Рабочая программа по русскому языку 11 класс УМК Агеносова
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Герасимова Елена Ильинична

Рабочая  программа  по русскому языку 11  класс УМК Агеносова поможет в работе учителю-предметнику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_.po_literature_11_kl_gerasimova.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Описание: Безимени-1

Муниципальное образование городской округ

«город Нижний Новгород»

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 67»

ПРИНЯТО

на заседании  научно-методического совета МАОУ «Гимназия №67»

(Протокол        от           2016)

Утверждено

Директор МАОУ

«Гимназия №67»

___________Э.С. Казакова

«   »_             _2016г

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

словесности

(Протокол        от            2016)

Рабочая программа по литературе

для  11 а класса

 на 2016 – 2017 учебный год

Учитель/составитель:

учитель русского языка

и литературы

Герасимова Е.И.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа для учащихся 11 класса  разработана на основе примерной программы  по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: В.В. Агеносов, и другие.-М.:Дрофа,2013), рекомендованной   Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом  образовательного  учреждения.

Рабочая программа рассчитана на 136 часа в год ( 4 часа в неделю).

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

  • учебник  для учащихся в 2-х частях под редакцией Агеносова, Архангелського.- М.: Дрофа, 2012..

       Главная цель программы – помочь школьнику сделать следующий шаг в своем гуманитарном развитии, от умения осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить исторически и системно, характеризовать культурный идеал эпохи и соотносить с ним авторский и личностный идеал.

2. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

  Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

        Литература как часть культуры ответственна за формирование духовной доминанты личности, поэтому данная программа по литературе, интегрируя и реализуя информационную, воспитательную и мировоззренческую функции, направлена на подготовку учащихся старших классов к восприятию единого литературного и культурно-исторического процесса.

        Литература творчески отражает жизнь во всех её проявлениях и даёт возможность старшекласснику не только открыть для себя взрослый мир, но и приобрести опыт осмысления жизненных ситуаций, проблем и конфликтов, задуматься об уникальности каждого человека и многообразии человеческих типов, освоить богатство русского литературного языка и научиться грамотно и понятно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  ИЗУЧЕНИЯ  ЛИТЕРАТУРЫ

Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета..

       Особое внимание в программе уделяется единству теории и практики. Также принципиально значимым является введение в учебный материал литературно-критического контекста: фрагментов статей критиков и литературоведов, посвящённых изучаемым произведениям. Старшеклассникам предлагается осмыслить теоретико-литературный инструментарий, логику анализа произведения и позиции разных критиков, разобраться в их спорах и сформировать своё активное отношение к произведению, автору, критику.

        3. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

         К концу учебного года десятиклассники должны научиться самостоятельно читать, воспринимать, анализировать, истолковывать и оценивать программные художественные произведения с соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательной области «Филология», и эти результаты как перечень умений будут совершенствоваться в выпускном классе.

       Изучение литературы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- представление о литературе как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность;

- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

- способность к эмоциональному восприятию;

- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

- умение работать с художественным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять литературоведческую терминологию;

- понимание ключевых проблем изученных произведений литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

4. ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ  11  КЛАССА

В результате изучения литературы на профильном  уровне ученик должен:

Знать//понимать:

  • Образную природу словесного искусства.
  • Содержание изученных литературных произведений.
  • Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
  • Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
  • Основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • Воспроизводить содержание литературного произведения.
  • Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
  • Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
  • Определять род и жанр произведения.
  • Сопоставлять литературные произведения.
  • Выявлять авторскую позицию.
  • Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
  • Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
  • Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы.
  • Анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображенному, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению.
  • Определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста.
  • Самостоятельно и творчески выполнять различные виды устных и письменных работ.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
  • Участия в диалоге или дискуссии.
  • Самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
  • Определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

        5. МЕСТО  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА  «ЛИТЕРАТУРА»  В  УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

       Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение историко-литературного курса XIX–XX веков в 11 классе отводит 136 часа из расчёта по 4 часа в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ,  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  И  ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА  «ЛИТЕРАТУРА»

       Данная программа, используя системно-деятельностный подход в обучении,  школьнику не «потребление информации», а включение в интерактивную деятельность по творческому освоению предметного учебного материала, формированию метапредметных умений и саморазвитию личности.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви  и уважения к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественных произведений, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

–. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами являются следующие:

1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

6. ОСНОВНЫЕ  ФОРМЫ  КОНТРОЛЯ

Основными формами контроля  являются:

  • тестирование, проверяющее знание учащихся изученных теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений, основных фактов жизни и творческого пути писателей;
  • сочинения (классные и домашние) по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений, которые позволяют увидеть  сформированность у учащихся конкретных практических умений и навыков – орфографических, пунктуационных, стилистических,  а также навыков анализа, систематизации информации, умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа;
  • проверочные работы в формате ЕГЭ.
  • Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.

7. СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА  «ЛИТЕРАТУРА»

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

ВВЕДЕНИЕ

Литература XX века — наследница всех ветвей русской национальной культуры: духовно-нравственной, революционно-активной и философско-смеховой, лишь в совокупности отражающих многообразный русский национальный характер. Русская литература конца XIX— начала XX века (1890—1917) Социально-политические особенности эпохи. Наука и культура рубежа веков. Разграничение понятий литература рубежа веков (все явления литературного процесса указанного периода) и литература Серебряного века (только литература нравственных поисков). Литературные направления: реализм (темы и герои реалистической литературы; жанры и стилевые особенности реалистической прозы; понятие неореализма); модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), крестьянские писатели.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Поэтические индивидуальности Серебряного века (К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, И. Ф. Анненский, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин). *Проза русских символистов (Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб, А. Белый). Литературоведческие понятия: модернизм; модернистские течения в литературе; жанры лирики.

А. А. БЛОК 

Лирика Блока как трилогия вочеловечения, как роман в стихах: своеобразие композиции, место стихотворения в цикле, сборнике, книге, томе. Эволюция лирического героя. Мир стихий в лирике Блока: стихии природы, любви, искусства. Любовь-ненависть — формула отношения к миру. Величие и трагедийность выбора, совершаемого лирическим героем. Страшный мир в поэзии Блока. Мотив безысходности, утраты абсолюта. Рождение человека общественного ценою утраты части души. Россия в лирике Блока. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «Я, отрок, зажигаю свечи...», «Предчувствую Тебя...», «Мне страшно с Тобою встречаться...», «Незнакомка», «Фабрика», «О весна, без конца и без краю...», «Снежная маска», «Кармен», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Соловьиный сад», «На поле Куликовом», «Россия». Особенность поэтического стиля лирики: ассоциативный характер метафор, новизна ритмики, своеобразие символизма. Поэма «Двенадцать». Революция как внерассудочная, не знающая норм и правил стихия. Неотвратимость революции как страшной необходимости. Крушение гуманизма и предвидение нового обретения Христа. Контрастность и дисгармония как основы стиля поэмы. Мотив пути как композиционный стержень произведения. Образы-эмблемы в поэме. Шум крушения мира в мелодике и ритмике поэмы. Литературоведческие понятия: ассоциативная метафора, символ; ритмика; дольник.

М. ГОРЬКИЙ 

Личность писателя. Основные этапы творческого пути. Поиск положительного героя. Романтические рассказы. Проблема творческого метода раннего Горького: романтический реализм. Драма «На дне». Социальное и философское в пьесе. Чеховские традиции в драматургии Горького. Своеобразие системы образов драмы. Социальный критицизм Горького. Философская проблематика: проблема веры; различное пони- мание правды в драме (позиции Сатина, Луки и Бубнова). Неоднозначность смыслового итога пьесы. Горький-прозаик. Романы «Мать», «Дело Артамоновых» (по выбору учителя и учащихся).Роман «Мать». Идейное своеобразие романа, его связь с ранним творчеством писателя. Соединение социального и общечеловеческого в образе Ниловны. Роль христианских мотивов в романе. Роман «Дело Артамоновых». Семейная хроника. Горьковская концепция исторического развития России. Своеобразие системы образов. Символика как средство дополнительного выявления сущности персонажей и исторического процесса. Человек и история в эпосе Горького. Жизнь Клима Самгина (обзор). Литературоведческие понятия: философский метажанр в литературе; основные принципы литературы социалистического реализма (новый герой, соотношение личности, масс и истории).

Л. Н. АНДРЕЕВ 

Личность писателя. Основные этапы творческого пути. Эволюция художественного метода от реализма к неореализму и символизму. Рассказ «Ангелочек», «Рассказ о семи повешенных», повесть «Иуда Искариот» . Литературоведческие понятия: неореалистические художественные методы, экспрессионизм.

И. А. БУНИН

 Личность писателя. Бунинская концепция мира и человека. Восприятие жизни как величайшего дара и осознание ее трагической хрупкости. Художественный мир писателя. Проблематика, эстетические принципы, основные мотивы творчества. Своеобразие бунинского неореализма. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Сюжетная организация рассказов Бунина. Точка зрения персонажа и авторская точка зрения. Пространственная и временная организация рассказов. Предметная детализация бунинского текста. Социальная и экзистенциальная проблематика: от кризиса дворянских гнезд («Антоновские яблоки») к кризису человеческой цивилизации (Господин из Сан-Франциско). Любовь и смерть в художественном мире Бунина. Бунин как один из лучших стилистов в русской литературе XX века. Литературоведческие понятия: расширение представлений о реализме; разновидности предметной изобразительности (портрет, интерьер, бытовая деталь, речевая характеристика); ритм в прозаическом произведении.

А. И. КУПРИН 

Личность писателя. Неореализм А. И. Куприна в контексте традиции русской литературы. Драматичные страсти в повседневной жизни. Социально-нравственные проблемы произведений «Олеся», «Молох», «Поединок». Лиризм писателя. Жизнеутверждающая сила любви в повести «Гранатовый браслет». Сюжет и композиция произведения. Социальное, нравственное, мистическое в повести. Художественная роль музыки в произведении. Литературоведческие понятия: традиция и новаторство в литературе, тематика и проблематика произведения, психологизм, умственная деталь, язык искусства.

С. А. ЕСЕНИН

 Личность поэта. Мир человека и мир природы в лирике Есенина. Образ родины. Крестьянское мироощущение Есенина и его воплощение в поэзии. Гуманизм и предельная искренность есенинской лирики. Противоречивость в осмыслении и оценке послереволюционной действительности. Ощущение трагической разъединенности со своей родиной и народом в стихах Есенина 1920-х годов. Эволюция лирического героя поэта. Народно-песенная основа лирики Есенина. Самобытность интонации и образного строя. Символика цвета. Значение творчества Есенина для развития русской литературы. Поэма «Анна Снегина» в контексте творчества поэта. Исторический фон произведения. Личная судьба и судьба народная как предмет изображения поэта. Стихотворения: «В хате», «Гой ты, Русь моя родная...», «Песнь о собаке», «О красном вечере задумалась дорога...», «Я покинул родимый дом...», «Каждый труд благослови, удача!..», «Письмо матери», «Русь советская», «Неуютная, жидкая лунность...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Гори, звезда моя, не падай...», «Отговорила роща золотая...», «Синий туман, снеговое раздолье...». Поэмы: «Анна Снегина», *Черный человек. Литературоведческие понятия: избяной космос в русской поэзии XX века.

В. В. МАЯКОВСКИЙ 

Противоречивость личности и творчества поэта. Основные этапы творческого пути. Свежесть и сила поэтического слова в дооктябрьской лирике поэта. Мир большого города в лирике Маяковского. Антивоенный и антимещанский пафос стихотворений. Бунтарство и одиночество лирического героя. Стихотворения: «Утро», «Ночь», «Адище города», «А вы могли бы?», «Война объявлена», «Вам!», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!». Поэма «Облако в штанах». Социальный критицизм и интимно- лирическое начало в поэме. Трагическое мироощущение лирического героя поэмы. Поэтическое новаторство Маяковского: обновление поэтической лексики, приемы развернутой и реализованной метафоры, новизна ритмико-интонационного строя. Штурм социалистического рая в лирике революционных и послереволюционных лет. Понимание Маяковским назначения поэта в революционной действительности. Тема любви в творчестве поэта. Стихотворения: «Левый марш», «Товарищу Нетте—пароходу и человеку», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии». Своеобразие сатиры Маяковского. Политическая и эстетическая левизна Маяковского. Постепенное осознание противоречивости общекультурной ситуации. Канонизация ранее найденных художественных приемов. Декларативность лирики. Поэма «Хорошо!». «Вступление к поэме «Во весь голос» — честный и искренний итог жизненного и творческого пути. Роль Маяковского в развитии русской поэзии. Литературоведческие понятия: тонический стих.

А. А. АХМАТОВА 

Личность поэтессы. Изображение женской судьбы и психологии в ранней поэзии А. Ахматовой. Эволюция лирической героини. Гражданский пафос поэзии Ахматовой. Трагический путь женщины- поэта. Соединение обыденной детали с глубиной чувств лирической героини. Исторические или литературные герои, друзья-современники в произведениях Ахматовой. Пушкин и Блок в лирике Ахматовой. Христианские мотивы творчества. Голос Ахматовой— голос всего русского народа, голос его совести, его веры, его правды. Стихотворения: «Песенка», «Песня последней встречи», «Перед весной бывают дни такие...», «Я научила женщин говорить...», «Пушкин», «Заплаканная осень, как вдова...», «Мне ни к чему одические рати...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Приморский сонет», «Родная земля» и др. (по выбору учителя и учеников). Поэма «Реквием», *Поэма без героя. Литературоведческие понятия: стилизация, отстранение, лирическая новелла, цикл.

М. И. ЦВЕТАЕВА

 Судьба и творчество Цветаевой. Романтическая основа лирики. Доэмигрантский период: тема любви, тема поэта и поэзии, тема родины. Краски, ритмика, лексика, характер лирической героини юношеских стихов. Эволюция цветаевской поэтики (Версты). Безмерность чувств. Стихи о Москве. Эволюция темы родины в творчестве поэта. От восторженного преклонения перед Москвой к отречению от нее в период революции и Гражданской войны. Трагедийное звучание Лебединого стана. Фольклорные мотивы в лирике Цветаевой. Тема поэта и поэзии. Лирические посвящения поэтам, создание обобщенного образа Поэта, как некоего чуда (Стихи к Блоку, посвящения Ахматовой, Мандельштаму и др.). Эмигрантский период: трансформация основных мотивов поэзии. Всемирная отзывчивость лирической героини. Острота конфликта с миром в стихах периода эмиграции. Безмерность в мире мер. Стихотворения: «Молитва», «Идешь, на меня похожий...», Моим стихам, написанным так рано...», «Бабушке», «Говорила мне бабка лютая...», «Кабы нас с тобой да судьба свела...», «Дон», «Стенька Разин», «Если душа родилась крылатой...», «Поэты», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину», «Прокрасться...», «Душа», «Жизни», «Тоска по Родине! Давно...», «Читателям газет», «Стол», «Куст» и др. (по выбору учителя). Поэма: «Поэма конца». Литературоведческие понятия: мифопоэтика и компоненты поэтического ритма.

Е. И. ЗАМЯТИН 

Своеобразие личности и художественного мира Е. Замятина. Уездное как сквозная тема творчества писателя. Трагическая концепция личности в рассказе «Пещера». Временна я и пространственная организация рассказа. Метафоричность. Система персонажей; своеобразие замятинского психологизма. Выразительность речевых характеристик. Конструктивная жесткость и экспрессивная сила деталей. Роман «Мы». Антиутопический мир на страницах романа. Язык и тип сознания граждан Единого Государства. Герой антиутопии; центральный конфликт романа. Прогностическая сила романа. Литературоведческие понятия: экспрессионизм, жанр антиутопии. Идея исторического процесса в советской литературе. Концепция человека и истории в романах советских писателей (А. Чапыгин, А. Новиков-Прибой, С. Сергеев-Ценский). Роман А. Н. Толстого «Петр Пёрвый». Становление личности в эпохе. Проблема соотношения личности и народных масс. Особенности изображения исторической эпохи. Способы создания характеров. Язык и стиль романа. Понимание истории в творчестве писателей русского зарубежья. Роман М. Алданова «Святая Елена, маленький остров». Пушкинская традиция изображения человека, оказавшегося на перекрестках истории. Своеобразие исторической прозы Ю. Тынянова. Понимание истории и проблема соединения документа и вымысла в рассказе «Поручик Киже», в романе Пушкин (обзор). Литературоведческие понятия: историзм в литературе, жанр исторического романа в XX веке.

М. А. БУЛГАКОВ

 Творческий путь писателя. Социально-историческое и философское в повести Собачье сердце. Философско-этическая проблематика романа «Мастер и Маргарита». Библейский сюжет и его интерпретация. Особенности сатиры в романе. Своеобразие и роль фантастики в романе. Тема судьбы и личной ответственности в романе. Судьба художника. Лирическое начало в романе. Бессмертие любви и творчества. Экзистенциальная проблематика романа. Композиция произведения. Особенности жанра. Традиции Гоголя, Щедрина и Достоевского в творчестве Булгакова. Связь романа Мастер и Маргарита с традициями мировой литературы. Литературоведческие понятия: философско-мифологическая литература.

И. С. ШМЕЛЁВ

 Нравственно-философская линия в литературе русского зарубежья. Судьба и личность И. Шмелева. Роман «Лето Господне». Тема постижения ребенком Божьего мира.__ Красочность описаний, портретов. Образы людей из народа. Своеобразие языка (сочетание народной, библейской и литературной лексики). Изображение русского национального характера в рассказах «Мартын и Кинг» и «Небывалый обед».

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1930—1950-Х ГОДОВ (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ) 

Литературный процесс 1930-х годов. Пафос революционного преобразования действительности и утверждение творчески активной личности в советской литературе. Постановление ЦК ВКП(б) о роспуске РАПП и других литературных объединений и создании единого Союза писателей СССР. Первый съезд писателей (его положительное и отрицательное значение для развития русской литературы). Социалистический реализм: история возникновения; политические и эстетические принципы. Репрессии 1930-х годов и личные судьбы писателей. Писатели русского зарубежья и андеграунда— продолжатели традиций русской классической литературы XIX столетия и Серебряного века. Развитие русской идеи соборности и духовности, всеединства и любви в творчестве писателей-эмигрантов. Русская литература в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Идеи патриотизма и народности в освещении войны. Возвращение трагедийного начала в отечественную литературу. Постановление ЦК ВКП(б) О журналах Звезда и Ленинград. Нормативность в эстетике 1940—1950-х годов. Теория бесконфликтности. Жанры литературы 1930—1950-х годов. Производственный роман (В. Катаев. Время, вперед!, Ф. Гладков. Энергия, И. Эренбург. День первый и др.) как важнейший жанр литературы социалистического реализма. Соть Л. Леонова и Люди из захолустья А. Малышкина как высшее достижение жанра и преодоление его канонов. Роман воспитания. Проблема героического характера и ее решение в романах Н. Островского Как закалялась сталь и А. Макаренко Педагогическая поэма. Роман М. Шолохова Поднятая целина. Философский роман (М. Пришвин. Кащеева цепь, Л. Леонов. Evgenia Ivanovna, М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Юмористическая и сатирическая литература. Оптимистическая сатира И. Ильфа и Е. Петрова (Двенадцать стульев, Золотой теленок). Грустная сатира А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко. Творчество М. Зощенко (Аристократка, Бедность, История болезни, Баня, Гости, Качество продукции, Дама с цветами и др. рассказы 1920-х годов). Своеобразие юмора и сатиры Зощенко. Герой Зощенко: его социальный статус и мироощущение. Сказовое начало в рассказах писателя. Автор и рассказчик. Речевые характеристики рассказчика и персонажей. Комизм положений и речевой комизм. Истоки и важнейшие особенности языка произведений Зощенко. Язык Зощенко как выражение своеобразия эпохи. Рассказы Тэффи (Ке фер?, Городок, День, Маркита, Доктор Коробко, Яго, Мать, Слепая, Где-то в тылу, Гурон). Мастерство психологических характеристик персонажей. Грустный юмор рассказов писательницы. Поэзия военных лет. М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, П. Антокольский и др. Проза 1940-х годов о Великой Отечественной войне. Развитие гоголевской и толстовской традиций в послевоенных романах и повестях о войне (Молодая гвардия А. Фадеева, Звезда Э. Казакевича, В окопах Сталинграда В. Некрасова, Спутники В. Пановой). Усиление догматизма и нормативности в советской литературе конца 1940-х годов. Творчество писателей русского зарубежья. Христианские философско- художественные произведения И. Шмелева, Б. Зайцева. Тема любви и смерти в позднем творчестве И. Бунина (Темные аллеи). Парижская нота и поэтические открытия Б. Поплавского. Традиции Достоевского в романе Н. Набокова Мнимые величины. Литературоведческие понятия: разновидности комического, сказ как стиль повествования и как жанр, сюрреализм.

О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ

 Основные этапы творчества. Тоска по мировой культуре как определяющая особенность творчества Мандельштама. Своеобразие эстетики Мандельштама, отношение к слову. Архитектурная точность, вещественность в поэтике Камня. Значение историко-культурных реминисценций. Проблема разрыва культурных эпох. Особенности поэтики Мандельштама 1920-х — начала 1930-х годов. Цикл Тristiа. Концепция осевого времени. Поэт и его век. Лирический герой последних произведений Мандельштама (Московские стихи, Воронежские тетради). Стихотворения: «Я изучил науку расставанья...», «Отравлен хлеб и воздух выпит...», «Ласточка», «Я не слыхал рассказов Оссиана...», «Я не увижу знаменитой Федры...», «Я слово позабыл, что я хотел сказать...», «Сумерки свободы», «В Петербурге мы сойдемся снова...», «Импрессионизм», «Век», «Ленинград», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Мы живем, под собою не чуя страны...», «Ода» (по выбору учителя и учеников). Литературоведческие понятия: литературно-мифологические ассоциации.

М. М. ПРИШВИН

 Личность писателя. Фольклорно-этнографический путь писателя в литературе (В краю непуганых птиц, За волшебным колобком, Черный араб). Становление философской концепции творческой личности, находящейся во внутренней гармонии с миром, в романе «Кащеева цепь» и повести «Журавлиная родина». Художественное воплощение проблемы смысла жизни в повести «Жень-шень». Решение темы любви в поэме в прозе Фацелия и в посмертно изданной книге Мы с тобой. Соединение философии, лирики и наблюдений ученого-натуралиста в дневниковых книгах «Лесная капель», «Глаза земли» и др. Литературоведческие понятия: жанр лирической миниатюры.

В. В. НАБОКОВ 

Личность и творческий путь писателя. Феномен двуязычия и его влияние на стилистику Набокова. Своеобразие_художественного мира писателя. Гносеологическая проблематика его произведений. Герои Набокова. Роман «Приглашение на казнь». Сюжет романа. Система персонажей и предметный мир. Металитературные аспекты произведения. Литературный прием как главный герой набоковской прозы. Виртуозность словесной техники Набокова. Многообразие интерпретаций романа. Литературоведческие понятия: авторская ирония, иллюзия, метаконструкция, образ автора, палиндром.

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ 

Личность и творческий путь поэта. Раннее творчество (ОБЭРИУ, книга Столбцы, 1929): мир, полный неуклюжего значения; художественный эксперимент и гротеск в лирике поэта. Олицетворение как конструктивный прием поэзии Н. Заболоцкого. Творчество поэта после 1933 года: натурфилософская поэзия, проблемы гармонии человека и природы, места человека в мироздании, бессмертия личности. Эволюция в сторону неслыханной простоты поздней лирики. Стихотворения: «Новый быт», «Движение», «Ивановы», «Рыбная лавка», «Лицо коня», «В жилищах наших», «Я не ищу гармонии в природе...», «Вчера, о смерти размышляя...», «Метаморфозы», «Уступи мне, скворец, уголок...», «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана...», «Не позволяй душе лениться...» (по выбору учителя и учеников). Литературоведческие понятия: натурфилософская поэзия, понятие о медитативной лирике.

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ 

Формирование личности поэта. Образ дороги — характерный лейтмотив творчества А. Твардовского. Поэма Страна Муравия. Сказочно-фольклорный характер поэмы. Сложность исканий Моргунка, воплощенная в духе классических традиций русской поэзии. Твардовский в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Василий Теркин» (повторение). Сочетание бытовых реалий и символики, героики и юмора. Теркин— воплощение русского национального характера. Проблема соотношения автора и героя. Жанр поэмы. И. Бунин о поэме Василий Теркин. Поэма «По праву памяти» — лирическая исповедь поэта. Поэма «За далью — даль» как лирическая эпопея. Духовный мир лирического героя, тема ответственности человека за происходящее, неусыпной памяти. Лирический герой и историческая реальность. Идейно-художественная эволюция Твардовского. Язык и стиль поэмы. Связь публицистических и лирико-исповедальных черт стиля. Лирика Твардовского. «Я убит подо Ржевом», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «Береза». Исповедальность лирики поэта, сопряжение биографического и общечеловеческого. Деятельность А. Т. Твардовского на посту главного редактора Нового мира. Значение творчества Твардовского для русской литературы. Литературоведческие понятия: пафос, стиль, хронотоп.

А. П. ПЛАТОНОВ 

Личность писателя. Своеобразие художественного мира Платонова. Основные лейтмотивы платоновской прозы: мотив дороги, мотив сиротства, мотив смерти, тоска по абсолюту; образ странника. Своеобразие художественного пространства произведений Платонова. Самозабвенный по иск истины, смысла всего сущего героями Платонова. Осмысление революции и послереволюционной эпохи в прозе Платонова. Рассказ «Сокровенный человек», повесть «Котлован». Философская глубина произведений. Принципы создания портрета и пейзажа. Символика в произведениях писателя. Стилевая неповторимость прозы Платонова. Язык Платонова: истоки и важнейшие законы. Литературоведческие понятия: философская проза, мотив, символика литературного произведения, многообразие языковых приемов в литературе XX века.

 М. А. ШОЛОХОВ 

Личность писателя. Развитие толстовской традиции эпического изображения судьбы народа в романистике Шолохова. Романы «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору учителя и учеников). Роман «Тихий Дон». Мир донского казачества в романе. Система персонажей. Поиски правды. Проблема общей и частной правды. Мысль семейная в романе. Женские образы. Тема материнства. Трагедия Григория Мелехова. Природное и социальное в личности героя. Конкретно-историческое и общечеловеческое в романе. Мастерство Шолохова-художника. Функции портрета, пейзажа, массовых сцен в романе. Драматургические принципы в эпическом произведении. Своеобразие языковой манеры Шолохова. Сюжетно-композиционная многоплановость Тихого Дона. Своеобразие жанра романа-эпопеи в творчестве Шолохова. Роман «Поднятая целина». Две части романа — взгляд на события коллективизации с позиций современности и временно го расстояния. Реализм и идеализация. Система образов романа: большевики и крестьяне. Роль вставных новелл и лирических отступлений во второй книге. Споры о романе. Рассказ «Судьба человека» (повторение). Трагическое описание войны. Гуманизм рассказа. Своеобразие композиции. Литературоведческие понятия: жанр романа-эпопеи, трагическое в литературе.

Б. Л. ПАСТЕРНАК 

Личность писателя. Творческий путь и особенности мироощущения поэта. Сила и интенсивность контакта лирического героя с миром. Мгновенье и вечность, быт и мироздание в поэзии Пастернака. Художник и время. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Метель», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Плачущий сад», «Душная ночь», «Сестра моя—жизнь и сегодня в разливе...», «О, знал бы я, что так бывает...», «На ранних поездах», «Ночь», «В больнице», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...», Зимняя ночь», «Гамлет», «На Страстной», «Единственные дни» и др. (по выбору учителя и учеников). Своеобразие метафоры Пастернака. Роль предметной детали в его поэзии. Мастерство звукописи. Лирический роман «Доктор Живаго» (общая характеристика романа с рекомендациями для самостоятельного чтения). Судьбы русской интеллигенции и своеобразие оценки исторических событий в романе. Поэтическая природа прозы Пастернака. Доктор Живаго как лирическая автобиография поэта (Д. С. Лихачев). Судьба писателя и его романа. Литературоведческие понятия: лирический роман.

ПОСЛЕВОЕННАЯ ПОЭЗИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ) 

Характеристика второй волны русской эмиграции. Проблематика творчества И. Елагина: трагедия войны; ужас цивилизации; тема России. Сочетание реалистическихи условно-гиперболизированных образов. Живописность и графичность стихов поэта. Циклы По дороге оттуда, Дракон на крыше, В зале Вселенной. Поэма Звезды. Постижение тайн жизни через слово— характерная особенность поэзии Н. Моршена. Тема поэта и поэзии в стихотворениях Волчья верность, Былинка, Умолкший жаворонок. Поиск внутреннего смысла слова в стихотворениях Многоголосый пересмешник, Белым по белому. Оправдание смысла жизни в стихотворениях Мир стихотворца глазами Панглоса и О звездах.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1960-Х ГОДОВ (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)

 Активизация общественной и литературной жизни в стране в 1950-е годы в связи со смертью И. В. Сталина и решениями XX съезда Коммунистической партии, период так называемой оттепели. Обретение второго дыхания писателями старшего поколения. Вступление в литературу нового поколения поэтов, прозаиков, драматургов. Появление новых литературно-художественных журналов и альманахов. Дискуссии о социалистическом реализме, об идеальном герое, о проблеме самовыражения, об искренности в литературе. Оттепель И. Эренбурга, тетралогия Братья и сестры Ф. Абрамова , произведения А. Яшина, В. Тендрякова. Роль возвращенной отечественной литературы (произведения Е. Замятина, А. Платонова, Б. Пильняка, М. Булгакова, А. Ахматовой, В. Гроссмана, Б. Пастернака и др.) и литературы русского зарубежья (произведения И.Шмелева, Д. Мережковского, З. Гиппиус, М. Алданова и др.) в этом процессе. Развитие так называемой лагерной темы в творчестве А. Солженицына и В. Шаламова. Начало творчества И. Бродского. Роль литературно- художественных журналов в литературном процессе. Журнал Новый мир. Литературно-эстетические явления 1950—1990-х годов. Признание правомерности художественного многообразия в литературе. Преодоление нормативизма, догматизма, иллюстративности. Стремление осознать во всей полноте обретения и трагедии нашего пути. Усложнение художественных конфликтов. Отказ от одного типа героя, появление наряду с положительными так называемых амбивалентных героев. Постановка общечеловеческих и религиозно-нравственных проблем в литературе. Усиление аналитических начал, связанное с осмыслением героического и трагического пути России в XX веке. Возникновение так называемой громкой и тихой лирики; городской и деревенской прозы. Проза В. М. Шукшина. Проблема народа как центральная в его творчестве. Создание многообразного народного национального характера, утверждение права человека на индивидуальность и уважение («Чудик», Жена мужа в Париж провожала). Изображение трагедии нереализованных возможностей, неприятие зла, бездуховности (рассказы по выбору учителя и учеников).

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН

 Изображение русского национального характера и судьбы России в мировой истории— основная тема творчества А. Солженицына. Узловой принцип сюжетно-композиционного построения произведений писателя. Философия языка писателя. Словарь языкового расширения. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Изображение системы тоталитаризма и репрессий. Иван Денисович как тип русского национального характера. Сюжетные и композиционные особенности. Рассказ «Матренин двор». Смысл первоначального заголовка Не стоит село без праведника. Праведница Матрена и традиции житийной литературы. Противостояние людей и паразитов несочувственных в системе образов рассказа. Матренин двор и деревенская проза 1960—1970-х годов. Проблемы жизни и смерти, выбора и ответственности в романистике писателя (Раковый корпус). Автобиографичность и художественный вымысел. Реализм и символика. Общая характеристика эпопеи Красное колесо. «Крохотки» как жанр философских миниатюр. Литературоведческие понятия: жанр жития, национальный характер, историзм повествования.

В. Т. ШАЛАМОВ 

Трагическая судьба писателя. Проблема нравственного выбора личности в условиях абсолютной несвободы в Колымских рассказах и других книгах писателя. Полемика с Ф. М. Достоевским и А. И. Солженицыным по вопросу о роли лагерного опыта в жизни человека («Красный крест»). Понятие самого последнего в жизни заключенного («Выходной день»). Природное и человеческое в рассказе «Стланик». Притчевое начало малой прозы писателя. Литературоведческие понятия: притча.

В. Г. РАСПУТИН 

Личность писателя. Проблематика творчества: память и беспамятство; человек и природа; человек и малая родина. Мотив покаяния. Повесть «Прощание с Матѐрой». История и современность в повести. Система персонажей. Своеобразие художественного пространства. Роль символики. Трагедия современной жизни России в рассказе Нежданно- негаданно. Традиции русской классики в прозе В. Распутина. Языковое мастерство писателя. Творчество Распутина как высший этап деревенской прозы. Литературоведческие понятия: деревенская проза.

Ю. В. ТРИФОНОВ 

Нравственная проблематика творчества Трифонова и ее перекличка с произведениями писателей-деревенщиков. Повесть «Обмен». Бытовой, нравственный и социально-исторический смысл названия повести. Способы изображения внутреннего мира современного горожанина. Чеховские традиции в творчестве Ю. Трифонова. История и современность в романе Старик. Влияние творчества Ю. Трифонова на городскую прозу последующих поколений. Литературоведческие понятия: городская проза.

ЛИТЕРАТУРА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

 Три потока военной прозы: художественно-документальная, героико-эпическая, судьба отдельного человека. Развитие толстовской реалистической и гоголевской романтической традиций в современной военной литературе. Антивоенный пафос военной прозы. Значение рассказа М. А. Шолохова Судьба человека для решения в литературе 1950—970-х годов проблемы человек на войне. Художественно- документальные произведения о Великой Отечественной войне. С. С. Смирнов. Брестская крепость; А. М. Адамович и Д. А. Гранин. Блокадная книга. Историческая правда и мастерство художественного обобщения. Эпическое изображение войны в романах К. М. Симонова Живые и мертвые и В. С. Гроссмана Жизнь и судьба. Толстовские традиции. Тема гуманизма на войне. Философское восприятие войны как мировой битвы демократии и тоталитаризма. Авторское слово в романах Симонова и Гроссмана. Лирическая фронтовая повесть (лейтенантская проза). Повести Г. Я. Бакланова Пядь земли и К. Д. Воробьева Убиты под Москвой. Проблема нравственного выбора человека на войне. Роман Ю. В. Бондарева «Горячий снег»: от традиций лейтенантской прозы к эпическому повествованию. Испытание жизненной позиции человека в условиях войны. Проблема подвига на войне. Романтическое восприятие войны в повести Б. Л. Васильева А зори здесь тихие.... Народный взгляд на войну. Прием несобственно-прямой речи. Романтизация конфликта и образов героев в повести. Новаторское построение романа В. О. Богомолова В августе сорок четвертого...: введение в повествование разных точек зрения, документов — служебных записок, военных сводок и т. д. Решение философско-этических проблем, связанных с войной, в прозе В. В. Быкова. Повесть Сотников. Проблема выбора. Проблема нравственного подвига. Система персонажей. Приемы раскрытия внутреннего мира человека. Своеобразие композиции и сюжета. Христианские мотивы в повести. Творчество В. Л. Кондратьева. Повесть Сашка. Герой повести. Композиция и ее роль в раскрытии характера Сашки. Испытание властью, любовью и дружбой. Проблема гуманизма на войне. Проза о войне 1980—990-х годов. (Подробно изучается одно произведение по выбору учителя и учеников.) Литературоведческие понятия: понятие лирической и романтической фронтовой прозы, притчевого повествования о войне.

 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОИСКИ И ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ) 

Многообразие стилей и поэтических школ—основная черта современной поэзии. Проблема традиции в поэзии последних десятилетий XX века. Гражданская лирика поэтов-шестидесятников и традиции В. Маяковского. Публицистический характер лирики. Ориентация на слушателя, новизна взаимоотношений поэта с аудиторией. Общее и индивидуальное в лирике А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной. Сила и слабость эстрадной поэзии, ее значение в расширении диапазона художественных средств и дальнейшей демократизации русского стиха. Тихая лирика. Поиск национальной почвы, мотив возвращения к истокам. Тревога за судьбы мира. Обращение к традициям русской поэзии XIX века. Развитие есенинских и блоковских традиций в творчестве Н. М. Рубцова. Концепция тихой, смиренной родины («Тихая моя родина», «Огороды русские», «Чудный месяц плывет над рекою...»). Философия покоя в лирике. Образ современной России в контексте истории, Русь древняя и сегодняшняя; мотивы самобытности и духовного богатства Руси («Видения на холме», «Душа хранит»). Поэзия и красота деревенского лада. Драматизм, трагедийность мироощущения поэта и его тяга к гармонии. Единство общей тональности и неповторимость индивидуальных поэтических стилей Н. Рубцова, Ю. Кузнецова. Соединение реалистических и постмодернистских традиций в поэзии Ю. Кузнецова. Экзистенциальные трагические мотивы стихов поэта. Постмодернистская поэзия Д. Пригова, И. Жданова, А. Еременко, А. Парщикова и других поэтов нового поколения. Классические традиции в современной поэзии. Сочетание современности и классики в творчестве А. Кушнера, Г. Русакова, О. Чухонцева, Г. Гандлевского. Перспективы поэзии XXI века. Стирание граней между течениями. Теория литературы: постмодернизм, реминисценция, аллюзия, центон, палимпсест.

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ 

Социокультурный смысл феномена авторской песни. Авторская песня как явление литературы. Разнообразие направлений и индивидуальных стилей. Темы и герои песен Б. Ш. Окуджавы. Ассоциативное и аллегорическое начала, тонкий лиризм — своеобразие песенного творчества поэта. (Произведения по выбору учителя и учеников.) Тема российской истории, войны и безнравственного общества в песнях- стихах А. А. Галича. (Произведения по выбору учителя и учеников.) Пафос нравственного противостояния, трагического стоицизма в лирике В. С. Высоцкого (Спасите наши души Песня о нейтральной полосе, Горизонт, Кони привередливые, Охота на волков, Мы вращаем землю, Диалог у телевизора и др. по выбору учителя и учеников). Поэзия экстремальных ситуаций. Пространственные координаты лирики. Устойчивые образы, система контрастов. Эволюция песенно-поэтического творчества В. Высоцкого от бытовых и сатирических произведений к лирико-философским размышлениям о законах бытия. Значение песен В. Высоцкого в духовной жизни 1960— 1970-х годов. Литературоведческие понятия: авторская песня как жанр.

 И. А. БРОДСКИЙ 

Личность и судьба поэта. Влияние европейской поэзии на творчество Бродского. Своеобразие видения мира в поэзии Бродского. Своеобразие ритмики и синтаксиса. Особенности звуковой организации поэтического текста. Значение культурных реминисценций. Философичность поэзии Бродского. Стихотворения: «Стансы», «Пилигримы», «Большая элегия Джону Донну», «Пенье без музыки», «Конец прекрасной эпохи», «Почти элегия», «Я родился и вырос...», «...и при слове ―грядущее‖...», «Ниоткуда с любовью...», «Я входил вместо дикого зверя в клетку», «Рождественская звезда» и др. (по выбору учителя и учеников).

 РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ КОНЦА ХХ—НАЧАЛА XXI ВЕКА (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ) 

Многообразие жанрово-стилевых исканий в 1960—1990-е годы. Развитие социально-психологической драмы. Театр А. Н. Арбузова (Иркутская история, Мой бедный Марат, Сказки старого Арбата, Жестокие игры): обращение к общечеловеческим темам любви, дружбы и долга. Пристрастие драматурга к ярким, неординарным ситуациям и характерам. Театральность и зрелищность пьес Арбузова. Использование условных приемов. Психологический театр В. С. Розова (Вечно живые, В поисках радости, В день свадьбы, Гнездо глухаря) и А. В. Вампилова (Старший сын, Утиная охота, Провинциальные анекдоты, Прошлым летом в Чулимске). Философичность образно-художественной мысли, острота социальной и нравственной проблематики. Сопряжение водевиля, мелодрамы, комедии, высокой романтической драмы. Драма несостоявшейся жизни в пьесе Утиная охота. Жанровое своеобразие (монодрама). Роль ретроспекции в композиции пьесы. Смысл названия. Роль символических деталей. Женские характеры и проблема авторского идеала. Развитие художественных открытий А. Вампилова в психологической драматургии новой волны (1970—1980-е годы). Сочетание углубленности в бытовые, черные подробности с надбытовой, символистской интонацией в творчестве Л. С. Петрушевской (Уроки музыки, Три девушки в голубом, Московский хор). Оживление авангардных тенденций, примет абсурдистской драмы в постперестроечной драматургии. Приемы гротеска, фантастики, сна, выстраивание модели мира как сумасшедшего дома, фантасмагорической реальности, населенной людьми- фантомами, химерами, придурками, оборотнями, уродами. Типологические черты абсурдистской драмы в пьесах этого ряда: герой— человек отчужденный, отчужденный язык, монтажность композиции, отсутствие причинно-следственных связей и т. д. (Вальпургиева ночь, или Шаги командора В. Ерофеева, Трибунал В. Войновича и др.). Драматургия Н. Коляды (Полонез Огинского и др. пьесы).

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СИТУАЦИЯ (ОБЗОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ) 

Влияние на развитие современного литературного процесса новой культурной ситуации с ее критериями правды и высокого искусства. Роль классики в изучении российскими писателями отечественной родословной многих современных проблем. Новое осмысление истории в произведениях А. Солженицына, В. Астафьева, Г. Владимова, В. Дудинцева, Б. Можаева и др. Развитие неореалистической прозы В. Маканина, Л. Петрушевской, Т. Толстой. Усиление постмодернистских тенденций в литературе: Москва—Петушки Вен. Ерофеева, Школа для дураков Саши Соколова, Пушкинский дом А. Битова, рассказы Ю. Мамлеева и В. Сорокина; поэзия Т. Кибирова и др. Неореализм в творчестве А. Варламова, З. Прилепина и др.; магический реализм Ю. Полякова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенности литературного процесса конца ХХ—начала XXI века. Новые условия бытования литературы. Дифференциация читательской аудитории. Обострение контроверзы серьезной и развлекательной литературы. Литература и видео. Поэзия и эстрадная музыка. Влияние новых информационных технологий на культуру. Основные тенденции и перспективы развития литературы на рубеже тысячелетий. Русская литература XX века и мировой литературный процесс.

                         

                       ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                

Введение

2 часа

Литература начала 20 века

42 часа

Литература 20-х – 30-х годов        

30 часов

Литература периода Великой Отечественной войны

2 часа

Литература 50-х – 90-х годов

23 часа

Обзор произведений последнего десятилетия

3 часа

Итого

102 часа

Из них развитие речи                    

                                                           анализ стихотворений

                                                           сочинение

23 часа

9 часов

14 часов

                           КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов, тем

Русская литература конца XIX — начала XX  века (3 ч)

1

Введение. Слово к молодому читателю.

2

Русская литература конца XIX – начала XX века (1890-1916). Социально-политические особенности эпохи.

3

Литературные направления: реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), крестьянские поэты.

Поэзия Серебряного века (4 ч)

4

Поэтические индивидуальности Серебряного века (К.Бальмонт, В.Брюсов, И.Анненский и др.)

5

Защита проектов по поэзии Серебряного века (символизм)

6

Защита проектов по поэзии Серебряного века (акмеизм)

7

Защита проектов по поэзии Серебряного века (футуризм)

А.А. Блок (6 ч + 1 рр)

8

Лирика А.Блока как «трилогия вочеловечения». Мир стихий в лирике: стихии природы, любви, искусства.

9

Россия в лирике А.Блока.

10

РР Анализ лирического произведения А.Блока

11

Стихия революции в изображении А.А.Блока. Поэма «Двенадцать» Образы-эмблемы в поэме «Двенадцать»

12

Мотив пути. Открытый финал поэмы и позиция автора

М. Горький (5 ч + 2 ч рр)

13

М.Горький. Поиски положительного героя.

14

Романтические рассказы М.Горького. «Старуха Изергиль» и др.

15

Темы и герои рассказов «босяцкого цикла». Защита проекта

16

Социальные типы в драме «На дне». Понимание правды и веры как основа мироощущения персонажей

17

Социальное и философское начала в драме. Конфликт и открытый финал.

18

19

Р/Р Сочинение по творчеству М.Горького 

И.А.Бунин (3 ч + 1 рр)

20

И.А.Бунин. Основные мотивы творчества. Лиризм прозы («Антоновские яблоки»).

21

Герои и события в рассказе  «Господин из Сан-Франциско». Символика рассказа «Господин из Сан-Франциско».

22

Образ главной героини в рассказе И.Бунина «Чистый понедельник».

23

РР Стилистический анализ фрагмента произведения

А.И.Куприн (3 ч + 2 рр)

24

А.И.Куприн. Социально-нравственные проблемы произведений. Лиризм писателя («Олеся»).

25

Жизнеутверждающая сила любви в повести «Гранатовый браслет».

26

Сюжет и композиция повести «Гранатовый браслет». Художественная роль музыки.

27

28

Р/Р Сочинение по творчеству И.Бунина и А.Куприна

Литературный процесс 20-х г.г. XX века (1 ч)

29

Литературный процесс 20-х г.г. XX века (обзор).

С.А.Есенин

(5 ч + 1 рр)

30

Мир человека и мир природы в лирике С.А. Есенина.

31

Образ Родины в лирике С.Есенина.

32

Тема любви в поэзии С.Есенина

33

Личная судьба и судьба народная как предмет изображения в поэме «Анна Снегина».

34

Лирическое, драматическое и эпическое в поэме «Чёрный человек».

35

РР Анализ лирического произведения С.Есенина

В.В. Маяковский (6 ч + 2 ч)

36

В.В.Маяковский. Художественный мир поэта. Поэтическое новаторство.

37

Тема поэта и революции в лирике В.Маяковского. В.Маяковский о назначении поэта и поэзии.

38

Город как цивилизация одиночества в лирике поэта.

39

Любовь и быт в лирике поэта.

40

Своеобразие сатиры В.Маяковского.

41

Социальное и лирическое в поэме «Облако в штанах».

42

Драматургия В.Маяковского. Комедии «Клоп», «Баня». Защита проектов.

43

44

РР Сочинение по творчеству А.Блока, С.Есенина и В.Маяковского

А.А. Ахматова (3 ч)

45

А.А.Ахматова. Художественный мир поэтессы. Гражданский пафос поэзии А.А. Ахматовой

46

Поэтическая концепция любви в лирике А.Ахматовой.

47

Сюжет и композиция поэмы «Реквием». Судьба человеческая – судьба народная в поэме «Реквием».

М.И. Цветаева (3 ч + 1 ч)

48

М.И.Цветаева. Особенности поэтики.

49

Тема Родины и философские мотивы в лирике М.Цветаевой. Тема поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой.

50

Тема любви в лирике М.Цветаевой.

51

РР Анализ лирического произведения А. Ахматовой и  М.Цветаевой.

Е.И. Замятин (2 ч)

52

Е.И. Замятин. Антиутопический мир на страницах романа «Мы».

53

Личность и государство в романе «Мы». Защита проекта

Русский исторический роман 1920-30 г.г. (обзор) (2 ч)

54

Русский исторический роман 1920-30 г.г. Обзор. Особенности изображения исторической эпохи в романе А.Н. Толстого «Пётр Первый».

55

Своеобразие личности и творческий путь  М.Булгакова

М.А. Булгаков (8 ч + 2 ч)

56

М.А. Булгаков. Социально-историческое и философское в повести «Собачье сердце». Роковые яйца

57

 «Мастер и Маргарита»: история создания романа, сюжет и композиция романа.

58

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»Ершалаимский мир. Библейский сюжет и его интерпретация в романе.

59

Московский мир в изображении М.Булгакова.

60

Воланд и его свита. Мистический мир в романе М. Булгакова.

61

Судьба Мастера и Маргариты. Бессмертие любви и творчества.

62

Проблематика, конфликт и  идея романа. Смысл финала романа.

63

64

РР Сочинение по творчеству М.А. Булгакова 

65

Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». Защита проекта.

И.С. Шмелёв (2 ч)

66

И.С. Шмелёв. Тема постижения ребёнком Божьего мира в романе «Лето Господне».

67

Русский национальный характер в рассказах И.Шмелёва «Мартын и Кинга» и «Небывалый обед». Защита проектов.

Литературный процесс 1930-50 г.г. (обзор) (3 ч + 1 рр)

68

Русская литература в годы Великой Отечественной войны. Поэзия военных лет.  

69

РР Анализ стихотворения о Великой Отечественной войне.

70

Проза 40-х г.г. о Великой Отечественной войне.

71

Юмористическая и сатирическая литература. И.Ильф и Е.Петров. М. Зощенко. Н.Теффи и др..

О.Э. Мандельштам (2 ч)

72

О.Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи.

73

Особенности поэтики О.Э. Мандельштама.

М.М. Пришвин (2 ч)

74

М.М. Пришвин. Человек, природа, творчество в лирико-философских миниатюрах «Лесная капель», «Глазами земли».

75

Своеобразие поэтики повести «Жень-шень». Защита проекта.

В.В. Набоков (2 ч)

76

В.В. Набоков. «Приглашение на казнь». Сюжет романа и система персонажей.

77

Многообразие интерпретаций романа «Приглашение на казнь».

Н.А. Заболоцкий (2 ч + 1 рр)

78

Н.А. Заболоцкий. Художественный мир поэта.

79

Олицетворение как конструктивный приём поэзии. Роль художественной детали.

80

РР Анализ стихотворения Н.Заболоцкого.

А.Т. Твардовский (4 ч+ 1 рр)

81

А.Т. Твардовский. Исповедальный характер лирики поэта.

82

Воплощение русского национального характера в книге про бойца «Василий Тёркин».

83

Поэма «По праву памяти» - лирическая исповедь поэта.

84

Язык и стиль поэмы «За далью даль». Защита проекта.

85

РР Анализ стихотворения А.Твардовского.

А.П. Платонов (2 ч)

86

А.П. Платонов. Тема «маленького человека» в рассказе «Сокровенный человек».

87

Повесть «Котлован». Проблема поиска истины. Защита проекта.

А.А.Шолохов (10ч + 2 рр)

88

Жизнь и творчество М. Шолохова

89

Братоубийственная война как трагедия. «Донские рассказы» М.А.Шолохова

90

М.А. Шолохов. Мир донского казачества в романе «Тихий Дон».

91

«Чудовищная нелепица» гражданской войны в изображении писателя.

92

Мысль семейная в романе. Тема материнства.

93

Трагедия Григория Мелехова. Поиски правды в романе.

94

Женские образы в романе.

95

Роль портрета, пейзажа, массовых сцен в романе.

96

Языковое своеобразие  М. Шолохова. Смысл финала романа

97

Гуманизм рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

98

99

РР Сочинение по творчеству М.А. Шолохова.

Б.Л.Пастернак (3 ч + 1 рр)

100

Б.Л. Пастернак. Художник и время. Поэтические образы лирики.

101

Судьбы русской интеллигенции в романе «Доктор Живаго». Образ главного героя. Жизнеутверждающая сила любви.

102

РР Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака

103

Литературный процесс 1960-х годов. Обзор

В.М. Шукшин (2 ч)

104

«Чудики» В. Шукшина. Тема народа в творчестве писателя.

105

«Мастер» В.Шукшин.

А.И. Солженицын (3 ч)

106

А.И. Солженицын. «Система» тоталитаризма в рассказе «Один день Ивана Денисовича».

107

Иван Денисович – тип русского национального характера.

108

Праведница Матрёна в рассказе «Матрёнин двор».

В.Т. Шаламов (1 ч)

109

В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы». Проблема нравственного выбора личности.

В.Г. Распутин (2 ч)

110

В.Г.Распутин. История и современность в повести «Прощание с Матёрой».

111

Система персонажей. Символика в произведении.

Ю.В. Трифонов (1 ч + 2 ч)

112

Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен». Смысл названия повести.

113

114

РР Сочинение по произведениям 60-х годов XX века.

Литература о ВОВ второй половины XX века (6 ч + 2 ч)

115

Художественно-документальные произведения о ВОВ. Лейтенантская проза.

116

Лирическая фронтовая повесть. К.Д.Воробьёв «Убиты под Москвой».

117

Ю.В. Бондарев. «Горячий снег»: подвиг на войне.

118

В.Быков. «Сотников»: человек в стихии войны.

119

Романтическое восприятие войны в повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…»

120

В.Л.Кондратьев. «Сашка»: гуманизм повести.

121

122

РР Отзыв на произведение о Великой Отечественной войне.

Современная поэзия. Обзор (2 ч+ 1 рр)

123

124

Современная поэзия. Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина, Н.Рубцов.

125

РР Анализ стихотворения современного поэта.

Авторская песня (1 ч)

126

Авторская песня как явление литературы. Б.Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий. Защита проекта

И.А. Бродский (1 ч)

127

И.А. Бродский. Философичность и синтаксис поэзии.

128

Современная русская драматургия конца XX – начала XXI века. Обзор. Защита проекта

Современная литературная ситуация. Обзор (3 ч)

129

Новое осмысление истории в произведениях В. Астафьева, В. Дудинцева, Б. Можаева и др.

130

Постмодернистские тенденции в литературе. Поэзия Ю. Кибирова. Неореализм. Ю.Поляков

131

Особенности литературного процесса конца XX – начала XXI века. Литература и видео.

132

133

Итоговая контрольная работа по теме «Литература ХХ века» (тестирование)

134

Анализ контрольной работы

135

Итоговый урок

136

Резервный урок

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ РАБОТЫ

Основные виды устных работ.  

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием                 художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого   школьниками в 5—9 классах.

 «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе. В них устанавливаются: единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной речью (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; объем различных видов контрольных работ; количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся политературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: полнота и правильность ответа;степень осознанности, понимания изученного,  языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Сочинения– основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе, первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

Соответствие работы ученика теме и основной мысли;

Полнота раскрытия темы;

Правильность фактического материала;

Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается согласно нормам оценивания работ по русскому языку для данного класса.     

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:«5» - 90 – 100 %;«4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %.

Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием пятибалльной системы измерения.

УЧЕБНОЕ, ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОЦЕССА  ОБРАЗОВАНИЯ  ПО  ДАННОЙ  ПРОГРАММЕ

  1. Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы. Авторы: В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский, Н. Б. Тралкова (профильный уровень)
  2. Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях // В.В. Агеносов; под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2014.
  3. Методическое пособие.  «Поурочные разработки по русской литературе» Н.В.Егорова, И.В.Золотарева
  4. Русская литература XX века 11 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Под ред. Ю.И. Лыссого. - М.: Мнемозина
  5. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы.- М.: Просвещение
  6. Компьютер персональный
  7. Мультимедийный проектор, экран
  8. Копировальный аппарат

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ  К  КУРСУ  ЛИТЕРАТУРЫ  11  КЛАССА

Русская культура в XX веке http://www.hrono.ru/1800ru_lit.php

Кулешов В. И. Учебное пособие. История русской литературы XX века. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook049/01/part-001.htm

Библиотека http://lib.ru

Словарь литературных терминов http://feb-web.rii/feb/slt/abc/

А. Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения http://lib.rus.ec/b/207491/read

Википедия http://ru.wikipcdia.org

Экранизация произведений русской и зарубежной литературы http://ru.convdocs.org/navigate/index-7181.html

Видеоматериалы по произведениям писателей и поэтов (кинофильмы, мультфильмы и записи спектаклей, лекции) video.mail.ru, video.yandex.ru, youtube.com и др.

Для знакомства с иллюстрациями к произведениям писателей и поэтов, музыкой к произведениям, а также аудио- и электронными книгами - поисковые системы интернета. http://fcior.edu.ru

http://school-collection.edu.ru

Рубрика «Коллекции»:

• Зарубежная художественная литература

• Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии

• Аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII—XX веков

• Произведения русской литературы XVIII — начала XX веков

Наследие. Искусство. Величие. http://www.niv.ru/

Русская литература http://ru.wikipedia.org/

Историко-культурный сайт http://bibliotekar.ru

Литературные сайты (информация) http://lit-info.ru/articles/sites.htm

Государственный Литературный музей http://www.goslitmuz.ru/

Литературные музеи России http://encvclopaedia.biga.ru/enc/culture/MUZEI.html

Литературное радио http://litradio.ru/

«Чтобы помнили...» — Документальные фильмы о писателях, поэтах, деятелях культуры http://chtoby-pomnili.соm/раgе.php?id=882   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада по русскому языку. 11класс.

Школьная олимпиада по русскому языку - необходимая форма работы для выявления способных учеников. Проведение олимпиад способствует повышению качества успеваемости, помогает повысить интерес к предмету...

Урок-презентация по русскому языку в 10-11классе "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"

Урок-презентация для10 и 11 класса по русскому языку по теме "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"...

Календарное планирование по русскому языку, 11класс

Календарно-тематическое планирование разработано для обучения учащихся в 11классе...

Типовые тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. 11класс. 20.07.17

Типовые тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. 11класс...

программа по русскому языку 11класс

Данная программа составлена к учебнику И.В. Гусаровой "русский язык 11 класс...

Рабочая программа по русскому языку 11класс

Рабочая программа по русскому языку 11класс...

Рабочая программа по русскому языку 11класс 68 часов

По учебнику Л.Н. Рыбченкова,О.М.Александрова,А.Г. Нарушевич......