Главные вкладки

    Конспект урока на тему «Устное народное творчество. Фольклор».
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с марийским фольклором; привить интерес к произведениям устного народного творчества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsp._ur._lit.dlya_att.docx17.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: «Устное народное творчество. Фольклор».

    Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с марийским фольклором; привить интерес к произведениям устного народного творчества.

    Задачи:
    Образовательные: 
    • дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
    Развивающие:
    • Способствовать развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
    Воспитательные:
    • Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
    и чувств.
    • С помощью фольклорных произведений формировать уважение к народному творчеству.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

    Тип урока: урок обобщения изученного.

    Оборудование: выставка книг русских народных и марийских народных сказок, иллюстрации к сказкам, записи на доске.

    Ход урока.
    1 Организационный момент.
    Записи на доске: «Что за прелесть эти сказки!»  А.С. Пушкин.

    Сегодня итоговое занятие по теме “Устное народное творчество. Фольклор”.

    На доске записана тема: «Устное народное творчество. Фольклор».
    – Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
    Давайте  обратимся к
    толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

    Словарная работа.

    Устное- уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

    Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор

    безымянен.

    Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.

    Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
    Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, марийского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.

    - С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.

     - С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

    - Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.


    1. Угадайте жанры фольклора.

    А) И зимой и летом одним цветом. (Елка).

    Круглая, а не месяц; желтая, а не масло; с хвостиком, а не мышь. (Репа).

    (Загадки).

    Б) Иди, дождик, дождичек, пробуравь землицу, дай нам водицу! (Закличка).

    В) Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе пирога.(Приговорка).

    Г) На дворе трава, на траве дрова. (Скороговорка).

    Д) Раз, два, три, четыре, пять –

         Собралась ведьма умирать;

         Черти-то звонят, Ведьмушку хоронать. (Считалка).


    2.— Знаете ли вы малые жанры фольклора? Назовите их.
    Пословицы и поговорки — отражение народной мудрости. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций.
    Поговорка — законченное суждение, а пословица — часть суждения.
    Пословица недаром молвится.
    Глупая речь не пословица.
    Красна речь пословицей.
    — Вспомните несколько пословиц.
    — Употребляете ли вы их в своей речи?
    — Объясните смысл пословиц и поговорок.
    а) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    б) Слово не стрела, а хуже стрелы разит.
    в) Любишь кататься, люби и саночки возить.
    г) С кем поведешься, от того и наберешься.
    д) Не копай другому яму, сам туда попадешь.
    е) Делить шкуру неубитого медведя.

    — Знаете ли вы пословицы на марийском языке?
    — Покажите пантомиму на любую пословицу.


    Физкультминутка. 
    3. Любимый жанр фольклора у детей и взрослых — загадки. Загадками испытывается сообразительность человека.
    — Какие загадки вы приготовили своим товарищам?
    — Какие однокоренные слова можно подобрать к слову загадка? (загадочный, загадать, гадать, гадалка).

    Работа в парах: загадывание загадок.

    4. Еще один популярный жанр фольклора — обряд, который предусматривает правила поведения человека в той или иной ситуации. Обряд связан с предметами, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и в определенном месте. Мы говорили на прошлом уроке об обряде венчания, крещения ребенка.
    — А знаете ли вы об обрядах марийского народа?
    (Сватание невесты (удырым йуктымаш),
    Инсценировка обряда «узыбка»,
    — Есть календарные обряды, поверия. По народным представлениям, на закате плохо браться за новую работу, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому, стричь волосы, ногти. В полдень нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь опасно выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище.
    — Рассказывают ли вам ваши бабушки и дедушки обряды и поверия?

    5. Сказку любят все.
    “Что за прелесть эти сказки!” — писал А.С. Пушкин.
    А что такое сказка? (Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
    — Подберите однокоренные слова к слову “сказка”?
    (Сказать, рассказывать, сказочный, сказочник).

    — Кто автор сказок?
    — Как сказки дошли до нас?
    — Когда сказка вошла в вашу жизнь?
    — Есть ли у вас любимые сказочные герои?

    А теперь поиграем в игру «Лучший знаток народных сказок».
    Конкурсы
    а) Какие знаете сказочные элементы? (присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы)
    б) Кто больше знает сказочные зачины?
    (“Жил да был...”, “Жили-были...”, “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “За тридевять земель, в тридесятом царстве...”, “В старые годы у одного царя было три сына...”.
    в) На какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).
    г) Назовите цели видов сказок.
    Цель волшебных сказок — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.
    Цель сказок о животных — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства человека.
    Задача бытовых сказок — рассказать о необычном происшествии: действие происходит в обычной обстановке, показать пороки людей.

    Приведите примеры из марийского фольклора на все виды сказок («Сереброзубая Пампалче» - волшебная; «Голодный волк» - о животных; «Поп и слуга» - бытовая).

    д) Послушайте сказки. Определите, к какому виду сказок относятся. Чему учат?
    е) Инсценировка сказок по иллюстрациям учебника.
    (“Репка”, “Три медведя”, “Колобок”).
    ж) Подберите постоянные эпитеты

    з) Какие качества человека
    к словам олицетворяют животные:
    девица — красная; лиса — хитрость
    молодец — добрый;  медведь — неуклюжесть
    море — синее;  волк — глупость
    поле — чистое;  заяц — трусость
    тучи — черные;  сова — ум
    лес — дремучий;  сорока — болтливость
    луга — зеленые;  пчела — трудолюбие

    6. Мы говорили о народных сказках. А ведь еще есть сказки, которые писатели написали. Известны сказки А.С. Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова, Л.Толстого. Прежде чем взяться за создание сказки, писатели изучали, как они построены, какими словами написаны. А потом и сами сочиняли. Сказка, у которой есть автор, называется авторской, литературной.
    — Знаете ли вы, кто написал сказки
    “Спящая царевна?” — В. Жуковский
    “Аленький цветочек?” — С. Аксаков
    “Каменный цветок?” — П. Бажов.
    “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?” — А. Пушкин.

     - А вы знаете, что многие сказки А.С.Пушкина переведены на марийский язык?

    7. Итоги урока: Сегодняшний урок был посвящен устному народному творчеству. Все работали очень хорошо. Знакомство со сказками мы продолжим на следующих уроках.  Будем знакомиться с авторскими сказками. С другими жанрами устного народного творчества: народными песнями, былинами, мифами — мы познакомимся в 6—8 классах.

    Домашнее задание (по выбору):

    1. Пересказ любимой сказки

    2. Сочинить сказку.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольная работа по теме "Устное народное творчество" для учащихся 6 класса

    Данную контрольную работу можно провести на уроке контроля знаний после изучения темы "Устное народное творчество" по литературе в 6 классе. Время выполнения - 40 минут....

    Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество"

    Урок проводится в 5 классе по региональному курсу "Писатели Восточной Сибири"...

    Обобщающий урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Устное народное творчество".

    Данный материал представляет собой конспект урока, компьютерную презентацию, карточки для проведения занятия. весь материал полностью готов к использованию....

    Урок-праздник по теме «Устное народное творчество».«Серебряное донце, золотое веретёнце».

    Урок-праздник по теме «Устное народное творчество». «Серебряное донце, золотое веретёнце». Цель:1)проверка полученных знаний по теме «Устное народное творчество», 2) закрепление навыков выразительн...

    Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

    Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...

    Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме: "Устное народное творчество. Предания."

    Презентация предназначена для показа во время прохождения темы по литературе в 7 классе "УНТ. Предания"...