Рабочая программа по русскому языку 11класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Рабданова Татьяна Цыденжаповна

Рабочая программа по русскому языку 11класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_11klass.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено        Согласовано        Утверждаю

на заседании МО        заместитель директора        директор школы

Руководитель МО        по УВР Гомбоева О.Б..        Дондупова Е.Р.

Намжилова Т.Б.        Протокол №________        Приказ №____

Протокол №        от «___»_______  2021г.        От «___»________2021г.

От «____»_______2021г.

Рабочая программа

Предмет:   русский язык

Класс        11

Уровень обучения        базовый

Учитель: Рабданова Татьяна Цыденжаповна,

русский язык и литература, высшая категория.

Срок действия программы 2021-2022 учебный год.

с.Баянгол

2021 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

 -  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Законом Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в   Республике Бурятия»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в       общеобразовательных учреждениях»;

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

-Уставом МБОУ «Баянгольская СОШ»;

-Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ "Баянгольская СОШ";

- Положением МБОУ "Баянгольская СОШ"о рабочей программе педагога, в соответствии с  требованиями ФГОС ООО;

- примерной программы по русскому языку ФГОС 10-11 классы. М.: Просвещение,2014г. Базовый уровень / автор составитель Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.

     Рабочая программа по русскому языку для основной школы предназначена для учащихся 10-11класса.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)

Актуальность программы.

      Являясь формой хранения и средством усвоения информации, русский язык выполняет особые функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

     В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования целями изучения предмета «Русский язык и литература» являются:

• формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка и литературы;

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

• сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих

ценностей;

• способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

• владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

• сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;

• сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;

• сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;

• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

• владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

• сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;

• сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);

• владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;

• сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

        Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литературе в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.

  Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

Личностные:

       В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

       готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

       готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

       принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью.

Метапредметные

Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД.

Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый  информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться  к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:  выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

        Предметные:

      В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:

использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов;

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

соблюдать культуру публичной речи;

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

осуществлять речевой самоконтроль;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).  

Содержание учебного предмета

Раздел

Количество часов

Общие сведения о языке

Лексика. Фразеология. Лексикография.

17ч

Морфемика и словообразование

Морфология и орфография

13ч

Самостоятельные части речи

45ч

Служебные части речи

24ч

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Домашнее задание

1

Русский язык – хранитель истории и духовной культуры народа.

1

§ 1

2

Слово и его значение Слова однозначные и многозначные.

1

Урок усвоения новых знаний

Конспект стр. 5-8

3

Изобразительно-выразительные средства.

1

Повторительно-обобщающий урок

§ 2, доклад

4-5

Омонимы, паронимы и их употребление

2

6-7

Синонимы, антонимы и их употребление

2

Повторительно-обобщающий урок

§ 4-10, повторить теоретический материал по разделу "Лексика. Фразеология"

8

Происхождение лексики современного русского языка

1

11,12

9

Общеупотребительная лексика, устаревшая лексика.

1

13

10

Фразеологизмы и их употребление

1

Повторительно-обобщающий урок

§ 14

11

Готовимся к ЕГЭ. Повторение изученного по теме «Лексика»

1

Повторительно-обобщающий урок

вопросы на с.60

12

Фонетика. Звуки и буквы.

1

Урок контроля

13

Система гласных и согласных звуков русского языка. Слог. Фонетический разбор

1

Повторительно-обобщающий урок

§16. упр.106

14,15

Орфоэпические нормы русского языка.

2

Повторительно-обобщающий урок

§17

16,17

Готовимся к ЕГЭ, Повторение материала по теме «Орфоэпия»

2

Повторительно-обобщающий урок

Вариант ЕГЭ

18

Морфемика и словообразование. Состав слова

1

Повторительно-обобщающий урок

§.18,19

19

Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова.

1

Повторительно-обобщающий урок

§ 20, выполнить тестовые задания, выучить правила

20,21

Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне

2

Повторительно-обобщающий урок

§21. Стр 112-114

22,23

Чередующиеся гласные в корне слова.

2

Повторительно-обобщающий урок

§ 23 Пасичник, с.45-63.

24

Употребление гласных после щипящих и Ц

1

24,25

25

Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными.

1

Повторение, обобщение

26,27

26

Правописание двойных согласных

1

28

27,28

Гласные и согласные в приставках. Приставки пре- и при-

2

29,30

29,30

. И или Ы после приставок

2

Повторительно-обобщающий урок

§ 31

31

Употребление Ъ и Ь

Употребление прописных букв.

1

32,33

32,33

Контрольный диктант

2

Урок контроля

Вариант ЕГЭ

34

 Самостоятельные части речи

1.

34 выполнить тренировочные и тестовые задания

35,36

Имя существительное как часть речи.

2

Повторительно-обобщающий урок

§ 35

36,37

Правописание падежных окончаний и суффиксовимён существительных .

2

Повторительно-обобщающий урок

§ 36,37 тест

39,40

Правописание сложных имен существительных

2

38

41

Готовимся к ЕГЭ

1

42,43

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний прилагательных.

2

Повторительно-обобщающий урок

§ 39,40, тест

44,45

Правописание суффиксов имён прилагательных, Н и НН в прилагательных

2

Повторительно-обобщающий урок

§41,42, тест

46,47

Правописание сложных прилагательных и существительных

2

Повторительно-обобщающий урок

§ 43, тест

48,49

Готовимся к ЕГЭ(существительное и прилагательное)

2

Урок контроля

Тест №5

50

Имя числительное как часть речи

1

Повторительно-обобщающий урок

44,  тест

51,52

Склонение имен числительных

2

Повторительно-обобщающий урок

§45

53,54

Правописание и употребление имен числительных

2

обобщение

46,47

55

Готовимся к ЕГЭ

1

56

Местоимение как часть речи

1

Повторительно-обобщающий урок

§ 48,49, тест

57,58

Глагол как часть речи. Правописание глаголов.

2

Урок контроля

50,51 Тест №6

5960

Причастие как форма глагола.

2

Повторительно-обобщающий урок

§52. , тест

61

Образование причастий.  Н и НН в причастиях и отглагольных прилаг.

1

Урок контроля

§53, 54тест

62,63

Деепричастие

2

Повторительно-обобщающий урок

 §55 ,тест

64,65

Готовимся к ЕГЭ. Глагол, причастие, деепричастие

2

Урок контроля

Стр 286

66,67

Контрольный тест

2

Урок контроля

Тест №7

68,69

Наречие. Правописание наречий.

2

Повторительно-обобщающий урок

§56,57, тест.

70

Слова категории состояния

1

58

71,72

Готовимся к ЕГЭ

2

73,74

Готовимся к ЕГЭ

Сочинение

2

75,76

Служебные части речи. Предлог.

2

Повторительно-обобщающий урок

§59,60

77,78

Тестовые задания. Правописание предлогов

2

Тест.

79,80

Служебные части речи. Союз.

2

61

81,82

Правописание союзов

2

Повторительно-обобщающий урок

§62 Подготовиться к контрольной работе.

83,84

Контрольная работа. Тест ЕГЭ

2

Урок контроля

Тест ЕГЭ

85,86

Служебные части речи. Частица

2

Повторительно-обобщающий урок

§60-63

87,88

Правописание частиц

2

64

89,90

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление

2

65

91,92

Слитное и раздельное написание  НЕ и НИ с разными частями речи

2

66, стр 324

93,94

Готовимся к ЕГЭ

2

Тестовые задания

95

Междометие как особый разряд слов

1

96

Звукоподражательные слова

1

Морфологический разбор.

67

97.98

Обобщающие – контрольно измерительные работы.

2

Контрольная работа

Стр 339

99,100

Итоговая работа. Текст, проблема текста

2

Повторение.

101

Комплексный анализ текста.

1

102

Сочинение как творческая работа.

1

Индивидуальность сочинения.

Перечень учебно-методических средств

1.        1.Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы /– М.: Дрофа, 2015.

2.        Русский язык: учеб.для 10-11 кл.общеобразоват.учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. – М.: Просвещение, 2011.

3.        Н.Н.Будникова, Н.И.Дмитриева, Т.Г.Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 класс: - М.: ВАКО, 2014.

4.        Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ - М.: ВАКО, 2017.

5.        Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

6.        Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2010.

7.        Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2016.

8.        Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2014.

9.        Разные типы словарей.

10.        Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ/ Т.Ю.Угроватова. – М.: Эксмо, 2010.

Список литературы

1.Организация и содержание методической работы в школе / Т.И.Галкина, Н.В.Сухенко. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011.

2 Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения / сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010.

3. «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И.Власенков// Программно-методические материалы,  Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2011.

4. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ - М.: ВАКО, 2017.

5. Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

Пояснительная записка

 - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Законом Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в   Республике Бурятия»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (С изменениями и дополнениями от:  29 декабря 2014г, 31 декабря 2015г, 29 июня 2017г.);

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. № 1645 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. № 1578  «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017г. № 613 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413» (астрономия);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в       общеобразовательных учреждениях»;

- Уставом МБОУ «Баянгольская СОШ»;

Образовательной программой МБОУ «Баянгольская СОШ»;

Положением МБОУ «Баянгольская СОШ» о рабочей программе педагога;

Примерной программой основного общего образования по литературе для 11 класса  под ред. В.П.Журавлева. 2021 г.Изд. «Просвещение».

Количество часов по учебному плану МБОУ «Баянгольская СОШ» 2021-2022 – 102 часа (3 час в неделю).

Актуальность программы

       Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка  и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

      Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.

      Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

      Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·   развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·      освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

.  совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Требования к уровню подготовки учащихся

 Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

·      поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

·      сравнение, сопоставление, классификация;

·      самостоятельное выполнение различных творческих работ;

·      способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

·      осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

·      владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

·      составление плана, тезисов, конспекта;

·      подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

·      использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

·      самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 класса должны уметь:

- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;

- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;

- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;

- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- знать основные  факты о жизни и творчестве  изучаемых писателей;

- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;

- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;

- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);

- анализировать эпизод изученного произведения;

- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

- писать сочинения на литературную тему разных жанров;

- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.

Основные виды устных и письменных работ

Устно:

- выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение;

- устный пересказ всех видов – подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный – главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т.д.;

- подготовка характеристики героя или героев крупных художественных произведений;

- рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного;

- рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника и пр.;

- подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы;

- свободное владение монологической и диалогической речью;

- использование словарей различных типов.

Письменно:

- составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

- создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев;

- создание оригинальных произведений;

- подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух;

- создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль и др.

Тематическое планирование

                

Содержание

Количество часов

1

Введение

3

2

Литература первой половины 20 века

68

3

Литература второй половины 20 века

23

4

Литература  Великой Отечественной  войны

4

5

Обзор. Литература русского зарубежья

3

6

7

Резерв

всего

1

102

Содержание программы

      Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Русского зарубежья

Литература начала XX века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века.

Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). По­этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини.

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения.

Серебряный век русской поэзии     Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны».

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся).

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте.

 Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.                                                                                                                                                            

Футуризм

Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западно­европейский и русский футуризм. Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Новокрестьянская поэзия (обзор)

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская».

Литература 20-х годов XX века

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения.

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

 «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви

Литература 30-х годов XX века (Обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Усомнившийся Макар». Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.). Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта.

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса.

Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по­вести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Литература 50—90-х годов (Обзор)

        

Календарно – тематическое планирование по литературе.

        

Тема

Кол-во часов

Контр. раб

1

Введение

1

2

Активное повторение на материале

отечественной поэзии 19 века.

В.А. Жуковский, А.С. Пушкин,

М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев

1

3

Литературных направлений и школ,

изученных ранее. Классицизм,

сентиментализм, романтизм, реализм.

1

4

Литература 20 в. И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь. Поэзия И.А. Бунина.

1

5

 «Господин из Сан-Франциско». Сюжетная организация рассказа

1

Анализ эпизода.

Характеристика

персонажей.

6

Цикл «Темные аллеи». Сюжетная

формула рассказов, входящих в цикл.

«Чистый понедельник». История

создания.

1

7

А.И.Куприн Жизненный и творческий путь. Повесть

«Гранатовый браслет». Своеобразие

2

Анализ эпизода.

Характеристика

персонажей.

8

А.И. Куприн «Поединок»

4

9

Серебряный век. «Старшие символисты» – В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый,

«младосимволисты» – Вяч. Иванов

1

10

Акмеизм и акмеисты – Н.С. Гумилев.

Футуризм и футуристы.

1

11

Творчество А. А. Блока. Жизненный путь и художественный мир

А. Блока. Блок и символизм. «Стихи о

Прекрасной Даме», «Вхожу я в темные

храмы…», «Я отрок, зажигаю свечи…».

1

Чтение и анализ

12

Лирика второго тома. Мир стихий в

поэзии Блока: стихии природы, любви,

искусства. «Незнакомка».

1

13

«Страшный мир» в поэзии Блока. Мотив

безысходности. «Ночь, улица, фонарь..»

1

Чтение и анализ

14

Россия в лирике Блока. «Река

раскинулась, течет, грустит лениво…» (из

цикла «На поле Куликовом»), «На

железной дороге»

15

 Блок и революция. Поэма «Двенадцать».

1

Чтение и анализ

16

Жизненный и творческий путь М.

Горького (обзор творчества). Рассказ «Старуха Изергиль»

1

17

Социальный и философский аспект в

пьесе «На дне».

 Новаторство Горького-драматурга.

1

 Итоговый контроль

Домашнее

контрольное

сочинение.

18

Контроль по итогам первой четверти

2

19

Жизнь и творчество С.А. Есенина.

1

20

Художественно-философские основы

поэтики Есенина. «Гой ты, Русь, моя

родная!..», «Спит ковыль. Равнина

дорогая…» и др.

1

1 Сочинение малого

объема.

Тестовый контроль.

21

Природа и человек в лирике С. Есенина.

«Береза», «Клен ты мой опавший…»,

«Край любимый! Сердцу снятся…»,

«Синий туман, снеговое раздолье…» и д

1

22

Мотивы поздней лирики С. Есенина.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Гори

звезда моя, не падай…», «Я покинул

родимый дом…», «Письмо матери»

1

Чтение и анализ

23

Жизнь и творчество В.В. Маяковского.

Маяковский и футуризм. «А вы могли бы..

2

24

Поэт и революция. Творчество В.

Маяковского в 1820-е годы. «Вам!»,

«Прозаседавшиеся», «Разговор с

1

Чтение и анализ

25

Любовная лирика В.В. Маяковского.

«Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову

из Парижа о сущности любви».

1

26

Тема поэта и поэзии в лирике

Маяковского. Новаторство Маяковского

1

Чтение и анализ

27

А.А. Ахматова. Обзор творчества.

2

28

 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

2

Подгот . сообщение

29

Жизненный и творческий путь

М.И. Цветаевой. Обзор творчества с

привлечением произведений поэта:

«Моим стихам, написанным так рано…»,

«Кто создан из камня, кто создан из

глины…», «Имя твое – птица в руке…».

2

Чтение и анализ

30

Основные темы творчества

М.И. Цветаевой.

1

31

Жизненный и творческий путь О.Э.

Мандельштама. Обзор с привлечением

произведений поэта. Период «Камня».

«Notre Dame», «Бессонница. Гомер.

1

Подгот . сообщение

32

Второй и третий периоды творчества

О. Мандельштама. Трагическая судьба

поэта. «За гремучую доблесть грядущих…

2

33

 Итоговый контроль за II четверть 2

2

34

Итоговый контроль за полугодие

2

35

Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака.

Обзор с привлечением произведений

поэта. «Февраль. Достать чернил и

плакать!..», «Определение поэзии», «Во

всем мне хочется дойти до самой

сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Быть

знаменитым некрасиво…»

2

Подгот . сообщение

36

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго». Обзор

2

37

Жизнь и творческий путь М.А. Булгакова.  

1

Индивидуальные

ответы,

составление

хронологической

таблицы

38

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и

Маргарита». История создания.

Своеобразие жанра и композиции.

Система образов. Идея произведения.

3

Индивидуальные

ответы,

составление

тезисов к ответу.

39

 М. Булгаков о человеке в романе «Мастер и Маргарита»

2

40

Искусство или профанация (на основе

романа М. Булгакова)?

2

41

«Добрые люди», соединившие в себе

самые заветные и глубинные надежды

2

42

Литературный процесс 30-50 - х годов

1

43

Жизнь и творчество А.П. Платонова.

Повесть «Сокровенный человек».

2

Анализ эпизода.

Характеристика

персонажей.

44

Жизнь и творчество М.А. Шолохова.

2

45

«За что же ты, жизнь, меня

покалечила»… («Судьба человека»).

2

46

Роман «Тихий Дон». Обзорное изучение.

История казачества. Природное и

историческое время в романе.

2

47

Любовные линии романа «Тихий Дон».

2

Анализ эпизода.

Характеристика

персонажей.

48

Изображение войны в романе

М. Шолохова.

«Тихий Дон» – роман-эпопея.

2

49

Обзор русской литературы второй

половины XX века

1

Устный ответ

50

Повторение поэмы «Василий Теркин».

Своеобразие лирики А.Т. Твардовского.

«Вся суть в одном-единственном

завете…», «Памяти матери».

2

Анализ эпизода.

Характеристика

персонажей.

51

Обзор русской поэзии второй половины
20 века

1

52

Жизнь и творчество В.Т. Шаламова.

Обзор.

1

53

Жизнь и творчество А.И. Солженицына. Обзор

2

54

Особенности повествовательной манеры

В.М. Шукшина. Рассказы «Верую»

2

Анализ эпизода.

Характеристика

персонажей.

55

Проблематика повести В.Г. Распутина

«Прощание с Матерой» и ее связь с

традицией русской прозы

2

 Устные ответы

56

Своеобразие художественного мира

Н.М. Рубцова. Обзор творчества.

«Видения на холме», «Листья осенние» .

1

57

Своеобразие художественного мира

И.А. Бродского. Обзор с привлечением

произведений «Воротишься на родину.

Ну, что ж…», «Я входил вместо дикого

зверя в клетку…», «Осенний крик

ястреба»

1

устно

58

Особенности эстрадной поэзии 1960-х

годов. Своеобразие художественного

мира Б.Ш. Окуджавы. «Полночный троллейбус»

1

59

Б. Васильев «А зори здесь тихие…»  

2

Просмотр фильма

Подгот . сообщение

60

В.Закруткин «Матерь человеческая»

2

Анализ эпизода.

Характеристика

персонажей.

61

Писатели и поэты, популярные в 90-е

годы

62

Массовая литература. Женская проза

1

Подгот . сообщение

63

Итоговое сочинение

2

64

Резерв

1

65

Резерв

1

Итого

102

Литература

1. Агеносов В.В. Методическое пособие. Русская литература XX века. 11 класс – М.,

«Дрофа».

2. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II

половины XX века – М., «ВАКО».

3. Савельева Л.И. Словарь-справочник по литературе – издательство Казанского

университета.

4. Лазаренко Г.П. Краткий курс. Русская литература XX века. 11 класс. – М.,

«Дрофа».

5. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики - Брянск, «Курсив».

6. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс –

М., «Просвещение».

7 Болдырева Е.М., Леденёв А.В. Поэзия серебряного века в школе – М., «Дрофа».

8..Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века – М., «Книжная

палата».

9.Я иду на урок литературы. Современная русская литература. 1970-1990-е годы –

М., «Первое сентября».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по немецкому языку 11класс, учебник И.Л. Бим

Данная рабочая программа по немецкому языку    разработана для обучения в 11  классе на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05....

Рабочие программы по русскому языку и литературе для 8-11классов

Рабочие программы по литературе для 8-9 классов составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литерату...

Рабочая программа по русскому языку в 11классе по учебнику Л.А.Чешко

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 11 класса составлена на основе:БУПа 2004 года;федерального компонента государственного образовательного стандарта cреднего (полного)  образования (Пр...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по Русскому языку для 11класса

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта об...

программа по русскому языку 11класс

Данная программа составлена к учебнику И.В. Гусаровой "русский язык 11 класс...

Рабочая программа по русскому языку 11класс 68 часов

По учебнику Л.Н. Рыбченкова,О.М.Александрова,А.Г. Нарушевич......