Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему:
    Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»

    Охотникова София Анатольевна

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gogol_zakoldovannoe_mesto_5_kl_tk.docx27.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

    Учитель: Охотникова С.А.

    ОУ: ГБОУ школа №320

    Тема урока:  Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»

    Тип урока: урок общеметодологической направленности

    Цель урока: формирование смыслового чтения

    Технология(-и) урока: проблемно-диалогическая, решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира, прием «Инсерт»

    Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная

    Опорные понятия: юмор, лирика

    Новые понятия: сатира, гротеск, фантастика

    Межпредметные связи: русский язык тема «Лексикология: диалектные и устаревшие слова»

    Образовательные ресурсы: учебник «Литература. 5 класс»

    Задачи:

    • Акцентировать внимание на мировоззрении писателя,
    • формировать умение опознавать устаревшие и диалектные слова, определять их роль в художественном тексте;
    • формировать умение критического чтения научной статьи;
    • формировать умения сопоставления информации, опираясь на литературоведческую терминологию (реальное и фантастическое, трагическое и комическое);
    • формировать умение читать текст с использованием устаревших и диалектных слов, интонировать при чтении;
    • развивать умение самоконтроля в процессе построения грамотного и обоснованного собственного высказывания.

    Результаты:

    предметные

    • понимать, что такое сатира, гротеск, фантастика;
    • знать определения   сатира, гротеск, фантастика;
    • правильно читать устаревшие и диалектные слова;
    • уметь переводить текстовую информацию в таблицу;
    • уметь читать по ролям, передавая интонацией характер, настроение героя;
    • уметь сопоставлять полученную информацию с ранее полученной, проводить параллели, видеть художественное произведение в разрезе народного литературного наследия.

    метапредметные

    регулятивные

    • осуществлять прогнозирование, планирование и контроль учебной деятельности;
    • осуществлять взаимопроверку;

    познавательные

    • Самостоятельное выделение познавательной цели;
    • Поиск и выделение информации;
    • смысловое чтение;
    • анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;

    коммуникативные

    • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;

    личностные

    • осуществлять целеполагание;
    • найти ответ на вопрос «Какое учение имеет смысл для меня?» (мотивация)
    • стремиться к личностному самоопределению;
    • стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм

    Этап урока

    Деятельность учителя

    (применяемые технологии, приёмы)

    Деятельность учащихся

    (формы организации деятельности)

    Формируемые УУД

    Организационный момент

    Проверить готовность к уроку

     

    Подготовка к работе.

    Самоопределение к деятельности.

    Личностные: действие смыслообразования

    Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

    Регулятивные: самоорганизация и саморегуляция

    Проверка домашнего задания, Целеполагание и определение задач урока

    Что было задано на прошлом уроке? Как по домашнему заданию определить, что мы сегодня будем делать?

    Диктует термины

    Озвучивают ДЗ, напоминают, что они должны продемонстрировать знание терминов, знание биографии писателя, умение работать с текстом.

    Пишут терминологический диктант

    Личностные: самоопределение и самоконтроль

    Регулятивные: волевая саморегуляция

    Познавательные: демонстрация знаний

    логические: выстраивать последовательность урока

    Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

    Актуализация знаний и фиксация затруднений

    Актуализация 

    Слушает учащегося

    -Какие трудности вызвало чтение «Заколдованное место»?

    Словарная работа

    учитель распределяет слова в два столбика

    - Почему эти слова появились в повести?

    - стр. 158 Давайте прочитаем в учебнике, какое место занимает повесть в литературе и какие ее особенности отмечают литературоведы и читатели.

    При чтении помечайте ! я знал

    + новое для меня

    - вызывает сомнение

    ? что это

    Ученик рассказывает о жизни Гоголя.

    Дети отмечают особенности жизни писателя:

    - знаком с народной жизнью,

    - знал быт украинской деревни,

    - любил украинские сказки, песни, предания

    Называют «трудные» и «незнакомые слова»

    Записи в тетради

    - объясняют, почему слова записаны в два столбика.

    ДИАЛЕКТНЫЕ И УСТАРЕВШИЕ СЛОВА (связь с темой по русскому языку)

    - для создания колорита украинской жизни

    Чтение учебника с пометами

    Фиксирование затруднения

    ? юмор

    ? сатира

    ? фантастика

    ? гротеск

    - лирика

    - комическое

    ! бытовое

    - Формулируют тему урока

    Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»

    - оформляют свои результаты в виде таблицы с графой для примеров

    Личностные: самоопределение и самоконтроль

    Регулятивные: волевая саморегуляция

    Познавательные: демонстрация знаний и отсутствия знаний

    логические: находить причинно-следственные связи происходящего

    Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

    Постановка учебной задачи.

    Мотивация познавательной деятельности.

    Предлагает ученикам сформулировать задачи урока

    Ставят задачи:

    Как подобрать пример к незнакомым терминам?

    - найти значение определений неизвестных терминов и подобрать в тексте примеры;

    - доказать, что повесть содержит сатиру, юмор, гротеск, фантастику, лирику, комическое, бытовые зарисовки.

    - научиться читать повесть Гоголя и передавать ее художественные особенности

    Личностные: самоопределение

    Регулятивные: целеполагание 

    Коммуникативные: постановка вопросов 

    Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

    Построение проекта выхода из затруднения.

    Открытие нового знания (Изучение нового материала)

    прогнозирование

    - Как определить подходит ли нам пример из текста?

    Проектирование (фронтальная форма)

    Подумайте: какие действия и в какой последовательности мы должны выполнить?

    Высказывают предположения

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм).

    - начать с самых трудных и неизвестных слов (чтобы учитель мог помочь и скорректировать), закончить легкими можно и дома

    - внимательно читать определение

    - найти его исключительные особенности

    - применить их к тексту;

    - заполнить таблицу

    - сделать вывод: Какие художественные особенности есть в повести Н.Гоголя?

    Личностные: самоопределение

    Регулятивные: планирование, прогнозирование 

    Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование;

     логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    Первичное закрепление

    На смысловое чтение

    Предлагает задание для самостоятельной словарной работы с текстом

    - Кто нам рассказал эту фантастическую историю? - Где Гоголь дал нам ответ? Почему сразу Гоголь указал род деятельности рассказчика?

    Используя содержание текста, дополняют записи:

    - рассказчик дьячок- служитель церкви, служит Богу (в заглавии повести)

    Познавательные: умение структурировать знания

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Самостоятельная работа с самопроверкой

    Организует  деятельность учащихся в группах по применению новых знаний

    1. На какой вопрос отвечает нам дьячок, рассказывая эту историю?

    1. Какое качество сгубило деда?

    В парах:

    - Посмотрите на последние три записи и определите основную идею произведения.

    Находят в тексте ответы на поставленный вопрос и формулируют доказательство правоты своего ответа.

    - Как морочит голову нечистая сила?

    - Жажда богатства, поиск клада

    Формулируют основную мысль произведения или роль художественных приемов в тексте.

    - Гоголь хотел показать, что нарушение божьих заповедей приводит к искушению, что человек не устоит перед злом, но получит по заслугам.

    Личностные: самоопределение

     Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

    Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания

    Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Этап продуктивного использования полученных знаний

    - Какие два вывода мы сформулировали?

    Давайте прочитаем отрывок, где во всей красе Гоголь показал нечистую силу.

    Мотивы каких русских народных сказок Вы нашли в повести?

    - Что рассказ дьячка фантастический

    - Идея автора показать действие нечистой силы.

    Читают по ролям сцену в лесу с голосами животных

    - «Морозко», «Бобовое зернышко», «Зимовье»

    Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

    Личностные: самоопределение

    Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Рефлексия деятельности

    (итог урока)

    Организует рефлексию:

    1.Оцените личный результат своей деятельности на уроке

    + научился

    + - затрудняюсь

    - не получается

    Что я узнал на уроке? Какими действиями на уроке я доволен?

    Какое произведение мы сегодня изучали и кто его автор?

    Дети отвечают по тетради:

    - нахожу в научном тексте термины, их определение

    - на основе определения могу раскрыть смысл термина и привести пример из текста,

    - могу сделать вывод после наблюдений

    - вижу связи с другими произведениями

    - могу интонировать и выразительно читать текст с устаревшими и диалектными словами.

    Устно дают оценку своей деятельности и определяют уровень своей мотивации на уроке, фиксируя в памяти изученный материал.

    Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

    Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

    Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

    Домашнее задание

    Инструктирует учащихся

    1. Составить по образцу таблицу

    «ИВСЯ в повести Гоголя «Заколдованное место» (гипербола, сравнение, эпитет)

    2. «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова читать.

    Анализируют и выявляют степень готовности

    Личностные: самоопределение

    Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

    Познавательные: умение осознанно   строить речевое высказывание  в письменной форме


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

    Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

    Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место"

    На данном уроке пятиклассники учатся правилам ведения дискуссии. Им необходимо доказать, чего больше в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место", реального или фантастического. Для этого учащиеся деля...

    Художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

    Пакет материалов к проведению уроков по данной теме...

    Презентация по повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место" 5 класс, ФГОС

    Данная презентация поможет выяснить и закрепить значение непонятных для учащихся слов в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место" (учебник Коровиной В.Я. Литература. 5 класс, 1 часть, ФГОС)...

    Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

    В плане расписаны все этапы современного урока, отвечающего требоаниям ФГОС. В нетрадиционной форме представлен этап актуализации знаний, также урок включает работу с интерактивной доской....

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

    Урок литературы в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место" знакомит учащихся с творчеством Н.В.Гоголя,  особенностями его мира, первой его  книгой "Вечерами на хуторе близ Дикань...

    Презентация технологической карты урока по литературе в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

    В презентации представлены основные этапы урока по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место", формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, развивающие задания для учащихся....