Н.С.Лесков. Конспекты уроков
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Михайлова Светлана Николаевна

Конспекты уроков по книгам Н.С.Лескова "Очарованный странник" и "Леди Макбет Мценского уезда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 План-конспект урока по литературе "Загадка женской души" (по очерку Лескова "Леди Макбет Мценского уезда")


Цель:

  • показать неразрывную связь капитала с преступлением;
  • указать на бунт женской души против мертвящей обстановки купеческого быта;
  • раскрыть трагедию, загадку женской души.

Оборудование: Эпиграф: «Кто начал злом, тот и погрязнет в нём». (Шекспир)

Ход урока

I Актуализация прежних знаний, умений, навыков.

Учитель: Сегодня речь на уроке пойдет о любви, и не просто о любви, а о любви -даре, дарение, любви - страсти. Вы получили на дом задание: выразить своё отношение к этому понятию поэтически и прозаически.

А теперь - прочитайте, что для вас значит такие понятия, как любовь дар - дарение - страсть? Красоту и привлекательность можно определить внешне, а, главное, любовь придает красоту душе. У любящего человека душа очень чистая и светлая. Человек, способный любить по-настоящему, заслуживает очень многого. Недаром говорят, что человека можно оценить по тому, как он умеет любить другого человека. Любовь дарит много радости, любовь окрыляет. Любовь - это золотой запас, она ценней любого богатства. Ради любви многим можно пожертвовать, даже своей жизнью.

Учитель: Любовь - великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное-то, что лишь ею - любовью, живет и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная, Именно о такой любви и пойдет речь в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

2. А какой была Катерина из драмы Островского «Гроза»? В чем сходство и различие с Катериной Измайловой?

Между Екатериной, из драмы Островского «Гроза» и Екатериной Измайловой имеются сходства. Они обе замужем, но совершенно не любят своих мужей, они живут в скуке, в их доме царит серая атмосфера, у них общее желание: убежать от такой мрачной жизни. У них имеются связи на стороне. Они изменяют своим мужьям. Ио в этом у них существует большая разница. Екатерина из драмы Островского «Гроза» очень набожная девушка, по - началу она боится изменять своему мужу, считает это грехом, но все же постепенно это понятие рассеивается. Что же касается Екатерины Измайловой, то она очень решительная, она все сметает на своем пути (она убивает и отца мужа, и самого мужа, и даже ни в чем не повинного племянника мужа). Эта женщина способна на все, лишь бы быть со своим возлюбленным. Она ничего и никого не боится, ни осуждений людей, ни Бога, а ведь убить человека - это большой грех, но она об этом даже не задумывается, она абсолютно ничего не осознает.

3. Наказана ли Катерина Измайлова за свои злодеяния, давайте зачитаем сны (глава 6 (кот, пока - просто кот); глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного)).

Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу (гл.11): «стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались: «Как вы думаете, почему сразу?» (Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная).

Рассуждения о сильных характерах: «Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета» (гл.1). Ваше впечатление от очерка? (высказывание детей).

Как же зародилась любовь - страсть? Слово Катерине Измайловой (пересказ - монолог).

На доске вывешены репродукции И. Глазунова к очерку: обратите внимание на образ Катерины Измайловой. Вы такой ее представляете?

Что послужило причиной страсти? (Посмотрим небольшой инсценированный эпизод) в эпизоде встречается ключевое слово - отгадка, обратите на это внимание (скука).

II Формирование новых понятий.

- Соблюдает ли Катерина одну из божьих заповедей: не прелюбодействуй? 1. (чтение по ролям диалога Катерины с мужем конец 7 главы). Читает учитель: «Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры ее преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья». Как это понимать? Соблюдает ли Катерина божью заповедь: не убить? Может быть, мы найдем оправдание героини (ведь это все ради счастья?).

5. Изменила ли лесковскую героиню каторга?

Ответить на этот вопрос поможет анализ пейзажей. Какой цвет чаще встречается в описании природы? Какова символика пейзажной сцены? (гл.6 сопоставляется с гл.15).

6. Так кто же она, Катерина Измайлова, - страстная натура или больная душа?

Понятие «Страстной натуры» и «Большой души» сочетаются в Екатерине Измайловой практически одинаково. Она - сильная личность, ничего не боится, совершает ужасные убийства, убивает ни в чем не повинного ребенка, который жизни не успел повидать, и все это делалось для того, чтобы быть рядом с Сергеем. Эти действия ничем не могут быть оправданы, да здесь ее можно назвать «Большой душой», она же просто-напросто не понимает, то, что делает, она ничего не боится: ни людей, ни бога, создается такое ощущение, что она лишилась самосознания, она не может остановиться, и из нее «прут» какие-то страшные деяния. Но все это делалось ради любви, она по-настоящему любила Сергея, и на все пошла ради него. Это была настоящая любовь. Все-таки, я считаю, что Катерина «Страстная натура», она всем пожертвовала ради любви. Я считаю, что делала это она потому, что ей настолько наскучила та жизнь с мужем, что жить невозможно стало, и в поисках настоящей любви, и, боязнь ее потерять, она уже на все была способна. Она и жизнью пожертвовала, увидев Сергея с другой, ей стало настолько больно, что она не выдержала и покончила с жизнью.

Вывод: Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой.

Одно верно; основа женской души - да и души человеческой вообще - любовь, о которой так удивительно поведал Ф. И. Тютчев:

Союз души с душой родной.
Их соединение, сочетание,
И роковое их слияние,
И ... поединок роковой.

Свершился суд людской. Нарушен высший нравственный закон, заповедь Божья - «не убей», ибо высшая ценность на земле - это жизнь. Потому так велика глубина нравственного поведения Катерины и Сергея.

Вспомним Тютчева:

Две силы есть - две роковые силы, Всю жизнь свою у них мы под рукой, От колыбельных дней и до могилы; Одна есть смерть, другая - суд людской.

Д/з. сочинение - размышление (на выбор)

1. «Поединок роковой» (драма любви Катерины Измайловой)
2. «Зеркало души - ее деянья». (В. Шекспир).

«Есть счастье праведное, а есть грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное

«. одной из причино является бездуховная, мертвящая пустота провинциальной жизни. Недаром слово «скука» становится у Лескова одним из ключевых при описании жизни Катерины: «Скука непомерная в запертом купеческом тереме с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури... При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровьином доме было самое скучное... Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню... А проснется — опять та же скука, русская скука купеческого дома, от которой, говорят, весело даже удавиться». 
Именно эти условия полнейшего духовного вакуума и тоски привели к тому, что даже такое светлое и чистое чувство, как любовь, превратилось в душе героини в слепую и безудержную «звериную» страсть. 
То, что страсть, вспыхнувшая в душе у Катерины, действительно «звериная», Лесков подчеркивает тем, что в характере героини начало языческое, телесное резко противопоставлено началу духовному. Катерина, хотя она и женщина, обладает огромной физической силой, и Лесков всячески подчеркивает ее «диковинную тяжесть», «телесную чрезмерность». Страсть к Сергею заставляет Катеринину «чрезмерность» развернуться во всю мощь языческой силы, и все темные стороны ее натуры выходят на свободу. Она начинает жить как бы в соответствии со словами Макбета: «Я смею все, что смеет человек. И только зверь на большее способен». 
Поступки Катерины, совершаемые под влиянием страсти и сначала даже не вызывающие особого осуждения, неизбежно ведут ее к провалу в «кромешное зло», к абсолютному противоречию с христианством. Это особенно подчеркивается тем, что убийство Феди — последнее и самое страшное преступление Катерины — она совершает в ночь под праздник Введения Богородицы во храм. 
Катерину не оправдывает даже любовь, ради которой она пошла на убийства, ради которой попала на каторгу, ради которой испытала всю горечь предательства со стороны Сергея и ради которой вместе с собой утопила в ледяной реке свою соперницу Сонетку. Чувство не оправдывает героиню, поскольку то, что ощущает в себе Катерина, нельзя назвать любовью. Это «темная страсть», которая ослепляет человека до того, что он уже не видит разницы между добром и злом, между правдой и ложью. Это; неоднократно подчеркивается Лесковым, который, осуждая свою героиню, не оставляет ей ни малейшего шанса на оправдание в глазах читателя.

 Проблемно-тематический анализ произведения

    Катерина Львовна Измайлова - сильная натура, неординарная личность, мещанка, пытающаяся бороться против поработившего ее мира собственности. Любовь превращает ее в страстную, пылкую натуру. 
     В замужестве Катерина не видела счастья. Дни она проводила в тоске и одиночестве, «от которых весело, говорят, даже удавиться»; ни друзей, ни близких знакомых у нее не было. Прожив с мужем целых, пять лет, судьба так и не подарила им детей, тогда как Катерина видела в младенце средство от постоянной тоски и скуки. 
     «На шестую весну Катерины Львовниного замужества» судьба, наконец, осчастливила героиню, подарив ей, возможность испытать самые нежное и возвышенное чувство – любовь, которое, к сожалению, оказалось для Катерины губительным. 
овь ей было не по силам. Любя Сергея, она не причиняла ему зла, лишь решила уйти из его жизни. 
    Мне кажется, умирая, Катерина в душе испытывала разочарование и огорчение, потому что любовь ей оказалась бесполезной, несчастной, не принесла она людям добра, лишь погубила несколько ни в чем неповинных людей.

.

“Леди Макбет нашего уезда” – под этим заглавием очерк напечатан в журнале “Эпоха” №1 в 1865 году. В очерке отразилось одно из орловских впечатлений Н. С. Лескова.

“Раз одному соседу старику, который зажился за 70 годов и пошёл в летний день отдохнуть под куст черной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч. Я помню, как его хоронили… Ухо у него отвалилось… Потом её на Ильинке палач терзал. Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая”. (“Как я учился праздновать”, из детских воспоминаний Н. С. Лескова)

На основе некоторых собственных наблюдений написаны “острожные” главы очерка.

Как сотрудник журнала “Северная пчела” он посещал тюрьмы (статьи: “Страстная суббота в тюрьме”, “За воротами тюрьмы” и др.)

Вывод

Установка на достоверность, непридуманность материала была для Лескова принципиально значимой.

2. Постановка проблемы

С точки зрения критика Вязмитинова, у простого народа не может быть драмы, а есть только уголовные дела, потому что там нет нравственной борьбы.

Ему возражает доктор Розанов, утверждая, что драматическая борьба есть и у необразованных людей. Но у каждого народа она своя, со своим складом. “В простой, несложной жизни, разумеется, борьба проста, и видны только конечные проявления, входящие в область уголовного дела, но это совсем не значит, что в жизни вовсе нет драмы”.

В самом деле, герои, совершив преступление и оказавшись в драматическом положении, не испытывают мук совести. Поэтому здесь нет подлинной драмы, нет личностного выбора, а есть уголовное дело.

Но у Лескова не случайно так неожиданно и многозначаще встретились в заглавии кондоваяРоссия и Шекспир.

В самом сопоставлении английской леди и мценской купчихи есть признание известного равенства двух героинь.

3.  Сопоставление

Леди Макбет и Екатерина Измайлова

(домашнее задание группе уч-ся дается заранее)

Вывод

В “Леди Макбет Мценского уезда” показана русская драма, созревшая на почве купеческого быта, патриархального, косного, неподвижного.

“Скука”, “тоска” - эти слова повторяются много раз при описании сонного, сытого, изобильного купеческого подворья, создавая ощущение гнета, давящей монотонности, несвободы.

Живая человеческая душа, как бы ни были ничтожны её духовные запросы, не может примириться с мертвым укладом.

4. Работа с текстом

Анализ содержания и составление цитатного плана очерка.

История Екатерины Измайловой. Какой она была до замужества?

А Сергей? Какой он?

“Всем вор взял – что ростом, что лицом, что красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он ее, подлец, улестит, и улестит и до греха доведет!”

И вот вспыхнула любовь-страсть, которая становится единственным содержанием жизни.

И личная свобода становится свободой от нравственности

“Но не вся дорога идет скатертью, бывают и перебоинки”

Чтение фрагментов текста

Гл. 5 “Поел Борис Тимофеевич на ночь грибков с кашицей…”

Гл. 7 Разговор с Сергеем “Я с тобой, друг мой сердечный, живая не расстанусь”

Гл.8  “Ну вот, ты теперь и купец!”

Гл.11 “Младенец лежал повержен на ложе, а они вдвоем душили его”

Гл. 13 “Штемпелеванный дружок Катерины Львовны стал до неё очень неласков”

“Как мы с тобой погуливали, осенние долгие ночи просиживали, лютой смертью людей с бела света спроваживали…”

Гл.15 “Прокляни день твоего рождения и умри”

5. Вспомните еще одну героиню литературного произведения, которая принадлежит тому же социально-бытовому укладу и которая также вступает с ним в непримиримый конфликт.

Сопоставьте характеры Катерины Кабановой и Екатерины Измайловой (Домашнее задание группе уч-ся дается заранее)

Вывод

Сильный женский характер у Лескова ни в коей мере не является “лучом света в темном царстве” и его художественное воплощение могло бы удовлетворить Д. Писарева, в свое время выступившего с резкой критикой “Грозы” в статье “Мотивы русской драмы”. По его мнению, от мрака и невежества не может родиться ничего светлого.

В. Кулешов утверждает: “Одним из блистательнейших произведений Лескова по праву считается “Леди Макбет Мценского уезда”. Захватывающе интересен её сюжет.

Но нет нужды подгонять её под Катерину из “Грозы” Островского”.

Коварная мценская купчиха не только борется за право любить того, кто ей нравится, но и вся - плоть от плоти “темного царства”, смесь праведницы и грешницы. Это не жалостливая повесть о напрасно загубленной жизни. Перед нами дикий разгул страсти, устраняющий с пути все препятствия.

И Зиновий Борисыч, муж, задушен, и Борис Тимофеич, свекор, грибками с кашицей отравлен, и маленький Федя убран с пути, чтоб не делить наследства, и Сонетку-разлучницу Екатерина за собой на дно потащила с арестантской баржи.

Нет, слишком было бы несправедливо выравнивать этот зловещий, необузданный характер даже по мерке Настасьи Филипповны из Достоевского.

6. Подведение итогов урока

Леди Макбет Мценского уезда повесть

Лесков указывает точное время и место написания повести: «26 ноября 1864 г. Киев». 

Опубликована впервые в № 1 журнала «Эпоха» за 1865 год под названием «Леди Макбет нашего уезда». Окончательное название получила в публикации 1867 года (в сборнике произведений Н. С. Лескова). 

Первоначально произведение представляло собой очерк из серии женских портретов, задуманной в конце 1864 года. В письме к Н. Н. Страхову, сотруднику и критику журнала «Эпоха», 7 декабря 1864 года Н. Лесков пишет: «"Леди Макбет нашего уезда" составляет 1-й номер серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частично волжской) местности. Всех таких очерков я предполагаю написать двенадцать...» 

В отношении остальных очерков замысел написания так и остался неосуществленным. 

Что касается «Леди Макбет...», то из очерка, по первоначальному замыслу «местного» характера, это произведение при его создании выросло до художественного шедевра мирового значения. 

Катерина Измайлова — «злодейка поневоле», а не по субъективным данным, убийца не по рождению, а по обстоятельствам окружающей ее жизни. (Данный материал поможет Вам к подготовке и сдаче ЕГЭ 2012 по литературе и русскому языку, а также грамотно написать сочинение на тему и по теме Леди Макбет Мценского уезда повесть. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Оказавшись рабыней собственных чувств, Катерина последовательно преодолевает целый ряд препятствий, каждое из которых представляется ей последним на пути к полному освобождению и счастью. Настойчивость, с которой героиня пытается подчинить своей воле обстоятельства, свидетельствует о незаурядности и силе ее характера. Она не останавливается ни перед чем, идет до конца в своей страшной и, главное, бесполезной борьбе и погибает, лишь полностью исчерпав недюжинный запас духовных и жизненных сил, отпущенных ей природой. 

Лесков легкой самоиронией, выраженной в названии повести, как бы указывает на перевод шекспировского характера в более «низкую» социальную сферу. 

Вместе с тем самоирония — это сознательно используемая писателем, чисто лесковская черта социальной сатиры, придающая ей оригинальную окраску в рамках гоголевского направления русской литературы. 

Пихтёрь — большая плетеная корзина раструбом для носки сена и другого корма скоту. 

Оброчный бурмистр — староста из крестьян, поставленный помещиком для сбора оброка. 

Ясмен сокол — удалой молодец. 

Киса — кожаный затягивающийся мешок, мошна. 

Патерик — сборник житий преподобных отцов. 

Престол — престольный, или храмовый, праздник — день памяти события или «святого», во имя которого сооружен данный храм. 

Форшляг (нем.) — небольшая мелодическая фигура (из одного или нескольких звуков), украшающая мелодию, трель. Вместный — общий. 

Иов — библейский праведник, безропотно переносивший ниспосланные ему богом испытания. 

«За окном в тени мелькает...» — не вполне точно переданный отрывок из стихотворения Я. П. Полонского «Вызов», в подлиннике — не «полой», а «плащом». 



Предварительный просмотр:

                    Конспект урока по литературе в 10 классе:

   

Тема урока: Иван Флягин -  правдоискатель ( по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»).

Цель урока: понять, кто такой праведник, рассмотреть основные    

                      эпизоды жизни И.С. Флягина, увидеть, как герой  

                      становится праведником.

                                        Задачи урока.

Образовательные задачи:

     - раскрыть смысл понятия «праведник»;

     - проследить эволюцию героя от крепостного форейтора

       к «очарованности» и праведности;

     - раскрыть смысл названия повести.  

Развивающие задачи:

     - совершенствовать монологическую речь учащихся;

     - развивать умение находить художественные средства

        выразительности, определять их роль;

     - совершенствовать умение создавать собственные

        высказывания (формулировать выводы);

     - развивать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные задачи:

     - формировать у учащихся нравственные качества личности,

        взгляды и убеждения;

     - воспитывать внимательное, бережное отношение

       к родному слову.

Приемы работы:

     - слово учителя;

     - беседа по вопросам;

     - составление таблицы

     - выразительное чтение.

Формы работы:

     - коллективная:

     - индивидуальная:

     - работа по группам

 ХОД УРОКА

Сегодня мы продолжаем работу над повестью Н.С.Лескова «Очарованный странник».

Однажды у Лескова произошел спор с писателем 19 в. А.Ф. Писемским.

Писемский утверждал, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости» не видно.

Такое признание друга и собрата по перу поразило Н.С. Лескова: «Как, неужели, в самом деле не видать ничего, кроме дряни ?».

Нет, есть все доброе и хорошее, что когда- либо замечал художественный

глаз писателя.

С чьей точки зрения вы согласны ?

Чтобы опровергнуть мнение Писемского, Н.С. Лесков задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином : он пошел искать праведных, пошел с обетом не успокоиться до тех пор, пока не найдет хоть небольшое количество праведных.

Так и возникают очерки, рассказы, повести, в которых Лесков опровергает утверждение Писемского.

Дети сами формулируют цель урока

Разберемся с понятиями


Очарованный - тот, кого околдовали.


Странник - человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.


Праведник - 1. Верующий человек, который живёт праведной жизнью.


2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали.

- Каков смысл слова праведник ?

- Кого называют праведниками ?

(Человек с чистой совестью и душой, проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственности, красоты и справедливости, праведно живущий – ДАЛЬ)

УШАКОВ : человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям, человек в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий.

Я выстроила смысловые ассоциации со словом праведник.

Согласны ли со мной ?

Праведник : правда, добро, бескорыстие, честность, самопожертвование, скромность, душевность, человечность, отзывчивость, святость.

- Возможно ли праведничество в наши дни ?

Да, возможно. Обращение к теме праведничества еще более важно и актуально сегодня, в наши дни, время смешения добра и зла, когда дурные поступки часто уже не воспринимаются как грех, порок, аномалия.

- Знаете ли вы людей, которых можно назвать праведниками ? 4.Диспут «Положительный или отрицательный герой Флягин»

 Наша задача - проанализировать повесть «Очарованный странник» и выделить те черты русского национального характера, которые заметил и отразил сам автор, причём как положительные, так и отрицательные


Учитель: ХАРАКТЕР в психологии определяется как совокупность качеств человека.

В художественном произведении ХАРАКТЕР рисуется автором и является основой образа. Средства создания характера героя:

Ученик:

  • Портрет
  • Речь
  • Действия
  • Взаимоотношения с другими персонажами
  • Сон
  • Внутренние монологи

Давайте обратимся к главному герою.

- При каких обстоятельствах происходит знакомство с героем Н.С. Лескова ?

- Найдите описание внешности Ивана Флягина.

 Каким рисует Лесков своего героя.

Прокомментируйте (Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Флягина с легендарным богатырем с И. Муромцем. Это исполинская физическая сила и мощь, мы видим в нем типического простодушного доброго русского богатыря. Хотя перед нами лишь описание внешности, нам представляется вся широта души этого человека)

Внешний вид не соотносится с его образом жизни.

А каким вы представляете его?

Что вы можете сказать об имени, отчестве, фамилии Ивана Северьяновича Флягина?

(Имя Иван сближает его с Иваном- дураком, Иваном- царевичем, которые проходят через разные испытания. Отчество Северьянович в переводе с латинского означает «суровый» и отражает определенную сторону характера.

Фамилия указывает, с одной стороны, на склонность к загульному образу жизни, но, с другой стороны, напоминает о библейском образе человека как сосуда, а праведника- как чистого сосуда Божьего).

Таким образом, имя, отчество, фамилия героя оказываются значимыми.

Что узнаем о его происхождении ?

(объявляется молитвенным сыном у матери, которого она обещала Богу :

«от родительницы своей…». С самого рождения предназначен для служения Богу ).

Чем занимается герой в начале повести ?

Итак, перед нами в начале повести крепостной форейтор.

Каков же он, крепостной форейтор, Голован – добрый или злой человек ?

(Чувства Флягина в этот период еще не развиты, первобытны, инстинктивны.

Бессознательная потребность деятельности толкает его на самые противоположные поступки: рядом оказываются убийство монаха и спасение господ).

О чем сообщает ему монах, являясь ему в видении ?

(требует выполнить обещание матери и пойти в монастырь. Но герой уклоняется от своего предназначения и потому наказывается, принимает тяжелые испытания. Монах предсказывает его судьбу : будешь ты погибать…).

Какова была причина, побудившая его к долгому странничеству ?

(Иван Флягин не мог избавиться от заклятья убитого им монаха, т.к. это наказание за совершенный грех убийства. Предсказание стало судьбой героя:

«…и оттого пошел он от одной стражбы к другой, все более и более претерпевая , но нигде не погиб».

Перед И.Флягиным, как и перед любым богатырем, стоит выбор дороги:

куда пойти ?                                                                    

Русский сказочный, былинный, реальный странник рано или поздно оказывается на распутье.                                              

Перед И. Флягиным- бесконечная дорога, пройдя которую, он испытает все, что предначертано ему судьбой. А суждены ему страшные испытания, страдания.

Рассмотрим, что пришлось испытать на своем пути И.Флягину, в этом нам поможет групповая работа

2.  Чем занимался Иван Северьянович?


3. Сам ли он выбрал своё призвание?


4. Как крепостное право повлияло на формирование судьбы Флягина?


5. Однажды Иван Северьянович, будучи маленьким, послужил причиной смерти монаха, и этот монах пришёл к нему во сне и сказал, что мама обещала его при рождении Богу. Но Иван Северьянович не поверил сну и не был готов идти в монастырь. И было ему предсказание, что много раз он будет на краю смерти, но не погибнет, пока не придёт в монастырь.
Итак, как дальше сложилась его судьба, и какие черты характера были сформированы.


- чтение отрывка из 2 главы

. Иван Флягин попадает на службу к барину

Слово 1-й группе – Рассказ о службе в няньках.

- Как озаглавили эпизод ?

- Почему барин принимает Флягина на эту необычную службу ?

(Нет ничего, что бы он не умел делать, даже поляк говорит : «Ведь ты русский человек. Русский человек со всем справится»).

- Каково отношение Ивана к ребенку ?

- Почему отдает ребенка ?

- Как проявляется характер героя в этом эпизоде ?

- Какие черты характера проявляются в этом эпизоде ?

(любовь к детям, природная доброта, за внешней грубостью и жестокостью скрыта в И.С. огромная доброта. Мы узнаем эту черту, когда он становится нянькой. Он по- настоящему привязался к девочке, за которой ухаживал, в обращении с ней он нежен, заботлив)

Впервые герой испытывает сострадание и привязанность, впервые под влиянием мгновенного озарения проникает в чувства матери, и невольно оказавшись замешанным в сложную человеческую судьбу, впервые принимает решение не в свою пользу, а в пользу страдающего человека.

Путь героя продолжается. Флягин попадает на Пензенскую ярмарку.

Что происходит с героем здесь ?

Какие испытания преподнесла ему судьба ?


6. Какие же черты характера проявил Иван Северьянович в этом эпизоде?


Смелость, отвага, умение быстро принимать решение.
- чтение отрывка из 4 главы.

Слово 2-й группе- Битва с татарином. Наперепоп.

- В чем смысл этого эпизода в сюжетной структуре повести ?

- Какова истинная причина, заставившая И.Флягина решиться на мучительный поединок с татарином ?

- Какие новые свойства личности открываются в этом эпизоде ?

(гордость, слепой азарт, совестливость, любовь к животным, демонстрирует удаль, безрассудное удальство)

-  Какие Х.С.В. использует автор, чтобы подчеркнуть особую живописность и поэтичность описания ?      

 (причиной многих поступков Флягина  была огромная природная сила, которая «так живчиком и переливается» по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки.

Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Флягина не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда- нибудь ему придется его искупить.

Удальство и свобода чувств Флягина не знает границ. В этом эпизаде он демонстрирует свою удаль, когда сечет татарина.

Не чужд и красоте.

Скорее, он не столько понимает, сколько чувствует. Очень привязан к лошади. Ярко и живописно описывает лошадь: «Кобылица была, точно дивная…»

Говорит как- будто поэт, художник в душе. Из-за безрассудного удальства попадает в плен к татарам.


7. Что послужило причиной того, что Иван Северьянович стал разбойником?


8. Как можно прокомментировать поступок героя? Непримиримость, поддаётся чужому влиянию.


9.  Что можно сказать о герое?


Импульсивный, азартный, умеет приспособиться к любой жизненной ситуации, не унывает.


- чтение отрывка из 9 главы.


10. Как характеризуется герой в данном эпизоде? Свободолюбие, находчивость.


Обретя свободу, Иван Северьянович работает на рынке, помогая подбирать лошадей покупателям. Один князь предложил ему служить конэсером.


- чтение отрывка из 10 - 18 глав.


11. Как себя ведёт Флягин, общаясь с хозяином? Непринуждённо, без страха.


-чтение

 13

 главы.


12. Умеет ли Иван Северьянович ценить женскую красоту? В чём отличие его оценки и оценки князя?


Умеет искренне ценить красоту, не измерять её деньгами, сострадать, служит причиной смерти цыганки.


После трагической смерти цыганки, причиной которой невольно послужил Иван Северьянович, он решил сдаться властям. Но по пути встречает пожилую семейную пару, у которых забирают в солдаты единственного сына. Флягин решил идти вместо него, пожалев стариков.


- чтение отрывков из 19 главы.


13. Как себя ведёт герой, попав на войну?


14. Почему он признаётся в убийстве?


Смелый, отчаянный, способный на самопожертвование.


6.  Подведение итогов.


Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось, какие черты характера русского человека нам
удалось выделить
1. Человек огромного роста с открытым лицом, интересный, лет за
50,богатырь, человек, много видевший. Смелый, отважный, умеет быстро                            
принимать решение . Умеет приспособиться к любой жизненной ситуации, не унывает. Свободолюбие, находчивость. Непринуждённость, бесстрашие. Способен на

самопожертвование.  

                                            
2. Поддаётся чужому влиянию. Импульсивный, азартный. Уходит в запои,
послужил причиной гибели нескольких людей. Непримиримый.

Слово 3-й группе- Жизнь в плену.

- Чем отличается рассказ о жизни в плену от других рассказов героя ?

- Какие чувства впервые испытывает герой, оказавшись в условиях чуждого быта и чуждой природы ?

- Какие черты характера проявляются в этом эпизоде ?

(тяга к свободе, любовь к родине)

Вывод: Видим как в плену он начинает испытывать тоску по Родине, он говорит:» домой хочется, тоска сделалась… Пейзаж помогает почувствовать особенность восприятия мира героем, его душевное состояние. И хотя он прожил в плену 10 лет, его тянуло на Родину.

Он за это время так и не сумел привыкнуть к степям. Он убегает из плена, как только у него появилась такая возможность.

Как все богатыри, И. Флягин горячо любит свою Родину.

- Что для русского человека всегда имеет большое значение ?

(Вера. Поэтому Флягин так мучается среди чужаков в плену. Среди ночи он «выползал потихоньку за ставку и начинал молиться. Так молишься- говорит Флягин- что даже снег под коленками протает и где слезы паджали- утром травку увидишь»  

Только любовь к Родине, к Богу, христианское смирение спасают Ивана от гибели.

- Возвращение на Родину. Слово 4-й группе

- Как складывается судьба героя, впервые получившего «законную бумагу» и почувствовавшего себя свободным человеком ?

(Идет на службу к князю и занимается любимым делом- он конэсер.

«нет, Иван, служи у меня. Тоскует, чувствует себя никому не нужным, не может себя найти, одинок в этом мире».  

- Какая беда приключилась с Иваном Флягиным ?

(неожиданное обретение свободы оборачивается новыми испытаниями: герой постепенно втягивается в то привычное, повседневное пьянство, которое уже стало бичом России. Только случайность спасает его от гибели).

- Что помогло ему избавиться от пагубной страсти ?

( рассказчик наивно убежден, что от горькой беды его освобождает колдовская сила магнетизера. При всей комической несообразности лечения Флягина от запоя магнетизер освобождает Флягина от запойной страсти, открыв ему «красу природы совершенство»).

Перед какими новыми испытаниями ставит автор своего героя.

Слово 5-й группе - Испытание любовью.

- Описание Груши.

- Почему Флягин убивает Грушу ?

- Готов ответить за убийство Груши ?

(он помогает Груше совершить самоубийство, т.к. понимает, что дальнейшая ее жизнь превратится в ад. Ответственность за это преступление И.Флягин берет на себя. Он готов ответить за свой поступок и искупить его.

- Какие черты характера проявляются в этом эпизоде ?

Вывод: Благодаря встрече с цыганкой Грушей, герой, для которого не было на свете ничего выше красоты и совершенства лошади, открывает колдовскую силу женской красоты над человеческой душой.Познает красоту, женская красота его очаровывает.

Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества. Сам герой осознает, что любовь к Груше внутренне переродила его. Мы видим здесь, что Иван может понимать, любить и сочувствовать. Он готов пойти на преступление, чтобы спасти ее душу.

Ответственность за преступление берет на себя, готов ответить за свой поступок и искупить его.

Иное отношение к чужой смерти и к своей вине за нее появляется тогда, когда герой духовно дорастает до личной ответственности перед другими людьми.  

- Что меняется в жизни и судьбе героя после смерти любимой Грушеньки ?

   (Иван очень сильно переживал гибель Груши. После смерти цыганки бредет неизвестно куда, погруженный в думы, как бы ему постраждовать.

На пути он встречает старика и старуху и идет вместо их сына 15 лет воевать на Кавказе. За военные подвиги его представляют к награде, производят в офицеры. Но Иван все равно недоволен собой. Ему не дает покоя голос совести. Он становится одержим идеей самопожертвования, ему «за народ очень помереть хочется»- это символизирует главное свойство русского человека : готовность пострадать за других, умереть за Родину» )

- Каким видим героя в конце повести ?

(в конце повести Иван оправдан, очищен от грехов Он стал послушником, как и предрекал умирающий монах. Происходит постепенное очищение души героя, он обретает народную мудрость.

Настало время подводить итоги нашей работы.

- Почему И.Флягина можно назвать праведником ?

И.Ф. проходит путь от греха к покаянию и искуплению вины. Отказался от эгоистических побуждений .полностью посвящает себя людям. Ему присущи такие черты как: широта натуры, готовность заступиться за обиженных, чувство сострадания, патриотизм – черты, отражающие светлые стороны народного характера.

Через сострадания и помощь людям он духовно совершенствуется.

- Каков смысл названия повести ?

Странник – тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни.

Жизнь для Флягина – чудо, очарование. Он очарован многообразием жизненных проявлений, ситуаций, участником которых он стал : это его интерес ко всему живому, привязанность к ребенку, восхищение мужеством и духовной силой татар в поединке, очарование красотой женщины, выполнение своего высшего предназначения в приобщении к Богу.

- Ваше отношение к герою ?

Вывод: в «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах жизни тип «русского праведника».

Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят, творят добро для самого добра.

 

Таким образом, Н.С.Лесков в своей повести «Очарованный странник» через образ русского крепостного человека Ивана Флягина показал нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность прийти на помощь нуждающимся, любовь к своему народу. Родине. Это основные черты русского национального характера.

-ЗАДАНИЕ:

Написать мини - сочинение: «Нужны ли праведники сегодня ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

конспект урока литературы "Н. С. ЛЕСКОВ «ЧЕЛОВЕК НА ЧАСАХ»".

Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы....

Конспект урока литературы в 7 классе "Н.С. Лесков "Левша""

Конспект урока литературы в 7 классе "Н.С. Лесков "Левша""...

Конспект урока "Лесков"

6 класс литература...