Урок литературы. Парус.
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Методическая разработка урока литературы в 6 классе: анализ стихотворения Ю. М. Лермнотова "Парус"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit._parus.docx71.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №11 ст. Новогражданской муниципального образования Выселковский район

  Методическая разработка урока литературы

 в 6 классе

  Анализ стихотворения  М. Ю. Лермонтова “Парус”

Автор – учитель русского языка и литературы

Гимпу Любовь Васильевна

ст. Новограджанская

2016

Анализ стихотворения  М. Ю. Лермонтова “Парус”

Цель урока: учить анализу стихотворения, внимательному, чуткому отношению к слову.

Образовательные задачи урока:

- познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства и юности) М. Ю. Лермонтова;

- закрепить навык анализа образной системы лирического произведения;

- учить выявлять художественные изобразительно-выразительные средства, создающие  мир стихотворения, определять размер стиха, рифму;

- учить определять значение художественных изобразительно-выразительных средств в стихотворении, размера стиха, рифмы;

- учить составлять вопросы и отвечать на них;

- развивать навыки выразительного чтения.

Развивающие задачи урока:

- развивать речь, мыслительную деятельность учащихся, творчество;

- развивать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;

Воспитательные задачи урока:

- воспитывать любовь к поэзии, литературе;

- воспитывать грамотного читателя.

Основные виды деятельности: 

- выразительное чтение стихотворений;

- беседа по вопросам;

- работа с иллюстрациями.

Термины: лирический герой, лирический сюжет, символ, комментарий.

Планируемые результаты:

-  умение анализировать стихотворение;

- умение определять средства выразительности в стихотворении;

- знание отдельных фактов биографии М. Ю. Лермонтова;

- умение выразительно читать произведения литературы.

Оборудование кабинета к уроку:

учебник по литературе, тетрадь по литературе,  портреты писателя, акварельный рисунок Лермонтова М. Ю. «Парус», доска.

Структура урока (план):

I. Организационный момент и объявление темы урока.

II. Вступительная беседа «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова».

III. Работа над стихотворением.

IV. Сравнение образов.

V. Подведение итогов.

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

VIII. Организованное окончание урока.

Содержание этапов урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня для урока литературы вам понадобится: учебник, тетрадь, пенал, дневник. Запишите тему урока «Анализ стихотворения  М. Ю. Лермонтова “Парус”».

II. Вступительная беседа «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова».

Работая над стихотворением, нельзя не вспомнить биографию поэта.

Краткий рассказ подготовленного ученика о М. Ю. Лермонтове по плану:

1. Семья. 2. Воспитание. 3. Первая любовь. 4. Студенческие годы. 5. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 6. В гвардии. 7. Первое пребывание на Кавказе и его влияние на творчество. 8. Первая дуэль. 9. Пятигорск. Вторая дуэль.

Изучение новых материалов о биографии поэта по материалам учебника.

- Что вы узнали о детстве поэта? Чем оно было омрачено?

Раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования. В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни. Всё чуждое, враждебное ей возбуждало в нём горячее сочувствие: он сам одинок и несчастлив – всякое одиночество и чужое несчастье, происходящее от людского непонимания, равнодушия или мелкого эгоизма, кажется ему своим. В его сердце живут рядом чувство отчуждённости среди людей и непреодолимая жажда родной души, такой же одинокой, близкой поэту своими грёзами и, может быть, страданиями.

- Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы помните?

Вспомните и прочитайте отдельные строки из стихотворений поэта?

М. Ю. Лермонтов был поэтом, прозаиком и даже художником.

Parus

- Перед нами акварельный рисунок Лермонтова «Парус» (выполненный в 1820 – 1830).

- Что вы видите на рисунке?

- Какие чувства вызывает эта работа?

III. Работа над стихотворением.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Парус», подготовимся к осмысленному прочтению этого произведения.

Работа с названием стихотворения.

- Что вы знаете об этом слове?

(судно под парусом, парусник, ткань для судна, крепится к плавательным средствам, преобразует энергию ветра, парус направляют.)

- Какие ассоциации вызывает у вас слово “парус”? (Лёгкость, свобода, путешествие, движение, море.)

- Как звучит слово “парус”? (В слове в слове 3 согласных звука: [п] – выдох,

 [р] – быстрота, активность, громкость, [с] – размеренность, свет; 2 гласных: [а] – даль, широта, океан, [у] – печаль, боль.)

Запишите слово вертикально:

- Рядом запишите слова, созвучные слову “парус”, где звуки [парус] были бы  особенно слышны (2 – 4 слова).

П – пар, опыт, простор

А – слава, даль

Р – потеря, утрата

У – мудрость, путь

С – сила, свобода, счастье

- Выберите в каждой строке по одному понравившемуся слову. А теперь одно. Запишите его по середине. Это название вашего будущего текста. Составление текстов. Предъявление текстов (читают тексты все желающие).

- Как вы думаете, о чём может быть стихотворение с таким названием «Парус»? (…)

Обратимся к пояснениям, комментариям стихотворения.

Стихотворение «Парус» написано в Петербурге перед вступлением в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. «Мятежный» парус, «просящий бури» в минуты невозмутимого покоя – это всё та же с детства неугомонная душа поэта.

Первоначальный текст вошел в письмо Лермонтова к Марии Александровне Лопухиной.

Чтение стихотворения  (4 - 5 человек).                         

                     ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы, – он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

                                                     1832

- В стихотворении есть слова, вызывающие у читателей различные ассоциации с человеческими состояниями, действиями, переживаниями. Такие слова называют образами-символами.

Найдите такие символы. (Парус – символ человека; бурное море – символ жизни, судьбы; ветер – символ вольности, свежести, свободного движения, порыва.)

Море – стихия, в которую вписан «одинокий» и «мятежный» парус.

Задайте вопросы письменно к слову, к строке стихотворения (работа в технике “репейника”).

1 строфа

- Почему парус «одинокой»?

- Что такое «туман моря»?

- Почему столько вопросов?

- Кто задаёт эти вопросы?

- Почему столько многоточий?

- Почему в первом предложении восклицательный знак?

2 строфа

- Почему после «играют волны» стоит тире?

- Что значит «ветер свищет»?

- Что такое счастие?

- «Увы, – он счастия не ищет…». Почему «увы…»?

- Что же ему нужно, если «он счастия не ищет и не от счастия бежит»?

3 строфа

- Что значит «мятежный»?

- Где парус, если «под ним струя светлей лазури», «над ним луч солнца золотой»?

- Зачем он просит бури?

- Какой ему нужен покой?

Выберите один любой вопрос, обсудите в паре.

Вместе обсуждаем все вопросы.

- Что же придаёт стихотворению особую выразительность? (средства выразительности, тропы.)

Найдите средства выразительности. Какова их роль в стихотворении?

Олицетворения: парус ищет, кинул, просит бури, играют волны, ветер свищет. Помогают выразить мысль о единстве мира и человека.

Антитеза: ищет – кинул, далёкой – родном. Позволяет выразить главную мысль более ярко и эмоционально, точнее выразить отношение к описываемым явлениям.

Эпитеты: золотой луч, край родной. Помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.

Метонимия: струя лазури, луч солнца.  Придают  изображаемому эмоциональную окраску, помогают наиболее ярко изобразить явление.

- Проанализируем звукопись стихотворения.

Звуки Л, Р, Н, М – создают ощущение лёгкого колыханья морской волны.      

Преобладание звуков С, Т, Ч, Щ – свист ветра и шум моря, вызывают чувство тревоги.

- Определите размер стиха.

1. Подчеркните все гласные.

2. Расставьте ударения в словах.

3. Определите, через сколько стоп повторяется ритмический рисунок.

4. Обратите внимание на ударные и безударные слоги в стихотворении.

5. Сделайте вывод.

Вывод: двусложный размер стиха с ударением на 2 слоге – ЯМБ.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом в сочетании с пиррихиями (два подряд безударных слога).

Это придаёт стихотворению особую лёгкость и плавность, ощущение движения, выразительность.

-   Определите рифму.

1 строфа – парная рифма. Эффект раздумья.

2 строфа – перекрестная рифма. Создается впечатление поиска, метаний, борьбы, размышлений.

3 строфа – как и во 2 строфе перекрестная рифма. Спокойствие, благодать в природе противопоставлены настроению лирического героя (буря, вызов).

- Итак, каков же сюжет стихотворения? (лирический: через красочное описание природных образов переданы настроения, мечты и устремления человека.) 

- Какова тема этого стихотворения? Идея?

- Каков лирический герой в стихотворении «Парус» М. Ю. Лермонтова? (романтический, он мятежник, борец, скиталец, одинокий...)

-   Совпали ли ваши мысли и ожидания при работе с заголовком, что вы поняли  при  работе с текстом?  

-   Почему автор выбрал для своего стихотворения именно такое название?

(Парус – это символ… вечных поисков, противостояния миру...)

IV. Сравнение образов.

- Сравните образ паруса в стихотворении и на рисунке М. Ю. Лермонтова.                                  

V. Подведение итогов.

Напишите текст, в котором будет проявляться ваше индивидуальное виденье текста.

Предъявление текстов.

VI. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Что трудно было?

VII. Домашнее задание:

1) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»;

2) нарисовать свои иллюстрации к стихотворению «Парус».

VIII. Организованное окончание урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»Цели:- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих...

Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"

Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...

Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».

Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Урок литературы в 6 классе "М.Ю. Лермонтов"парус. Жажда борьбы и свободы-основной мотив стихотворения"

Урок по литературе в 6 классе "М.Ю. Лермонтов « Парус». Жажда борьбы и свободы -основной мотив стихотворения является уроком объяснения нового материмала. Он позволяет  продолжить знакомство учащ...

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...