Технологическая карта урока литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Рапопорт Вероника Леонидовна

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева "Муму" на тему "Славный он был мужик..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk-rapoport-1-ispr.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Фамилия Имя  Отчество: Рапопорт Вероника Леонидовна

Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Тема урока: «Славный он был мужик...» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму»)

Цель: обеспечить условия для усвоения учащимися характеристики литературного героя на примере образа Герасима по рассказу  И.С.Тургенева «Муму»

Задачи

образовательные

развивающие

воспитательные

совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;  освоение теоретико-литературных понятий

создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей  

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.

УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

осознанное, уважительное и доброжелательноео отношение к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование,  прогнозирование; контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия)

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Планируемые результаты

Предметные (знать)

Предметные (уметь)

Метапредметные

Личностные

Понятие «портрет», характеристика персонажа, авторская позиция

Находить в тексте художественного произведения цитаты, подтверждающие авторскую позицию

Умение вести диалог, аргументировать свое мнение

Формирование начальных навыков рефлексии, готовности к саморазвитию, доброжелательности

Понятия: портрет, характеристика персонажа, авторская позиция

Межпредметные связи: русский язык, история

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный

Технология: ИКТ, здоровьесберегающие, диалогового обучения

Этапы  урока 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные результаты

 Формируемые УУД

Методы обучения

Организационный момент

 

Готовность класса. Приветствие

Проверяют необходимые предметы на рабочем столе

 

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

Актуализация знаний

 

Дает установку:

«Сегодня у нас урок-знакомство» (прикрепляет на доску блок кластера «Знакомство»);

«Что такое знакомство?»

Вопросы для учащихся, вызывающие мыслительную деятельность

«Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться»

«Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?»

 Работа с кластером

«Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?»

«Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?»

Предполагаемые ответы: «поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности»

Представление о понятиях, которые помогают охарактеризовать человека 

 1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Проблемное обучение, частично-поисковый, использование ИКТ

Активное целеполагание

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

Необходима тема для общения

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

частично-поисковый

Изучение нового материала

 

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик…». Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И.С.Тургенев называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь».

Фронтальный опрос

Какие чувства у вас возникали во время чтения?

Кто вызывал у вас эти чувства?

Давайтвспомним и назовем основных героев рассказа (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)

Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)?Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться?

Почему именно с ним?

Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом?

Запись темы в тетради, ответы учеников

Осмысление литературного портрета героя

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Проблемное обучение, частично-поисковый

Первичное осмысление и закрепление

 

Составление портрета литературного героя по схеме

Делятся на группы

Работа по памяткам-инструкциям по группам ( 4 группы)

Запись основных выводов в тетрадь

Составление портрета литературного героя по схеме

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- умение работать в группе, находить общее решение;

-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Проблемное обучение, частично-поисковый

Портрет Герасима

Можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»?

Ответы учащихся

Выступление учащихся от группы

- Сумел ли автор доказать, что герой его славный?

-  А вы могли бы назвать Герасима славным?

- Какие качества героя вам близки, ценны для вас?

Способность выявлять авторскую позицию и давать свою оценку качествам персонажа

1)Личностные:

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

 3)Коммуникативные:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Итоги урока.

Рефлексия

 

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

«Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. А если кто-то уже разгадал эту загадку, то замечательно».

Ответы учащихся

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Домашнее задание

 

С.224, в.10 инструктаж 

 

 

 

Памятка-инструкция №1
(для групповой работы)
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Каким вы представляете Герасима?
  • Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
  • Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?
  • Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
  • Почему автор сравнивает героя с гусаком?
  • Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.

3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

 

Памятка-инструкция №2
(для групповой работы)
Обязанности Герасима

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Чем занимался Герасим в деревне?
  • Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?
  • Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.
  • Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)
  • Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

 

Памятка-инструкция №3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка каморки Герасима)

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Найдите описание каморки Герасима.
  • Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
  • На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
  • Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
  • Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

 

Памятка-инструкция №4
(для групповой работы)
Поведение Герасима

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?
  • Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»?
  • В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?
  • Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?
  • О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...