Объяснительно-иллюстративная.

Фрагмент

из х/ф «Капитанская дочка»

Аналитическая беседа

1

Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

Уметь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам  героев; участвовать

в диалогах (П.).

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение монологической и диалогической речью. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал

Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой. Собрать по всей повести материал о Пугачёве.

20.11

22

 Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачёва.

Цели: создать условия для понимания и раскрытия образа главного героя – Пугачёва; формировать

Исследовательская

Самостоятельное планирование

и проведение исследования

1

Знать: исторические сведения о Пугачёвском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику.

Уметь: характеризовать особенности

Владение монологической и диалогической речью.

Умение развернуто обосновывать суждения,

Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?»   Прочитать повесть до конца.

23.11


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

представления учащихся
о народной войне в анализируемых главах; проследить взаимоотношения Пугачёва и Гринёва в трех сценах

сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному (П.).

Продуктивныйуровень: К., СП.

приводить доказательства

23

 Отношение автора и рассказчика к Пугачёвскому восстанию.

Цели: обобщить и систематизировать материал по образу Пугачева; рассмотреть глубину, противоречивость образа, созданного автором и рассказчиком

Проблемное изложение.

Использование исторического материала о Пугачёвском восстании

Проблемные задачи, аналитическая беседа

1

Знать: содержание изучаемого материала; позицию автора к проблеме народного восстания.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П.).

Продуктивный уровень: К., СП.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал. Владение монологической и диалогической речью

Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

27.11


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

24

Основные понятия и проблемы, поднятые в повести.

Цели: создать условия для понимания учащимися проблем нравственного характера; подвести учащихся к самостоятельной оценке основных понятий и проблем, поднятых автором в повести, путем сравнения и сопоставления

Поисковая.

Привлечение материала из учебника Е. И. Никитиной «Русская речь. 8 кл.». (М.: Дрофа, 2005.

С. 127–137)

Организация совместной учебной деятельности

1

Знать: содержание и проблематику повести (П).

Уметь: глубоко анализировать художественный текст (П.); сопоставлять эпизоды и сравнивать поступки и характеры героев; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Отделение основной информации от второстепенной.

Владение основными видами публичных выступлений

Дочитать произведение

30.11

25

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цели: продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему, умение соблюдать

Исследовательская

Самостоятельное планирование

и проведение исследования

1

Знать: содержание и проблематику изученного произведения.

Уметь: выбрать тему и жанр сочине-

Поиск нужной информации и по заданной  теме. Свободная работа

с текстом

вопросы стр 218-220

4.12


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

признаки выбранного жанра сочинения, выражать свое отношение к предложенным темам

ния; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П.).

Продуктивный уровень: К., Р.

художественного произведения

26

27

 Воплощение историческим тем в  творчестве М. Ю. Лермонтова

Символический образ тюрьмы в стих. «Узник», «Пленный..."

Цели: дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры; познакомить с лирикой, символическими образами

Объяснительно-иллюстративная.

В/ф «С Лермонтовым

в Кисловодске», романс Рубинштейна и Варламова «Горные вершины»

Лекция, беседа; работа

с книгой; демонстрация

1

1

Знать: основные факты жизни и творчества

М. Ю. Лермонтова.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитаному (П.).

Продуктивный уровень: К., Л.С.

Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров. Проведение информационно-смысло-вого анализа текста

наизусть стихотворения «Кавказ».

 Выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения

7.12

11.12


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

28

Кавказ в творчестве М. Ю.  Лермонтова. Поэма «Мцыри».

Цели: создать условия для понимания поэтического сюжета, сосредоточенного на передаче внутренних переживаний, ощущений человека, его чувств и настроений; познакомить с историей создания, композицией, идейно-тематическим и художественным содержанием поэмы

Объяснительно-иллюстративная.

О. Тактанишвили. Симфоническая поэма «Мцыри»

Лекция, беседа; работа

с книгой; демонстрация

1

Знать: содержание изучаемого произведения.

Уметь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выразительно читать стихотворения (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Способность передавать содержание прочитанного текста

в развернутом виде. Владение монологической и диалогической речью

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши -послушника». Ответить на вопросы.

14.12


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

29

Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри.

Цели: создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости; совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания, умение письменно высказываться на предложенную тему

Поисковая. Иллюстрации Л. Пастернака к поэме «Мцыри»

Организация совместной учебной деятельности

1

Знать: содержание изучаемого произведения; оценку образа Мцыри В. Г. Белинским.

Уметь: анализировать поэтические произведения; выделять смысловые части художественного текста; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств (П).

Продуктивный уровень: К., СП.

Умение развернуто обосновывать суждения, давать оценку поступкам героев. Приводить доказательства, используя цитатный материал

Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы.

18.12

30

 Художественное своеобразие поэмы «Мцыри».

Поисковая.

Обобщенные записи, грамзапись «Мордвинов читает “Мцыри”»

Проблемные задания

1

Знать: содержание поэмы; наизусть отрывок.

Уметь: делать выводы

Умение перефразировать мысль.

Использование различных

Стр253-259

21.12


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цели: дать характеристику Мцыри; проникнуть в замысел автора; выявить способы раскрытия образа главного героя; определить особенности поэмы как романтического произведения; выразительно читать понравившийся отрывок поэмы

в результате анализа текста, фрагмента; характеризовать роль изобразительно-выразительных средств, находить их в тексте; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть.

Продуктивный уровень: К., СП.

видов чтения. Выбор и использование выразительных средств языка

31

32

Р/р. Подготовка к сочинению по поэме «Мцыри».

Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри".

Цели: подготовить учащихся к домашнему сочинению; составить рабочие материалы к обсуждаемым темам; проанализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

1

1

Знать: образную природу словесного искусства; художественную трактовку образа (П.).

Уметь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению (П.).

Продуктивный уровень: К., СП., Р.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; поиск нужной информации по заданной теме

в источниках различного типа

Составить связный рассказ о герое.

Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.

25.12

28.12


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

33

История создания комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Замысел.

Цели (на всю тему): дать представление об особенностях драматического произведения, об истории создания комедии «Ревизор»; совершенствовать умение анализировать произведение драматургии с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей, совершенствовать умение выразительного чтения драматического произведения, умение письменно высказываться на предложенную тему

Объяснитель но-иллюстратив ная.

Таблица «Особенности драматическо го

произведения»

В/ф «Место действия “Ревизора”»

Лекция, беседа; работа

с книгой; демонстрация

1

Знать: особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия «комедия» (П.).

Уметь: составлять тезисы к лекции; определять роль

и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.

Продуктивный уровень: К., СП.

Использование различных видов чтения. Владение монологической и диалогической речью

Прочитать 1-е действие комедии. Устно ответить на вопросы.

11.01


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

34

Страх перед «ревизором» как основа развития действия.

Цели: создать условия для понимания жизненной основы комедии; понять обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке

Поисковая.

Ф. Моллер,

Д. Кардовский. Эскизы декораций

к «Ревизору»

Организация совместной учебной деятельности

1

Знать: основы сценического поведения; содержание комедии.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному (П.).

Продуктивный уровень: К., СП., Р.

Владение основными видами публичных выступлений. Умение обосновывать суждения, приводить цитатный материал

Действие 2-3. устно ответить на вопросы.

15.01

35

Разоблачение социальных пороков  в комедии «Ревизор».

Цели: совершенствовать умение анализировать

Исследовательс кая.

Иллюстрации А. Константиновско го, Н. Кузьмина к «Ревизору»

Самостоятель ное планирование
и проведение исследования

1

Знать: основы сценического поведения; содержание комедии.

Уметь: выразительно читать фрагмен-

Владение основными видами публичных выступлений.

Отв. на вопр. Добродушны ли «жулики» из «Ревизора»?

18.01


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

драматические произведения; получить представление о характере Хлестакова, понять механизм его превращения, выяснить отношение автора

ты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в создании образов; владеть различными видами пересказа (П).

Продуктивный уровень: К., СП., Р.

Умение обоснованно приводить доказательства при помощи цитатного материала

36

 Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова.

Цели: совершенствовать умение анализировать драматические произведения, сопоставляя события в комедии с фактами и действительностью; исследовать интригу превращения Хлестакова в государственного чиновника

Поисковая.

Отрывки

из х/ф «Инкогнито из Петербурга»

Проблемные задания

1

Знать: содержание действий; позицию автора по отношению к каждому из героев.

Уметь: строить устные

и письменные высказывания

в связи с изучением произведения; участвовать в диалоге

Умение перефразировать мысль. Владение монологической

и диалогической речью. Поиск нужной информации по заданной теме

в источниках различного типа

 Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы

22.01


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

          8

9

10

по содержанию и сопоставлению характеров; аргументированно отстаивать свою точку зрения; писать отзывы о прочитанном.

Продуктивный уровень: К., СП.

37

Мастерство Гоголя-сатирика. Хлестаков и хлестаковщина.

Цели: создать условия для понимания ситуации рождения страха перед ревизией, как основы комедийного действия; систематизировать и обобщить изученное о героях комедии; раскрыть роль финала, смысл эпиграфа; составить тезисы по статье В. Г. Белинского

Объяснительно-иллюстративная.

В/ф «Памятник» (Гоголю) “Не зарастет народная тропа”»

Аналитическая беседа; работа с книгой; демонстрация

1

Знать: содержание статьи Белинского о комедии «Ревизор»; определение понятия «хлестаковщина».

Уметь: составлять тезисы к статье; обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды и сцены комедии;

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства,

используя цитатный материал. Владение основными видами публичных выступлений

Отв на  вопр.Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании?

Прочитать 5-е действие.

25.01


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

сравнивать героев; строить устные и письменные высказывания (П.).

Продуктивный уровень: К., ЦО.

38

Р/р Практическая работа по комедии «Ревизор». Тестирование.

Цели: выявление степени усвоения учениками основных положений текста произведения и проблематики; систематизация и обобщение изученного материала в форме теста; подготовка к домашнему сочинению

Поисковая

Проблемные задания

1

Знать: содержание комедии, статьи Белинского; пути и приемы раскрытия образов комедии.

Уметь: правильно и быстро подбирать нужный вариант ответа; обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному; пользоваться нужными цитатами

из текста; писать отзывы

о героях (П.).

Поиск нужной информации

в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации

 Работа с текстом

29.01


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

39

Тема и идея повести Н. В. Гоголя  «Шинель».

Цель: познакомить с твор-чеством Н. Гоголя и его повестью «Шинель»; определить ее тему и идею, новаторство Н. Гоголя в развитии темы «маленького человека»

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя; аналитическая беседа; работа

с текстом

1

Знать: содержание повести, ее тему и идею.

Уметь: понимать, в чем состоит новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека»

Владение монологической и диалогической речью.

Выразительное чтение

Стр 358-390, вопросы

1.02

40

 Анализ отрывка из «Истории одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин.

Цели: дать представление

о понятии «сатира»; раскрыть художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина

Исследовательская

Аналитическая беседа; работа с текстом

1

Знать: понятие «сатира»; особенности художественного мира М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Уметь: анализировать художественное произведение

Владение навыками анализа текста, монологической и диалогичес кой речью

Стр3-13 вопросы

5.02


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

41

Судьба русского народа в рассказе Лескова  «Старый гений».

Цели: познакомить с твор-чеством Н. С. Лескова и его рассказом; раскрыть особенности культурного мира Н. С. Лескова, его переживания за судьбу русского народа

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

Слово учителя; аналитическая беседа; работа

с текстом

1

Знать: особенности художественного мира

Н. С. Лескова; содержание рассказа «Старый гений».

Уметь:  анализировать текст произведения, чувствовать мысли автора

Свободная работа с текстами художественных произведений

Стр 15-25 вопросы

8.02

42

 Жизненные источники рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

Цели: дать представление о личности и творчестве Л. Н. Толстого; показать особенности композиции рассказа «После бала», ее значении; дать понятие

о роли приема антитезы

в идейной и художественной ткани рассказа

Объяснительно-иллюстративная.

Иллюстрации А. Пастернака

и Д. Кардовского к рассказу

Лекция, беседа; работа

с книгой; демонстра ция

1

Знать: основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и  анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею,

Способность передавать содержание прочитанного текста. Владение монологической и диалогической речью

Отв на вопр.Что нового я открыл из жизни великого писателя?

12.02


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

проблематику произведения

(П.).

Продуктивный уровень: К., СП.

43

 Прием контраста, раскрывающий идею рассказа.

Цели: совершенствовать навык анализа прозаичных произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика, совершенствовать навык устного и письменного высказывания

Поисковая

Организация совместной учебной деятельнос ти

1

Знать: содержание изучаемого произведения; прием «контраста».

Уметь: находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге (П.).

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение основными видами публичных выступлений. Следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Выписать выразительные средства

15.02

44

Мысль автора о моральной ответственности человека.

Проблемное изложение

Аналитическая беседа; проблемные задачи

1

Знать: содержание рассказа; приемы анализа текста.

Уметь: сопо-ставлять эпизо-

Владение основными видами публичных выступлений.

Стр40-41 вопросы

19.02


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цели: создать условия для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика

ды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа (П.).

Продуктивный уровень: ЦО.

Поиск нужной информации по заданной теме

45

Р/р. Учимся стилизации.  Сочинение по рассказу «После бала».

Цели: совершенствовать навык написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения

Исследовательская

Самостоятельное планирование

и проведение исследования

1

Владение навыком создания собственного текста

и его редактирования

Работа с текстом

22.02


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

46

47

Состояние души  героя в творчестве поэтов 19 в.

Чувство родной земли в пейзажной лирике.

Цели: учить умениям выразительно читать стихотворение, видеть роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста

Поисковая

Проблемные задания

1

1

Уметь: выразительно читать стихотворение, видеть роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Творческий уровень: К., Л.С.

Умение выразительно читать произведение, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Умение вступать

в речевое общение

Повторить записи в тетради

Стр 41-44

26.02

29.02

48

49

Идейное содержание  рассказа А. П. Чехова «О любви».

Выразительные средства языка, используемые в рассказе.

Цели: познакомить с особенностями художественного мира писателя; раскрыть идейное содержание трилогии; учить умению понимать подтекст чеховской прозы

Проблемное изложение;

поисковая

Лекция; рассказ, беседа; работа с книгой

1

1

Знать: основные события жизни писателя; особенности художественного мира писателя; содержание трилогии.

Уметь: указывать главную проблему трилогии; анализировать художественное произведение

Выбор

и использование выразительных средств языка. Владение монологической и диалогической речью

Стр 45-57

Записи в тетради, стр  57-58

4.03

11.03


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

50

 51

 Утверждение  любви и счастья в семье в рассказе А. И. Куприна  «Куст...».

Герои  рассказа, отношение автора к ним.

Цели: познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям; выявить нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

1

1

Знать: основные факты жизни и творческого пути

А. И. Куприна; содержание рассказа.

Уметь: анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею, проблему произведения; выражать свое отношение к героям рассказа (П.).

Продуктивный уровень: ЦО.

Владение монологической и диалогической речью. Поиск нужной информации по заданной теме

Стр67-74

Вопрос №2

 14.03

52

53

Проблемы любви и счастья в рассказе И.А.Бунина  «Кавказ».

Выразительные средства языка рассказа "Кавказ".

Цели: дать представление о нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа; выявить

Поисковая

Проблемные задания

1

1

Знать: основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина (Р.); содержание рассказа (П.).

Владение монологической

и диалогической речью.

Стр59-65 вопросы

Работа с текстом

18.03

1.04


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

своеобразие подхода писателя к теме любви

Уметь: анализировать художественный текст (П.); сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев
(П.); выражать свое отношение к прочитанному (П.).

Продуктивный уровень: ЦО.

Выбор

и использование выразительных средств языка

54

55

 Историческая тема в творчестве А. Блока.

 «На поле Куликовом».Род, жанр, проблематика.

Цели: дать представление о личности А. Блока и об исторической теме в его творчестве; учить выразительному чтению стихотворения поэта

Объяснительно-иллюстративная.

Картина Бубнова «Утро на Куликовом поле»

1

1

Знать: основные факты жизни и творчества поэта (Р.).

Уметь: определять род и жанр литературного произведения (П.); формулировать тему, идею, проблематику произведения (П.); выразительно читать произведения

(П.). Продуктивный уровень: К., СП.

Осознанное и беглое чтение текста различных стилей и жанров

Стр 76-77 записи

Стр77-86 вопросы

4.04

8.04


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

56

 История создания поэмы А. Твардовского «Василий...». Композиция.

Цели: дать представление о фактах биографии Твардовского, об истории создания «Книги для бойца», жанровом новаторстве поэмы

Объяснительно-иллюстративная.

Картина

Ю. Непринцева «Отдых после боя»

Лекция, беседа; работа

с книгой; демонстрация

1

Знать: образную природу словесного искусства; содержание изучаемого произведения.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения (П.); формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев (П.).

Продуктивный уровень: К., СП.

Поиск нужной информации по заданной теме. Использование различных видов чтения

Стр136-138

11.04

57

Идейно-художественное своеобразие поэмы.

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

1

Знать: содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства (П.).

Поиск нужной информации по заданной теме. Владение

Записи в тетради, стр 138-161

15.04


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Цели: совершенствовать навык  анализа поэтического произведения; выделить основные темы и проблемы; отметить стилевое многообразие поэмы

Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств (П.); выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному

(П.). Продуктивный уровень: К., ЦО.

основными видами публичных выступлений

58

Народно-поэтическая основа, юмор в поэме.

Цели: совершенствовать навык анализа поэтического произведения; проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Тёркина; определять роль изобразительно-выразительных средств

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

1

Знать: образную природу словесного искусства (П.).

Уметь: анализировать художественный текст; давать характеристику герою (П.); характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выражать свое отношение к прочитанному (П.); участвовать в диалоге.

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Владение монологической и диалогической речью.

Выбор

и использование выразительных средств языка

Стр 114-136 вопросы

18.04


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

59

Чувства и мысли  поэтов в стихотворениях о ВОВ.

Цели: развитие письменной и устной речи; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом стихов; совершенствовать навыки выразительного чтения

Исследовательская.

Грамзаписи стихов о Великой Отечественной войне

Самостоятельное планирование и проведение исследования

1

Знать: поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть.

Уметь: выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения

(П.); владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям (П.).

Продуктивный уровень: К., ЦО., Р.

Владение монологической и диалогической речью.

Умение вступать

в речевое общение, участвовать в диалоге, диспуте. Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров

Стр 190-198

22.04


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

60

61

 Возвращение к человечности, состраданию в «Возвращении» А. Платонова.

Главные герои произведения «Возвращение»

Цели: учить умению воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев

Поисковая

Проблемные задания

1

1

Уметь: выразительно читать произведение; анализировать текст (П.); формулировать тему, идею, проблематику (П.); выражать свою точку зрения (П.).

Продуктивный уровень: К., СП.

Владение монологической и диалогической речью.

Умение вступать

в речевое

общение, участие

в диалоге, диспуте

Стр 164-165

25.04

29.04

62

 Тема детства в рассказе В. Астафьева «Фотография..."

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Астафьева; вызвать интерес к теме детства в рассказе «Фотография, на которой меня нет»; совершенствовать навык анализа художественного произведения

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

1

Знать: основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение (П.); выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения (П.); владеть различными видами пересказа.

Продуктивный К.

Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров. Проведение информационно-смыслового анализа текста

Стр 202-220 вопросы

6.05


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

63

64

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.

 Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине.

Цели: познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского Зарубежья; создать условия для осмысления этой темы в творчестве поэтов (Иннокентий Анненский. Николай Заболоцкий, Николай Рубцов, Борис Пастернак, Николай Оцуп, Зинаида Гиппиус, Иван Бунин)

Поисковая

Проблемные задания

1

1

Знать: образную природу словесного искусства (П.).

Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям (П.).

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Осознан ное и беглое чтение текста различных стилей

и жанров. Проведе ние информационно-смыслового анализа текста

Стр 221-226 записи

Стр227-230 записи

13.05

16.05


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

65

Идея пьесы  У. Шекспира  «Ромео и Джульетта ».

Цели (на всю тему): дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, литературы XIX в., литературы XX в.; совершенствовать навык анализа прозаических произведений в единстве формы и содержания

Объяснительно-иллюстративная.

С. Прокофьев. Музыка к балету «Ромео и Джульетта»

Лекция, беседа; работа

с книгой; демонстрация

1

Знать: основные факты жизни и творчества В. Шекспира; содержание трагедии «Ромео и Джульетта» (П.).

Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род

и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств (П.). 

Продуктивный уровень: К., СП.

Поиск нужной информации по заданной теме. Использование различных видов чтения

Стр 235-239 вопросы записи

20.05


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

66

Вечные проблемы в трагедии «Ромео и Джульетта».

Цель: раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность

Объяснительно-иллюстративная.

Иллюстрации художника Ф. Шмаринова

Лекция, беседа; работа

с книгой; демонстра ция

1

Знать: содержание пьесы; образную природу словесного искусства (П.).

Уметь: выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены

(на балконе

и сцена 3 акта)

(П.); строить устные и письменные ответы;участвовать в диалоге по прочитанному произведению (П.).

Продуктивный уровень: К., ЦО.

Выбор вида чтения в соответствии

с поставленной  целью. Извлечение необходимой информации из источников. Владение основными видами публичных выступлений

Знать содержание произведения

23.05

67-68

Сюжет романа В. Скотта

"Айвенго". Итоговая проверочная работа.

Цель: познакомить с основными этапами жизни и творчества В. Скотта

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя; работа с книгой; ознакомительная беседа

2

Знать: об основ.-х этапах жизни

и творч. В. Скотта.

Иметь представление о темах и проблемах

романа «Айвенго

Уметь: формулировать свою позицию относительно прочитанного

Владение монологической и диалогической речью

Стр 327-330 вопросы, список лит.  на лето

27.05

30.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...