календарно тематическое планирование по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Петухова Ольга Анатольевна

Разработка материала попредмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_rl_7_kl.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

   

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

________________ ФИО

____________________ 20___ г.                              

                     СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

  ________________ ФИО

____________________ 20___ г.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Основные виды деятельности обучающихся

Дата по плану

Дата по факту

Введение (1 ч)

1

Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы.

Урок «открытия» нового знания.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, работа в парах сильный – слабый, работа в парах. Составление устного и письменного ответа на вопрос.

Устное народное творчество (6 ч)

2

Предания. «Воцарение Ивана Грозного». Поэтическая автобиография народа.

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с литературоведческим портфолио, составление тезисного плана устного сообщения по теме.

3

Предания «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа с литературоведческим портфолио.

4

Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры фольклора.

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение, самостоятельная работа с литературоведческим портфолио, работа в парах по выполнению заданий по теме пословицы и поговорки.

5

Эпос народного мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

Урок «открытия» нового знания.

Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим материалом по теме, выразительное чтение произведения, составление тезисного плана сообщения.

6

Киевский цикл былин, Новгородский цикл былин.

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Комплексное повторение, чтение былин, выполнение задания.

7

Французский и карело-финский мифологический эпос. Сборники пословиц. Проект.

Урок «открытия» нового знания.

Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим материалом по теме, составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков  эпоса, коллективная практическая работа, характеристика героев эпоса.

Из древнерусской литературы

8

«Поучение Владимира Мономаха». (отрывок). «Повесть временных лет».

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний. Работа в парах. (устные ответы на вопросы. Анализ текста.

9

Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература»

Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

Из русской литературы 18 века (2 ч.)

10

М. В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия».

Урок «открытия» нового знания.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, сообщение о жизни и творчестве поэта, выразительное чтение.

11

Г. Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…» и др.

Урок общеметодической направленности.

Комплексное повторение по итогам выполненного домашнего задания, выразительное чтение стихотворения с последующим письменным его анализом при помощи учителя. Групповая работа по тексту стихотворения.

Из русской литературы 19 века (28 ч)

Александр Сергеевич Пушкин ( 3 ч)

12

А. С. Пушкин. Поэма «Полтава».(отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра 1 и Карла 16

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания: проверка выполненного домашнего задания, выразительное чтение отрывков, групповая работа по тексту поэмы.

13

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Урок рефлексии

Формирование у учащихся способностей к рефлексии. Практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге»», участие в коллективном диалоге.

14

А. С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»; цикл «Повести Белкина».

Урок рефлексии

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя», сопоставление сюжета повести «Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне из библейского первоисточника, работа в парах.

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)

15

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.

Урок «открытия» нового знания.

Изучение содержания параграфа, учебника, работа с теоретическим материалом. Основные понятия: поэма, фольклоризм литературы, композиция. Работа в парах. Уметь читать в слух и понимать прочитанное.

16

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства.

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексная проверка домашнего задания, составление тезисного плана для пересказа, составление устного ответа на проблемный вопрос.

17

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел», «Молитва».

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексная проверка домашнего задания, письменный ответ на вопрос «Почему лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова видит источник душевных сил и творчества в общении с природой?»

18

Контрольная работа №2 по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

Николай Васильевич Гоголь ( 5 ч)

19

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

Урок рефлексии.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии. Выразительное чтение фрагментов повести, составление плана рассуждения на проблемный вопрос.

20

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести «Тарас Бульба».

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания: проверка выполненного домашнего задания, составление сравнительной характеристики героев. Конкурс выразительного чтения.

21

Противопоставление Остапа Андрию в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Урок общеметодической направленности.

Составление плана анализа эпизода и тезисного плана для пересказа отрывков повести. Участие в коллективном диалоге, индивидуальное и групповое выполнение заданий.

22

Патриотический пафос повести «Тарас Бульба».

Урок общеметодической направленности.

Работа в парах. Подбор цитатных примеров , иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

23

Контрольная работа №3 по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

Иван Сергеевич Тургенев ( 2 ч)

24

Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И. С. Тургенева «Бирюк».

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных способностей: взаимопроверка домашнего задания, самостоятельная работа с эпизодом повести, конкурс пересказа эпизода по теме урока, выразительное чтение.

25

И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».                      

Урок общеметодической направленности.

Составление письменного ответа на проблемный вопрос, работа в парах, участие в коллективном диалоге, выразительное чтение.

Николай  Алексеевич Некрасов ( 3 ч)

26

Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» ( Княгиня Трубецкая). Историческая основа поэмы.

Урок рефлексии

Проектная работа в парах. Иллюстрирование эпизодов по теме урока, выразительное чтение, коллективное проектирование домашнего задания. Характеристика главных героев.

27

Художественные особенности поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины»

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных способностей изучаемого предметного материала. Составление плана для пересказа отрывков поэмы, определение художественных особенностей поэмы.

28

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Некрасова за судьбу народа.

Урок рефлексии

Индивидуальная и парная работа с материалом, выразительное чтение, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих трехсложные размеры стиха. Характеристика главных героев.

Алексей Константинович Толстой (1 ч)

29

А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады.

Урок «открытия» нового знания.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, индивидуальная и парная работа, устный рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений с последующим анализом при помощи учителя.

Смех сквозь слезы, или Уроки Щедрина (2 ч)

30

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: комплексное повторение, выразительное чтение сказки, устное и письменное его рецензирование, анализ текста в группах и индивидуально.

31

Контрольная работа №4 по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина

Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

Лев Николаевич Толстой ( 3 ч)

32        

32        Л. Н. Толстой. Главы из повести «Детство», «Классы». (взаимоотношения детей и взрослых)                                                                                                                          

Урок «открытия» нового знания.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим материалом по теме урока.

33

«Наталья Саввишна». Проявление чувств героя в повести Л. Н. Толстого

Урок общеметодической направленности.

Работа в парах, различие образов автора-повествователя и рассказчика в повести, конкурс на лучшее инсценирование фрагмента повести.

34

«Maman». Анализ собственных поступков героя повести «Детство» Толстого.

Урок общеметодической направленности.

Составление устного ответа на проблемный вопрос, групповая и индивидуальная работа, подбор цитатных примеров.

Смешное и грустное рядом, или Уроки Чехова ( 3 ч)

35

«Хамелион». Живая картина нравов в рассказе А. П. Чехова

Урок рефлексии

Формирование у учащихся деятельностных подходов: элементы проектной работы, подбор цитатных примеров на тему «Речь героев как средство их характеристики», работа в парах и индивидуально.

36

Многогранность комического в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник»

Урок общеметодической направленности.

Составление литературного портрета поэта, тезисного плана статьи с последующим пересказом.

37

Средства юмористической характеристики в рассказе А. П. чехова «Размазня»

Урок «открытия» нового знания.

Изучение содержания параграфа, работа в парах. Конкурс на лучшее исполнение инсцинировки фрагмента рассказа.

«Край ты мой, родимый край….»( 2 ч)

38

В. А. Жуковский. «Приход весны». И. А. Бунин  «Родина». А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: комплексное повторение, работа в парах сильный – слабый, выразительное чтение стихотворения. Письменный ответ на проблемный вопрос.

39

Контрольная работа №5 по стихотворениям поэтов

Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

Из русской литературы 20 века ( 22 ч)

Иван Алексеевич Бунин ( 2 ч)

40

Воспитание детей в семье в рассказе И. А. Бунина «Цифры»

Урок рефлексии

Формирование у учащихся деятельностных подходов: индивидуальная и парная работа с материалом по теме, выразительное чтение рассказа, устное иллюстрирование, различные виды пересказа.

41

Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И. А. Бунина «Лапти».

Урок рефлексии

Групповое составление письменного ответа на проблемный вопрос по теме урока, анализ текста.

Максим Горький ( 2 ч)

42

Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: выразительное чтение повести, пересказ, биография писателя.

43

Романтические рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» ( легенда о Данко), «Челкаш».

Урок общеметодической направленности.

Комплексное повторение, составление тезисного плана рассказа, работа в парах.

Владимир Владимирович Маяковский ( 2 ч)

44

В. В. Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: составление письменного ответа на проблемный вопрос, характеристика стихотворения.

45

Два взгляда на мир в стихотворении В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Урок общеметодической направленности.

Систематизация изучаемого учебного материала, составление устного ответа на проблемный вопрос, подбор цитат.

Леонид Николаевич Андреев ( 2 ч)

46

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака».

Урок «открытия» нового знания.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: участие в коллективном диалоге, составление устного и письменного анализа рассказа.

47

Гуманистический пафос рассказа Л. Н. Андреева «Кусака». Проект.

Урок «открытия» нового знания.

Изучение содержания параграфа, выразительное чтение, составление тезисного плана. Определение основной проблемы, затронутой автором произведения. Проект.

Андрей Платонович Платонов ( 2 ч)

48

Главный герой рассказа А. П. Платонова «Юшка». Проект.

Урок «открытия» нового знания.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: выразительное чтение, характеристика главного героя, проект.

49

Контрольная работа №6 по произведениям писателей 20 века.

Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

Борис Леонидович Пастернак ( 2 ч)

50

Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б. Л. Пастернака.

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных подходов:  выразительное чтение стихотворения. Письменный ответ на проблемный вопрос.

51

Контрольная работа №7 по произведениям Б. Л. Пастернака

Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

На дорогах войны ( обзор) (1 ч)

52

Интервью с поэтом- участником ВОВ. Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова и др.

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: составление письменного ответа на проблемный вопрос, характеристика стихотворения. Анализ стихотворения.

Федор Александрович Абрамов ( 1 ч)

53

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе.

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: составление письменного ответа на проблемный вопрос, характеристика стихотворения. Анализ стихотворения.

Евгений Иванович Носов ( 2 ч)

54

Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е. И. Носова «Кукла». ( «Акимыч»)

Урок рефлексии

Формирование у учащихся деятельностных подходов:  комплексное повторение, работа в парах сильный – слабый, выразительное чтение рассказа. Письменный ответ на проблемный вопрос.

55

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя».

Урок рефлексии

Выразительное чтение рассказа. Письменный ответ на проблемный вопрос.

Юрий Павлович Казаков ( 1 ч)

56

Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро».

Урок рефлексии

Формирование у учащихся деятельностных подходов: выразительное чтение с последующим рецензированием прочитанного.

«Тихая моя Родина» ( обзор0 (1 ч)

57

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В. Я. Брусова, Ф. К. Сологуба, С. А. Есенина и др.

Урок «открытия» нового знания.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: участие в коллективном диалоге, выразительное чтение, анализ.

Александр Трифонович Твардовский ( 1 ч)

58

А. Т. Твардовский. Стихотворения  «Снега темнеют синие…», «Июль – матушка лета», «На дне моей жизни…».

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных подходов:  составление письменного ответа на проблемный вопрос, характеристика стихотворения. Анализ стихотворения.

Дмитрий Сергеевич Лихачев ( 1 ч)

59

Д. С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная».

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: составление письменного ответа на проблемный вопрос, работа в парах, участие в коллективном диалоге, выразительное чтение.

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко ( 1 ч)

60

Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда».

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: выразительное чтение с последующим рецензированием прочитанного.

Песни на слова русских поэтов 20 века ( 1 ч)

61

А. Н. Вертинский «Доченьки», И. А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний. Проект.

Урок «открытия» нового знания.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: составление письменного ответа на проблемный вопрос, работа в парах, участие в коллективном диалоге, выразительное чтение.

Из литературы народов России ( 1 ч)

62

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля» и т.д. Возвращение к истокам, основам жизни.

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся деятельностных подходов: участие в коллективном диалоге, выразительное чтение, анализ.

Из зарубежной литературы ( 5 ч)

63

Представление народа о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность» Роберта Бернса.

Урок рефлексии

Формирование у учащихся деятельностных подходов: анализ стихотворения, определение основных троп. Групповая работа, выразительное чтение.

64

Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!» Дж. Г. Байрона

Урок общеметодической направленности.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, работа в парах сильный – слабый, работа в парах. Составление устного и письменного ответа на вопрос.

65

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.

Урок рефлексии

Систематизация изучаемого учебного материала, составление устного ответа на проблемный вопрос, подбор цитат.

66

Сила любви и преданности в рассказе О. Генри «Дары волхвов».

Урок рефлексии

Формирование у учащихся деятельностных подходов: составление письменного ответа на проблемный вопрос, работа в парах, участие в коллективном диалоге, выразительное чтение.

67

Фантастические рассказы Р. Д. Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы».

Урок рефлексии

Формирование у учащихся деятельностных подходов: составление письменного ответа на проблемный вопрос, работа в парах, участие в коллективном диалоге, выразительное чтение.

Подведение итогов за год ( 1 ч)

68

Итоговый тест

Урок развивающего контроля

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Жу...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...