Методические разработки уроков по литературе для 6 - 9 классов
план-конспект урока по литературе (6, 9, 11 класс) по теме

Гилязетдинова Алсу Гамиловна

Представлены уроки литературы по темам: А. П. Чехов "Смерть чиновника", Л. Андреев "Кусака" ; в разделе "Уроки литературы в 6 - 11 классах" размещены уроки по темам: И. С. Тургенев "Бежин луг",подготовка к написанию сочинения - описания в 6 классе по теме "Произведения народного декоративного творчества" ,Н.В. Гоголь "Образ маленького человека в повести "Шинель","Тема гражданской войны в "Донских рассказах М. Шолохова" (анализ рассказа "Родинка")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: А. П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника».

ЦЕЛЬ: 

  • продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова;
  • воспитывать в детях справедливое отношение к людям;
  • оценить степень актуальности творчества А.П.Чехова в современной жизни;
  • анализировать сюжет, композицию рассказа;
  • выявить чеховскую деталь, способы выражения авторской позиции;
  • выявить подтекст в рассказе.

Оборудование: текст рассказа, презентация на мультимедийном проекторе, кинофрагмент, иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя

(демонстрация слайдов на мультимедийном проекторе)

Здравствуйте, сегодня мы продолжаем изучение творчества А. П. Чехова. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока, эпиграф урока.

Скажите, пожалуйста, чем интересно творчество Чехова?

(Ответы обучающихся)

Ребята, Чехов сказал, что «умеет говорить коротко о длинных вещах». Как это ему удавалось?        

Что мы называем рассказом? (малый эпический жанр).

(ответы обучающихся)

 И действительно, творческое наследие Чехова навсегда вошло в сокровищницу мировой литературы. И жанр рассказа он довел до совершенства.

III. Повторение.

- Какие рассказы А. П. Чехова вы помните?

 (ответы обучающихся)

Мы вспомнили названия рассказов Чехова. Попробуем на примере сегодняшнего рассказа определить, как он этого достигает.

Мы знаем, что Чехов – писатель – классик,  писатель необычный, так как материал для своих рассказов он брал из жизни, наблюдая за различными ситуациями. С одной такой ситуацией мы сегодня столкнёмся на уроке...

IV. Эпиграф урока

“Никогда нельзя жить счастливо, когда всё время дрожишь от страха”

 (по рассказу А.П.Чехова“ Смерть чиновника”).

Обратите внимание на эпиграф урока

(демонстрация слайда на мультимедийном проекторе)

В конце урока вы должны сделать вывод, как эпиграф соотносится с нашим уроком.

V. Анализ рассказа «Смерть чиновника».

Рассказ А. П.Чехова «Смерть чиновника» - один из ранних рассказов писателя, написан в 1883 году. В 1886 году произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы».

(демонстрация слайдов на мультимедийном проекторе)

На слайдах представлена фотография этого сборника, очень популярного в в 80-е годы 19 века, и посмотрите, в какое время создан рассказ.

(демонстрация слайдов на мультимедийном проекторе)

Почему рассказ называется “Смерть чиновника”, а не “Смерть человека” или “Смерть Червякова”?

Чего испугался?(ответы детей)(испугался, что причинил неудобство высокопоставленному чиновнику)

Что он увидел во время театра?(вицмундир генерала)

(В 19 веке в России существовал табель о рангах. Представитель каждого класса  носил определенную одежду -  мундир, соответствующий своему рангу, встречали по одежке в прямом смысле этого слова; в этом случае Червяков увидел мундир генерала)

Что в первую очередь он ценит?(ценит не человека, а его чин)

На примере построения рассказа(композиции) посмотрим, как раскрывается образ чиновника Червякова.

Композиция: экспозиция рассказа (очень кратко)

(демонстрация кинофрагмента)

  • Динамичное действие

(пример из кинофрагмента, чихнул!)            

  • Неожиданная развязка, где чаще сосредоточена суть рассказа (смерть)
  • художественная деталь (заменяет многоречевые описания)
  • Какая неприятность случилась с Червяковым?
  • (Выразительно прочитать эпизод посещения генерала на службе, реакция генерала на извинения чиновника)
  • Сколько персонажей присутствует в рассказе?
  • Почему с генералом произошла такая метаморфоза?
  • Почему у него  поменялось настроение и отношение к просителю, ведь Червяков хотел только извиниться? А что случилось в конце рассказа? Отчего он умер?

Какую деталь играет большую роль в раскрытии образа?

(ответы обучающихся:( Последняя фраза разумно объясняет все: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер». Небольшая, но очень емкая деталь – вицмундир, который, казалось, словно прирос к чиновнику, символизирует страх перед вышестоящим чином, убившим человека.)

Чехов долго писал очерки и фельетоны в юмористических журналах, поэтому там он отточил свое мастерство рассказчика: в небольшой объем надо было вместить большое содержание. В маленьком произведении невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому особую значимость в таких произведениях приобретает художественная деталь. Именно детали несут у Чехова большой смысл. А.П. Чехов вошел в русскую литературу как мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры.

У Чехова  не бывает «лишних» деталей. Каждая из них несет в себе какую-то смысловую нагрузку, позволяет лучше понять особенности характера героя, его поведения и душевного состояния.

Еще какие детали вы отметили в рассказе?

  • Говорящие фамилии(примеры рассуждений)

(демонстрация слайдов на мультимедийном проекторе)

  • Речевая характеристика героев, слова и словосочетания, передающие гнев генерала

(демонстрация слайдов на мультимедийном проекторе)

Что хотел сказать Чехов своим рассказом?

(ответы обучающихся)

Ребята, нарисуем тип композиции этого рассказа. (она линейная, стремительная, покажем на примере)

Нарисовать на доске, рядом с иллюстрациями героев произведений Пушкина и Гоголя.

А какая тема, вам  известная в русской литературе, затронута в этом рассказе?

(ответы обучающихся. Да, это тема «маленького» человека, в своем творчестве Чехов пытается протестовать подавлению человеческой личности, и в произведении ярко показывает последствия такого обращения: предмет осмеяния – это мелкий чиновник, который без особых причин находится в постоянном замешательстве.

Обратите  внимание на эти  иллюстрации из известных вам произведений. Кто здесь нарисован?

(Иллюстрации к повестям А. С. Пушкина «Станционный смотритель», Н. В. Гоголя «Шинель» и рассказу «Смерть чиновника»)

 В какой последовательности, по вашему мнению, этих маленьких людей можно расположить?

Вкратце охарактеризуйте каждого из этих героев.

(Самсон Вырин – он маленький, маленький в социальном плане, а очень любит свою дочь, смысл его жизни – единственная дочь. Сочувствие автора. Бедный станционный смотритель. Из бодрого мужчины превратился в хилого старика. Унижение. Смирение. Одинокая старость. Смерть.

Акакий Башмачкин –  «Вечный титулярный советник». Безропотно сносит насмешки сослуживцев, робок и одинок. Скудная духовная жизнь. Ирония и сострадание автора. Появляется цель – приобрести шинель, с этого момента все меняется в его жизни. Элемент фантастики (приведение) – мотив бунта и возмездия.

Червяков в «Смерти чиновника»

 (Ответы обучающихся)

( Маленький человек в этом рассказе и комический, и жалкийЧервяков своим образом жизни, унижениями полностью потерял человеческое достоинство.

Мелкий чиновник, всегда зависящий от начальства. В сердце этого человека постоянно живет страх. Если в произведениях Пушкина и Гоголя писатели сочувствуют своим героям, Чехов смеется. И смех у него получается грустным.)

Таким образом, мы с вами определили наличие подтекста – это тема маленького человека.

VI. Возвращение к эпиграфу.

 Вернёмся к эпиграфу урока

(демонстрация слайдов на мультимедийном проекторе)

Как он соотносится с нашим уроком, ведь в начале урока мы договорились вернуться к нему

 Как вы считаете, уместны ли высказывания Чехова  на нашем уроке?

(Да, высказывание Чехова уместно, так как основной мыслью  его творчества проходит мечта о том, чтобы люди ежедневно по капле выдавливали из себя раба, что мир избавился от «червяков»)

IX. Рефлексия.

Беседа.

  1.  Могут ли такие люди встретиться нам в сегодняшней жизни?
  2.  Над чем заставил вас задуматься урок?
  3. Перекликается ли рассказ с нашей современностью?

(ответы детей)

X. Оценки за урок.

XI. Домашнее задание: написать свой юмористический рассказ.

XII.Заключение урока.

(демонстрация слайда на мультимедийном проекторе)

Сегодня мы с вами проанализировали рассказ Чехова «Смерть чиновника». Умирает маленький чиновник, привыкший унижаться и трепетать, Чехов относится к его личности с иронией. Так возникает в творчестве  молодого писателя такой мир, в котором одинаково ироничны и верхи, и низы, и сильные, и слабые, и наглые самодуры.

Чехов «умел говорить коротко о длинных вещах», основным кредо его творчества является беречь в себе человека! Берегите в себе человека, и сегодня, и завтра, и всю свою дальнейшую жизнь!!!



Предварительный просмотр:

Тема урока: Рассказ  И.С.Тургенева «Бежин луг». Характеристика мальчиков.

Тип урока: освоение художественного текста.

Цели урока:

образовательные: - расширить представление учащихся о творчестве  И.С.Тургенева;

                                  - сформировать умение составлять характеристику героя;                                                       

                                  - повторить понятия «портрет», «предание»,  «поверье»;

                                  - познакомить с понятием «былички»;

развивающие:         - развивать навыки связной устной речи;

                                  -  развивать логическое мышление;

                                  - развивать навыки групповой работы с текстом; 

                                  - развивать умение выражать собственную позицию, умение вести диалог;

воспитательные:    - воспитывать интерес и любовь к художественному слову;

                                  - прививать интерес к творчеству И.С.Тургенева;                                                   

 

Виды учебной деятельности: выборочное, творческое чтение текста рассказа,создание текстов устных ответов на основе самостоятельной (групповой) работы, устное словесное рисование.

 

Ход урока:

 

1)      Организационный момент.

 

Приветствие , проверка готовности к уроку, разделение класса на четыре группы.

 

2)      Целеполагание и мотивация, подготовка  к работе с текстом.

а) Вступительное слово.

Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С.Тургенева. Мы познакомимся с его рассказом «Бежин луг», сопоставим  портреты мальчиков и их рассказы, будем учиться составлять характеристику героя.

-Скажите, что вы знаете о жизни И.С.Тургенева? Какие произведения его вы помните?

Писатель родился  28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орле. Через 3 года будущий писатель вместе с родителями переезжает в Спасское –Лутовиново. Это место находится на древней, веками обжитой русской земле, близ города Мценска.

Детские годы Тургенева прошли именно в этом месте. Маленький Иван любил общаться с простыми людьми, он учился у охотников распознавать птиц по голосу, различать породы деревьев, узнавать цветы и травы.  Он любил много времени проводить на природе, потому что только здесь он чувствовал себя на воле. В доме и усадьбе управляла его мать, властная и жестокая женщина.

Прошли годы,  и  он вместе с родителями переезжает в Москву, чтобы там учиться. Но он не забывает того места, где прошло его детство. Молодой Тургенев с радостью приезжает летом в имение. С каждым приездом всё шире открывается ему деревенская крестьянская Россия. Он рано полюбил охоту, часто отправлялся в дальние охотничьи путешествия. Каждая деревня, каждое охотничье угодье были ему хороши известны. Он ночевал на сеновалах, в крестьянских избах, его не боялись простые люди, ему доверяли.

Детские и юношеские воспоминания о жизни вСпасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли отражение в его рассказах.

Сегодня мы будем изучать один из его рассказов, это «Бежин луг». Он  вошёл в цикл рассказов и очерков «Записки охотника». Тургенев писал его с 1847 года по 1852 , т.е. несколько лет.  -Кто может объяснить, почему рассказ называется « Бежин луг»?

-Место, которое описывает писатель, действительно существовало,  есть и сейчас , этот Бежин луг находится на небольшой речке Снежеди в Тульской области. Он входил в число земель ,  принадлежавших отцу писателя и был знаком Тургеневу с детских лет.

-Кто может сказать, почему луг носит такое имя?

-Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных, которые в 18 веке проживали неподалёку…Есть и такое предположение: Бежиным луг назвали потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от притеснений царских властей на юг, на вольный Дон.

-А на ваш взгляд, какое предположение более достоверно?

б) Проверка домашнего чтения.

-Вы прочитали дома рассказ « Бежин луг». Каково ваше впечатление от него?

Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?

-С чего начинается рассказ? Какое время года описывается в рассказе?

-Что произошло с героем в начале рассказа?

- С кем повстречался в степи он?

-Опишите встречу охотника с крестьянскими ребятишками из соседних деревень.

в) Словарная работа.

-Читая произведение дома, вы встречались с незнакомыми словами, вы их должны были выписать в тетрадь, назовите их

1. Правильное произношение слов (постановка ударения).

2. С помощью словарей найти лексическое значение слов. (Каждая группа ищет определённые слова).

3. Нахождение в тексте произведения этих слов.

4. Составление с ними словосочетаний.

5. Составление своего предложения со словами.

 

1 группа: осинник, межа. 2 группа: околоток, жбан. 3 группа: онучи, клячонка.

4 группа:  лозняк, шти (щи).

 3)Чтение и анализ текста в единстве формы и содержания.

Тема нашего урока «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир». Цель нашего урока – найти связь между портретами и рассказами мальчиков.

      -Давайте  вспомним значение литературного понятия «портрет»?

-Портрет-это изображение внешности героя в произведении (его лица, фигуры, одежды).

      - По каким признакам можно характеризовать внешность человека? (Ответы учащихся)

     а) Составление плана ( работа в группах).

Задание для групп:  составьте план  описания внешности каждого мальчика и докажите примерами из текста (групповая работа).

(Все группы составляют план описания портрета)

1группа - план портрета Феди, 2 группа - Павлуши, 3 группа - Илюши, 4 группа - Кости, портрет последнего мальчика Вани  опишем вместе.

 План описания внешности:

1.Возраст мальчика.

2.Внешний  вид.

3. Выражение лица.

4. Одежда.

  б) Сопоставление портретов мальчиков.(худож. и писат.)

-А теперь скажите, что даёт нам описание внешности, о чём мы можем судить?

- О том, какой достаток в семье мальчика.

- Об их характерах.

-Федя из богатой крестьянской семьи, автор отмечает в описании его портрета   богатую одежду, а одежда Павлуши состояла … из простой замашной рубахи да из заплатанных портов …, что говорило о его и его семье, как о бедной. Также бедным  показан мальчик Костя.

-Что общего у этих детей?

- Мальчики  очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать.

 -Они деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они дети крепостных крестьян и для них не существует школ.

- В чём отличие этих мальчиков?

-  У них разные характеры.

-Что мы можем сказать о характерах мальчиков?

( Уч-ся высказываются и приводят примеры, если затрудняются, то учитель обращает внимание на выражение лица мальчиков)

- Обратите внимание, что И.С.Тургенев особое внимание уделяет выражению  лиц мальчиков (уч-ся зачитывают примеры).

…Павлуша глядел умно и прямо …

…лицо Илюши выражало какую-то тихую, болезненную заботливость…

…Костя возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным видом…

-Павлуша – смелый, уверенный, умный.

-Костя –  задумчивый, печальный, любопытный.

- Федя - гордый, любопытный.

-Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

- Ваня  - тихий.

в) Сопоставление портретов и рассказов мальчиков.

    -Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?

    -Тургенев сначала называл их россказнями, затем преданиями, потом поверьями.

Растолкуйте понятия «россказни», «предание», «поверье».

-Объясните, что обозначает каждое слово.

-Россказни- измышления, выдумки.

-Предание - устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет.

- Поверье - суеверное предание , а также убеждение, основанное на таком предании или приметах.

-Современные учёные называют их быличками.

-Былички - народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными существами.

     - Какое из этих понятий точнее передаёт особенности рассказов мальчиков?

- Обратите внимание в этом определении на словосочетание «суеверного характера»,

особенно на   слово «суеверного».

- Что такое суверие?

- Кто такой суеверный человек?

       -Давайте сопоставим рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны?

    -  Для сравнения возьмём рассказы Павлуши и Илюши о светопреставлении. О каком светопреставлении идёт речь?

    -Прочитаем рассказ Павлуши и Илюши о светопреставлении. Перед чтением я задам вам вопрос: «Чем отличаются рассказы этих мальчиков?»

   -Павлуша был умным мальчиком и поэтому он не поддался общему страху, когда началось солнечное затмение. Он смеялся над тем, как суеверные люди приняли бочара Вавилу за Тришку. Поэтому его рассказ ироничный.

   - Когда рассказывает Илюша, то он сам верит в эти истории, потому что он суеверный человек. Он не может объяснить этого природного явления.

  - А теперь постарайтесь найти связь между портретами этих мальчиков и их рассказами.

 - В начале урока мы говорили о том, что Павлуша умный, уверенный, смелый, сильный. Поэтому его рассказ отличается от всех других рассказов.

 - Илюша же смирный, пугливый, поэтому, рассказывая свои былички, он в них верит, как и все дети у костра.

  -Как вы думаете, чем дети, которых встретил ночью в степи рассказчик, отличаются от вас современных детей?

в) Составление устной характеристики Павлуши по плану.

-Какой из мальчиков вам понравился больше всего?

-Скажите, как вам кажется, а кто из них понравился автору рассказа?

-Как рассказчик показывает своё отношение к Павлуше?

- Рассказчик говорит о наружности, одежде, о его отличительных качествах: уме, ироническом отношении к нелепым суевериям, смелости, решительности.

(На экране проецируется «План характеристики Павлуши»)

1. Внешность.

2. Одежда.

3. Суеверие.

4. Ум, ироническое отношение к нелепым рассказам суеверных людей.

5. Смелость, решительность.

6. Отношение автора к Павлуше.

Задание: обучающиеся  работают по плану, в тексте находят цитаты, записывают их в таблицу.

Собрав материал,  переходят к составлению связной устной характеристики.

(1-2  обуч-ся дают устную характеристику Павлуши).

4)Подведение итогов.

 -Итак, ребята, пришла пора подвести итоги нашей работы.

- Что вы можете сказать о портретах мальчиков и их рассказах?

- В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение к жизни.

 -Павлушу в рассказе « Бежин луг»  мы видим  решительным, смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям. Ильюша,  рассказывая свои былички, верит в них, как , впрочем, и все остальные дети у костра. Они не имели возможности учиться, их знания были минимальны.Но они привлекают нас тем, что они интересно могут рассказывать, что  они дружны и не избалованы.

- Что вам понравилось на уроке? - Что хотелось бы выполнить ещё раз?- Что хотелось бы сделать по-другому?

5)Домашнее задание: с.191 ответить на вопросы

Подготовка к написанию сочинения-описания «Произведения народного декоративного творчества»  (урок развития речи в 6 классе)

Цель:

Формировать у учащихся художественное восприятие окружающего мира; расширять кругозор; развивать устную и письменную речь.

Учиться собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополнять свою речь словами, связанными с народно-прикладным искусством.

Содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств.

Тип урока: урок развития связной речи.

Оборудование: выставка изделий народно-прикладного искусства Хохломы, Жостово, Дымкова; выставка иллюстраций Хохломы, Дымкова

Ход урока

I. Слово учителя

1. Сегодня у нас с вами два урока развития связной речи. Уроки особенные. Я хочу вам показать, что многие предметы, изучаемые в школе, взаимосвязаны. Знания, полученные на одном уроке, помогают вам на другом. Наши уроки русского языка связаны с уроками изобразительного искусства. Познакомимся мы сегодня с видами народно-прикладного искусства, попытаемся определить особенность каждого вида. Попробуем себя в роли искусствоведа и расскажем о понравившемся предмете народно-прикладного искусства. А также будем учиться собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополнять свою речь словами, связанными с народно-прикладным искусством.

2. Записываем дату, тему урока.

3. Обратите внимание на слово искусство. Искусство существует не отдельно от жизни. Вся наша жизнь связана с искусством, в нашей повседневной жизни и зарождается. Как это происходит? Любовь к природе, любовь к нашему родному городу, любовь к людям – вот откуда происходит искусство. Наша природа для людей из других стран может показаться очень скромной, не яркой, но когда мы что-то любим, то нам открывается внутренний характер этой вещи – мы видим её красоту. Искусство рождается и тогда, когда человек любит делать вещи и в этих вещах передавать свою любовь к родной природе и людям. Человек издавна стал стремиться к творчеству, к красоте. Ведь красота всегда приносит людям радость. И люди начали облагораживать окружающие их вещи, которые сопровождают их в течение всей жизни, с детства до старости. Человек начал украшать своё жилище, предметы быта, труда. При этом природа была его учителем. Она предоставила простейшие материалы для изготовления этих вещей - глину, дерево, металл, камень, кость, лён, шерсть. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы принадлежат к лучшим образцам народного искусства.

Какие виды искусства вы знаете? (живопись, литература, скульптура, архитектура, искусство танца)

Сегодня будем говорить о народно-прикладном искусстве. А для знакомства с несколькими видами народного искусства мы отправимся в музей народно-прикладного искусства. Но мы должны хорошо себе представлять, что значит музей народно-прикладного искусства.

Может ли кто-нибудь из вас объяснить значение слова музей?

А как же в толковом словаре?

Работаем над следующим словом – народный. Что значит народный? А как в толковом словаре?

От какого слова образовалось прилагательное прикладное? О чём говорит этот корень? приставка? (можно приложить, применить к данному случаю)

Поможет нам разобраться толковый словарь.

Владимир Даль в книге “Пословицы русского народа” приводит такие пословицы:

Где лад, там и клад.
На что клад, коли в семье лад?
Толк да лад, тут и клад.

Как вы понимаете эти пословицы?

Слово искусство. С этого слова я начала наш урок. Говорила, как произошло зарождение искусства. А происходит благодаря любви – любви к природе, любви к родному городу, любви к людям. Теперь мы знаем значение каждого слова. Так что же означает музей народно-прикладного искусства.

Вывод. Язык и народно-прикладное искусство – это память, это нравственность, это богатство народа. Открывая для себя мир народно-прикладного искусства, одновременно открываем и мир русского языка. Почему? На этот вопрос мы ответим в течение урока.

Когда попадаешь в музей, вы встречаете экскурсовода. Кто этот человек? А что нельзя обойтись без экскурсовода? Конечно же, нет. Потому что все предметы без специалиста нам ничего о себе не расскажут. В музее народно-прикладного искусства мы посетим три зала, где познакомимся с хохломской росписью, дымковой игрушкой, жостовским подносом. Находясь в каждом зале, вы составляете рассказ по плану (вывешивается план). Поэтому во время экскурсии я предлагаю вам не просто смотреть, но и запоминать, делать пометки в своих тетрадях (знакомство с планом)

План рассказа:

1. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
3. Что бы вы сказали о мастерах Хохломы, Дымково, Жостово?
4. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная мысль.
5. Ваше отношение к предметам народного искусства.
6. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидела…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…

Итак, первый зал – зал хохломской росписи. И наши экскурсоводы. Вы узнаете много интересной информации, которая понадобиться при дальнейшей работе.

II. Хохломская роспись

1. Разговор мы начнём, откуда же появилось это удивительное хохломское искусство?

2. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой.

3. А вот ещё легенда. Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нём отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да любоваться этой красотой. Избы рубили, и селились рядом. Слава о мастере дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычайной – она была из солнечных лучей.

Да, это легенды. А как же на самом деле?

4. Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.

Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Ещё при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием “Хохломская Ухожея”. В XVII веке ряд селений вместе с Хохломской перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золочёной посуды, т.к. в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Не было здесь ни одной деревни, ни единого дома, где жители всей семьёй не занимались бы каким-либо ремеслом. Больше всего занимались обработкой дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто бы сговорившись, разделили между собой все виды деятельности. Жители деревень с одним и тем же занятием селились рядом, составляя свой цех, свой куст. У каждой такой группы деревень был центр – крупное село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на боярском столе и в избе крестьянина. Ковши в форме плывущих птиц, обеденные ложки найдены в археологических раскопках ещё X-XII веках.

Требовалась эта посуда в большом количестве: ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в XVII веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.

Заметим, что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой. Возможно, живописное искусство Хохломы возникло в связи с техникой писания икон.

Может быть, у вас есть вопросы?

Из какой древесины изготовляли хохломские изделия?

Хохломские изделия изготовляли из берёзы и липы.

Почему деревянные изделия называют хохломскими?

Издавна делали и расписывали посуду в лесных деревеньках Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но зовут её не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот почему.

Катят груженные подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома сёминские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.

Кричат зазывалы на ярмарке:

- Кому посуда для кашки – окрошки? Чудо-блюдо да чашки – ложки?

- Откуда посуда?

- К вам приехала сама золотая Хохлома!

Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и весёлое слово Хохлома! В нём и смех, и восхищенное ах!, и восторженное ох! Слышатся.

Какие изделия у хохломских художников наиболее распространены?

Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошими подарками. Чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Хоть все они и имели одинаковые названия, они отличались друг от друга и формой, и росписью.

В больших количествах изготовляли ложки – ложка у каждого была своя. Мастер брал определённой величины кусок дерева – баклушу, разрубал её на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.к. эта работа считалась лёгкой. Самые трудные работы, в том числе и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями.

Красивые ложки и ковши тоже использовались и используются и как музыкальные инструменты.

Что писали художники на изделиях?

Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малину, крыжовник, чёрную смородину, рябину. Называют они ягоды ласково, и ни один никогда не повторит их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнёт веточку, разбросает листья. В этом проявляется богатство творческого воображения мастера. А узор из цветов, трав и ягод называется растительный орнамент. Самым любимым и стародавним является растительный орнамент – травка. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные кустиком. Как не странно, травка пишется красным и чёрным цветами.

Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Теперь обратимся к иллюстрациям.

5. На выставке вы видите три иллюстрации, где наблюдается хохломская роспись.

Мастера хохломской росписи умеют, используя лишь несколько растительных элементов, создать впечатление пышного декоративного узора. Три-четыре стебля “осочки” с листьями и ягодами, пущенные по днищу миски, придают ей праздничный вид. Ажурный узор словно закручивается на наших глазах, следуя форме миски. При кажущемся обилии орнамента нет ощущения тесноты – рисунок свободно размещается на золотистом фоне. В сочетании всех этих свойств сказывается тонкое понимание мастером законов декоративного искусства.

Обратим внимание на следующую иллюстрацию.

Сравнивая роспись первого поставца со вторым, отметим, что основной растительный орнамент у первого поставца нанесён на золотой фон, у второго – на чёрный фон. Контрастно выделяются золотые листья и травки. И особенно ярко-красные ягоды клубники. Мастера часто и охотно обращаются к реальным растительным мотивам – ягодам земляники, рябины, крыжовника, веточкам хмеля. В спокойной размеренности чередования ягод и листьев роспись плавно обегает поставец, подчёркивая его бочкообразную форму.

На третьей иллюстрации вы видите декоративные изделия. Расписывали в Хохломе тысячи изделий, каждое из которых по-своему привлекало глаз и поражало своей неповторимостью.

6. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова её неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поёт по-своему. И хочется не только есть и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключённому в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.

III. Работа учителя по развитию речи (обобщение по прослушанному материалу)

1. Экскурсия в зале хохломской росписи закончена. Теперь приступаем к нашей совместной работе. Наши экскурсоводы часто использовали слова хохлома, хохломская роспись, хохломские изделия. Так что же означает слово хохлома? Составим словарную статью.

Хохлома

1. Большое старинное торговое село, где продают хохлому.
2. Изделия, которые делают мастера.
3. Народный промысел.

Как называется такое явление в русском языке?

Какой тип речи вы будете использовать в сочинении о хохломе? (описание)

Что характерно для описания? (оно как бы отвечает на вопрос, каков предмет, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете)

2. Наступает время пробовать себя в роли искусствоведа. Вначале, прочту вам текст-образец. А вы следите, как автор отвечает на данные вопросы плана.

Чудо – хохлома!

Вот передо мной изделия мастеров хохломской росписи: чаши, ложки, стаканчики. Они роскошны, наполнены каким-то радостным светом.

Глядя на эту красоту, представляешь себе народного умельца, который зимним вечером, у свечи, мастерит своё “детище”. Представляешь, как он улыбнулся над каким-то затейливым узором, подивился, как озорничает завиток на чаше, как красная клубника прямо манит его к себе.

Я думаю, что у грубого, жестокого человека никогда бы не появилось таких прекрасных вещей, потому что эти изделия творят истинные мастера, знатоки своего дела.

Приятно сознавать, что хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских промыслов.

Как вы думаете, ответил ли автор этого сочинения на вопросы, данные а плане.

Кто был внимательным слушателем, тот должен сказать, как автор умело использует синонимы в тексте к слову мастер?

Как ещё мы можем его назвать?

Какую работу этот мастер делает?

Теперь обратим внимание на саму роспись. Какие узоры вы видите?

Что помогает сделать этот узор прекрасным? (листья, травка, завиток, стебель ягодки)

3. И вновь мы с вами обращаемся к плану. Теперь вы должны сами составить текст. Поработаем по вопросам (план!)

Составление рассказа, корректировка устных ответов.

4. Отдохните, вытяните ноги, руки за спину, немного потянитесь.

Вы побывали в зале хохломской росписи, вы узнали много интересного, участвовали в работе по собиранию материала к сочинению, увидели как можно сделать сочинение красивым.

Теперь переходим в другой зал – зал жостовского подноса. И также нас встречают экскурсоводы. Работу по этому делайте пометки в своих рабочих тетрадях. Записывайте синонимы, опорные слова.

IV. Жостовские подносы

1. Жостовские подносы делают в деревне Жостово, которая находится в 25 километрах от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика, продукция которой известна всему миру.

Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой; цветы дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.

Жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на чёрном фоне, который даёт возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают. Посмотрите на цветы на подносе; они как живые, объёмные, в них чувствуется игра света.

Глядя сейчас на подносы, почему-то задумался, а почему расписывают подносы.

2. Поднос – необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники. На подносы складывали свои визитные карточки посетили особняков знати и учреждений, на них лакеи подавали господам письма.

3. Первые известные в России подносы были либо в виде больших расписных деревянных блюд, либо металлических досок с бортами, главным образом, из олова, меди и латуни. Но постепенно выполненные из меди и ладуни предметы перестают привлекать покупателей, и в XIX веке медные подносы всё чаще заменяются сделанными из железа. Железо имеет одну неприятную особенность: оно ржавеет и потому быстро выходит из употребления. Краски росписи со временем тускнеют, растрескиваются и стираются. Для придания подносам прочности и привлекательности их покрывают лаком. До нас дошли и такие, которым уже исполнилось около ста пятидесяти лет, но по-прежнему ярки и нежны цветы, плоды и листья, написанные на них художниками.

Посмотрите, более ста лет этому подносу. Он сделан в 1888-е или 1890-е годы в мастерской братьев Вишняковых.

4. По своей форме жостовские подносы разные: здесь и круглые, и овальные, и прямоугольные, и треугольные. Размеры подносов тоже разные – от больших для праздничного стола до детских. Композиция росписи разная (показать образцы): “Букет собранный”, “Букет враскидку”, “Венок”, “Ветка с угла”. Но все подносы хороши, они привлекают своей яркостью, декоративностью, в чём сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции.

5. Процесс изготовления подноса длительный и непростой. Прежде чем попасть к художнику, поднос проходит через ряд операций в разных цехах: из листа железа на большом электропрессе изготовляют поднос, который затем шлифуется, грунтуется, просушивается, несколько раз покрывается лаком.

И вот поднос у художника, у мастера. Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создаёт особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям. Вся работа ведётся вручную, она требует не только тщательности, кропотливости, но и любви, мастерства, таланта.

В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия.

V. Работа учителя по развитию речи (обобщение по прослушанному материалу)

Вы уже почти как настоящие искусствоведы – сами должны составить устный рассказ.

Поработаем над языком вашего будущего рассказа.

Что можно сказать о форме подноса?

Какова композиция росписи, т.е. как расположен рисунок.

Какие цветы использует мастер?

Какой цвет предпочитают?

Теперь поработаем над содержанием рассказа (составление рассказа).

Прежде, чем перейдём мы с вами в следующий зал, помните, что работа наша с каждым этапом всё усложняется и становится более ответственной. Я могу вас заверить, что вам будет очень интересно. И по результатам этой работы, мы приступим к описанию не только устному, но и письменному.

Прошу вас перейти в следующий зал – зал дымковской игрушки.

VI. Дымковская игрушка

1. Глина, используемая для изготовления керамических изделий, - это один из самых древних и самых распространённых природных материалов, известных человеку.

Нельзя не любоваться забавными, ярко раскрашенными фигурками из глины. Здесь и лихие всадники на гордых резвых конях, и “барыня”, и “петух”, и многое другое. Это – знаменитые “вятки” и “дымки”, как называют эти весёлые, задорные игрушки. “Вятки” - потому что город Киров, где их делают, раньше назывался Вяткой. “Дымки” - потому что первые мастерицы жили в Зареченской Дымковской слободе.

В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек. Творчество их уходит своими корнями в глубокую древность. Зарождение промысла связывают с древним народным праздником “Свистунья”, к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению.

2. Техника изготовления дымковской игрушки–скульптуры несложна. Игрушка лепится только женщинами из заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. После длительное время сушат игрушку, потом обжигают, а затем только раскрашивают.

Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос.

Дымковские игрушки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не найти.

В настоящее время дымковские игрушки изготовляют в основном в мастерских Кировского дома художников, некоторые художницы работают у себя в Дымкове. Обратимся к иллюстрациям.

3. В алом кокошнике, тёмно-жёлтой кофте и клетчатой юбке с оборками идёт по улице “девушка-водоноска”. Ступает медленно, осторожно, боясь расплескать воду из ярко-красных вёдер, висящих на синем коромысле. Аккуратно уложена тугая коса, алеют щёки и губы девушки, а чёрные глаза настороженно и пытливо посматривают по сторонам. Так когда-то в старой Вятке ходили за водой девушки “на виданье”, специально вырядившись в лучшее платье, чтобы понравиться будущему жениху. Плавно перетекают округлые формы скульптуры, взаимно уравновешивая друг друга. Красный цвет, повторяясь в кокошнике и в орнаменте юбки, создаёт гармоничную цветовую композицию. С большим вкусом найдены мягкие созвучия коричневого, синего и жёлтого цветов.

За студёною водицей
Водоноска-молодица
Как Лебёдушка плывёт;
Вёдра красные несёт
На коромысле не спеша.
Посмотрите, как хороша –
Это девица-краса:
Тугая чёрная коса,
Щёчки алые горят.
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска – так красива.
Как Лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.

На второй иллюстрации вы видите коней. В них много забавного – как и положено игрушке. Мастеров, создавших эти вещи, ничуть не смущало, что ноги коней так толсты и неуклюжи, что уши похожи на рожки. Условна и раскраска: туловище в чёрных и оранжевых “яблоках”, уши золотые и оранжевые.

Радужно красивы дымковские игрушки. Богатая фантазия народных мастеров превращает самых обычных домашних птиц в сказочные существа. Из трёх-четырёх основных цветов – красного, жёлтого, зелёного и синего на белом фоне – художник создаёт удивительное зрелище.

Утка – Марфутка
Бережком идёт.
Уточек – Марфуточек
Купаться ведёт.

Посмотрите на “Индюка”, веером распустил крылья, пышный хвост, похожим на алый цветок. А какой высокий гребень и гроздья тяжёлой красной бороды. Чувствуется какая-то смешная важность этой птицы.

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напышен, горделив.
Смотрит свысока вокруг.
Птица важная – индюк.

VII. Работа учителя по развитию речи

1. Видя такую красоту, народ и слагать стихотворения стал.

Какие игрушки вы видите?

Какие узоры их украшают?

Какая игрушка тебе особенно понравилась?

Хотели бы вы получить такой подарок? Почему?

Вот истинное признание народного искусства.

Мог ли сделать такую игрушку неумелый, ленивый и грубый человек?

Если вы внимательно слушали, … сказал – мастерица; … - игрушка лепиться только женщинами? Почему, как вы думаете?

2. Составление словосочетаний и предложений (работа с планом).

3. Итак, сейчас вы уже становитесь настоящими искусствоведами. Перенесите все свои мысли, чувства, эмоции в тетрадь, т.к. настоящий искусствовед должен в совершенстве владеть не только устной, но письменной речью.

Объём самостоятельных сочинений в 6 классе – одна страница. Может кто-то из вас испытывает трудности при написании сочинения, то эти учащиеся могут избрать другой вариант: они могут написать о хохломских изделиях, используя текст, который дан для образца.

VIII. Самостоятельная работа учащихся

IX. Итоги урока

Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла. Вижу, что вы представляете себя в роли изготовителя дымковской игрушки. Чувствую, что завтра я погружусь в мир прекрасного, читая ваши сочинения. Сочинения оценю, но не оставлю без внимания подготовительную работу.

Заканчивая наши уроки, давайте вернёмся к тому, с чего начинали, и непосредственно к теме сегодняшнего урока.

Почему, именно, так мы назвали этот урок “Добрым людям на загляденье...”?

Чему научились?

Учились собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополняли свою речь словами, связанными с народно-прикладным искусством.

И ещё у нас был очень важный вопрос:

Почему, открывая мир народно-прикладного искусства, одновременно открываем и мир русского языка?

X. Домашнее задание.

Закончить работу, переписать в тетради по развитию речи

Урок литературы  «Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»

Цель:  Раскрыть образ "маленького человека".

Задачи:

  • Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".
  • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
  • Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор.

Ход урока

1. Мотивация урока.

О каком герое идёт речь в данном отрывке?

«... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Напомнит историю жизни Самсона Вырина. (Ананина Настя)

бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит к сильным мира сего.

  • 2. Актуализация знаний.

 Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа?

-маленький человек-

Ребята , какие ассоциации у вас возникают , когда  вы слышите словосочетание «маленький человек»?

Выберите слова, которые подходят к характеристике  «маленького человека»

 ("Маленький человек" в литературе -обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. «Маленький человек»- это человек, задавленный бедностью и ощущающий свою ничтожность, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.)

Все вы прочитали повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

• Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть?

Какие вопросы возникали у вас во время чтения?

3.Работа по теме урока.

  • Кто же такой Башмачников Акакий Акакиевич?  (Чиновник есть, но его лица нет,  нет неповторимого человеческого лица, как нет и личности.)

Почему, давая  характеристику герою, автор  употребляет неопределённые местоимения и прилагательные с суффиксом оват?

Они подчёркивают ощущение нечёткости, неясности, отсутствие чего-то выдающегося, запоминающего.

  • Почему герой назван Акакием? Согласны ли вы, что судьба определилась тогда, когда его нарекли Акакием Акакиевичем?..(Судьба была предрешена)
  • Как сослуживцы относились к Акакию Акакиевичу?

Словно всё в его судьбе предрешено.Имя и фамилия подчёркивают незначительность героя. Башмачников-от слова «башмак»,что-то незначительное, непримечательное, совершенно лишённое поэзии.

  • Сочувствуете ли вы герою? Почему?
  • Он какой-то забитый, угнетённый, жалкий, какой-то безликий
  • нерешительного, бессловесного, «забитого» чиновника, Н. В. Гоголь хотел сказать: так жить нельзя, надо сопротивляться, отстаивать себя.
  • 4.Физминутка.
  • Слушаем выразительное чтение отрывка, который подготовила
  • Стр. 361-362.124
  • Какие черты характера героя можно назвать, слушая отрывок?(всем)
  • Он одинокий человек, его мир – это переписывание бумаг, буквы были его собеседники, друзья. Замкнутый, неразговорчивый, необщительный. Какой-то автомат, а не человек. Какой-то жалкий. . В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Страшно, что жизнь человека ограниченна  переписыванием бумаг.
  • Внимательно слушаем  следующий отрывок,Стр 362
  • Как этот отрывок характеризует Башмачкина?
  • Как человека неряшливого, бедного, человека,
  • Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.
  • Прослушаем фрагмент « За обедом» стр. 363
  • Каким вы увидели Акакия Акакиевича?

Ел наскоро, не замечая вкуса, с мухами и со …У него словно чувства атрофированы. Он не умеет радоваться. Испытывать удовольствие, хотя бы от еды.

Послушайте речь Акакия Акакиевича.

Стр.129. Как речь характеризует героя?

Он  неуверенный  в себе человек, какой-то жалкий.

Согласны ли вы, что Акакий Акакиевич –маленький человек?

Почему повесть о человеке названа «Шинель»? Вещь заменила человека.

Не человек важен в обществе, а шинель. - В Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель.

Стоило Башмачкину прийти в новой шинели и его все заметили. Мундир заменил личность, чин затмил человека.

Какие ассоциации у вас вызывает слово шинель?(чиновник, чин должность, военный, власть) .

Почему же герой решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого?

  • Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

Изменился ли герой, приобретя шинель? («Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал  на постеле». Признан  чиновниками как равный среди равных и даже приглашён в лучшую часть города.)

Заполните таблицу, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою. Работаем в паре.  Итак, что у вас получилось?

+

-

Стал ближе к обществу

Забросил работу

Стал заметнее (о нем заговорили)

Стал делать ошибки

Стал увереннее

Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом»

умер

Что стало причиной смерти героя? Ведь утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, не должна была свести в могилу бедного Акакия Акакиевича. Ведь он даже не простудился в тот вечер, когда возвращался домой после нападения грабителей раздетый, без шинели.

С одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия?

Вспомните, что изображено на табакерке Петровича?

Какой-то генерал с заклеенным бумажным лицом. Может, это совпадение? Но попробуйте отыскать портрет «значительного лица» - не найдете. У «значительного лица» нет лица. Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.

Раз в жизни Башмачкин ощутил свою значимость. Нет, не благодаря своим достоинством, а благодаря шинели. Для других стремление к такой «значительности» было естественным, для него – нет. И расплата не заставляет себя ждать. Жизнь все расставляет на места с катастрофической скоростью: вечер в той части города, которая считается «лучшей», приемная значительного лица, болезнь и смерть. И последнее одеяние Башмачкина соответствует его положению на государственной лестнице: врач советует хозяйке брать не дубовый, а сосновый гроб – дешевле. Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежде.

И снова звучит текст.

Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп. Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же хотя перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…».

Но повесть Гоголь не заканчивает смертью Акакия Акакиевича. В реалистическую повесть он вводит фантастический элемент.

Каков смысл подобного финала  и зачем автор использует гротеск- сочетание реального и фантастического?

  • Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

Итак, герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим, что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит торжество справедливости. Гоголь встает на защиту бедного, униженного человека, призывает людей к великодушию. Фантастический финал произведения — утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» — лицо подобревшее и смягченное.

Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.

  •  Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…

Зачем автор нам рассказывает такую печальную историю?

Над этим вопросом размышляли все группы.

--чтобы обвинить общество, которое нравственно калечит человека. В человеке развивается страх перед сильными мира сего, какой-то внутренний трепет. Гоголь хотел заставить читателя задуматься  над судьбой «маленького человека». Отнестись к его бедам, невзгодам и страданиям с сочувствием.

  • К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ.

Итак, чему же учит нас произведение Н.Гоголя? К чему призывает автор читателей? Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе, человеческое. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека!

6. Рефлексия.

Что унесете вы сегодня с собой  - Чему научились? - Над чем задумались?

ДЗ: Составить синквейн по теме урока.

Человек
маленький, несчастный

мучается, терпит, страдает

Человек не должен быть маленьким!

Урок русского языка в 9 классе:   Сочинение-отзыв по картине И.Тихого «Аисты»                 
Тип урока: урок развития речи
Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как описание, расширить представление обучающихся об особенностях описания, отзыва

Задачи урока:

 обучающие: 1. развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;  2. развивать   умение   собирать   и   систематизировать материал для сочинения;3. развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;

воспитательные:  1. прививать любовь к природе;    2.призывать бережно относиться к окружающей среде;    3.воспитывать патриотические чувства; 

 развивающие:        1. развивать речевую культуру учеников;        2.развивать память учащихся и умение пересказывать;

Оборудование    урока:    учебники, компьютер, мультимедиа проектор, экран,  компьютерная презентация.
Ход урока:

  1. Актуализация знаний

Приходилось ли вам высказывать отзывы о чем-либо? Что такое отзыв?

Отзыв-отклик, мнение о прочитанном, увиденном. Выражение своих впечатлений, оценка

Отзыв о (чём?)

  1. Слово учителя. Работа по презентации                                                                                                   Издавна на Руси аист считался особенной птицей — птицей мира, счастья, семейного уюта и достатка. Привечали этих изящных, больших чернобелых птиц, как самых дорогих гостей. Аиста нельзя было обидеть, нельзя убить или спугнуть; их берегли и уважали. Многие селенья могли похвастаться своим собственным, привыкшим именно к этому месту аистом, который считался родным и близким существом. Ведь если он поселился рядом с этой деревней, значит ее минует война, голод и болезни, значит, каждому человеку будет уютно и спокойно жить рядом с дорогим гостем.
  2. Работа над содержанием полотна И.Тихого

И.А.Тихой «Аисты»
Перед вами картина И.А. Тихого «Аисты».                                                                                                        Что изображено на картине? Каков колорит картины? Какое настроение она создает? Что изображено на переднем плане? Что изображено на заднем плане? Какие цвета использует автор?
Уже само название картины И. Тихого говорит о ее сюжете. Над желтеющими полями летит небольшая стая аистов. На картине «Аисты» изображены вспорхнувшие с поля аисты — восемь птиц, раскинувших широкие крылья и рвущихся в осеннее небо. Художнику удалось запечатлеть краткий неповторимый миг, трогательное мгновение. Еще минута — и птицы скроются с глаз, оставив небу только печальные крики, еще минута — и не останется ничего, даже крика, только сиротливое белое перо будет кружиться, тихо планируя вниз, на опустевшее поле…
"Аисты".
С первых секунд наши глаза наполняются легкостью и детской радостью. Автор картины – Иван Антонович Тихой смог очень реалистично и легко передать такой прекрасный пейзаж и обворожительный полет аистов. На картине изображена жаркая летняя пора, и буйство ярких красок манит нас в это теплое время. На переднем плане картины мы видим зрелый некошеный луг, дальше - красивые камыши и голубизну небольшого озерца. Облака словно смешавшись с птицами, парят и манят нас своим величием. Для нас подобно магии смотреть на эти облака, которые устремляются вслед за аистами. Еще немножко и мы видим их движение и готовы устремиться за ними в след.
Движение птиц
Все птицы изображены хаотично, каждый в своем личном движении и стремлении ввысь. Чтобы создать такую яркую и динамичную вещь художник потратил много времени и сил. Ведь передать это движение и волшебство полета достаточно непросто. Глядя на это полотно, нас охватывает непреодолимое желание увидеть свои родные места, которые так же прекрасны, и наполнены силой живой природы. 
Основные тона картины
Стоит остановиться и на анализе цветовой гаммы картины «Аисты». Основные тона — нежно-голубой, желтый и темно-зеленый, а также белый. Яркие, сочные краски земли контрастируют с ясной чистотой неба, по которому, кроме аистов, плывут облака. Небо светлее справа, как раз в той стороне, куда направляются птицы. Можно сделать вывод, что действие картины происходит в первой половине дня, ведь солнце встает на востоке. Темная кайма по краю птичьих крыльев подчеркивает белизну оперения: в небе величественно плывут медлительные облака и грациозно парят мудрые аисты.


4) Как работать над сочинением-описанием по картине
План.

1. Рассмотреть репродукцию картины, определить её основную мысль.                                                            2. Раскрыть содержание картины, её тему, идею.                                                                                                 3. Охарактеризовать композицию, основные три плана картины: а) что изображено на переднем плане; б) средний план картины; в) изображение на заднем плане.                                                                    4. Описать картину                                                                                                                                                 5. Передать своё впечатление от картины, те мысли и чувства, которые она вызывает.

5) Домашнее задание:  Написать сочинение-отзыв о картине И. А. Тихого «Аисты».                              

Урок литературы в 11 классе: «Тема Гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова (анализ рассказа  «Родинка»)»

Цель: проанализировать рассказ, дать представление о художественной манере писателя, проследить историческую основу произведения.

Ход беседы:

  Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете "Молодой ленинец" в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.

    В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.

    «На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» - это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся». 
    Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.

    Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.

    Другой главный персонаж - атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках. 

    Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка
    Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире. 

    Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.

    Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод - бой один на один. 

    По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана "Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя..."- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война - германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.

    Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным. 

    Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.

Дом.задание: прочитать ч.1 романа-эпопеи «Тихий Дон»

Конспект урока по литературе в 5 классе

«Анализ рассказа  В. Гаршина «Attalea prinseps»»

Цели:

  • Продолжение знакомства с литературной сказкой на примере произведения В. М. Гаршина "Attalea princeps".
  • Понимание содержания сказки и ее основной мысли.
  • Развитие навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову.

Оборудование:

  • Художественный текст (учебник-хрестоматия В. Я. Коровиной для 5 класса).
  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Ход урока

1. Приветствие.

Постановка целей и задач.

Беседа

Для беседы можно использовать статью учебника"Русская литературная сказка"

Что называют литературной сказкой?

Приведите примеры литературных сказок,назовите их авторов.

Ребята приводят примеры прочитанных произведений - сказки А.С.Пушкина, В. А.Жуковского, В.Ф.Одоевского, А. Погорельского, В. М.Гаршина, К. Г. Паустовского, С. Я. Маршака, Г.-Х.Андерсена и др.

Какие произведения В. М. Гаршина вы уже читали?

Произведения В. М. Гаршина"Лягушка-Путешественница", "Сказка о Жабе и Розе".

Чем для нас интересны произведения этого писателя?

В его произведениях, как в басне, герои и события учат нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод.

3. Анализ произведения. 

Вы прочитали сказку В. М. Гаршина "Attalea Princeps". Понравилась ли вам она?

Обсуждение детских впечатлений о прочитанном произведении.

Текст Гаршина - загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк - искать смысловой идейный подтекст.

Сюжет сказки "Attalea Princeps" был разработан Гаршиным ещё в 1876 году в стихотворении"Пленница".

Эпиграфом к нашему уроку станут слова из этого стихотворения:

Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт:

О том, каким был путь пальмы на свободу, мы и поговорим сегодня на уроке.

С чего начинается повествование "Attalea Princeps" В.М. Гаршина?

С описания оранжереи.

Как Гаршин рассказывает о ней? (зачитываем эпизод)

"Она была очень красива:" Мы любуемся оранжереей как чудесным произведением искусства. Писатель даже сравнивает её с драгоценным камнем.

Почему описание оранжереи затем резко меняет свою тональность? Так ли хорошо жилось растениям в этой прекрасной оранжерее?

Найдём по тексту и выпишем ключевые слова, рассказывающие об этой жизни:

  • Заключённые растения
  • Тесно
  • Отнимали друг у друга влагу и пищу
  • Гнулись и ломались
  • Не могли расти, куда хотят
  • Воздух неподвижен

Вывод

. Для растений оранжерея была настоящей тюрьмой, не зря автор называет растения"заключёнными".

Что нужно было растениям, о чём они мечтали?

Растения тосковали по родине. "Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода.Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания:"

"Как ни прозрачна была крыша, но она не ясное небо" - этими словами автор противопоставляет"родной край и свободу" тесной и тёмной оранжерее.

В сказке Гаршина растения действуют как люди,у них даже разные рассуждения и мысли, разное отношение к происходящему. Какой же характер у растений?

Зачитываются эпизоды из "Attalea Princeps".

Выводы.

  • Саговая пальма - злобная, раздражённая, надменная, высокомерная, завистливая.
  • Пузатый кактус - румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью.
  • Корица - прячется за спины других растений ("меня никто не обдерёт"), неприхотливая, любит спорить.
  • Древовидный папоротник - не совсем доволен своим положением, но не стремится что-либо изменить.

Расскажите о Attalea Princeps. Почему такое название?

Так назвал по-латыни пальму директор. Это имя не было родным для пальмы, его придумали ботаники.Пальма была выше и красивее всех.

Латинский язык - мёртвый язык, который является предком современных романских языков. Возможно, пальма обречена с того самого момента, как попала в оранжерею и ей было дано "мёртвое" имя? Ведь, говорят, что имя определяет судьбу.

Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека: директор оранжереи и путешественник из Бразилии. В чём их непохожесть?Кто из них ближе главной героине сказки?

Директор

- человек науки,

заботится только о внешнем благополучии, бездушный, не понимающий, что растения могут переживать,чувствовать боль: ":с довольным видом похлопывал твёрдое дерево тростью, и удары звонко раздавались по оранжерее. Листья пальмы вздрагивали от этих ударов. О, если бы она могла стонать, какой вопль гнева услышал бы директор!"

Бразильянец

- спорит с директором по поводу названия пальмы, он знает её родное,настоящее имя. Глядя на пальму, вспоминает свою родину. Он понимает пальму, её одиночество и то,что лишь на родине можно быть счастливым.

Почему встреча с бразильянцем стала решающей для пальмы?

Бразильянец - последняя ниточка, связывающая пальму с родиной. Он будто бы попрощался с нею.Возможно, в этот момент Attalea наиболее остро почувствовала своё одиночество, всю безысходность ситуации.

Почему стремление пальмы к свободе не нашло поддержки у других деревьев? О чём они заботились? Чем гордились? Почему они были настроены к пальме враждебно?

Все растения тосковали по родине и свободе. Но лишь Attalea и маленькая травка сопротивлялись такой жизни и хотели вырваться на волю. Остальные просто приспособились к тюрьме. Они испытывают страх за свою жизнь, боятся изменений. Растения сердятся на Attalea за её гордые слова. Они ненавидят ее за гордость, за свободолюбие, за то, что ее не остановила мысль о"людях с ножами и с топорами", которые придут и отрежут ее ветви, если она слишком высоко поднимет свою вершину.

Возможно, они завидуют пальме, потому что у неё хватает сил для осуществления своей мечты.

Почему травка, в отличие от других растений, понимала пальму?

"Она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея и для нее была тюрьмой".

Какое чувство вызывает у нас травка?

Мы жалеем ее и восхищаемся ее способностью сострадать, понимать чувства пальмы. Она становится настоящим другом для Attalea, всей душой желая помочь ей.

Как пальма боролась за свободу? Какой ценой платила она за желание увидеть настоящее небо?

"Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и решетки уже поддавались, хотя были сделаны из крепкого железа".

Вернёмся к нашему эпиграфу (зачитать ещё раз).

Пальма достигла своей цели. Чем закончилась сказка? Почему директор решил спилить пальму?

Надстраивать над пальмой особенный колпак -дорого.

Какие чувства мы испытываем, когда читаем о том,как погибла пальма?

Жалость к Attalea, ненависть к директору, но в то же время восхищение и уважение по отношению к пальме.

Почему директор приказал выбросить маленькую травку?

"Вырвать эту дрянь и выбросить: Она уже пожелтела, да и пила очень попортила её. Посадить здесь что-нибудь новое".

Какие мысли возникают после прочтения сказки?Что нам хотел сказать автор этим произведением?

  • Все растения чувствуют боль, у всех есть душа.
  • Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно.
  • Противоречие мечты и обретённой реальности.

Всё в этом произведении строится на противопоставлении, контрасте. Найдите эти контрастные линии.

  • Прекрасная оранжерея - растения-заключённые
  • Образы директора и бразильянца
  • Растения - Attalea
  • Гордость директора - гордость Attalea
  • Мечта и реальность

4. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вы пережили при чтении сказки В.М. Гаршина "Attalea Princeps"? Как они менялись? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

Тип урока:  проблемный  урок-исследование    с элементами «погружения»Метод:         творчески-поисковыйЦель:...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...