Подготовка к ЕГЭ по литературе. Анализ поэтического текста.
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Анализ стихотворения В. Брюсова "Кинжал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_poeticheskogo_teksta_1.pptx136.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ поэтического текста Учитель русского языка и литературы УОР №1 г. Екатеринбурга Фомичева Т.Н . Подготовка к ЕГЭ

Слайд 2

Валерий Брюсов Кинжал Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок... М. Лермонтов Из ножен вырван он и блещет вам в глаза, Как и в былые дни, отточенный и острый. Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры. Когда не видел я ни дерзости, ни сил, Когда все под ярмом клонили молча выи, Я уходил в страну молчанья и могил, В века загадочно былые. Как ненавидел я всей этой жизни строй, Позорно-мелочный, неправый, некрасивый, Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой, Не веря в робкие призывы. Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена, Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми,— затем, что я поэт, Затем, что молнии сверкали.

Слайд 3

В. Брюсов «Кинжал» 1.К какому литературному течению начала 20 века относится творчество В. Брюсова?

Слайд 4

2. Стихотворение написано в жанре Торжественной оды Поэтической декларации Романтической баллады Философской элегии

Слайд 5

3.Тематика стихотворения «Кинжал» связана с л юбовными переживаниями поэта р ассуждениями поэта о конечности бытия р аздумьями о мире природы и человека р азмышлениями о назначении поэта и поэзии

Слайд 6

4.Восстановите логику композиционного построения стихотворения, сопоставив данные левой и правой колонок 1 строфа 2 строфа 3 строфа 4 строфа 5 строфа В. Брюсов «Кинжал» а ) анализ причин собственного социального равнодушия, разрыв между творчеством и современной жизнью; б) возвращение к бурной современности; в) тезис о родственности поэзии и оружия в прошлом и современности;

Слайд 7

5. Найдите во 2 строфе стихотворения два примера перифраза. 6. Найдите примеры эпитетов в стихотворении. 7. На какой звук в 4 строфе В.Брюсов применяет аллитерацию ? В. Брюсов «Кинжал»

Слайд 8

8. Почему, по-вашему, В.Брюсов взял эпиграфом к своему стихотворению строчки из произведения М.Ю. Лермонтова «Поэт»? (дайте развернутый ответ)

Слайд 9

Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал, — Наследье бранного востока . Наезднику в горах служил он много лет , Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу . Забавы он делил послушнее раба , Звенел в ответ речам обидным. В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и постыдным . Он взят за Тереком отважным казаком На хладном трупе господина, И долго он лежал заброшенный потом В походной лавке армянина . Теперь родных ножон , избитых на войне, Лишен героя спутник бедный; Игрушкой золотой он блещет на стене — Увы, бесславный и безвредный Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает ... М. Лермонтов «Поэт»

Слайд 10

М . Лермонтов « Поэт» В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье ? Бывало, мерный звук твоих могучих слав Воспламенял бойца для битвы; Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы . Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных . Но скучен нам простой и гордый твой язык; — Нас тешат блестки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны ... Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?

Слайд 11

ПЕРИФРАЗ – выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. ЭПИТЕТ – образное выразительное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета, явления. АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение однозвучных согласных, придающее стиху особую выразительность. В. Брюсов «Кинжал»

Слайд 12

1 - символизм 2 – 2 3 - 4 4 – 1-в, 2-а, 3-а, 4-б, 5-б ОТВЕТЫ В. Брюсов «Кинжал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по литературе "Анализ поэтического текста"

презентация может быть использована на уроках литературы в 9-10 классах...

Презентация урока литературы "Анализ поэтического текста. Б. Ахмадулина "По улице моей который год..."

Электронный образовательный ресурс в формате MPP для проведения урока литературы в 9-11 классах....

Пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах".

Данное пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах" посвящено методике обучения анализу поэтического текста учащихся 5 - 11 классов. Пособие предназначено дл...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)

Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...

Урок литературы в 6 классе Елабужской школы – интерната для детей с ОВЗ. Тема урока: анализ поэтического текста А.А. Фета«Весенний дождь»

Урок литературы в 6 классе Елабужской школы – интерната для детей  с ОВЗ. Тема урока: анализ поэтического текста А.А. Фета«Весенний дождь»...

«Анализ поэтического текста как средство подготовки к сочинению-рассуждению»

Конспект урока, основанный на анализе стихотворения Е.А.Баратынского "К чему невольнику мечтания свободы?"...

"Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании".

quot;Некоторые приемы технологии лингвистического анализа поэтического текста на уроках литературы в аспекте преемственности в школьном образовании"....