Урок доброты по произведению Ю. Яковлева "Баваклава" в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Зотьева Эмма Григорьевна

Одна из истин моей педагогичесской веры - безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа - это прежде всего книга.Умело выбрать из огромного мира книг художественное произведение очень важно.Работая много лет в школе, я с грустью думаю,что истоки равнодушия большей частью в семье.Понимая это, я ищу книгу, которую с удовольствием прочиитали бы и мои ученики , и их родители.На помощь мне приходят произведения Ю. Яковлева.Рассказ "Баваклава" я выделила особо.В этом маленьком произведении затронуто так много вопросов об отношении людей друг к другу, о доброте, об умении сострадать, сопереживать, чувствовать не только свою боль, но боль тех, кто находится рядом! Рассказ может заставить задуматься о смерти и бессмертии, о суровом слове "никогда" Предлагаю вашему вниманию конспект урока по внеклассному чтению по произведению Ю. Яковлева "Баваклава"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

ом

Конспект урока

Литература 5 класс.

Внеклассное чтение

Ю.Я. Яковлев«Баваклава»

«Урок  доброты»  

                                              Урок разработала: Зотьева Эмма Григорьевна,
                                     учитель русского языка и литературы

                                                 ГБОУ школа № 607 Пушкинского района

                              города Санкт- Петербурга.

Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему «Уроки доброты» по рассказу Ю.Я. Яковлева « Баваклава »

                                                        Цель урока:

познакомить детей с творчеством Ю.Я. Яковлева, пробудить интерес к творчеству писателя, к чтению.

Задачи урока:

-образовательные: познакомить с творчеством Ю.Я.Яковлева, повторить литературоведческие понятия «литературный герой», «портрет литературного героя»; закрепить навыки выразительного чтения, художественного пересказа;

- воспитательные: способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, мужество, честность, принципиальность, душевная зоркость;

- развивающие: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение вести дискуссию, ассоциативное мышление, коммуникативные навыки (умение работать в группах).

Оборудование и наглядность:

компьютер, медиапроектор,  портрет писателя, иллюстрации к его произведениям, выставка книг писателя.

Индивидуальные задания для уч-ся:

1 группа уч-ся готовит и подбирает иллюстрации

2 группа уч-ся готовит выставку книг писателя(«У человека должна быть собака», «Багульник», «Жить нам суждено», «Мальчик с коньками» ,»Зимородок» и др.)

Дети получают задание прочитать книгу «Баваклава» дома.

                                  На экране  портрет Ю. Яковлева.

                                 Запись на доске: Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

                                                                 Берегите друг друга,

                                                                 Обижать не давайте.

                                                                 Суету позабудьте

                                                                 И в минуту досуга

      Рядом с другом побудьте.

                             О. Высоцкая.

 

Вступительное слово учителя:

- Сегодня у нас урок  раздумья, раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек. Что такое дружба? Как стать необходимым людям? Почему про одного человека мы говорим, что он добрый, а про другого этого сказать не можем?

- Ответить на эти вопросы помогают  нам книги. Замечательно пишет Ю. Яковлев.

- Ребята знакомятся с книгами на выставке. Обращаю внимание ребят на удивительно доброе лицо этого человека, который с гордостью говорит, что он детский писатель.

- Рассказ учителем биографии писателя.

- Разговор о рассказе «Баваклава»

Читаем 1-ую страницу

. Слова писателя: «Для чего я пишу книги, расказываю ребятам интересные истории, знакомлю их с разными людьми? Чтоб развлечь их? Нет.У моих книг задача другая-помочь ребятам жить.»

Беседа .

- Почему прочитанный  нами рассказ называется «Баваклава»?

(так Леня назвал бабушку)

- Что вы скажете о Лене? Как он жил? Какие черты характера проявляются в его поступках?

(С болью и горечью ребята рассказывают, что Леня жил беззаботно, т. к с ним была бабушка, которая освобождала его от забот, она и ботинки убирала , и брюки гладила, и задачи решала)

- Когда же Леня вспоминал о бабушке?

(Вспоминал только тогда, когда хотел есть, гулять, когда требовалась помощь и защита.)

- Когда и чему радовался Леня?

(Только тогда, когда брал и получал)

- Как Леня относился к своей «незаменимой бабушке?

Читаем: «Ему никогда и в голову не приходило,что можно жить без нее. Она была чем-то насущным и вечным, как воздух,вода, хлеб. Она была тем вечным двигателем, который приводил в движение жизнь в дома»

- Что вы узнали о Лениной бабушке из рассказа?

(Ребята рассказывают о жизни бабушки в годы ВО войны, о ее любви к меткому слову, о том, что она знала много пословиц и поговорок, любила делать приятное, с  радостью отдавала что-то)

Выяснить, что означает это  - человек счастлив, когда отдает.

- Почему же Леня не ценил бабушку?

( Рассказы ребят о Лене, о его неблагодарности, он забыл волшебные слова СПАСИБО,БЛАГОДАРЮ,ПОЖАЛУЙСТА ит.д.

Запись на доске : БЛАГОДАРНОСТЬ.

Выяснить значение слова: БЛАГОДАРНОСТЬ- дарить радость

Возвращаемся к началу повествования.

В дом  горе. Умерла бабушка.

-Что сделал Леня, как повел себя, когда узнал об этом?

Отвечая, ребята обращают внимание на странное поведение мальчика. В доме горе, а он включил телевизор, потом пошел в бассейн.

Чтение   отрывка: «Хотя сердце бабушки уже не билось, юный Шаров продолжал думать о ней как о живой .Горе запаздывало, задерживалось в пути. Привычка видеть бабушку живой, неутомимой, вечно бодрствующей, была настолько сильна и неистребима, что смерть отступала перед ней. В сознании юного  Шарова бабушка продолжала жить»

Вчитываемся в каждое слово произведения и приходим к выводу. Леня начинает понимать значение смерти, а главное- он открывает для себя, что Баваклава не только будила, кормила, обстирывала его, но делала еще незаметную, но очень важную работу: она учила его жить, учила делать добро, быть благодарным людям и понимала внука.

Постепенно он осознает смысл таких слов, как долг, ответственность(запись слов на доске)

Чтение: «Он запоздало выполнял свой маленький долг перед Баваклавой»

-Как вы понимаете эти слова?

Обращаю внимание на глубокий смысл слова НИКОГДА.

Чтение отдельных  фрагментов при разборе этого слова.

Вместе с героем приходим к мысли: «Он должен жить, чтобы нести людям то, чему его незаметно учила Баваклава. Жить для людей»

Теперь ученики понимают, почему Ю. Яковлев назвал свой рассказ «Баваклава»

-О чем вы подумали , когда прочитали рассказ?

(Добро , которое делают люди, бабушка и дедушка, должно на всю жизнь  остаться в памяти, чувство благодарности должно быть в каждом из нас.)

- Ю. Яковлев хотел, чтобы его рассказ учил нас думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом с тобой. Любить не только себя.

Вот ,что он пишет в предисловии: «Прочти эту книгу, и, может быть ты станешь немного иначе относиться к своей бабушке, да и к другим людям, которые живут рядом с тобой .И сможешь больше уважать себя»

-Чтение стихотворения О. Высоцкой с доски. (Запись его в тетрадь)

-Обращение к ребятам:

-Как вы относитесь к своим бабушкам?( Высказывания детей)

-А теперь представьте, что вас незаслуженно обидели. Что вы испытываете в этот момент?

-А сейчас вспомните такой момент из своей жизни, когда вы сами обидели кого- нибудь

Представьте, каково этому человеку. И если в уголке вашей души шевельнется чувство вины к этому человеку, если вы почувствовали, что были виноваты, значит сегодняшний урок не прошел для вас даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие."Урок доброты"(по произведениям В.Г.Распутина)

Разработка урока для учащихся 4-5 кл. Цель:  Дать  детям  понятие,  что  доброта - одно  из  лучших  качеств  человека.Задача: развивать ком...

Уроки доброты по произведению А.П.Платонова "Неизвестный цветок".

Конспект урока по литературе с презентацией. Тема урока: А.П.Платонов.Сказка-быль «Неизвестный цветок»....

Урок доброты по произведению В.Распутина «Уроки французского»

Презентация в 6-ом классе. Анализ рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Нравственные проблемы произведения. Мастерство писателя....

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...