Урок литературы «Поэтическая Белгородчина»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Урок проходит в форме учебной встречи в литературной гостиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeticheskaya_belgorodchina.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок литературы «Поэтическая Белгородчина»

 (учебная встреча в литературной гостиной), 7 класс

Цель:

- познакомить учащихся с творчеством поэтов Белгородчины,

-вырабатывать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности,

- воспитывать патриотические качества у учащихся.

Оборудование: выставка книг поэтов Белгородской области, фотовыставка «Мой край родной», портрет Д. С. Лихачёва, выставка его книг.

Ход урока

1.Организационный момент.  

2.Основной этап урока

Вступительное слово учителя

Дорогие друзья, в очередной раз мы собрались в нашей литературной гостиной. По уже сложившейся традиции мы познакомимся с  памятным литературным событием.

  28 ноября необычный день. Сегодня  исполняется 100 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева. 2006 год  был объявлен годом Д. С. Лихачёва.

 Об этом замечательном человеке нам расскажет наш библиотекарь.

Слово   библиотекаря

Слово учителя

Определение темы урока и целеполагание.

Тема нашей встречи: «Поэтическая Белгородчина». Мы познакомимся с биографией поэтов Белгородской области, почитаем их стихотворения, понаблюдаем за тем, что же объединяет их.

У нас в гостях выпускник Хотмыжской школы, поэт, автор гимна Международного фестиваля славянской культуры «Хотмыжская осень», лауреат Всероссийского конкурса патриотической песни в Санкт-Петербурге Александр Фёдорович Кофанов.

Александр Фёдорович, расскажите, пожалуйста, о себе, о том, как Вы начали писать стихи, почитайте свои стихотворения.  

Выступление гостя.

Слово учителя

 Мой край – родная Белгородчина,

                          железорудный,

                                                  хлебный край,-

проникновенно звучат слова поэта-земляка Владимира Михалёва.

 И любят самозабвенно эту землю жители городов и деревень, и возвеличивают её своим героическим трудом, а славят в богатом и ярком поэтическом творчестве.

Сейчас  ребята познакомят нас с творчеством поэтов Белгородской области.

Слово ученикам 7 класса.

1 ученик

Жанна Николаевна Бондаренко родилась 7 сентября 1973 года в селе Ивановская Лисица Грайворонского района.

 Училась в специализированной школе-интернате для детей-инвалидов, а старшие классы средней школы окончила, занимаясь на дому.

Училась заочно на факультете журналистики Воронежского государственного университета.

Стихи пишет с детства.

Впервые они были опубликованы в грайворонской газете «Родной край», печатались в «Смене», «Белгородской правде», «Белгородских известиях» и других областных периодических изданиях.

Жанна Николаевна член союза писателей с 2001 года.

В 2003 году вышел её сборник стихов «Спасибо за то, что ты есть…»

2 ученик

  Стихотворение Ж. Н. Бондаренко «Мой край и я…»

Мой край и я – неразделимы,

Здесь родилась я и росла,

И льются в душу мне незримо

Потоки света и тепла.

Судьбой изменчивой ведома,

Жила я в разных городах,

Но улыбались только дома

Мне звёзды в ясных небесах.

Здесь солнце ярче и добрее

И звонче музыка дождей.

Здесь сердцу любится вольнее

И в счастье верится сильней.

Мой край и я - неразделимы.

Пускай мечту не скроет мгла

И льются в душу мне незримо

Потоки света и тепла.

3 ученик

Дмитрий Акимович Маматов родился 22 апреля 1931 года в селе Призначном Прохоровского района Курской (ныне Белгородской) области в семье крестьянина. Много трудностей выпало на его долю. Голод, потом коллективизация, которая  лишила Дмитрия Акимовича почти всех родных. Великая Отечественная война, опять голод. Служба в армии.

По демобилизации работал на нескольких предприятиях, в ряде газет.

Публиковался в периодической печати, альманахах и журналах.

Дмитрий Акимович выпустил в свет шесть стихотворных сборников.

4ученик  

Стихотворение Д. Маматова «Седой мой край»

Там, где разлукой пахнет клевер скошенный,

Хрустальный ключ волнуется на дне.

Седой мой край- любимый и заброшенный,

Дай Бог побыть с тобой наедине!

Любуюсь вновь твоей крестьянской новиной

Перед бессмертным знаменем зари.

Отчизна-Русь, в тиши нерасколдованной

Ты мне молитвой душу озари!

Чтоб воссияла гранью светлой вечности

Весна любви без мрака и погонь,

И на закате радужной беспечности

Не гас во мне лирический огонь!

 5 ученик

  Стихотворение «Тепло»

Ничего мне не надо от Родины

Только б видеть лесов её цепь,

Да простор с меловыми отрогами,

Уходящий в туманную степь.

Синь ржаную с дорогами длинными,

С одинокой церквушкой вдали,

Где холмами седыми былинными

Облака отдохнуть прилегли.

Там заря загрустила над явором,

Словно юность на зыбком краю,

Что ушла за кочующим табором

Тихой болью сквозь душу мою.

Прокатилась виденьями давними,

Связь порвав золотую со мной

И от вязов, склонённых над ставнями,

Свет небесный в избушке земной.

Льётся он одиноко и ласково

Сквозь ненастья и звоны оков.

Пусть тепло его чисто славянское

Не остынет во веки веков!

Слово ученикам 6 класса

1 ученик

Анатолий Павлович Форов родился в 1956 году в деревне Раисовка Прохоровского района Белгородской области. С 1961 года проживал в селе Дорогобужино Белгородского района, где прошли детство и юность.

Закончил Разуменскую среднюю школу. Служил в Германии. После службы работал на предприятиях города Белгорода. С 1982 года проживает в поселке Разумное Белгородского района.

Печатался в армейских, районных и областных газетах, в журнале «Звонница», коллективном сборнике поэтов Черноземья «Первый взгляд».

Автор книг «Перепаханные дороги», «Боль», «Пропахну лесом и дождем», книга памяти «Горячий август у Таврово». Все книги вышли в «Издательском Доме В.Шаповалова», а также детские книги «Гололед», «Гости», «Про крутого пацана».

2 ученик

Стихотворение «Доброе утро!»

Доброе утро, мой край Черноземный!

Низкий поклон и лугам, и полям,

Речкам, оврагам, лесам многозвонным,

И городам твоим, и деревням.

Кланяюсь в пояс здесь людям живущим

Тем, кто войну, задыхаясь, глотнул.

Кто засевает зерно в день грядущий

С верою в жизнь и в родную страну.

Милые дали, живите спокойно,

Музыка жизни пусть льется без слез.

Доброе утро, мой край Черноземный,-

Песен раздольных и чистых берез!

3 ученик

Владимир Ефимович Молчанов родился 9 февраля 1947 года в станице Ильской на Кубани. Детство и школьные годы прошли на Белгородчине, в селе Новая Таволжанка Шебекинского района. Окончил Белгородское музыкальное училище и Воронежский государственный университет. Автор 7 книг, стихотворений, поэм и переводов. Стихи переводились на немецкий, польский, болгарский, украинский и азербайджанский языки.

Член Союза писателей с 1990 года, член Союза журналистов России, лауреат премии Белгородского комсомола, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Шебекино и Шебекинского района.

4 ученик

Стихотворение «Белогорье»

Белогорье…

Поле отчее.

По-над лугом светлый дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

Змейка вьющегося вереска

Розовеет под горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.

Над песчаной зыбкой кручею

Пролетел стрелою стриж.

Юрких ласточек певучее

Щебетанье из-под крыш.

Звезд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье…

Поле отчее-

Что зову своей судьбой.

 

Слово ученикам 8 класса

1 ученик

Сообщение об Игоре Чернухине

2 ученик

Стихотворение «За Ворсклой»

Ты о чем там,

          сорока-воровка,

Как тебя в этот край занесло?

Где за дымкой годов-

                                      Томаровка,

Вечно белое наше село.

Со времен, утверждают, петровских

По пути на Полтаву

                               царем

Где-то здесь, за туманною Ворсклой,

Срублен был незатейливый дом.

С той поры по округе деревни

И пошли с легкой царской руки

Вдоль задумчивой, тихой и древней,

Затерявшейся в вербах реки.

Томаровка, Борисовка…

                          кровный

Край мой детства - земля и зенит,

Где на месте подворья Петрова

Лес столетний  за Ворсклой стоит.

Дух таинственный прячут дубравы,

Поднимает туманы река,

И до самой зеленой Полтавы

Заревые плывут облака.

И ничто не тревожит покоя.

Только громко поют соловьи,

Как и после полтавского боя,

Сочиняя кантаты свои.

3 ученик

Сообщение о Викторе Белове

4 ученик

Стихотворение «О, край лучезарный и синий»

О, край лучезарный и синий,

Где крепость на склоне крутом

Служила опорой России,

Надежным и грозным щитом.

Лихие ветра здесь летели

И столько осилить пришлось!

А сколько свинцовых метелей

И огненных бурь пронеслось?!

Белые горы,

Рябинки с березками,

Руда под холмами,

Под солнцем - хлеба.

Славься вовеки,

Земля белгородская.

Храни тебя Бог!

Да святится судьба!

Из пепла смогла возродиться,

Дворцы твои как кружева,

России тобою гордиться,

Пока она будет жива.

Летят колокольные звоны.

Надежда в тех звонах и грусть.

И Белгород, в даль устремленный,

Зовет к единению Русь.

 

Слово учителя:

 Ученики нашего класса  тоже пробуют писать стихи. Сейчас они их нам почитают.

 

Ученики читают стихи собственного сочинения.

 

Слово учителя:

Заканчивается наша встреча.

Что интересного вы узнали?

Что объединяет  прослушанные  стихотворения?

Всем известно, что Родина начинается с тех дорогих мест, где мы родились, учились, росли. На всей земле это место – самое дорогое для человека. И чем больше пройдёт человек по земле, тем дороже ему и люди, и стихи, и все приметы родного края.

Эту встречу предлагаю закончить словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

Диалог с поэтическим текстом (урок литературы в 5 классе)

Урок-впечатление о стихотворении Бунина "Густой зеленый ельник у дороги". Проводится в рамках планирования с целью обучения школьников работе с теоретико-литературными понятиями....

Методическая разработка урока литературы "Поэтическое мастерство А.С.Пушкина в балладе "Песнь о вещем Олеге"

Разработка урока литературы для обучающихся 6 класса по программе под ред. А.Г.Кутузова...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе Елабужской школы – интерната для детей с ОВЗ. Тема урока: анализ поэтического текста А.А. Фета«Весенний дождь»

Урок литературы в 6 классе Елабужской школы – интерната для детей  с ОВЗ. Тема урока: анализ поэтического текста А.А. Фета«Весенний дождь»...

Конспект внеклассного мероприятия "Поэтическая Белгородчина"

Сценарий внеклассного мероприятия "Поэтическая Белгородчина" для слабослышащих и глухих обучающихся 5-9 классов....