Рабочая программа по литературе, 10 класс, под редакцией В.Г.Маранцмана
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Галина Николаевна Кожухова

Рабочая программа по предмету "Литература"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации МО «Холмский городской округ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Рассмотрено на

ШМО  учителей русского языка и литературы

Руководитель ____________

03 сентября 2015 г.

Рекомендована                    экспертным советом

Протокол №_______

от 04.09.2015г

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о.директора МБОУ СОШ № 8

_______________/Л.А.Карпова/

04 сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литература»

10А класс

/среднее общее образование/

2015 – 2016 учебный год

Составлена на основе Федерального государственного стандарта,

Программы общеобразовательных учреждений «Литература 10-11 классы» под редакцией члена-корреспондента РАО, профессора В. Г. Маранцмана - М.: Просвещение, 2007

Учитель русского языка и литературы

Кожухова Галина Николаевна

г. Холмск

2015


Пояснительная записка

            Рабочая программа составлена на основе Программы литературного образования. 10-11 классы. 3-е издание. - М.: «Просвещение». – 2007 и предназначены для работы по учебнику под редакцией В.Г. Маранцмана (Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. В 2 частях под редакцией члена-корреспондента РАО В.Г. Маранцмана, М.: «Просвещение». 2010 г.).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели и задачи изучения предмета

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Общая характеристика и концептуальные основы учебного предмета    

Программа строится на основе диалога культур. Сопоставление исторических периодов развития литературы (диалог времен) осложняется выявлением национальных особенностей искусства внутри исторических эпох, необходимых для понимания самобытности русской литературы. Сопоставление социальных позиций и художественных систем писателей ведет к обострению философского и эстетического диалогов в изучении русской литературы. Наконец, программа включает и элементы диалогов разных видов искусства (литература и живопись, архитектура, музыка, театр, кино).

Особенностью литературы этого периода является ее развитие в рамках одного художественного метода — реализма, и различия в творчестве писателей во многом зависят от их общественной позиции. В связи с этим представляется важным, прослеживая творческий путь писателя, эволюцию художественных принципов, нравственные и философские искания, выявить, как по-разному они отражают основные идеи и проблемы эпохи. Образ времени создается при соотнесенности творчества писателей, по-разному оценивающих пути развития России и общества (Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Чернышевский, Н. Некрасов), представляющих героя времени (И. Тургенев, Н. Чернышевский) и идеал человека (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лесков, Н. Чернышевский, Н. Некрасов).

       Возникающие в рамках одного художественного метода вариации и эволюция жанров также обусловлены различием позиций, занимаемых писателями, поэтому при изучении творчества каждого из них важно показать индивидуальность воплощения идей в произведении, многообразие стилей и способов художественного мышления («тайная психология» И. Тургенева, полифонизм Ф. Достоевского, «диалектика души» Л. Толстого, пушкинская сдержанность А. Чехова и т. д.).

Главной задачей курса литературы 10-го класса является изучение творческого пути писателя как развития его личности и реакции на историческое и эстетическое движение эпохи. Курс охватывает наиболее прославленный период русской литературы – 40-90-е гг. ХIХ века. В 10-м классе исторический материал более локализован, что позволяет углубить анализ литературного произведения и сделать акцент на взаимодействии писателей в литературном процессе, на своеобразии мироощущения и художественного метода каждого из них. Курс литературы призван актуализировать в сознании школьников тот пласт русской культуры, который стал особо значимой страницей мирового искусства.

Место предмета в учебном плане.

Режим занятий: 3 часа в неделю.

Количество часов в год: 102.

Срок реализации программы – 1 год.

Ведущими технологиями, методами и формами работы в 10 классе являются:

личностно-ориентированные образовательные технологии, технология педагогического общения, технология педагогики сотрудничества, информационные технологии, технология проектов, игровые технологии, информационно-коммуникативная технология.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе:

Устные формы проверки:  опрос по ходу изучения учебной темы; пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица); развёрнутый ответ на вопрос;  выполнение самостоятельных работ, содержащих необходимые вопросы, входящие в изучаемую тему;  выразительное чтение текста, в том числе наизусть; определение основной мысли, устное словесное рисование.

Письменные формы проверки: текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, проблема, изобразительно-выразительные средства и т.д.), сочинение на литературную, свободную тему, сочинение разных жанров, проверочные письменные работы, творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневник, журналы, автобиографии и т. п.

Учебно-методический комплект

1. Программа по литературе. 10-11 классы. В.Г.Маранцман – М.: «Просвещение»,

    2007.

            2. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. под ред.  

                В.Г. Маранцмана. Базовый и профильный уровни. М.: «Просвещение». 2010 г.).

3. Литература. Методические рекомендации. 10 класс.М.: «Просвещение», 2007.

УМК предназначен для изучения литературы в 10 классе как на базовом, так и на профильном уровнях.

Основные идеи линии УМК:

- вариативное построение вопросов при анализе текстов.

- проблемное обучение как главный прием создания интереса к чтению.

- возрастные особенности учеников как мерило актуальности чтения текстов.

- диалоговое обучение: диалог времен, диалог стилей, диалог ученика и учителя, диалог ученика с текстом и с самим собой.

- литературные произведения и другие виды искусства.

- межпредметные и внутрипредметные связи.

- преемственность и поэтапное углубление нравственных задач.

- система творческих работ.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Кол-во часов

Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 в. Романтизм и реализм в зарубежной литературе первой половины 19 в.

5

Творчество А.С. Пушкина

5

Творчество М.Ю.Лермонтова

3

Творчество Н.В.Гоголя

2

Обзор русской литературы второй половины 19 в.

3

Творчество А.Н. Островского

6

Творчество И.А. Гончарова

6

Творчество Ф.И. Тютчева

2

Творчество И.С. Тургенева

8

Творчество А.А. Фета

4

Творчество А.К. Толстого

6

Творчество Н.А. Некрасова

6

Творчество Ф.М. Достоевского

10

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

3

Творчество Н.С. Лескова

2

Творчество Л.Н. Толстого

17

Творчество А.П. Чехова

10

Развитие реализма в зарубежной литературе

4

Итого

102


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

      Введение.

      Русская литература XIX в. — вершина гуманизма

      Стремительность исторического развития России в XVIII и XIX вв. Пушкинская эпоха как расцвет русского Возрождения, переживаемый русским обществом на более высоком и сложном уровне, чем в Европе. Русская литература, пережившая период ученичества и поднявшаяся до вершин мировой культуры. Пушкин и Данте, Петрарка, Шекспир.       Поэзия как непосредственное непреднамеренное восприятие жизни — спутница свободы 10—20-х гг. XIX в. Утверждение наивности поэзии, ее родственности стихиям природы в заметках Пушкина («Поэзия, прости Господи, должна быть немного глуповата») и в его стихах («Зачем крутится ветр в овраге...»).

      Романтизм и реализм в зарубежной литературе первой половины XIX в. (5 час.)

      Романтические сюжеты, связанные с Испанией. Новелла П. Мериме как воспевание свободы личности и силы характера романтического героя и трезвый, реалистический анализ драматических поединков персонажей. Творческий пересказ эпизодов новеллы от лица Кармен как попытка учеников мотивировать поведение «странной» героини Мериме. Сопоставление новеллы Мериме и оперы Бизе «Кармен». Разность оценки героев писателем и композитором.

       И.-В. Гете. «Фауст» (часть 1)

       Загадка личности и судьбы Гете: равнодушный олимпиец или страстный мечтатель, поэт или естествоиспытатель, типичный немец или гражданин мира, «друг существующего порядка» или скептический философ?

       «Фауст» — трагедия на все времена. Конфликт бесконечного поиска высшей цели и счастья. Бюргерство и ограниченность самодовольства (Вагнер). Соблазны примирения с жизнью в любви. Трагедия Маргариты и трагедия Фауста. Дискуссия по проблемному вопросу: «Почему Фауст обращается к Мефистофелю, и помог ли ему „дух отрицанья, дух сомненья“ обрести смысл жизни?» Анализ первой части трагедии, заключающийся выводом о том, что истинное предназначение человека не может быть даровано трезвым умом, разрушающим иллюзии, но не дающим энергию действия.

        Рассказ учителя о второй части «Фауста» как попытке героя самостоятельно обрести путь, найти возможность деяния и счастья в слиянии с народом. «Фауст» в русской критике.

       Теория литературы. Лирика и драма в их взаимодействии.

       

      Русское искусство на переломе от поэзии к прозе

      Сопоставление «Бедной Лизы» Карамзина и повестей Пушкина «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», знакомых ученикам из курса основной школы. Идиллические добродетели героини Карамзина и реальные достоинства и беды героинь Пушкина. Эстетика простоты и естественности как знамя русской литературы.

      Переход от 30-х к 40-м гг. XIX в. в русском обществе и смена трагических ощущений катастрофы, подсказанных разгромом декабристов и гибелью Пушкина; поиск путей движения России. «Последний день Помпеи» К. Брюллова как характерное проявление тревоги. Пушкин и Гоголь о картине как о знамении времени.

      Картина А. Иванова «Явление Христа народу» — один из ответов на вопрос о путях спасения России. Главенство духа над плотью и высокой природности над животностью, призыв к религиозному очищению и к гуманизму.

       Духовные искания Гоголя в 40-е гг., его книга «Выбранные места из переписки с друзьями».      

      А. С. Пушкин (5 час.)

       Лирика А. С. Пушкина. Свобода и закон в лирике Пушкина. Мотив свободы и закона задан юношеской одой Пушкина «Вольность» (1817). Элегия «Погасло дневное светило...» (1820), «Клеветникам России»…

Тема поэзии и любви в лирике Пушкина. «Муза», «Разговор книгопродавца с поэтом» демонстрирует столкновение «презренной пользы», «Поэт и толпа» — поединок «высоты и низости».

       В теме любви нарастание трагизма и потребности гармонии заметно в хронологическом ряду стихотворений «Желание славы» (1825), «Талисман» (1827), «Не пой, красавица, при мне...» (1828), «Что в имени тебе моем...» (1830).      

      Смысл жизни человека и его путь в бессмертие. «Подражание Корану» — вольные переложения мотивов святой книги мусульман. Цикл требует от человека, «дрожащей твари», безусловного подчинения воле творца, благословения его дел, приносящих радость, мужества и скромности, щедрости к обездоленным.

       Элегия 1830 г. «Безумных лет угасшее веселье...» — попытка преодоления поэтом силы времени и вера в возможность сохранения до конца жизни высших наслаждений человека: мысли, творчества, восхищения красотой, любви.

       «Вновь я посетил...» — подведение поэтического итога жизни.

      Теория литературы. Жанр элегии. Финал (кода) в композиции стихотворения.

      Поэма «Медный всадник» — размышление Пушкина о личности и государстве, о свершениях истории и судьбе отдельного человека. Петр и Евгений как герои-антиподы (мечты одного и другого, отношение к природе и человеку). Групповая работа учеников над вариантами текста поэмы. Контраст — основной принцип композиции произведения.

     Теория литературы. Поэма и повесть.

      М. Ю. Лермонтов (3 час.)

       Лермонтов на Кавказе и в России. Притяжение и отталкивание как чувства, окрашивающие отношение к Богу, творчеству, родине, любви.

       Стихотворение «И скучно, и грустно...» (1840). «Молитва» 1829 г. («Не обвиняй меня всесильный...») и «Молитва» 1839 г. («В минуту жизни трудную...»).

       В последней теме «Любовь и одиночество» собраны стихотворения, свидетельствующие о вере Лермонтова в безграничность любви («Молитва», 1837; «Они любили друг друга...», 1841) и горечи одиночества человека, оставленного даже Богом («Благодарность», 1840), о попытке преодоления одиночества в творчестве («Есть речи...», 1840) и о растворении в жизни природы («Выхожу один я на дорогу...», 1841).

       Теория литературы. Конфликт в лирическом стихотворении.

       Внеклассное чтение. Лирика М. Ю. Лермонтова.

       Литературное творчество. Сочинение «Что я люблю и чего не люблю в людях, жизни, искусстве?».

       Теория литературы. Автор в поэме и лирическом стихотворении.

      Н. В. Гоголь. Повесть «Портрет» (2 час.)

       «Портрет» — повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека.

       Размышление о смысле изменения финала и большей реалистичности позиции Гоголя в окончательном тексте повести.

       Теория литературы. Фантастическое и реальное в литературе.

       Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Невский проспект», «Нос».

       Литературное творчество. Сочинение «„Петербургские повести“ Гоголя и картины П. Федотова». Сочинение-эссе «Подлинное и мнимое искусство».

      Обзор русской литературы второй половины 19 в. Герой времени. Обзор литературы 50—60-х гг (3 час.)

      Конец 60-х гг. для России — это эпоха надежд и ожиданий, когда поиски героя времени стали важнейшей проблемой литературы. Различное решение этой проблемы находим мы в романах И. А. Гончарова и И. С. Тургенева. Большое влияние в формировании взглядов революционно-демократической интеллигенции на будущее России статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?».

       Сочинение-миниатюра «Народ в русском искусстве середины XIX века» — обобщение читательских, слушательских и зрительских впечатлений.

       «Что делать?» — главнейший вопрос эпохи 60-х гг.

      Выбор пути. Обзор литературы 70—90-х гг.

      Картина И. Н. Крамского «Христос в пустыне» (1872). Анализ картины в сопоставлении с духовными документами эпохи (письма, мемуары).

       Поэзия Фета и Некрасова, роман Тургенева «Новь», «Анна Каренина» Л. Толстого как наиболее отчетливое выражение трагизма времени, которое требует движения вперед и разрушает цельность человека, гармонию его души.

       90-е гг. XIX в. — возрождение надежд, романтическое предощущение перемен. Музыка Рахманинова и Скрябина. Поиски Чеховым цельности и осмысленности жизни, Короленко — человечности, Горьким — праздника. Нарастание света и иронии в полотнах Левитана и Серова.

       Сопоставительный анализ музыкальных, живописных и поэтических произведений времени учениками.

       Литературное творчество. Сочинение «Эпоха отчаяния (80-е гг.) и надежд (90-е гг.) в русском искусстве».

      А. Н. Островский. «Гроза» (6 час.)

       А. Н. Островский как художник купеческого Замоскворечья. Появление Островского в период расцвета дворянской культуры с устойчивыми традициями. Поиски Островским самобытности русской национальной литературы в связи с воззрениями славянофилов и последующим философским осмыслением своеобразного развития русской истории (Владимир Соловьев). Выбор жанра драмы как способа наиболее живого воздействия на широкий круг современников. Особенности драмы как вида искусства.

       А. Н. Островский в русской критике. Ап. Григорьев. «Русская изящная литература в 1852 г.»; Н. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»; Д. Писарев. «Мотивы русской драмы». Восприятие театра Островского современными писателями.

       Письменные работы: критическая статья по любой прочитанной пьесе А. Н. Островского с использованием законов публицистического жанра.

       Теория литературы. Спектакль и экранизация как формы художественного прочтения пьесы.

       Внеклассное чтение. А. Володин. «Старшая сестра».

       Литературное творчество. Критическая статья «Мир Островского на сцене и на экране». Очерк журналиста, побывавшего в городе Калинове или Бряхимове.

      И. А. Гончаров. «Обломов» (6час.)

       Детство писателя, юношеские устремления, влияние пушкинского слова на становление личности писателя.

       «Обломов» — второй роман трилогии о явлениях русской жизни. «Сон Обломова» — «увертюра» к роману. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Параллели с жизнью автора (Симбирское поместье — Москва). История создания романа (Мариенбадское чудо).

       Критика о романе Гончарова. Столкновение мнений Н. А. Добролюбова (статья «Что такое обломовщина?» (фрагменты)) и А. В. Дружинина (статья «„Обломов“, роман И. А. Гончарова» (фрагменты)). Интерпретация романа в фильме Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

       Теория литературы. Жанр социально-психологического романа.

       Литературное творчество. Сочинение «Сон о моем детстве» (о современных обломовых и обломовщине).

      Ф. И. Тютчев. Лирика (2 час.)

«Тени сизые смесились...», «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Не то, что мните вы, природа...», «Природа — сфинкс...», «Фонтан», «Цицерон», «О, этот юг, о, эта Ницца...», «14 декабря 1825 года», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь»

       Русские и советские поэты и писатели о Ф. И. Тютчеве, о влиянии его поэзии на их творчество (И. Анненский, В. Брюсов, А. Блок и др.). «Тайный» поэт. История прижизненных публикаций стихотворений Ф. И. Тютчева и реакция на них критиков и читателей.

       Тютчев глазами современников.

Тютчев и Денисьева: любовь в жизни и в поэзии. Драматический психологизм любовной лирики Ф. И. Тютчева как отражение в интимном переживании конфликтности эпохи. Денисьевский цикл Тютчева и панаевский — Некрасова.

      Теория литературы. Метафора как вид тропа и как организующий принцип композиции.

       Литературное творчество. Предисловие к самостоятельно составленному сборнику стихотворений поэта. Сочинение на тему: «Природа глазами поэта».

      И. С. Тургенев. «Отцы и дети» (8 час.)

       Путь писателя.

       «Записки охотника» — панорама жизни русской деревни. «В русском человеке зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития» — лейтмотив цикла. Роль пейзажа в рассказах. Подбор картин русских художников к разным рассказам.

       Роман «Отцы и дети». Урок-путешествие по роману: «События и герои в двух повторяющихся кругах сюжета». Обсуждение впечатлений учеников: «Привлекательные и неприятные черты „отцов" и „детей“». Авторское отношение к миру «отцов» и миру «детей». Обсуждение изменения отношения автора к Базарову. Дискуссия на тему: «Кто же „лишние люди“ в романе?» «Лишние люди» в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гончарова.

       Обсуждение вопросов: «Считаете ли вы Базарова фигурой трагической? Способен ли Базаров на любовь? Почему Базаров умирает, а остальные герои романа живут?» Чтение фрагмента — описания могилы Базарова. Сопоставление слов Базарова, что из него «лопух расти будет», со словами в описании его могилы: «одни птицы садятся на нее и поют на заре... молодые елки посажены по обоим ее концам».

       Сочинения: «Как эпизоды споров Базарова с Павлом Петровичем приоткрывают нам характеры героев романа?», «Почему и как произошел разрыв между Базаровым и его другом Аркадием?», «Базаров в его отношениях с родителями», «Базаров и Одинцова в истории их любви», «Проблема нигилизма в романе „Отцы и дети“», «Смерть Базарова глазами Тургенева и Писарева», «Отношение Базарова и автора романа к природе и искусству», «Всякий человек сам себя воспитать должен», «Базаров в свете статьи Тургенева „Гамлет и Дон Кихот“», «Жанровое и композиционное своеобразие „Отцов и детей“ Тургенева», «„Тайная психология“ в романе».

       Внеклассное чтение. Ю. Олеша. «Зависть»; Дж. Голсуорси. «Сага о Форсайтах»; Дж. Лондон. «Мартин Иден».

       Литературное творчество. Сочинение-эссе «Нигилизм XIX в. и нигилисты XX в.».

      Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»

      А. А. Фет. Лирика (4 час.)

       Несовпадение прозы жизни и поэзии души А. Фета. Жизнь, посвященная борьбе за дворянскую фамилию Шеншин и бессмертие, данное именем Фет. Работа с портретом писателя. Беседа о прочитанных ранее стихотворениях.

       Влюбленность в жизнь и трагическое ощущение недолговечности праздника чувств в поэзии Фета. Упоение красотой и «теория чистого искусства». Хозяин поместья и тонкий лирик в одном лице. Отношение Фета к истории и социальной жизни общества. Переводы Фета. «Лирическое прекраснодушие» (Салтыков-Щедрин), радостный подъем чувств как попытка освобождения от жизненных тягот. «Лирическая дерзость» в поэтике Фета. Связь человека и природы в поэзии Фета. Времена года в изображении Фета. Любовь для Фета — прорыв в вечность.

       Теория литературы. Понятие об анафоре.

       Внеклассное чтение. Стихотворения А. Фета.

       Литературное творчество. Сопоставление музыкальных интерпретаций стихотворения Фета по выбору учащихся.

      А. К. Толстой (6 час.)

       Лирика А. К. Толстого.

      «Царь Федор Иоаннович»

       Драматическая трилогия А. К. Толстого о Смутном времени. «Царь Федор Иоаннович» (1868) — трагедия о конфликте добра и власти. Чтение фрагментов из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, посвященных царю Федору и Борису Годунову. Нравственный суд историка над событиями прошлого. Создание установки на анализ трагедии А. К. Толстого с помощью вопроса: «Почему добрый царь Федор винит себя во всех катастрофах, разразившихся в финале трагедии?» Рассмотрение трагедии по ходу развития действия и обсуждение центральных вопросов каждого акта.

       Теория литературы. Сценическое воплощение литературного образа.

       Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Борис Годунов».

       Литературное творчество. Сочинение «Кому из современных актеров я доверил бы роль царя Федора?».

      Н. А. Некрасов (6 час.)

Лирика: «В. Г. Белинский», «Памяти Добролюбова», «Пророк» («Не говори: „Забыл он осторожность!..“»), «Рыцарь на час», «Еду ли ночью по улице темной...», «О, письма женщины, нам милой...», «Я не люблю иронии твоей...», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Элегия». Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

       Новизна тем, образов, стиля лирики Н. А. Некрасова. Некрасов глазами своих современников и нынешних читателей. Лекция-беседа, обмен читательскими впечатлениями. Размышления Некрасова о смысле жизни. Идеал человека в представлении Некрасова. Образы революционеров-демократов в творчестве поэта, общее и индивидуальное в них. Сопоставительный анализ стихотворений.

       Трагическое восприятие любви в лирике поэта, социальные и психологические истоки трагедии чувства. Любовь в стихотворениях Пушкина и Некрасова. Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.

       «Кому на Руси жить хорошо» как поэма поисков смысла жизни и постижения основ национального характера. Размышления учащихся о том, как бы они ответили на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. «Покой, богатство, честь» — крестьянский идеал или формула счастья, выработанная десятилетиями страданий, невыносимого труда и унижений?

       Сочинение-рассуждение на одну из выбранных тем (например, «Загадки, пословицы, песни, сказочная фантастика в структуре поэмы „Кому на Руси жить хорошо“», «Поиски правды в „народной книге“ Некрасова», «Народ в поэме Некрасова и живописи передвижников», «Некрасовские миниатюры М. Мусоргского», «Пестрота и многослойность народной жизни в поэме Некрасова», «Бунт и смирение в оценке поэта», «Мой любимый герой поэмы», «Современна ли поэма Некрасова?» и т. д.).

       Литературное творчество. Сочинение «Путешествие в поисках счастливого».

      Ф. М. Достоевский (10 час.)

      Духовный облик Ф. М. Достоевского в портрете работы художника В. Г. Перова (1872) — беседа, предваряющая изучение жизни и творчества писателя. Детские и юношеские впечатления жизни Ф. М. Достоевского, их влияние на выбор тем, характеристику образов, формирование мировоззрения писателя.

       «Преступление и наказание» — новый взлет творчества писателя. Петербург Достоевского. Урбанистические пейзажи писателя и сравнительный анализ, подготовленный учащимися: «Петербург Пушкина и Достоевского», «Петербург Гоголя и Достоевского».

       Проблема оправдания безнравственных средств высокой целью как проблема романа и эпохи. Социальные и нравственные причины преступления Родиона Раскольникова. Характеристика нравственного мира Раскольникова. Теория Раскольникова — идеологическое оправдание преступления. Убийство Алены Ивановны. Анализ эпизода. Дискуссия о теории Раскольникова, оценка ее героями романа («кровь по совести») и учащимися. «Преступление и наказание» — роман отражений.

       Значение библейских мотивов в романе. Эпилог как разрешение конфликта и завязка новой проблемной ситуации: «Возродится ли Раскольников?» Инсценировка суда над Раскольниковым с участием героев романа. Киноверсия «Преступления и наказания» Л. Кулиджанова и читательское восприятие учащихся, урок-беседа или критическое эссе учащихся. «Преступление и наказание» в репродукциях И. Глазунова (оценка учащихся).

       Теория литературы. Жанр идеологического романа. Полифония.

       Внеклассное чтение. В. Распутин. «Живи и помни»; В. Тендряков. «Расплата».

       Литературное творчество. Экранизация страниц романа Достоевского (составление киносценария). «Монологи, надиктованные на магнитофонную кассету, о романе Достоевского».

      М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (3 час.)

       Путь царского чиновника и сатирика. Обсуждение вопроса: «Что побудило поэта, продолжателя пушкинской традиции в Лицее, стать сатириком?» «Губернские очерки» — «новый, свежий взгляд на Россию» (Н. Г. Чернышевский). Салтыков — сотрудник «Современника». «История одного города». Обсуждение вопросов: «Город Глупов и его история: реальность или вымысел? Почему в названии повести скрыто имя города, в то время как уже с первой строки нам известно, что речь пойдет о городе Глупове? Почему автор представляет себя лишь издателем?»

       Теория литературы. Сатира, трагическое и комическое, гипербола, аллегория.

       Литературное творчество. «Сказки дня сегодняшнего».

      Н. С. Лесков. «Человек на часах» (2 час.)

       Знакомство с биографией Лескова. «Все сословия перемешались в моем роду». Изучение Лесковым жизни народной не «из вагона экстренного поезда», а «изнутри, нутром своим познавая все радости и болести». Обсуждение вопроса: «Почему Лесков называл себя Микулой Селяниновичем, которого тяготило знание о родной земле?» Полемика Лескова и Чернышевского. «Простая правда» Лескова. Неприятие Лесковым нигилизма как «нерусского явления». Обсуждение причин изменения взглядов Лескова на значение русской демократии в жизни России. Путь от М. Стебницкого до Н. Лескова. «Праведничество» как возможность спасения русского народа. Анализ заметки Лескова «О героях и праведниках».

 «Человек на часах» — истинно русская история.

Обсуждение вопросов: «Почему Лесков пишет, что „подобное... даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России“? Что, на ваш взгляд, невозможного в этой истории? В чем вы видите героизм Постникова?»

       Дискуссия: «К чему ведет смирение Постникова?» Сопоставительный анализ образов героев рассказа Лескова и рассказа Чехова «Размазня». Чем чеховское отношение к герою отличается от отношения Лескова? Дискуссия: «Считаете ли вы Постникова „праведником“?» Создание киносценария по рассказу Лескова.

       Теория литературы. Понятие о сказе.

       Внеклассное чтение. В. Шукшин. «Алеша Бесконвойный».

       Литературное творчество. Сочинение о героях и героинях картин Кустодиева с использованием стилистики Лескова.

      Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» (обзор), «Севастопольские рассказы» (обзор), «Война и Мир» (17 час.)

       Три начальные эпохи жизни: детство, отрочество, юность — в сознании Л. Н. Толстого как разные состояния души и разное отношение к миру.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

       «Народ и история». 60-е гг. и ответы Л. Толстого на вопрос «что делать?». Поиски национального единства в эпохе 1812 г. История создания романа «Война и мир». Выявление вопросов читателей к тексту романа.

       «Светский круг». Салон Шерер и сцены в доме князя Андрея. Несовпадение облика и внутреннего содержания героев, за исключением Пьера Безухова и князя Андрея. «Заколдованный круг» ничтожества «света». Сопоставление учениками облика и душевных движений героя.

       «Добрая Москва». Дом Ростовых и борьба за наследство графа Безухова. Естественность как норма жизни. Отношение к войне 1805 г. Монтаж мнений героев, подготовленный учениками.

       «Гордость Болконских». Забота о государственных интересах и максимализм в отношении к себе и людям в Лысых Горах. Работа над иллюстрациями к роману.

       «Шенграбен и Аустерлиц в судьбах героев и армии». Разрешение проблемного вопроса: «Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение под Аустерлицем?» Честолюбивый туман (мечта о Тулоне) и высокое небо. Проблемная ситуация и ее разрешение учениками.

       «Взлеты и падения мирной жизни». Разрешение вопроса: «Что оказывается причиной катастроф героев и что приводит их к просветлению и счастью?» — на материале второго тома. Обзоры судеб героев во втором томе, подготовленные учениками.

       «Князь Андрей и Пьер в поисках „общей жизни“». Хозяйствование в имении и государственная деятельность Андрея в Петербурге. Увлечение масонством и разочарование в нем Пьера. Спор в Богучарове. Любовь Андрея и Пьера к Наташе. Создание портрета «Наташа глазами Андрея и Пьера».

       «Искусство и любовь». Родственность и несходство стихий искусства и любви для Толстого. Пение Наташи, бал, пляски у дядюшки, театр, увлечение Анатолем Курагиным. Проблемная ситуация: «Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?»

       «Настоящая война». Преступление Наполеона и подвиг Кутузова. Групповой метод работы над созданием портретов героев.

       «Бородино». Нравственная победа русских в сражении. Система разных точек зрения на событие в романе Толстого. Объективность реализма писателя. Пересказы «Бородинский бой» (от лица одного из героев).

       «Смерть и возрождение». Проблемная ситуация: «Почему умер князь Андрей, а Пьер выжил?» Смирение как отречение от жизни и как любовь к ней. Платон Каратаев.

       «Мысль народная». Решение вопроса: «Кто победил французов?» Партизанская война. Национальные свойства русского характера. Философские размышления о роли личности в истории. История как сумма миллионов воль. Диспут: «Прав ли Толстой в размышлении о движущих силах истории?»

       «Толстой и природа». Общение писателя с крестьянами. Ясная Поляна и Россия в сознании Толстого. Репин и Толстой. Роман «Воскресенье».

       Теория литературы. Жанр романа-эпопеи. «Диалектика души».

       Внеклассное чтение. М. Шолохов. «Тихий Дон»; У. Фолкнер. «Шум и ярость».

      А. П. Чехов (10 час.)

«Студент», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Невеста», «Три сестры», «Вишневый сад»

       Творчество Чехова как итог русской литературы XIX в. и программа развития искусства в XX в. Проблемы свободы и достоинства личности и грубой власти обстоятельств жизни — центральный вопрос творчества Чехова, по-новому решенный в его произведениях.

       Мечта о возможном совершенстве человека и ничтожность его современного лица. Пржевальский для Чехова — воплощение подлинного назначения человека. Комизм ранних рассказов Чехова и отношение к жизни 80-х гг. как к абсурду, нелепости, над которой можно только смеяться. Пересказы-анализы учениками рассказов «Исповедь», «Ряженые», «Радость», «Унтер Пришибеев», «Размазня», «Тоска», «Злоумышленник», «Беглец» и др. (по выбору). Обыватели и народ. Новое отношение Чехова к теме «маленького человека».

       «Вишневый сад». Составление «Замечаний для господ актеров» по письмам Чехова. Люди, «заблудившиеся» во времени. Пленники прошлого (Раневская, Гаев, Фирс), настоящего (Лопахин, Симеонов-Пищик, Яша), будущего (Трофимов). Анекдотичность ситуаций и поэзия монологов, похожих на стихотворения в прозе. Судьба России и «недотепы».

       

       Литературное творчество. «Как бы я поставил „Вишневый сад“ на сцене?»

Развитие реализма в зарубежной литературе (4 час.)

      Оноре де Бальзак. «Евгения Гранде»  

       Особенности дарования Бальзака как художника. Бальзак и общественная ситуация во Франции в 30—50-х гг. XIX в. Замысел «Человеческой комедии». Стремление проникнуть в закономерность современных жизненных процессов. Психологические портреты героев «Человеческой комедии» (по выбору учителя).

       Теория литературы. Своеобразие европейского романа.

       

      Ч. Диккенс. «Большие надежды»

       Вхождение в мир Ч. Диккенса: рисунки Льюка Филдза «Опустевшее кресло» либо Роберта Басса «Сон Диккенса» — поиск знакомых героев. Прослушивание фрагментов радиоспектакля (грамзапись) «Дэвид Копперфилд» (Ф. Раневская, М. Яншин, В. Сперантова, А. Консовский, Е. Фадеева и др.).

       Роман «Большие надежды». Тема утраченных иллюзий в литературе (Стендаль, Бальзак, Гончаров). Историческая, национальная конкретность и общечеловеческий пафос романа.

       Теория литературы. Сентиментальный и реалистический роман.

       Литературное творчество. Сочинение «Чарльз Диккенс — за и против», «Страницы из дневника Филиппа Пиррина».

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ, ТВОРЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

№№ п\п

Вид работы, тема

Дата плановая      

Дата проведения

1.

РР Эссе «Над чем не властно время?» (по поэме Пушкина «Медный всадник»)

25.09

2.

РР. Дискуссия по статьям Григорьева, Добролюбова, Писарева.

28.10

3.

РР. Сочинение по роману Гончарова «Обломов».

18.11

4.

РР. Д.И.Писарев. Разрушение эстетики. Подготовка к сочинению по роману Тургенева «Отцы и дети».

11.12

5.

РР. Сочинение по поэме Некрасова «Кому на Руси…»

3.02

6.

РР. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание».

24.02

7.

РР. Сочинение по роману Толстого «Война  и мир».

20.04

8.

РР. Сочинение по пьесе Чехова «Вишнёвый сад».

18.05

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 10 класс

Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века;

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно- историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создание связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика,  телевидение, ресурсы Интернета).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Оценка устных ответов учащихся


Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.


Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка или за ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


Критерии и нормативы оценки сочинений.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность и логичность изложения;
  5. правильное композиционное оформление работы.


Нормативы оценки содержания и композиции сочинения выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

 Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.


Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  1. богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

 Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

 При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

 При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

 Основные критерии оценки за изложение и сочинение

отметка

Содержание и речь

грамотность

5

1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускаются:
1 орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

4

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

3

1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических, а также 4 грамматических ошибки

2

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических ошибок


При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 10-м классе - 4,0-5,0.
 Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.


Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.

Критерии оценки

Параметры

Оценка


Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки – все ссылки работают.

Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы.

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.


Критерии оценивания динамики литературного развития каждого учащегося (по рекомендациям В.Г.Маранцмана)

В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:

Эмоциональная реакция

- выразительное чтение;
- ответы на вопросы после первого чтения произведения;
- оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;
-сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.

Осмысление содержания

- составление плана содержания;
- сжатый пересказ;
- комментирование текста;
- ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера;
- рассмотрение композиции художественного произведения;
- сопоставление литературных произведений;
- сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.

Работа воображения

- творческие пересказы (с изменением лица рассказчика);
- устное словесное рисование;
составление киносценария;
- инсценирование;
-домысливание сюжета;
- реконструкция внесценических эпизодов драмы.

Реакция на художественную форму

- пересказ, близкий к тексту;
- стилистический анализ;
- оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования;
- сопоставление произведения и его реальной основы.


Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить оценку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую динамику литературного развития каждого учащегося класса в той или иной сфере.

Оценивание проверочных и контрольных работ по литературе, состоящих из тестовой части (проверка знания теории) и письменного развернутого ответа на вопрос ограниченного объема.

Все работы данного типа являются авторскими и составлены с целью более качественной подготовки к ЕГЭ.

Структура работы:

  1. краткий ответ на вопрос теоретического характера;
  2. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема по представленному тексту, отрывку из текста (5-10 предложений).
  3. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема, при ответе на который учащийся должен сопоставить представленный текст (отрывок) с произведениями других авторов или текстами того же автора.


В своей рабочей программе представляю следующую систему оценивания:
«удовлетворительно»: выполнена тестовая часть работы и дан (поверхностный, краткий) ответ на вопрос по тексту (не менее 30 %).
«Хорошо»: выполнена тестовая часть (не более 1-2 ошибок), дан полный ответ на вопрос по тексту (допускаются: 1 логическая, 1 фактическая ошибка, не более 3 речевых ошибок). В третьей части процент выполнения работы не менее 30.
Или: выполнена тестовая часть (без ошибок), во второй части не допущено ни одной ошибки. Третья часть отсутствует или представлена частично.
«Отлично»: выполнена тестовая часть (без ошибок), дан полный ответ на вопрос , выполнено задание № 3 (сопоставительный анализ) на 100% (с указанием не менее 2-х авторов и названием произведений). Во второй и третьей частях допускается 1-2 речевые ошибки, 1 логическая ошибка. Фактические ошибки отсутствуют.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Литература. 10 класс. Учебник. В 2 ч. В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская

«Просвещение», 2010.

2. Поурочные разработки по русской литературе. 19 век. 10 класс. 1 полугодие. И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова «ВАКО», 2009.

3. Поурочные разработки по русской литературе. 19 век. 10 класс. 2 полугодие.

 Н.А. Егорова, И.В.Золотарёва «ВАКО», 2009.

4. Методическое пособие по обучению сочинениям. 10-11 класс. Л.Е.Гринин «Учитель», 2010.

5. Методическое пособие по литературному анализу в 10-11 классе. В.В.Шапошникова «Московский учитель», 2009.

6. Литература в таблицах и схемах. М.И.Мещерякова «Айрис-пресс», 2008.

7. 100 русских поэтов. М.И.Засецкая «Золотой век», 2009.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

плановая

Дата фактическая

тема

4.09

1

Русская литература 19 в. – вершина гуманизма мировой литературы.

9.09

2

Романтизм и реализм в зарубежной литературе первой половины 19 в. Э. Т. А. Гофман «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».

9.09

3

П.Мериме. «Кармен».

11.09

4

И. –В. Гёте. Романтик и естествоиспытатель. «Фауст» - попытка «оптимистической трагедии».

16.09

5

От поэзии к прозе. Нравственные и эстетические ценности русской лирики и русской прозы в первой половине 19 в.

16.09

6

А.С Пушкин. Свобода и закон в лирике Пушкина. «Вольность», «Погасло дневное светило…»

18.09

7

Поэзия и любовь. «Муза», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа» и др.

23.09

8

Смысл жизни человека и его путь в бессмертие. «Подражание Корану», «Вновь я посетил…»

23.09

9

Поэма «Медный всадник». Властелин судьбы и маленький человек.

25.09

10

Автор и герой в поэме «Медный всадник».

РР Эссе «Над чем не властно время?» (по поэме Пушкина «Медный всадник»)

30.09

11

М.Ю.Лермонтов. Поэт и светское общество. «Как часто, пестрою толпою окружён…»

30.09

12

Война и природа в лирике Лермонтова. «Сон», «Валерик».

2.10

13

Любовь и одиночество. «Молитва», «Отчего» и др.

7.10

14

Н.В.Гоголь. Проблема нравственного выбора в произведениях Гоголя. «Миргород» и «Петербургские повести».

7.10

15

Две редакции повести «Портрет». Изменения в идее произведения.

9.10

16

Обзор русской литературы второй половины 19 в. Западники и славянофилы 40-х годов и продолжение общественного спора в литературе 50-60-х гг. 19в.

14.10

17

Революционные демократы и почвенники в русской литературе. Журнальная борьба.

14.10

18

Выбор пути. Литература 70-90-х гг. 19в.

16.10

19

А.Н.Островский – открыватель новых пластов русской жизни.

21.10

20

Драма «Гроза». Образ грозы в пьесе.

21.10

21

Законы «тёмного царства». Дикой и Кабаниха.

23.10

22

Попытки освобождения (Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис).

28.10

23

Протест и покаяние Катерины.

28.10

24

РР. Дискуссия по статьям Григорьева, Добролюбова, Писарева.

Подготовка к домашнему сочинению.

30.10

25

И.А. Гончаров. Серьёзное искусство и тихая жизнь Гончарова.

11.11

26

Обломовка и Петербург. История создания романа «Обломов».

11.11

27

Обломов и Щтольц.

13.11

28

Любовь Обломова и Ольги Ильинской.

18.11

29

Почему Обломов предпочёл сон пробуждению?

18.11

30

РР. Сочинение по роману Гончарова «Обломов».

20.11

31

Ф.И.Тютчев. Дипломат, поэт, философ. Человек перед лицом природы и истории.

25.11

32

Стихии поэзии и любви.

25.11

33

И. С. Тургенев. Писатель – свидетель русских перемен в русском обществе.

27.11

34

Романы о «лишних людях» («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»).

2.12

35

На переломе русской жизни. Роман «Отцы и дети».

2.12

36

Споры Базарова с аристократами.

4.12

37

Базаров в кругу друзей и родных.

9.12

38

Любовь – «незваная гостья».

9.12

39

Смерть и апофеоз героя.

11.12

40

РР. Д.И.Писарев. Разрушение эстетики. Подготовка к сочинению по роману Тургенева «Отцы и дети».

16.12

41

А.А.Фет. Поэт и помещик.

16.12

42

Любовь в поэзии Фета.

18.12

43

Душа человека и природа.

23.12

44

Искусство в поэзии Фета.

23.12

45

А.К.Толстой.  Романтическая лирика.

25.12

46

Оживление фольклора. «Садко», «Илья Муромец» и др.

30.12

47

Парадоксы истории и быта.

30.12

48

Драматическая трилогия А.К.Толстого – нравственный суд над историей.

15.01

49

Развитие действия в трагедии «Царь Фёдор Иоанович».

20.01

50

Сценическая история пьесы.

20.01

51

Н.А.Некрасов. Поэт и гражданин. «Элегия», «Памяти Добролюбова» и др.

22.01

52

Родина и народ в поэзии Некрасова. «В дороге», «Родина»…

27.01

53

Замысел и композиция поэмы «кому на Руси жить хорошо».

27.01

54

Счастливые и потерянные люди в поэме.

29.01

55

Вера автора в русский народ.

3.02

56

РР. Сочинение по поэме Некрасова «Кому на Руси…»

3.02

57

Ф.М.Достоевский – защитник «бедных людей». Роман «Бедные люди» и его оценка Белинским.

5.02

58

Идеи социалистов-утопистов и реальная жизнь. Романы «Униженные и оскорблённые», «Идиот».

10.02

59

Роман «Преступление и наказание» - опровержение идеи революции. Замысел и его воплощение.

10.02

60

Образ Петербурга и его жителей в романе.

12.02

61

Причины преступления Раскольникова.

17.02

62

Раскольников и Порфирий Петрович.

17.02

63

«Вечная Сонечка» и крушение идеи сверхчеловека.

19.02

64

Раскаяние Свидригайлова и покаяние Раскольникова (смысл эпилога романа).

24.02

65

Н.Н.Страхов «Преступление и наказание» (фрагменты). 

24.02

66

РР. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание».

26.02

67

М.Е. Салтыков-Щедрин. Чиновник и писатель-сатирик.

1.03

68

Замысел и композиция «Истории одного города».

1.03

69

Власть и народ в сатирической хронике.

3.03

70

Н.С. Лесков. Правдоискательство и «праведничество» Лескова.

9.03

71

Народный герой в рассказе «Человек на часах».

9.03

72

Л.Н.Толстой. Мир детства и дерзкие планы юности. Автобиографическая трилогия.

11.03

73

Как спасти Россию? Замысел романа-эпопеи  «Война и мир».

16.03

74

Знакомство с героями. Салон Шерер.

16.03

75

Борьба за наследство графа Безухова.

18.03

76

Гордые аристократы в Лысых Горах.

23.03

77

Шенграбен и Аустерлиц в судьбах героев и армий.

23.03

78

Взлёты и падения мирной жизни.

1.04

79

Жизнь сердца и планы ума.

6.04

80

Князь Андрей и Пьер.

6.04

81

Искусство и любовь.

8.04

82

«Настоящая война».

13.04

83

Бородинское сражение.

13.04

84

Смерть и возрождение.

15.04

85

«Мысль народная»

20.04

86

РР. Сочинение по роману Толстого «Война  и мир».

20.04

87

Голос совести. «Анна Каренина» (обзор)

22.04

88

Толстой и природа.

27.04

89

А.П.Чехов. Рабство и свободный человек.

27.04

90

«В человеке всё должно быть прекрасно…»

29.04

91

Быт и судьбы людей.

4.05

92

«Человек с молоточком».

4.05

93

Тоска настоящего и предчувствие будущего.

6.05

94

Чехов в Ялте.

11.05

95

«Вишнёвый сад».

11.05

96

Люди, заблудившиеся во времени.

13.05

97

Образ вишнёвого сада в сознании героев Чехова.

18.05

98

РР. Сочинение по пьесе Чехова «Вишнёвый сад».

18.05

99

Развитие реализма в зарубежной литературе.

20.05

100

О. де Бальзак. «Отец Горио»

25.05

101

Ч.Диккенс. Роман «Большие надежды»

27.05

102

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального  компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы и авторской программы по литературе дл...

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы  по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной (3 ч.)

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной (3 ч.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....