технологическая карта урока литературы в 11 классе по повести А. Платонова "Котлован"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Алексеева Галина Алексеевна

технологическая карта к заключительному уроку по повести А.Платонова "Котлован" с презентацией PowerPoint

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок: литература

Тема урока: Заключительный урок по повести А .Платонова «Котлован» (Тему формулирует учащийся в конце урока)

Дата проведения урока: 15. 04 2013 .

Класс: 11-А

ОУ: ГБОУ СОШ № 117

Учитель-предметник: Алексеева Г.А. слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»

     УМК:  текс повести А. Платонова « Котлован»

Цели для ученика

Обучающие:

1. Совершенствовать навыки чтения художественного текста, анализировать и синтезировать прочитанное.

2. Уметь видеть особенности языка писателя.

3. Определять место произведения в контексте русской литературы и культуры.

4. Формировать практические умения и навыки обучающихся  видеть связь между различными произведениями искусства, созданными в одну эпоху .

Развивающие:

Характеризовать художественный образ как способ познания мира. Развивать умения сопоставлять и делать выводы, коммуникативные умения,  познавательного интереса у обучающихся к произведениям русской литературы и культуры, в целом

Воспитывающие:

Воспитывать бережного отношения к слову и русской культуре. Формировать способность самостоятельно мыслить.

Цели для учителя

Образовательные: 

помочь обучающимся понять замысел писателя,

постичь художественный мир произведения и определить место произведения в русской культуре.

Развивающие: 

создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития самостоятельного, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация, обобщение).

Воспитательные:

воспитывать  бережное отношение к слову, гордость за .Отечество и  русскую культуру, воспитывать  способность иметь собственное мнение.

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Традиционная  (урок-практикум)

Опорные понятятия.

Сюжет. Движение сюжета

Композиция и  элементы

Типичный герой русской литературы

Новые понятия


Утопия и антиутопия



Формы контроля

Фронтальный

Домашнее задание
Написать сочинение- миниатюру (200-250 слов) по предложенным темам

1.Почему мы читаем А. Платонова сегодня?

2.Смысл название повести «Котлован».

3.Повесть «Котлован» как антиутопия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

5 минут.



Включить в деловой ритм.

Сообщить  цели и задачи урока.

Мотивироватьучебную деятельность.

.

Готовятся к работе.

Активизируют знаний о движении сюжета в произведении, о герои и его пути.,опорные слова записывают в тетрадь.

Словесная форма.

Беседа.Устная и частично письменная работа над опорными словами писателя.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний


8 минут.

Формулировать задание- воссоздать путь героя.

Организовать обсуждения.

Путь героя в произведении (на доске и в тетради ( создание схемы)

Работают в тексте и тетрадях над лексикой  писателя

. Фронтальная работа в тетрадях .Индивидуальная на доске.

Иллюстративно-словесный метод.

.

Личностные:  оценивание своего знания сюжета

Познавательные:
анализ слова с целью создания картины мира  писателя

.Умение видеть элементы сюжета и композиции Видеть особенности слова писателя..

III. Изучение нового.


12 минут.



Распределить задание

. Создать проблемную ситуацию.

Корректировать выполнения задания.

Читают текст. Подчеркивают опорную лексику                    Работают самостоятельно над  словом,

выстраивают ассоциации.

Письменно формулироват  собственное мнение  о  финале повести. Читают свои работы. Обсуждаются в классе.

Практический метод.
Приём познавательной активности через  чтение и творческое задание.

Личностные:

Определение и формулирование собственного мнения,

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить письменное речевое высказывание, ком муникативные:

умение слушать товарища и корректно оценивать его работу

Умение самостоятельно мыслить. Делать выводы о художественной позиции писателя через его слово.

1V. Актуали-зация новых знаний.

15 минут

Устанавливает осознанность восприятия, подключая проблемный вопрос

(  мысль Ф М Достоевского о правомерности насилия.)
Первичное обобщение. Корректирует ход урока и ответы учащихся.

Обобщает выводы и подводит к высказыванию

П Я Чаадаева

Письменно сопоставляют взгляд писателей 19 и 20 веков на проблему

Читают вслух эпизоды, аргументирующие свою позицию.

Формулируют понятие утопии и антиутопии

Совместно с у чителем  составляется список  великих утопистов  и писателей , создавших антиутопии.

Самостоятельно делают надписи к рисункам художника- современника. П Филонова. Аргументируют устно. Проводят ассоциации.

Делают выводы.

Беседа. Комментированное чтение. Формулирование понятий. Сопоставление.

Работа с презентацией

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные – умение выделять основную мысль прочитанного,

умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,; коммуникативные:

умение слушать и слышать высказывание товарищей

Умение грамотно строить предложения., осмыслять

и сопоставлять мнения, обобщать и делать выводы.

V.Рефлексивно-оценочный этап.

3 минуты.

Организует рефлексию.

Называют урок.        Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

 Запись  в тетради.

.Беседа.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

VII.  Домашнее задание. 2минуты

Объясняет домашнее задание. .

Записывают в тетрадь с доски.

                                                                           Приложение

1.Схема

      Завод----котлован-----колхоз-----котлован

Индустриализация            Коллективизация

       Город                                  деревня

      Социум                                природа

Какой мир  открылся Вощеву?  -запись под диктовку детей по колонкам.

  1.     Утопии

Т Мор (1478- 1535) «Утопия»  - 16 век

Т Кампанелла (1568- !639) «Город солнца» - 17 век

Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) « Что делать?» - 19 век

                                      Антиутопии

                    Ф. М. Достоевский (1821-1881) «Преступление и наказание». «Бесы»- 19 век

                     Е. Замятин (1884- 1937) « Мы»- 20 век

                      А. Платонов (1899- 1951) « Котлован» - 20 век

     3.       Презентация по теме урока прилагается.              

                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Андрей Платонов (1899-1951) )

Слайд 2

Ф.М.Достоевский (1821-1881)

Слайд 3

Скажи мне сам прямо, я зову тебя, - отвечай: Представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребеночка, бившего себя кулачонком в грудь и на неотомщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги! - Нет, не согласился бы, - тихо проговорил Алеша. - И можешь ли ты допустить идею, что люди, для которых ты строишь, согласились бы сами принять свое счастие на неоправданной крови маленького замученного, а приняв, остаться навеки счастливыми? - Нет, не могу допустить. Брат, - проговорил вдруг с засверкавшими

Слайд 4

Павел Филонов (1883-1941) (1883-

Слайд 8

Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами,с преклоненной головой и запертыми устами. Я нахожу ,что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее. П. Я. Чаадаев (1794-1856)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...