урок чтения
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Галина Ивановна Тарасенко

данный конспект представляет собой обобщающий урок по чтению для 8 класса коррекционной школы. на уроке систематизируются и обобщаются знания обучающихся по чтению за учебный год, развиваются навыки работы с текстом, умение анализировать, обобщать, самостоятельно делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок

 по чтению «Значение книги в жизни человека»

 8 класс

ЦЕЛИ:

  1. обобщить имеющиеся у обучающихся знания по произведениям, изученным в течение года, систематизировать понятия «гуманизм», «патриотизм», «честность» и др., проверить знания поэтических произведений и навыки техники чтения;
  2. развивать навыки работы с текстом, умение анализировать, обобщать, самостоятельно делать выводы;
  3. воспитывать любовь к книге, к Родине,  чувство товарищества, коллективизма, гордости за свою Родину.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • выставка книг о войне,
  • выставка «Моя любимая Родина»,
  • фонозапись «Вставай, страна огромная!»,
  • проектор

ЭПИГРАФ

Книга – учитель, книга - наставник.

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

                                                В. Набоков

ХОД УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  2. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

  1. Рассказ учителя.

Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по чтению. Мы постараемся  систематизировать имеющиеся знания о произведениях русских писателей и поэтов, о героях рассказов, стихотворений, понять, какую роль играет книга в нашей жизни.

  1. Чтение учеником стихотворения В.Бокова «Книга мой друг».

Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг,

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота – набить бы живот,

Где калорийная, вкусная пища

Пищу духовную не признает.

Книга – советчик,

Книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец.

Книга – нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец…

  1. Фронтальная беседа

- Как вы понимаете слова «Книга – близкий товарищ и друг», «Книга – наставница», «Книга – учитель» (ФРАЗЫ ОТОБРАЖАЮТСЯ НА ДОСКЕ).

Рассуждения детей.

  1. Знакомство со словами У. Гээлита

«Книги вкрадываются в наше сердце, слово поэта примешивается в нашу кровь. Мы читаем их в молодости, вспоминаем о них в старости. Мы дышим их атмосферой и обязаны им всем».

- Как вы понимаете значение этих слов?

- Давайте погрузимся в произведения писателей и поэтов XIX века и поговорим о судьбе русского народа, о проблемах, которые поднимают авторы в своем творчестве.

- Назовите поэтов, изученных нами, которые писали о  горькой судьбе человека. (А.Кольцов, И. Никитин и др.).

- Вспомните и прочитайте стихотворения А.Кольцова «Раздумье селянина» и И. Никитина «Деревенский бедняк».

  1.  Чтение стихотворения А. Кольцова «Раздумье селянина» (чтение учеником).

  1. Чтение стихотворения И. Никитина «Деревенский бедняк» (чтение учеником).

- Что объединяет эти стихотворения?

- Какова судьба русского народа в царской России?

Вывод: Трудно жилось народу в царской Руси.  И. Никитин говорит: «Господь Бог  крестьянину душу теплую дал».

- Как вы понимаете эти слова? Докажите словами автора.

Вывод: В какие бы века и в какое время не жил русский человек, он  всегда восхищал писателей и поэтов силой воли, готовностью помогать друг другу, любовью к жизни, трудолюбием.

- Назовите произведение, в котором автор восхищается красотой, трудолюбием русской женщины?  (Н. Некрасов «Крестьянка»)

  1. Чтение отрывка из поэмы Н.Некрасова «Мороз, Красный нос» (наизусть).

Вывод: Не только взрослые, но и дети вынуждены были работать день и ночь, чтобы помочь своим родителям.

- В каком еще изученном нами произведении рассказывается о детях и нелегком детском труде в царской России?

- Чем  они были  заняты в летом и осенью, зимой и весной?

8)Н. Некрасов «Крестьянские дети» (ученик читает отрывок наизусть).

Вывод: Нелегко приходилось детям в дореволюционной России. Но, как и во все времена, они радовались жизни, постигали азы науки, познавали жизнь, учились жизни у окружающих.

- Вспомните, в каких произведениях дети стараются узнать людей, понять какие чувства и качества надо ценить и воспитывать в себе?

  1. Работа по произведению Л.Толстого «Детство»

Чтение абзацев по учебнику (стр. 140 2 абзац, 3 абзац).

                                                (стр. 141 6 абзац).

Вывод: Надо уметь понимать окружающих, ценить их присутствие, беречь их, чтобы продлить минуты общения с ними.  Перед каждым человеком рано или поздно встает вопрос о прожитой жизни, воспоминаниях  детства, юности. И каждый человек должен сделать так, чтобы потом не пожалеть, что что-то недоделал, недосказал.

- Кто и в каком произведении вспоминает о событиях юности?

  1. Чтение стихотворения А.Пушкина «Цветок» (читает ученица наизусть).

СЛАЙДЫ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ

  1.  Рассказ учителя.

В нашем учебнике много произведений о  родной природе, рядом с которой проходит жизнь человека. Именно природа вдохновляет нас, радует, успокаивает, приносит наслаждение, поможет пережить горе.

- Назовите произведения о природе и их авторов?

- Прочитайте стихотворения, наиболее понравившиеся вам: «Унылая пора» А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчев «Листья», А. Майков «Осень».

Вывод: Природа и человек неразделимы. Любовь к природе – это любовь к Родине

  1.  Чтение стихотворения С.Есенина «Спит ковыль».

Знакомство с высказыванием Д.Костолани:

Посредством книги могут говорить мертвые.

Книга ломает бронзовые двери склепов. Книга есть вечность нашей бренной жизни. Она возглашает, что лучшая часть нашего существа избежит тлена, что нашей смерти все же нет, что есть только воскресение.

  1.  Беседа

-   Вместе с весной  к нам приходит один из самых светлых, но вместе с тем и грустных праздников. Какой это праздник? (День Победы).

- Но прежде, чем наступает Победа, человек проходит через многие испытания. Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, что их объединяет?  СЛАЙДЫ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ, ВОЙНЫ.

- Их объединяет борьба за свободу и независимость.

- Назовите произведения, в которых описывается борьба народа за счастье (Сказка «Иван – крестьянский сын», былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», роман А. Фадеева «Молодая гвардия», Л. Толстой «Севастопольские рассказы», повесть В.Катаева «Сын полка», повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»).

  1.  Беседа. Работа с текстом. Выборочное чтение.

- Что спрашивает перед смертью герой рассказа Л. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» Козельцев? (Что, выбиты французы везде? – спросил он у священника. – Везде победа за нами осталась, - отвечал священник – стр. 134).

- В чем видит автор причину высокого духа защитников Севастополя в рассказе «Севастополь в декабре»? (лежащее в глубине души каждого – любовь к Родине – стр.130).

- Как называл разведчиков автор повести «Сын полка»? Почему?

- Что руководило поведением Сережки Тюленина из романа «Молодая гвардия»?

- Назовите героя «Повести о настоящем человеке»?

- Что объединяет всех героев?

- Какое отношение вызывает у вас Алексей Мересьев?

  1.  Пересказ понравившегося эпизода из «Повести о настоящем человеке».

  1. Инсценировка учащимися беседы журналиста с Алексеем Петровичем Маресьевым. Фрагмент интервью.

Вывод: у этой книги удивительная судьба. Ее знают во всех странах мира. У нас она издавалась более ста раз.  

СЛАЙДЫ О ПОБЕДЕ В ВОВ

Эти герои и тысячи других приближали День Победы, которая была необходима.

17)Чтение стихотворения А.Суркова «День торжества»

 

18) Рассказ учителя. 70-летие освобождения города Курска, 70-ая годовщина Великой Победы, 70-летие Курской битвы.

19) Работа с пословицами. СЛАЙДЫ

Выберите наиболее подходящую для себя пословицу:

Без дела жить, только небо коптить.

Век живи, век трудись.

Живи для людей,  поживут и люди для тебя.

Труд человека кормит, а лень портит.

  1. Заключение о значении жизни человека.
  1. Значение книги в твоей жизни. Работа с эпиграфом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"

Урок создает условия для обучения  правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает   ...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс

Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить  формирование  правильной...