Открытый урок в 6-7кл
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Дмитриева Татьяна Ивановна

Л.П. Андреев "Кусака"

На этом рассказе знакомятся с историей жизни собаки, которая потерпела унижения от людей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов.

Урок №37

«Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро».

Цели и задачи:  

  1. Уточнение, закрепление и приведение в систему полученных ранее знаний об анализе стихотворения.
  2. Проверка сформированности умений и навыков учащихся по осмыслению художественного текста,  работа над лексикой стихотворения.
  3. Овладевание методикой быстрого заучивания поэтического произведения.

Тип урока: Урок-исследование.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы обратимся к анализу стихотворения А.Фета «Уснуло озеро». Это стихотворение о природе. Мы научимся осмысливать художественный текст, сделаем поэтическую зарисовку текста, поработаем над лексикой стихотворения. Заучивая наизусть стихи, вы всегда испытываете трудности при работе с текстом. Сегодня, воспользовавшись оригинальной методикой, к концу урока многие запомнят это стихотворение наизусть. Проверим? Итак, мы приступаем к работе с текстом, я читаю медленно каждый абзац, вы внимательно слушаете и вникаете в смысл.

  1. Работа с текстом стихотворения.
  1. Первая строфа:

Уснуло озеро, безмолвен черный лес.

Русалка белая небрежно выплывает.

Как лебедь молодой,

Луна среди небес скользит,

И свой двойник на влаге созерцает.

Чертим вот такую схему в виде креста:

Свет (мир)

 Звук

Цвет

Запах, температура, внутреннее состояние героя

  1. Сейчас я еще раз внимательно прочитаю строфу, и мы попытаемся сделать небольшой анализ. (Я читаю).

На доске опять делается схема и вместе с учащимися мы ее заполняем.

Небо, звезды, луна, озеро, берег, русалка, ночь.

Всплеск от озера, тишина ночи

Черный, белый, желтый, темно-синий

Свежести, травы, воды, рыбы серебро

  1. Работа со словарем.

- Вам встретились в тексте непонятные слова. Давайте с помощью словаря разберемся со значениями этих слов.

Безмолвен – спокойный, мирный, исполненный тишины.

Русалка – сказочное существо (описать русалку с детьми)

Небрежно – нехотя, с нежеланием что-то делать.

Скользит – двигается плавно.

Двойник – зеркальное отражение, очень похожи.

Влага – вода, поверхность озера или реки.

Созерцает – долго и внимательно смотрит, рассматривает, любуется собой.

Вопрос: Чьими глазами мы видим мир стихотворения? И что, по-вашему, делает лирический герой? (Стоит, сидит или лежит! Еще раз зачитывается четверостишье.)

  1. Я зачитываю вторую строфу стихотворения:

Уснули рыбаки у сонных огоньков,

Ветрило бледное не шевельнет ни складкой.

Порой тяжелый карп плеснет у тростников,

Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.

- Заново чертим схему для второй строфы и проделываем с классом такую же работу, как и с первым абзацем.

Рыбаки, тростник, ветрило, огоньки костра, котелок с ухой, круг на воде

Плеск карпа, посапывание рыбаков

Желтые и синие огоньки от костра, черная вода, серебро

запах тепла, костра и ухи

тепло летней ночи и приятная озера

  1. Работа со словарем:

Ветрило – парус (устаревшее).

Складка – опущенный парус.

Плеснет – ударять чем-либо плашмя (карп это делает хвостом)

Вопрос: А где сейчас находится лирический герой и что он делает? (Лирический герой во второй строфе лежит рядом с рыбаками и наблюдает за ними взглядом).

Я еще раз зачитываю вторую строфу стихотворения классу.

  1. Работа с третьей строфой стихотворения.

Как тихо…Каждый звук и шорох слышу я;

Но звук тишины ночной не прерывают,-

Пускай живая трель ярка как у соловья,

Пусть травы на воде русалки колыхают…

Учащиеся самостоятельно делают анализ третьего четверостишья по данной схеме устно.

  1. Работа со словарем:

Трель – переливчатый звук, употребляемый в музыке.

Колыхают – слегка качаются, колеблется.

Не прерывают – не останавливается.

Вопрос: Рассказать, что в данную минуту делает наш лирический герой. (Лирический герой закрыл глаза и приготовился ко сну, этот мир мы уже не видим, а слышим вместе с ним. Жизнь не закончилась, она продолжается и в этом нас убеждают слова «пускай» и «пусть».). Затем  зачитывается третья строфа стихотворения, а потом полностью все стихотворение.

  1. Работа с лексикой стихотворения:

Задание №1.

Посчитать в тексте  гласные и согласные. Чего больше?

Работа коллективно проверяется. Выявляются следующие средства мелодики:

  • использование перекрестных мужских и женских рифм;
  • аллитерации (нагнетение звуков [л], [н] передает плеск воды; употребление звуков [з],  [с],  [ш] передает ночные шорохи;
  • ассонансы (гласные звуки [у], [о] подчеркивают покой ночи.

Задание №2

Посчитать количество глаголов и существительных.

На 60 слов стихотворения приходится 11 глаголов. Движение медленное, мир в дреме, но полон жизни

Задание №3

Правильно написать строчку стихотворения из данных слов.

Рыбаки, у, огоньков, сонных, уснули.

Д/задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...