Урок в 9 классе И.А.Бунин "Темные аллеи"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Глинкина Елена Михайловна

Данный урок по теме «Любовь как источник света» по рассказу И.Бунина «Темные аллеи» разработан в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая отвечает требованиям, предъявляемым новым ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_bunin.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon rabota_v_gruppe_nadezhda.doc57 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon tyomnye_allei.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.А.Бунин «Темные аллеи»

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята!!! Меня зовут Елена Михайловна, я очень рада видеть вас!! Давайте все улыбнемся друг другу и начнем работу!!

СЛАЙД 1

Наше сегодняшнее занятие будет проходить в 2 группах, которые будут работать над рассказом И.А.Бунина «Темные аллеи». На столах перед вами лежат инструкции по выполнению ряда заданий.  А вот для того, чтобы мы с вами смогли определить тему и цель  нашего занятия, я предлагаю вам послушать и посмотреть небольшое вступление. Итак, мы отправляемся в путь!

СЛАЙД 2

(«Любовь – волшебная страна»)

- О чем эта музыкальная композиция?

Совершенно верно, о любви.. А что таит в себе это понятие?

СЛАЙД 3

 Подберите слова-синонимы к слову любовь в каждой букве этого определения..

А теперь скажите, что же такое, по-вашему, любовь?? Продолжите фразу: любовь – это…..

СЛАЙД 4

Хорошо.. а теперь скажите, что станет предметом исследования на уроке?(отношение героев к любви)

А объектом исследования? (чувство любви в жизни героев)

Итак, какова же цель нашего исследования? (выявить значение любви в жизни героев и человека вообще.)

СЛАЙД 5

Ребята, тема нашего урока: «Любовь – источник света»    ( по рассказу Бунина «Темные аллеи»).

В конце своей жизни Бунин создал «Темные аллеи» - сборник рассказов о любви. Одноименный рассказ открывает книгу, задавая эмоциональный настрой всему циклу. Я думаю, читая рассказ, вы не остались равнодушными.

- Какое впечатление он произвел на вас?

СЛАЙД 6

 - Скажите мне, пожалуйста, почему рассказ, в котором воспевается такое светлое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»? (описано расставание, автор указывает на мрачные стороны любви)

Да, ребята, вы правы, о героях Бунина нельзя сказать словами А.Грина: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя – как бы сильно ни любили друг друга герои, финал рассказов всегда трагичен.

СЛАЙД 7

Сюжет рассказа подсказан стихотворением Н.Огарева «Обыкновенная повесть». Давайте прочтем его фрагменты.

- С каким временем года ассоциируется каждый фрагмент? СЛАЙД 8

 - А с кем из героев можно провести ассоциацию?

- Ребята, задумайтесь, почему во втором фрагменте стало вдруг темно? Что исчезло? А что исчезло из жизни главного героя? Почему в его душе тоже стало темно? Какой вывод из этого следует? (исчез свет, солнце..исчезла любовь..Любовь – это свет, без нее нет жизни..)СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

Перед вами высказывание французского драматурга Жана Батиста Мольера: «В душе настал бы мрак…» Согласны ли вы с ним? В качестве гипотезы мы возьмем именно их. Ваша задача – доказать или опровергнуть это высказывание. А поможет нам в этом текст произведения.

Давайте к нему обратимся.

- Кто является главными героями? СЛАЙД 11

  • Что произошло на постоялом дворе?

А сейчас я хочу обратиться к нашим исследователям. Каждая группа будет исследовать своего персонажа.

Ваше первое задание. Выберите из текста описание портретов главных героев. СЛАЙД 12

(заполнение таблицы).

- какое слово является ключевым?(глаза)

- какой мы из этого делаем вывод?(глаза-зеркало души)

- почему именно такое душевное состояние отражается в их глазах?(Надежда предана своей первой любви, ставшей смыслом жизни; Николай Алексеевич- пренебрегает чувством, поэтому мрак и тоска)

СЛАЙД 13

Для того, чтобы выяснить, как герои относятся к чувству любви, необходимо восстановить диалог героев по репликам. Дополните таблицу цитатами из текста.

Прочтите получившийся диалог.

Мы видим, что герои по-разному воспринимают чувство любви. Определите, что значит любовь для каждого из них, по-вашему мнению. СЛАЙД 14

Что же мы видим?(разное понимание, для одного любовь – ничто, пустота, для другого – свет,чистота, смысл жизни)

СЛАЙД 15

Давайте проследим, как же отношение к любви может повлиять на судьбу человека. предлагаю вам по опорным «веточкам» нашего «дерева предсказаний»: дом, семья, дети, общественное положение, память, психологическое состояние – определить, как сложится дальнейшая жизнь героев.

(заполнение таблицы).

1 группа. Как сложилась судьба Надежды?

Предположите, что же произойдет в дальнейшем?

2 группа. Как сложилась судьба Николая Алексеевича?

Ваши прогнозы для него?

А теперь подумайте, что царит в душе у каждого из персонажей? На чьей стороне автор? Почему? Что такое любовь для Бунина? Какова его концепция любви?

СЛАЙД 16

(Любовь – божественный дар, который нужно помнить. А если забыть, значит- лишиться света в душе, и тогда наступит расплата)

Физкультминутка

Любовь – это свет, это воздух, которым живет человек. И нам с вами этот воздух необходим. Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох, пропуская воздух через себя вниз.

СЛАЙД 17

У каждой группы есть детали для выращивания цветка. Как правило, для роста и цветения необходимы определенные условия. Попробуйте вырастить цветок в тех условиях жизни, которые характерны для жизни вашего героя

Небольшая подсказка: почва - это душа, семена – память о любви. Делаем выводы, пока звучит музыка.

СЛАЙД 18

- что же у нас получилось? Какой вывод мы можем сделать?

(любовь – это живительный свет!)

Что мы можем добавить к авторской концепции любви?

(любовь – это свет, озаряющий жизнь человека)

Вернемся к нашей гипотезе. Подтвердилась ли она?

Предлагаю вам написать синквейн к слову любовь.

СЛАЙД 19

(зачитать 2)

В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют светлые и темные начала. Наряду с озаряющим жизнь чувством у каждой пары есть свои темные аллеи. Но…

«Океаны ломают сушу…» СЛАЙД 20

Д/З: сочинение-эссэ «Возможна ли жизнь без любви?»



Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Работа для исследовательской лаборатории

«Любовь как источник света»

( по рассказу И. Бунина  «Темные аллеи»)

Л –

Ю –

Б –

О –

В –

Ь

ЛЮБОВЬ – ЭТО…

Гипотеза -  

   В душе померк бы день и тьма настала б вновь,
    Когда бы из нее изгнали мы любовь.
    Лишь тот блаженства знал, кто страстью сердце нежил,
    А кто не знал любви, тот все равно, что не жил...

                                                                         Жан Батист Мольер

  1. Выберите из текста «Темные аллеи» описание глаз главных героев.

К портрету героев через описание глаз.

Николай Алексеевич

Глаза -

Надежда

                Цвет глаз.

Взгляд

                                            Психологическое   состояние героя.

Поразмышляйте, какое время года отражено в душе героев.

  1. Работа по группам.

Дополните таблицу высказываниями героя о любви.   Прочтите получившийся диалог.

Напишите вывод.

Начните свой ответ так: «Мы считаем, что любовь для героя – это …»

Как понимают любовь герои

Николай Алексеевич

Надежда

«Любовь, молодость — все, все. История пошлая,    обыкновенная. С годами все проходит». 

«Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело»

«Не могла же ты любить меня весь век»!                                                                                                          

«Помнишь, как на тебя все заглядывались»?                                                                                                                    

«И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же   можно такое забыть».                                                                

«Все проходит. Все забывается».                                                                                                                            

«Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила».

«..простить я вас никогда не могла».

«Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».

   

Мы считаем, что любовь для героя – это

Мы считаем, что любовь для героя – это

  1. Проследите жизненный путь указанного героя  на протяжении 30 лет.

Николай Алексеевич

30 лет

Надежда

Дом

Дети

Общественное положение

Память

Психологическое состояние

  1. Ваша группа  от лица персонажа  (цвет карточки  на парте) получает возможность «взрастить» чувство любви. Подумайте, сможете ли вы это сделать.  

Если да, то что вам поможет в этом.

Если нет, то, укажите причины, которые вам мешают.

( На деталях  цветка напишите эти причины).

На партах части цветка – символа любви

Николая  Алексеевича и Надежды.

  1. Сделайте вывод по исследованию. Синквейн.

Любовь .

  1. Домашнее задание.

Сочинение – эссэ «Возможна ли жизнь без любви?»



Предварительный просмотр:

Организационная информация 
Предмет Литература 
Класс/группа, количество человек 9 (14 учащихся) 
Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи» 
Тип урока : урок-исследование (применение ТРКМЧП)
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 
30 минут 
Цели урока Образовательные: 
1. проведение анализа художественного текста рассказа И. Бунина «Темные аллеи»; 
2. раскрытие значения любви как источника света всей жизни человека; 
3. совершенствование навыка определения основной мысли художественного текста 
4. определение особенности изображения темы любви в рассказе «Темные аллеи»; 
5. совершенствование навыков смыслового чтения, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме. 
Развивающие: 
Развитие мыслительных способностей - умение выделять главное, сравнивать, обобщать, характеризовать, прогнозировать, моделировать, доказывать; 
Развитие самоорганизации на уровне саморегуляции через сравнение собственных представлений с информацией художественного текста И. Бунина «Темные аллеи» о любви как нравственной ценности; 
Воспитательные: 
Формирование нравственного представления о чувстве любви; 
Формирование чувства толерантности, терпимости, уважения, отзывчивости, умения управлять эмоциями. 
Планируемые результаты 
Предметные: 

• Знать об особенностях бунинского стиля, об авторском концепте любви; 
• Уметь 
- Выдвигать гипотезы и их обосновывать; 
- выделять ключевые слова в тексте, 
- извлекать, сравнивать, сопоставлять информацию, представленную разными способами: словесно, таблицей, схемой, иллюстрацией,, музыкальной композицией и видеофрагментами; 

Личностные: 
- оценивать и объяснять простые ситуации и поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции автора и со своей собственной, 
Метапредметные: 
формировать на уроке литературы смысловое чтение, включающее «умение определять тему, прогнозировать содержание текста по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов» 

УУД 
которые приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока

• Личностные УУД: самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними. 
• Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. 
• Коммуникативные УУД
Слышать других участников урока, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свой взгляд на решение проблемы, договариваться с товарищами по группе, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы выполнить проектное задание сообща. 
Познавательные УУД: 
Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания путем развития механизма прогнозирования и приемов просмотрового и ознакомительного чтения, 

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС? Данный урок по теме «Любовь как источник света» по рассказу И.Бунина «Темные аллеи» разработан в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая отвечает требованиям, предъявляемым новым ФГОС. Основой ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен «на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры». Технология РКМЧП представляет целостную систему, направленную на формирование качеств современного человека, адаптированного в обществе, способного самостоятельно получать знания, извлекая из различных информационных источников, и моделировать их. Благодаря ТРКМЧП ученики не пассивно воспринимают прописные истины, а в активном напряжении мыслительной деятельности идут к ним, получая чувство радости и удовлетворения от исследовательской работы. Анализ художественного произведения – извлечение закодированной информации, послание автора, ведущего к постижению истины. Поэтому учителем заранее продумывается образовательная среда урока, которая должна стать движущей силой активности ученика  по формированию и развитию УУД. Для создания образовательной среды был разработан дидактический материал урока (путевой лист, содержащий инструкцию для работы учащихся в исследовательской лаборатории по решению ряда учебных ситуаций), выстроенный в рамках основных этапов технологии РКМЧП. 
На стадии вызова созданы условия для того, чтобы ученик систематизировал свои уже имеющиеся знания по предложенной теме, опираясь на них, выдвинул гипотезу о сущности понятия любви как источника света всей жизни человека. Информация выслушивается, записывается, обсуждается. 
Стадия осмысления (реализации) осуществлялась через погружение учащихся в текст, организацию непосредственного контакта ученика с новой информацией (текст, презентация), сохранение у исследователя интереса к знанию за счет и постепенного продвижения от «старого» знания к «новому». Для этого ученик получил возможность проанализировать собственные знания самостоятельно, в результате этой деятельности зафиксировать, что ему знакомо, что для него является новым, а что порождает вопросы. В результате, ребенок сам обнаруживает новое знание, что позволяет ему безболезненно признавать свое право на ошибку и других, не задевается его самолюбие, он не может быть унижен бестактностью учителя или другого ученика, возрастает его интеллектуальная самостоятельность как основа самоуважения и чувства собственного достоинства. 
На стадии рефлексии (размышления) ученики вернулись к первоначальным записям – предположениям для их творческой переработки, анализа, интерпретации и т.д. на основе новой информации. Учащимся было предложено провести эксперимент и сделать вывод по исследованию. 
В результате проведения урока у учащихся, безусловно, сформировалось нравственное отношение к чувству любви как источнику света жизни каждого человека, понимание бунинского концепта любви и раскрытие его как дара и соотнесение данной нравственной категории с жизнью и судьбой страны. Работа с текстовой информацией направлена на развитие читательских компетенций учащихся,
Такие знания, полученные на уроке литературы посредством « погружения» в текст и самостоятельного извлечения из него подтекстовой информации, способствуют развитию творческих способностей.
Данный урок предусматривал работу в двух группах (по количеству персонажей произведения), что позволило учащимся проводить отбор информации для определенного героя, быть более внимательными к ключевым словам, помогающим раскрыть не только образ героя, его понимание чувства любви, но и определить авторское отношение к герою. Также работа в группе становится работой в команде и для команды, где можно высказать свою точку зрения и прийти к общему мнению, потому что так в маленьком интеллектуальном пространстве формируются и развиваются у каждого участника исследовательской лаборатории очень важные в современном обществе качества сотрудничества, толерантности. 
• На протяжении всего урока ведущей деятельностью стала деятельность самого ученика: от мысли к действию, а значит к знанию, что ведет к повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, к повышению качества образования учеников, к результату – становлению личности ученика, умеющего работать с разными видами информации. 
• Роль учителя на уроке литературы данного типа координирующая, направляющая. Учитель имеет возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. 
• Т.о., данный урок посредством применения ТРКМЧ  отвечает требованиям ФГОС и реализует системно-деятельностный подход в обучении. 

Почему именно  эта технология позволяет достичь поставленных целей и задач урока? Основным условием, при котором реализуется проведение данного урока, является создание проблемного обучения, при котором процесс познания становится исследовательским. Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие. 
С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.)  учащиеся побуждлисьт к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 
Технология позволила за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления: 
 повысить в несколько раз эффективность и качество обучения. 
 осуществить воспитательный процесс (работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества). 
 Способствовать становлению и развитию у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. 
Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия 
При отборе методов и содержания урока по теме «Любовь как источник света» учитывались психолого-педагогические особенности учащихся 9 класса. 
Подростковый возраст—это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребенка претерпевает кардинальные изменения, развертывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребенке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых. Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально-нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности

Поэтому деятельность учащихся была организована от начала до завершения урока с учетом изучаемой проблематики, разнообразия исследовательских заданий и их постепенного усложнения. На уроке использовались индивидуальная, групповая формы организации самостоятельной деятельности учащихся. При составлении путевого (исследовательского) листа учитывались индивидуальные особенности учащихся: внимание, память, мышление, читательские компетенции.
Дополнительная информация 
Ресурсы, оборудование и материалы 
Компьютер, проектор, аудиозапись. 
Заготовки для проекта ( выращивание розы) 
Фрагменты из кинофильмов «Не покидай», «Жестокий романс», «Темные аллеи». 
Музыкальные композиции: «Песня о волшебной розе»,. «Надежда» Музыка Е. Крылатов слова Л. Дербенёв, 
«Любовь - волшебная страна» Автор текста: Рязанов Э. Композитор : Петров А. 



Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап/ы: 
- инициация (приветствие, знакомство) 

- вхождение или погружение в тему (целеполагание), 


1.
прием «Мозговой штурм» на основе «синектики» 
Этап урока: инициация (начало образовательного мероприятия, знакомство) 
Название метода: «Мозговой штурм» на основе «синектики». 
Происхождение метода: метод был предложен американским ученым У. Гордоном в конце 1950-х начало 60-х годов ХХ столетия. 
Цель: активизация мыслительной деятельности, обсуждение и отбор эмоционально-образных аналогий в обстановке межличностного взаимодействия. 
Необходимые материалы: поиск музыкальной и художественной композиции, подготавливающей восприятие учащихся новой темы. : Просматривание и прослушивание композиции нацеливает учащихся на определение основной ее мысли, выявление главного образа (по ключевому слову), вызывает уже имеющиеся знания по данному образу. Учащиеся самостоятельно определяют тему, предмет и задачи урока. 
Примечание: этот метод наглядно показывает: применение интуитивно-образного мышления участников – первый шаг к успеху на уроке. 
2. Название метода: «Скважины» 
Этап урока: вхождение в тему через погружение учащихся в тексты Н. Огарева и И. Бунина. 
Происхождение метода: метод описан Граник Г.Г. (Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы) 
Цель: заполнение «скважин» – пробелов, «пустых мест» в тексте. 
Необходимые материалы: текст стихотворения Н. Огарева, представленного в презентации 
организация непосредственного контакта ученика с новой информацией, сохранение у него интерес к знанию за счет постепенного продвижения вперед. Ученикам предлагается, сравнивая два фрагмента, обнаружить «скважины»: времена года, внутреннее состояние героев двух фрагментов. Что-то исчезло, и « Стало все темно». Учащиеся устанавливают связь: любовь – свет, без которого жизнь не жизнь. 
Примечание: этот метод позволяет учащимся самостоятельно обнаружить новое знание, безбоязненно высказать свою точку зрения. 

3Фаза 2 «Работа над темой» 

Этап урока: Осмысление содержания 
Метод поэтапного осмысления текста.
 
В основе метода поэтапного осмысления текста лежит дифференциальный алгоритм чтения, разработанный Кузнецовым О.А., Хромовым Л.Н 
Цель: выработать умение разделять текст на смысловые фрагменты, в которых легко будет по некоторым ключевым словам понять основные идеи автора. Они, в свою очередь, позволят вам выявить основное значение текста, повысить скорость и эффективность понимания прочитанного материала. 
выявление опорных (или ключевых) слов — это тех слов, которые обозначают предмет, состояние, действие и несут основную смысловую нагрузку. В основном в качестве ключевых слов выступают имена существительные и прилагательные, глаголы. Учащимся предлагается поработать с ключевым словом – глаза. 
Далее учащиеся составляют смысловые ряды, которые представляют собой пары слов, в состав которых входит ключевое слово и дополняющее или определяющее его слово. Именно смысловые ряды являются теми фундаментальными кирпичиками, на которых держится смысл всего текста. Все вместе они представляют собой суть текста, его смысловое ядро.Выделение смысловых рядов в тексте является подготовительным этапом к его качественной обработке — определению доминанты, т.е. сути текста в целом. Умение извлечь главную мысль автора из его произведения отличает активное чтение от пассивного, выявляет аналитический, творческий подход читателя к материалу. В частности, говоря о доминанте текста рассказа И. Бунина «Темные аллеи», учащиеся выходят на доминанту души героя, его психологического состояния, выраженного в определенном времени года (ранее учащиеся уже смогли установить художественное время года и в стихотворении Н. Огарева «Обыкновенная повесть», и теперь в рассказе И. Бунина «Темные аллеи») . 


Метод «Древо предсказаний» 
Происхождение: заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. 
Цель: помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. 
Технология: ввиду того что текст прочитан учащимися заранее, учащиеся по указанным аспектам в группе готовят ответы – предположения о жизни героя за последние 30 лет. 
Происхождение: адаптированный 
В рамках данного урока учащиеся по опорным «веточкам » : семья, дети, дом, общественное положение, память, психологическое состояние - определяют, как сложится жизнь героев. 
На заранее заготовленных листочках учащимся написать о предполагаемых учениками событиях , у нас же об известных учащимся фактам из жизни героев.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» 
Метод «Земля, воздух, огонь и вода». 
Цель – повысить уровень энергии в классе. 
Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. 
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. 
В рамках этого урока учитель просит изобразить состояние воздуха. 

Метод проекта «Садовник» 
Цель – подведение итогов урока по заданной теме исследования 
Проведение: У каждой из группы есть детали «для выращивания» цветка. Как правило, для прорастания цветка и его цветения необходимы определенные условия. Попробуйте вырастить цветок в тех условиях жизни, которые характерны для жизни героя, от лица которого вы вели работу на протяжении всего урока. Сделайте вывод по вашему эксперименту. 
Происхождение: авторский Задача учащихся, используя детали цветка, кашпо, от лица персонажа вырастить розу, объясняя ее рост или увядание. 




Предварительный просмотр:

ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казённая почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьёзный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, ещё чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

— Налево, ваше превосходительство, — грубо крикнул с козёл кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошёл в сенцы, потом в горницу налево.

В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами — разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался ещё стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провёл бледной худой рукой по голове — седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлинённое лицо с тёмными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

— Эй, кто там!

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой.

— Добро пожаловать, ваше превосходительство, — сказала она. — Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

— Самовар. Хозяйка тут или служишь?

— Хозяйка, ваше превосходительство.

— Сама, значит, держишь?

— Так точно. Сама.

— Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?

— Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

— Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

— И чистоту люблю, — ответила она. — Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

— Надежда! Ты? — сказал он торопливо.

— Я, Николай Алексеевич, — ответила она.

— Боже мой, боже мой, — сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. — Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

— Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

— Вроде этого… Боже мой, как странно!

— Что странно, сударь?

— Но все, все… Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

— Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

— Мне господа вскоре после вас вольную дали.

— А где жила потом?

— Долго рассказывать, сударь.

— Замужем, говоришь, не была?

— Нет, не была.

— Почему? При такой красоте, которую ты имела?

— Не могла я этого сделать.

— Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

— Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

— Всё проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протёкшей будешь вспоминать».

— Что кому бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:

— Ведь не могла же ты любить меня весь век!

— Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять, а ведь правда, очень бессердечно вы меня бросили, — сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всём прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня — помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «тёмные аллеи», — прибавила она с недоброй улыбкой.

— Ах, как хороша ты была! — сказал он, качая головой. — Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?

— Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.

— А! Всё проходит. Все забывается.

— Всё проходит, да не все забывается.

— Уходи, — сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. — Уходи, пожалуйста.

И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:

— Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила.

Она подошла к двери и приостановилась:

— Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну, да что вспоминать, мёртвых с погоста не носят.

— Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей, — ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом. — Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твоё самолюбие, но скажу откровенно, — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня ещё оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.

Она подошла и поцеловала у пего руку, он поцеловал у неё.

— Прикажи подавать…

Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?»

К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все меняя чёрные колеи, выбирая менее грязные и тоже что-то думал. Наконец сказал с серьёзной грубостью:

— А она, ваше превосходительство, все глядела в окно, как мы уезжали. Верно, давно изволите знать её?

— Давно, Клим.

— Баба — ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост даёт.

— Это ничего не значит.

— Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя — пеняй на себя.

— Да, да, пеняй на себя… Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду…

Низкое солнце жёлто светило на пустые поля, лошади ровно шлёпали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув чёрные брови, и думал:

«Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! „Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи…“ Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

И, закрывая глаза, качал головой.

20 октября 1938


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

Открытый урок «Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи». Время и судьба в жизни героев». Евдокимов О.В., учитель русского языка и литературы Лицея № 387 им. Н.В. Белоусова, С-Пб.

В своей методической разработке «Тема времени в жизни героев рассказа И.А. Бунина "Темные аллеи"» автор обращается к одному из самых известных рассказов гениального русского писа...