Рабочая программа по литературе, 11 класс, под редакцией В.Г.Маранцмана
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Галина Николаевна Кожухова

Рабочая программа по предмету "Литература"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации МО «Холмский городской округ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

 

Рассмотрено на

ШМО  учителей русского языка и литературы

Руководитель ____________  

   03 сентября 2015 г.

Рекомендована                    экспертным советом  

Протокол №_______

 от 04.09.2015г                                                              

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о.директора МБОУ СОШ № 8

_______________/Л.А.Карпова/

04 сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литература»

11 класс

среднее общее образование

2015 – 2016 учебный год

Составлена на основе Федерального государственного стандарта,

Программы общеобразовательных учреждений «Литература 10-11 классы» под редакцией члена-корреспондента РАО, профессора В. Г. Маранцмана - М.: Просвещение, 2007

Учитель русского языка и литературы

    Кожухова Галина Николаевна

г. Холмск

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа составлена на основе Программы литературного образования. 10-11 классы. 3-е издание. - М.: «Просвещение». – 2007 и предназначены для работы по учебнику под редакцией В.Г. Маранцмана (Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. В 2 частях под редакцией члена-корреспондента РАО В.Г. Маранцмана, М.: «Просвещение». 2011 г.).

     Цели и задачи изучения предмета        

Изучение литературы на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

        Общая характеристика и концептуальные основы учебного предмета    


                 Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

               Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.  

Предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология».
Программа соответствует учебному плану образовательного учреждения.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

           Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

            Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
            В программе  детализируется  обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателей, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

              Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

- создание презентаций;

- проектная и исследовательская деятельность,

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль.

           Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой В. Г. Маранцмана

Авторская программа В.Г. Маранцмана предусматривает обязательное изучение литературы в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю). С учётом учебных дней тематическое и календарно-тематическое планирование составлено на 99 часов (3 урока в неделю, 33 учебных недели).

На прохождение темы «Обзор зарубежной литературы первой половины 20 века» вместо 5 часов отводится 4 часа.

На изучение темы «Поэзия Серебряного века» вместо 40 часов отводится 38.

Место предмета в учебном плане

Режим занятий: 3 часа в неделю.

Количество часов в год: 99.

Срок реализации программы – 1 год.

   


         Ведущими технологиями, методами и формами работы в 11 классе являются: педагогика сотрудничества, индивидуальный и дифференцированный подходы, КСО  (коллективный способ обучения), работа в микрогруппах, проектная и исследовательская деятельность, нетрадиционные уроки (дискуссия, семинарское занятие, лекция, практикум, игра, «Эрудит» и др.)

            Данная рабочая программа предполагает следующие формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

- устный опрос,

- сочинение разных жанров,

-  анализ стихотворения, эпизода прозаического произведения,

- конкурс презентаций,

- тестовый контроль,

- защита проекта,

- контрольная, проверочная работа,

- зачет по творчеству поэтов 20 века.

Учебно-методический комплект

1. Программа по литературе. 10-11 классы. В.Г.Маранцман – М.: «Просвещение»,

    2007.

            2. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. под ред.  

                В.Г. Маранцмана. Базовый и профильный уровни. М.: «Просвещение». 2010 г.).

3. Литература. Методические рекомендации. 11 класс.М.: «Просвещение», 2007.

             Максимальное приближение к реализации  целей изучения литературы в 11 классе  обусловило выбор программы и УМК по литературе под редакцией члена-корреспондента РАО В.Г.Маранцмана, в которых большое внимание уделяется различным видам интерпретации текста (интерпретации научной, критической, художественной и читательской), помогающим объективно и законченно, целостно истолковать смысл произведения и мотивировать его историческими обстоятельствами, национальным менталитетом, художественным окружением и индивидуальностью писателя. Подобный подход к изучению литературы не претендует на подготовку литературоведов, литературных критиков и деятелей искусства, но воспитывает многостороннее и целостное отношение к художественному произведению, позволяя рассмотреть все уровни текста от стиля до  смысла.


   


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Кол-во часов

Введение. Обзор литературы 20 века.

2

Литература первой половины 20 века.

13

Обзор зарубежной литературы первой половины 20 века.

4

Поэзия Серебряного века.

38

Литература середины XX века.

21

Зарубежная литература.

2

Обзор русской литературы второй половины 20 века.

18

Обзор литературы последнего десятилетия

1

Итого

99


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Обзор русской литературы первой половины XX века (2 час.)

Литература первой половины XX века (13 час.)

Традиции и новаторство в литературе рубежа ХIХ-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм". Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе "Антоновские яблоки". Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа.

Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Сочинение по творчеству М. Горького.

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века (4 час.)

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины XX в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу

(возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер

(возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.

Обзор русской поэзии конца XIX- начала XX в. И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс" (38час.)

Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм,  акмеизм,  футуризм. Поэты,  творившие вне литературных течений: И.  Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой легенды". Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты " (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений). Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности ", создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства". Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж:. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворении).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений)

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Сочинение по творчеству поэтов конца XIX- начала XX в.

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»

(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения:  «Вхожу я  в темные храмы...», «О, я  хочу безумно жить...», «Скифы»

(возможен выбор трех других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Сочинение по творчеству А. А. Блока.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое -птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...»

(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий...», «Куст» (возможен выбор двух других

стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Тristiа» (возможен выбор двух других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор двух других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос "Реквиема". Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

Литература середины XX века (21 час.)

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво...» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго " и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в "Котловане". Утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести. "Непростые" простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон".

Зарубежная литература (2 час.)

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

Обзор русской литературы второй половины XX века (18 час.)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания книги   "Колымских рассказов".  Своеобразие раскрытия   "лагерной" темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия "лагерной" темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков

Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две "точки зрения" в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России.

Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...») (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".

Б. Ш. Окуджава

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений). Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота»

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия (1 час.)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ,  ТВОРЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

№№ п\п

Вид работы, тема

Дата плановая

Дата проведения

1.

Сочинение-эссе по творчеству И.А. Бунина.

17.09

2.

Сочинение-монолог одного из героев пьесы Горького «На дне».

6.10

3.

Сочинение-размышление по творчеству поэтов конца 19-начала 20 веков.

12.11

4.

Сочинение-очерк по творчеству А. Блока.

1.12

5.

Сочинение-рассуждение по творчеству Маяковского и Есенина.

22.12

6.

Сочинение-эссе по творчеству А.Ахматовой.

4.02

7.

Сочинение-размышление по творчеству М.А. Булгакова.

1.03

8.

Сочинение-размышление по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».

24.03

9.

Нравственная проблематика повести В.В. Быкова «Сотников». Отзыв.

3.05


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературы на базовом  уровне ученик должен

знать:

● образную природу словесного искусства;

● содержание изученных литературных произведений;

● основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;

● основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;

● основные теоретико-литературные понятия;

уметь

● воспроизводить содержание литературного произведения;

● анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

● соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

● соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

● определять род и жанр  литературного произведения;

● сопоставлять литературные произведения;

● выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

● выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

● аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

● писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

● создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм    русского литературного языка;

● участия в диалоге или дискуссии;

● самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

● определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

● определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  1. полнота и правильность ответа;
  2. степень осознанности, понимания изученного;
  3. языковое оформление ответа.


Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.


Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.


Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка или за ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Критерии и нормативы оценки сочинений.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность и логичность изложения;
  5. правильное композиционное оформление работы.


Нормативы оценки содержания и композиции сочинения выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

 Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  1. богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.


Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

отметка

Содержание и речь

грамотность

5

1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускаются:


1 орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

4

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

3

1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических, а также 4 грамматических ошибки

2

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок


При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 11-м классе 5,0—6,0 страниц.

  Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.


 Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.

^ Критерии оценки

Параметры

Оценка


Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки – все ссылки работают.

^ Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

^ Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы.

^ Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания динамики литературного развития каждого учащегося (по рекомендациям В.Г.Маранцмана)
В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:

Эмоциональная реакция

- выразительное чтение;
- ответы на вопросы после первого чтения произведения;
- оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;
-сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.

Осмысление содержания

- составление плана содержания;
- сжатый пересказ;
- комментирование текста;
- ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера;
- рассмотрение композиции художественного произведения;
- сопоставление литературных произведений;
- сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.

Работа воображения

- творческие пересказы (с изменением лица рассказчика);
- устное словесное рисование;
составление киносценария;
- инсценирование;
-домысливание сюжета;
- реконструкция внесценических эпизодов драмы.

Реакция на художественную форму

- пересказ, близкий к тексту;
- стилистический анализ;
- оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования;
- сопоставление произведения и его реальной основы.


Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить оценку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую динамику литературного развития каждого учащегося класса в той или иной сфере.


Оценивание проверочных и контрольных работ по литературе, состоящих из тестовой части (проверка знания теории) и письменного развернутого ответа на вопрос ограниченного объема.


Все работы данного типа являются авторскими и составлены с целью более качественной подготовки в ЕГЭ.

Структура работы:

  1. краткий ответ на вопрос теоретического характера;
  2. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема по представленному тексту, отрывку из текста (5-10 предложений).
  3. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объема, при ответе на который учащийся должен сопоставить представленный текст (отрывок) с произведениями других авторов или текстами того же автора.


В своей рабочей программе представляю следующую систему оценивания:
«удовлетворительно»: выполнена тестовая часть работы и дан (поверхностный, краткий) ответ на вопрос по тексту (не менее 30 %).


«Хорошо»: выполнена тестовая часть (не более 1-2 ошибок), дан полный ответ на вопрос по тексту (допускаются: 1 логическая, 1 фактическая ошибка, не более 3 речевых ошибок). В третьей части процент выполнения работы не менее 30.
Или: выполнена тестовая часть (без ошибок), во второй части не допущено ни одной ошибки. Третья часть отсутствует или представлена частично.
«Отлично»: выполнена тестовая часть (без ошибок), дан полный ответ на вопрос , выполнено задание № 3 (сопоставительный анализ) на 100% (с указанием не менее 2-х авторов и названием произведений). Во второй и третьей частях допускается 1-2 речевые ошибки, 1 логическая ошибка. Фактические ошибки отсутствуют.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ [В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, А.В.Белова и др.]  под ред. В.Г. Маранцмана; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2011.).
  2. Методическое пособие по обучению сочинениям. 10-11 класс. Л.Е.Гринин «Учитель», 2010.
  3. Методическое пособие по литературному анализу в 10-11 классе. В.В.Шапошникова «Московский учитель», 2009.
  4. Литература в таблицах и схемах. М.И.Мещерякова «Айрис-пресс», 2008.
  5. 100 русских поэтов. М.И.Засецкая «Золотой век», 2009.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата плановая

Дата фактическая

Тема

1

3.09

Русская литература 20 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы.

2

8.09

Обзор русской литературы первой половины 20 века.

3

8.09

Жизнь и творчество И.А. Бунина. Природа и родина в поэзии Бунина. «Вечер», «Последний шмель» и др.

4

10.09

Тема угасания «дворянских гнёзд» в рассказе «Антоновские яблоки».

5

15.09

Истинные и ложные ценности в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско».

6

15.09

О природе любви в рассказах Бунина «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник» и др.

7

17.09

РР Сочинение-эссе по творчеству И.А. Бунина.

8

22.09

Жизнь и творчество А.И. Куприна. Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести Куприна «Поединок».

9

22.09

Метафоричность названия повести Куприна «Поединок».

10

24.09

А.М. Горький – борец за романтические идеалы и обличитель мещанства.

11

29.09

Тема поиска смысла жизни в рассказе «Старуха Изергиль».

12

29.09

Пьеса «На дне». Система образов: ночлежники и хозяева жизни.

13

1.10

Проблема счастья в пьесе «На дне».

14

6.10

Три правды в пьесе и их драматическое столкновение.

15

6.10

РР Сочинение-монолог одного из героев пьесы Горького «На дне».

16

8.10

Обзор зарубежной литературы первой половины 20 века.

17

13.10

Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей в пьесе Б. Шоу «Пигмалион».

18

13.10

Чеховские традиции в творчестве Б. Шоу.

19

15.10

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в стихотворении Г. Аполлинера «Мост Мирабо».

20

20.10

«Серебряный век» как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма.

21

20.10

Истоки русского символизма. «Старшие символисты» и «младосимволисты».

22

22.10

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность» и др.

23

27.10

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма».

24

27.10

Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилёва. Стихотворения «Жираф», «Волшебная скрипка» и др.

25

29.10

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика.

26

10.11

Слово в художественном мире поэзии В. Хлебникова. «Заклятые смехом», «Бобэоби пелись губы» и др.

27

10.11

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии 19 века в творчестве Н. Клюева. «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…» и др.

28

12.11

РР Сочинение-размышление по творчеству поэтов конца 19-начала 20 веков.

29

17.11

Жизнь и творчество А. Блока.

30

17.11

Мотивы и образы ранней поэзии Блока.

31

19.11

Тема города в творчестве блока.

32

24.11

Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений Блока.

33

24.11

История создания поэмы «Двенадцать». Конкретно-исторически=ое и условно-символическое в поэме.

34

26.11

Сюжет поэмы, её герои, своеобразие композиции.

35

1.12

РР Сочинение-очерк по творчеству А. Блока.

36

1.12

Жизнь и творчество В.В. Маяковского. Дух бунтарства в ранней лирике поэта. «Нате!», «Скрипка и немножко нервно».

37

3.12

Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. «Послушайте!» и др.

38

8.12

Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. «Юбилейное» и др.

39

8.12

Особенности любовной лирики. «Лиличка» и др.

40

10.12

Сатирические образы в творчестве Маяковского. Новаторство Маяковского.

41

15.12

Жизнь и творчество С.А. Есенина. Тема родины в поэзии С. Есенина.

42

15.12

Отражение в лирике особой связи человека и природы.

43

17.12

Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери» и др.

44

22.12

Любовная лирика Есенина. «Письмо к женщине» и др.

45

22.12

РР Сочинение-рассуждение по творчеству Маяковского и Есенина.

46

24.12

РР Сочинение-рассуждение по творчеству Маяковского и Есенина.

47

29.12

Основные темы творчества М. Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. «Тоска по родине!..»

48

14.01

Поэзия как напряжённый монолог-исповедь. «Стихи к Блоку» и др.

49

19.01

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. «Идёшь, на меня похожий…» и др.

50

19.01

Историзм поэтического мышления О.Э. Мандельштама.

51

21.01

Представление о поэте как хранителе культуры. «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»

52

26.01

Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

53

26.01

Отражение в лирике А.А. Ахматовой глубины человеческих переживаний.

54

28.01

Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой.

55

2.02

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

56

2.02

Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема».

57

4.02

РР Сочинение-эссе по творчеству А. Ахматовой.

58

9.02

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Тема поэта и поэзии. «Определение поэзии» и др.

59

9.02

Философская глубина лирики Пастернака. «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» и др.

60

11.02

Тема человека и природы. «Снег идёт» и др.

61

16.02

Внеклассное чтение. «Доктор Живаго». Обзор.

62

16.02

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания, жанр и композиция.

63

18.02

Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим.

64

23.02

Образы Воланда и его свиты.

65

23.02

Библейские мотивы и образы в романе.

66

25.02

Проблема нравственного выбора в романе.

67

1.03

Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

68

1.03

РР Сочинение-размышление по творчеству М.А. Булгакова.

69

3.03

РР Сочинение-размышление по творчеству М.А. Булгакова.

70

8.03

Высокий пафос и острая сатира в повести А.П. Платонова «Котлован».

71

8.03

«Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти в повести.

72

10.03

Внеклассное чтение. Роман Е. Замятина «Мы». Обзор.

73

15.03

Жизнь и творчество М.А. Шолохова. История создания романа «Тихий Дон». Система образов в романе.

74

15.03

Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.

75

17.03

Судьба Григория Мелехова как путь поиск аправды жизни.

76

22.03

Женские образы в романе.

77

22.03

Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

78

24.03

РР Сочинение-размышление по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».

79

5.04

Проблематика повести Э. Хемингуэя «Старик и море». Образ рыбака Сантьяго.

80

5.04

Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

81

7.04

Обзор русской литературы второй половины 20 века.

82

12.04

Обзор русской литературы второй половины 20 века.

83

12.04

Исповедальный характер лирики А.Т. Твардовского.

84

14.04

Тема памяти в лирике Твардовского.

85

19.04

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. История создания книги «Колымских рассказов».

86

19.04

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. «Последний замер», «Шоковая терапия».

87

21.04

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана…».

88

26.04

Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

89

26.04

Внеклассное чтение. Обзор романа «Архипелаг ГУЛаг».

90

28.04

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. Шукшина.

91

3.05

Нравственная проблематика повести В.В. Быкова «Сотников». Отзыв.

92

3.05

Тема памяти и преемственности поколений в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой».

93

5.05

Внеклассное чтение. Деревенская проза Ф. Абрамова.

94

10.05

Мир русской деревни и картины родной природы в изображении Н. Рубцова.

95

10.05

Тема  родины в лирике Р. Гамзатова. «Журавли» и др.

96

12.05

Своеобразие поэтического мышления и языка И.А. Бродского.

97

17.05

Арбат как художественная Вселенная в поэзии Б.Ш. Окуджавы.

98

17.05

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота».

99

19.05

Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального  компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы и авторской программы по литературе дл...

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы  по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной (3 ч.)

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной (3 ч.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....