Технологическая карта занятия поэтического клуба "Пегас"
план-конспект занятия по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Федурина Александра Степановна

Занятие рассчитано для учащихся 5-7 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия поэтического клуба «Пегас» в 5 классе

Учитель русского языка и литературы МКОУ ШР «СОШ №2» - Федурина А.С.

Тема: Отработка навыка распознавания рифм.

Цели занятия: Создать условия для работы: на практических примерах повторить наиболее сложные  виды рифм.        

Задачи:  

На уровне универсальных учебных действий:

 Способствовать формированию УУД при выполнении заданий в парах, группах.

Метапредметные  результаты:  применять навык анализа поэтического произведения; понимать образную природу поэзии как явления словесного искусства; развивать способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий;  умение сотрудничать:  работать индивидуально, в парах и в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Личностные результаты:  способность к самооценке;  

развитие творческого воображения, культуры речи;

гуманистических качеств: взаимовыручку,  взаимопомощь, трудолюбие, настойчивость в достижении цели;

воспитание интереса к поэтическому творчеству          

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, веточка вербы. Запись на доске: стол, кошка, кот, берёза; скороговорка.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивационно – целевой этап.

 

II. Процессуальный этап (содержание и способы деятельности).

Актуализация о.з.

.

Физминутка (Через 20 мин. )

III. Рефлексия

1 Орг. момент. Приветствие.  Улыбка. Организация рабочей обстановки.

2.Создание психологического настроя:

Я знаю, что вы -  способные дети, и  желаю вам творческих успехов на этом занятии.

3. Включение в деятельность:  

-  Речевая разминка: разомнём язычок. Скороговорка:

Всех скороговорок не перескороговоришь.

Задание.  Прочитать:

 – медленно, вдумчиво.

- быстро, вместе, отчётливо проговаривая каждое слово.

- птичьим базаром: кто быстрее?

  - Интеллектуальная разминка: игра в рифму.

Задание: подобрать рифму к словам: стол, кошка, кот, берёза.

(По группам)

 На доске: слова для рифмовки.

Стол – ( пол – ствол –кол –пришёл).

Кошка – (мошка –окошко - немножко).

Кот – (рот – у ворот – мёд – крот).

Берёза – (роза – угроза – мимоза – слёзы – грёзы).

4. Создание проблемной ситуации, формирование мотивов учения.

Проблемный вопрос:

 как вы думаете, ребята, что сложнее написать: рассказ или стихотворение?

Что нужно, чтобы написать стихотворение или зарифмовать текст?

5. Определение темы.

- Какую тему вы повторяли дома?

6. Целеполагание обучающимися.

7. Целеполагание учителем: итак, сегодня на занятии мы повторим  виды рифм на практических примерах.

8. Проектирование будущих учебных действий учащимися.  Что мы для этого должны сделать? Обратимся к вашему домашнему заданию.

II. Процессуальный этап.

1.Организация устного коллективного обсуждения проблемы: Отработка навыка распознавания рифм.

- Повторите виды рифм. Используя домашнее задание, дайте подробную характеристику рифмы по плану:

                         Слайд 1

              Характеристика рифмы:

 Точная –  неточная;

 простая – сложная;

замещённая – усечённая – йотированная;

 мужская – женская;

 перекрёстная – смежная – опоясывающая.

 2. Подведение итога выполнения домашнего задания.    Чьё стихотворение понравилось?

                     

  3.                      Слайд 2

Задание. Найдите рифму: женскую, мужскую, йотированную, усечённую:

                 Стройки – стойкий

                 Пламя - память

                Весло – унесло

                 Рокот – ропот

 4.                        Слайд 3

Задание №1: прочитайте. Как рифмуются строки?  Определите рифму.

             1. А небо стало ярко – голубым, 

              2. Весна приходит в город торопливо,

              3.Вид за окном становится другим,

               4. И всё вокруг чарующе красиво.

 Задание № 2: переделайте перекрёстную  рифму в  параллельную или опоясывающую. Найдите лучший вариант рифмы.

5.                    Слайд 4

                    Параллельная рифма.

     1. А небо стало ярко – голубым, 

     2. Вид за окном становится другим,

     3.  Весна приходит в город торопливо,

     4. И всё вокруг чарующе красиво.

  6.                 Слайд 5

                Опоясывающая рифма.

     1. А небо стало ярко – голубым, 

    2. И всё вокруг чарующе красиво

    3. Весна приходит в город торопливо,

    4. Вид за окном становится другим.

Вопрос: какой вариант лучше?

(перекрёстная рифма, т. к. именно в этом варианте легче понять состояние лирического героя)

7.   Слайд 6.  Коллективное творчество.

Задание: с рифмованными словами сочинить

 четверостишие.

1._________________________ярко,

2._________________________облака,

3._________________________жарко,

4._________________________река.

8. Работа в парах.

                               Слайд 6  

1. Луна – тишина – весна – одна – верна – волна…

2. Комета – планета – привета – ответа, звезда – никогда…

3.След – свет – ответ – лет – паркет – лорнет…

4.Полёт – вперёд – небосвод – свод -  год…

5. Парад – рад – преград – наград - сад…

6.Птица – мчится – снится – вереница - синица – боится…

7.Весна – тишина – она – до дна – у окна…

Задание: зарифмовать предлагаемые строки, используя перекрёстную, смежную и опоясывающую рифмы

*Вопрос уч – ся : содержание строк ни о каких событиях не напоминает вам? (12 апреля, 9 Мая)

9.   Слайд 7. Индивидуальная работа.

    Пишем стихи по данному началу.

1.Распустилась пушистая верба,

2.Хоть опять запоздала весна.

1.Первый дождь… Свежо и остро

 2.Дышит новая земля,

1.Весною жизнь берёт своё начало:

2.Сияет солнце, и звенит капель.

1.Я люблю весну и лето,

2.Солнце, ранние рассветы.

1.Со мною ты плачешь, подруга – свеча,

2.Горячей слезинкой коснулась плеча.

10. Беседа:

Посмотрите внимательно на эту хрупкую веточку, на это маленькое чудо! Какая трогательная красота! Обратите внимание на эти нежные  пушинки! Что напоминают они вам? С чем можно их сравнить? Какая цветовая гамма?

Обо всём этом можете написать в своём стихотворении. Оно будет своевременным, т. к. у нас в школе скоро будет  Неделя экологии.

Самостоятельная работа.

11.Рефлексия.

*Какие виды рифм мы повторили?

*Оцените свою работу. Чьё стихотворение понравилось?

12. Домашняя работа: Написать 2 четверостишия по заданному началу.

 Выполняют задание с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Читают скороговорку

Рифмуют слова.

-

 

Ответы детей.

Формулируют и записывают в тетрадях

Формулируют цель.

Обращение к д/з

Отвечают на вопрос.

Читают написанные  дома четверостишия, стихотворения.

Устные выступления с опорой на

план.

Ответы учащихся.

Работают в тетради, записывают и нумеруют строки (или устно).

Устно отвечают.

Устно отвечают.

Представляют наработанный продукт.

Отвечают на вопрос учителя.

Представляют наработанный продукт.

Участвуют в подведении итогов.

Записывают, задают вопросы по выполнению д/з.

Личностные: способность к самооценке;  

развитие творческого воображения, культуры речи, гуманистических качеств:,  взаимопомощь, трудолюбие, настойчивость в достижении цели; воспитание интереса к поэтическому творчеству          

Коммуникативные УУД: строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, делать выводы, обобщения.

Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую (создание вторичного текста)

Личностные результаты:  способность к самооценке;  

развитие творческого воображения, культуры речи;

Извлечение необходимой информации из текста. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; развитие творческого воображения.

Регулятивные УУД:  преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные результаты: развитие любви и интереса к поэзии, развитие творческого воображения, культуры речи.

Регулятивные УУД:  оценивать свою работу и работу других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)

Технологическая карта занития  по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»

Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые  ведут  занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я  пыталась систематичировать и обо...

Технологическая карта занятия "Человек и Природа"(Игра-занятие "Экологическая ромашка")

В настоящее время главной ценностью экологического образования становится развитие личности через приобщение к экологической культуре.Этому способствуют занятия в кружке "Мир вокруг нас"с об...

Технологическая карта занятия по английскому языку для детей дошкольного возраста с анализом занятия педагога

Тема занятия: «Моя семья»Цель занятия: систематизировать и дополнить знания дошкольников по теме «Моя семья»...

Технологическая карта занятия "Учись властвовать собой"Цель занятия:

Цель занятия: познакомить детей с понятием "настроение", с некоторыми способами улучшения своего настроения; развивать внимание, мышление, коммуникативные способности...